Основные направления развития системы сбыта в условиях реформирования экономики
С переориентацией России на рыночную экономику, создание системы сбыта продукции, создание системы сбыта продукции, которая заменит существующую в стране государственную структуру распределения, становиться чрезвычайно важной проблемой. В экономике западных стран все вопросы, связанные с реализацией готовой продукции остаются главенствующими. Например, в США доля экономической активности, приходящейся на сферу сбыта, составляет от 20 до 30%, кроме того, эффективная система реализации продукции позволяет существенно влиять на производственную деятельность предприятий и качество выпускаемой продукции. Опыт России, безусловно уникален и отражает особенности, присущие исключительно Российской экономике, но тем не менее некоторый опыт может быть использован из сравнения с западной практикой. Даже в некоторых случаях российской экономики происходит снижение экономического потенциала, такие отрасли, как оптовая и розничная торговля имеют стабильную тенденцию к росту. Эти отрасли народного хозяйства являются исключительно важными для экономики страны, так как именно они позволяют российским производителям ориентировать транспортирование, продвижение товара на рынок и др. Мировые тенденции показывают, что в сфере бытовой деятельности ориентация на собственную продукцию сменит ориентацию на ее покупателей. Это вызвано увеличением доли рынка покупателей при макросегментации национального рынка, так и изменением условий в рыночной экономике, усиливающейся конкуренции и ростом предложения. Результативность сбытовой деятельности в существенной мере зависит от формы собственности. Она может быть активной или пассивной. В первом случае важнейшую роль играет продавец, во втором покупатель. При этом необходимо подчеркнуть, что важным моментом выступает обеспечение координации работ в среде сбыта. Суть ее в том, чтобы сбытовая активность была согласованна с нуждами и запросами клиента, а также с деятельностью фирмы таких направлениях как, производство, освоение новой продукции, логистика. Необходима и координация всех отделов предприятия, выполняющих сбытовые функции.
При формировании цивилизованного рынка макроэкономические стабилизации теряют свою результативность, если они не сопровождаются созданием механизма взаимодействия производства потребления, адекватной маркетинговой системой управления, созданием регулярного рынка, коммерчискими структурами в сфере сбыта, потому что, последние представляют более выгодные условия, как оплаты, так и лучшее качество работы. Западный опыт в вопросах сбыта продукции показывает что, чем больше процесс принятия решения децентрализован, тем лучше. Именно оптовый продавец на местном рынке должен принимать решения, что и в каком количестве продавать. В такой огромной и разнообразной стране, как Россия, централизованный сбыт вообще не возможен, так как для того, чтобы работать эффективно, необходимо принимать много разноплановых решений и иметь для этого много информации. Наиболее важным уроком, который можно извлечь из сравнения сферы сбыта России и Запада, является то, что западный опыт в области оптовой и особенно розничной торговли может быть с успехом применен в России, так существует огромный неудовлетворенный спрос на широкий круг потребительских товаров и в то же время, недостаточно использован существующий производственный потенциал страны. После свертывания государственной сети предприятий, занимающихся сбытом готовой продукции, появилось большое количество предпринимателей, предлагающие услуги в таких важных областях сбыта продукции, как складирование товара, управление запасами, маркетинг, производственные мощности для выпуска необходимых потребителю товаров.
Рост сферы оптовой и розничной системы представляется особенно важным в сфере того, что происходит в странах Запада, где количество предприятий оптовой и розничной торговли немного превышает существующий в России уровень. Например, в США на одно предприятие розничной торговли приходится 122 человека, в Японии – 69 человек, в Южной Корее – 42 человека. Для сравнения в России и странах СНГ на каждые 400 человек приходится магазин или кисок[3]. Разница будет более очевидной в системе оптовой торговли. В США одна оптовая база приходиться на каждые 564 человека, в Бразилии 2864 человека, в Японии на 287 человек. В России и странах СНГ существует одн оптовое предприятие на 173.400 человек. Такая малая обеспеченность сетью точек оптовой и розничной торговли представляет неплохой шанс для российской экономики формировать рынок оптовой и розничной торговли, исходя из интересов России и с учетом существующей практики развития данной сферы в экономики Западных стран. Наряду с этим, следует отметить, что государственные и коммерческие структуры розничной торговли, среди которых проводилось ориентирование, предпочитают иметь дело с частными организациями. Регулируемый рынок характеризуется сочетанием рыночных и плановых элементов. Существуют две концепции плана и рынка. Первая связана с необходимостью дополнения плановыми элементами рыночного механизма. Наиболее лаконично данный подход выражен в формуле В. Ойкена «Конкуренция – на сколько возможно, планирование – на сколько необходимо». При этом практические задачи планирования определяются двумя обстоятельствами: с одной стороны, ограниченностью природных ресурсов, а с другой – растущей социальной напряженностью, связанной с усилием дифференциации доходов между имущими и неимущими классами. На рубеже 70-80-х годов происходит изменение взглядов на проблему соотношения плана и рынка, нашло свое отражение в переходе от доктрины «экономики спроса» к концепции «экономики предложения», в изменении плановой и социальной политики государства, в выработке новых моделей инвестиционной и бюджетной политики. Главные изменения касаются прежде всего задач плана. Если прежде, его необходимость определялась ограниченностью ресурсов, то в настоящее время упор делается на планирование внедрения новых знаний. В настоящее время существует две модели управляемой рыночной экономики. Во-первых, устранение негативных последствий функционирования рынка и поддержание «заходящих» отраслей (американско-европейская модель). Вторая модель предполагает главной задачей плана (наряду, естественно с решением социальных проблем) создание новых производств, основанных на новейших технологиях, т.е. направление значительной части государственного бюджета на создание «восходящих» отраслей (опыт Японии). Выражаясь иначе, эти модели, с точки зрения пространства, и времени, отводят разные места соотношения плана и рынка. Первая ставит план после рынка, вторая – перед ним.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|