Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Изучение характерных особенностей и жизненных форм древесных растений и возрастных этапов их онтогенеза




Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент образования, научно-технологической политики и

рыбохозяйственного комплекса

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия»

 

Кафедра лесоводство и лесозащита

 

Дендрология с основами лесной ботаники

(дендрология)

Учебно-методическое пособие

по подготовке к лабораторным занятиям для студентов

направления 35. 03. 01 - Лесное дело

 

 

Нижний Новгород

 

 

Составители: старшие преподаватель Мариничева Т. В., к. с. -х. н., доцент Мариничев Е. А., к. б. н., доцент Клишина Л. И., старшие преподаватели Абрамова Н. И.

 

УДК 630. 16

Дендрология с основами лесной ботаники (дендрология): Учебно-методическое пособие по подготовке к лабораторным занятиям для студентов по направлению 35. 03. 01 – Лесное дело / к. с. -х. н., доцент Мариничев Е. А., к. б. н., доцент Клишина Л. И., старшие преподаватели Абрамова Н. И., Мариничева Т. В. - Н. Новгород: НГСХА, 2021. – 105 с.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению 35. 03. 01 – Лесное дело, изучающих дисциплину «Дендрология с основой лесной ботаники». Приведены варианты лабораторных заданий, при решении которых студенты должны освоить по основным травянистым и древесным видам морфологию листьев, ботаническую систематику, характеристику видов, русские и латинские названия видов.

 

Печатается по решению методического совета НГСХА.

 

Рецензент:

заведующий кафедрой лесных культур, д. с. -х. н., профессор В. П. Бессчетнов

 

© Нижегородская государственная

сельскохозяйственная академия, 2021


ПРЕДИСЛОВИЕ

Дендрология - раздел общей биологии, изучающий древесные растения, их внешнее и внутреннее строение, таксономическое положение, внутривидовую изменчивость и филогенез, физиологию, экологию, географическое распространение и хозяйственное значение.

Значение дендрологии в системе прикладных наук связано с запросами лесного хозяйства, зеленого строительства и защитного лесоразведения. Особенно значение дендрологии возросло в последние годы в связи с необходимостью сохранения биологического разнообразия на планете и сохранения лесов.

Бакалавр лесного дела должен знать дендрологию как базовую дисциплину лесоведения, лесных культур и мелиораций, лесной селекции и генетики и декоративного древоводства в объеме, необходимом для решения производственных, проектных и исследовательских задач. Для этого ему необходимы знания морфологии древесных растений, их внутривидовой изменчивости, экологии и географии. Он должен свободно различать виды и формы древесных растений в облиственном и безлистном состоянии по общему виду (габитусу) кроны, по коре стволов и ветвей, по строению цветков, шишек, плодов, семян и всходов.

Предлагаемый курс лабораторных занятий направлен на закрепление знаний студентов по дендрологии. Они содействуют успешному усвоению студентами наиболее существенных программных вопросов курса. В процессе выполнения лабораторных работ студенты знакомятся с особенностями анатомического и морфологического строения древесных растений, их разнообразием, онтогенезом, распространением.

Результаты лабораторных работ заносятся в рабочую тетрадь. При оформлении лабораторного занятия указывается: дата, название темы и цель работы.

Одним из эффективных методов познания является биологический рисунок, он способствует лучшему усвоению материала, развивает внимание и наблюдательность. Кроме того, рисунок - это способ изучения и фиксации новых научных данных. Сдача отчетов по лабораторным работам является обязательным условием для допуска к экзамену.

Бакалавр по направлению подготовки 35. 03. 01 – Лесное дело в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по данному направлению, при изучении дисциплины «Дендрология» должен обладать следующими компетенциями: ОПК-4 обладанием базовыми знаниями роли основных компонентов лесных и урбоэкосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы в формировании устойчивых, высокопродуктивных лесов, ОПК-5 обладанием базовыми знаниями систематики, анатомии, морфологии, физиологии и воспроизводства, географического распространения, закономерности онтогенеза и экологии представителей основных таксонов лесных растений, ОПК-13 умением использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, не истощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средо-образующих, водо-охранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.

 

 


Перечень лабораторных работ

  стр.
1. Изучение характерных особенностей и жизненных форм древесных растений и возрастных этапов их онтогенеза
2. Изучение природных зон и ареалов главнейших лесообразователей России
3. Морфологические признаки древесных растений
4. Определение древесных растений по определителям. Отработка методики работы с определителями
5. Характеристика голосеменных растений. Сравнительная характеристика наиболее распространенных родов семейства сосновые
6. Изучение морфологических особенностей представителей родов пихта, псевдотсуга и ель
7. Изучение основных представителей родов лиственница и сосна
8. Изучение основных представителей семейств кипарисовые - Cupressaceae и тисовые -Тахасеае. Изучение видов семейства кипарисовые - Cupressaceae
9. Сравнительная характеристика растений отдела Голосеменные
10. Покрытосеменные древесные растения. Изучение видов семейства ильмовые - Ulmaceae
11. Изучение основных видов семейства буковые - Fagaceae
12. Изучение основных видов семейства березовые - Betulaceae
13. Изучение некоторых видов семейства ореховые - Juglandaceae
14. Характерные отличия родов семейства ивовые - Salicaceae и основных видов рода ива - Salix
15. Изучение основных видов рода тополь - Populus
16. Изучение некоторых видов семейства липовые - Tiliaceae
17. Изучение некоторых представителей семейств розовые - Rosaceae и бобовые - Fabaceae
18. Изучение представителей семейств кленовые - Асегасеае и конскокаштановые - Hippocastanaceae
19. Изучение некоторых видов семейства маслиновые - Oleaceae
20. Сравнительная характеристика растений отдела покрытосеменные
21. Изучение древесных растений Красной книги России и Нижегородской области
22. Декоративные формы и сорта древесных растений
23. Интродуценты в лесном хозяйстве, полезащитном лесоразведении и озеленении

 


Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение характерных особенностей и жизненных форм древесных растений и возрастных этапов их онтогенеза

Цель: расширение знаний о многообразии древесных растений и их жизненных формах, онтогенезе.

Задание: самостоятельное описание жизненных форм и возрастных этапов онтогенеза древесных растений. Обработка методики определения типов ветвления, учета порядков ветвления у древесных растений. Установление внепочечной жизни листьев у вечнозеленых видов.

Материалы и оборудование: 1) онтогенетический гербарий (фото) 2) скальпель; 3) лупы 4) пинцет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...