Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Научно-теоретические основы воспитательных технологий




Содержание

 

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы воспитательных технологий

Понятие и классификация воспитательных технологий

Основные воспитательные технологии

Глава 2. Использование современных воспитательных технологий в средней школе

Краткая характеристика МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска

Влияние использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе на примере МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска

Заключение

Список литературы

 


Введение

В последние десятилетия в России произошли глобальные изменения в области политики и экономики, науки и техники. Не могли они не коснуться и системы образования. Произошедшие реформы были направлены на усовершенствование и модернизацию образовательного процесса, ликвидацию отставания в структуре управления системой образования, в частности, с точки зрения использования образовательных инновационных технологий.

Процветание страны невозможно без обновления системы образования. Приоритетные направления преобразований:

это новые стандарты, в основе которых - ключевые компетенции, которые обеспечивают личностную, социальную и профессиональную успешность выпускника школы;

это новыетехнологииобучения, направленные на развитие самостоятельности, навыков работы в сотрудничестве, исследовательских и проектировочных умений, информационной компетентности;

это новые ценности образования- умение уважать других людей, гражданская ответственность, глобальное мышление, активная жизненная позиция.

Только организуя совместную деятельность с ребенком, педагог может способствовать установлению его позитивного отношения к миру, к самому себе. В воспитании будущее принадлежит технологиям совместной деятельности.

В свете таких перемен учителю необходимо владеть технологиями развития критического мышления, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения. Ученые пишут объемные исследования о путях изменения характера обучения, о возможных способах превращения школьной рутины в увлекательный процесс.

Актуальность данной работы определяется важностью грамотного применения современных воспитательных технологий в средней школе.

Цель данной работы - изучение влияния использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе на примере МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска.

Объектом данного исследования являются ученики 10 «А» и 10 «Б» классов МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска.

Предмет данного исследования - влияние использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе.

В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность обучения и мотивацию к обучению в средней школе.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

проанализировать теоретические аспекты, сущность и содержание проблемы понятия воспитательных технологий, их классификацию и основные направления их развития;

рассмотреть проблему использования современных воспитательных технологий в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска;

проанализировать успеваемость учеников 10 «Б» класса по предмету «Обществознание» период с 01.09.2013 по 01.10.2013;

проанализировать мотивацию к обучению по предмету «Обществознание» у учеников 10 «Б» класса по состоянию на 09.09.2013;

провести в выбранном классе 10 уроков и 1 внеклассное занятие по предмету «Обществознание» с применением современных воспитательных технологий;

повторно проанализировать успеваемость учеников 10 «Б» класса по предмету «Обществознание» с 15 октября по 15 ноября 2013 года;

повторно проанализировать мотивацию к обучению по предмету «Обществознание» у учеников 10 «Б» класса по состоянию на 15.1.2013;

сопоставить и проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.

В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ проблемы воспитательных технологий в литературе; наблюдение; беседа с педагогическим составом МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска; анкетирование учеников.

В исследовании использовались труды таких авторов, как: Волкова М.В., Гузеев В.В., Ковалько В.И., Кукушин В.С., Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л., Остапенко А.А., Подласый М.П., Радугин А.А., Селевко Г.К., Щуркова Н.Е. и других.

 


Глава 1. Научно-теоретические основы воспитательных технологий

 

1.1 Понятие и классификация воспитательных технологий

 

В период постиндустриального развития общества сложилась система репродуктивного воспитания, при которой учащимся в готовом виде передается социальный опыт в виде знаний и умений, навязываются ценностные ориентации, взгляды, жизненные установки. При таком подходе молодое поколение, остается не подготовленным к трансформации собственного жизненного опыта, оказывается не в состоянии проявлять социальную активность, принимать ответственное решение, стремиться к духовному самосовершенствованию. Это приводит к развитию у школьников психологических комплексов, неврозов, а в подростковом возрасте может проявляться в виде протеста, агрессии, асоциальных поступков.

Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию. Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании. Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания - системно-смысловым, а не системно-структурным, характерными для детей 20 века.

Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу «Почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного школьника, а смысл поступков и действий. Смысловая ориентация школьника становится источником и побудителем развития личности иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять.

Воспитательная технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющая достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка [2].

Применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, к области духовного производства - образованию и воспитанию, культуре - это явление, новое для социальной действительности в нашей стране. Выделяют два значения понятия педагогическая технология:

) использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникации, таких, как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие виды;

) педагогическая технология - это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса. К такому определению близко понимание педагогической технологии как искусства преподавания и воспитания [4].

Педагогическая технология подразумевает совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приемов обучения, воспитательных средств; она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). Современная образовательная технология должна представлять собой систему, включающую представления об исходных данных и планируемых результатах обучения и воспитания, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения в определенных условиях [2].

Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки.

Понятие воспитательный процесс, наряду с воспитанием и воспитательной технологией, относится к числу методологических знаний, ибо в его научном анализе и практической организации объединяется знание о воспитательных системах, закономерностях, о системном и технологическом подходах в педагогике [3].

Процесс в общеязыковом смысле в одном случае означает последовательную смену состояний, ход развития чего-либо, в другом - совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Оба значения дают основания для понимания воспитательного процесса как организованного взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленного на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях конкретной воспитательной технологии. Здесь видно, что воспитание рассматриваются как совокупность последовательных педагогических действий, осуществляется в рамках педагогической технологии и представляет собой организованную деятельность, имеющую целью формирование и развитие личностной сферы человека. Такое представление позволяет определить структуру, связи и законы воспитательной деятельности педагогов в реальных условиях.

Самые главные характеристики воспитательного процесса - это его:

1. целостность;

2. системность;

.   цикличность;

.   технологичность [7].

Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания и обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего, хотя наука их различает. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание и поведение личности и ведут к ее развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом обеспечивается целостность всего педагогического процесса, что является методологическим принципом и особенно актуально в современных условиях [7].

Воспитательный процесс и воспитательная система также составляют единство, поскольку процессы представляют собой свойство систем. Можно сказать, что воспитательные процессы - это последовательная смена состояний воспитательной системы.

Рассматривать воспитательный процесс системно значит выделить структурные компоненты системы и процесса, а также функциональные связи между ними. Это помогает осознать специфику, сущность каждого компонента, изменение одного в результате влияния другого. Например, цель воспитания детерминирует его содержание, а уровень воспитанности влияет на выбор методов воспитания и т.д.

В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели. Для достижения каждой из обозначенных целей воспитания применяется строго определенный алгоритм управления воспитательной деятельностью педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.

Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия.

Выделяют несколько групп педагогических технологий, обычно объединяя их на основе некоторых обобщенных признаков:

. По методологическому подходу выделяют следующие принципы построения педагогических технологий:

системный;

личностно-ориентированный;

групповой;

ценностный;

гуманистический;

дифференцированный;

комплексный;

коммуникативный;

интегральный [8].

. По целевой ориентации на сферы и структуры индивида:

информационные технологии (формирование знаний, умений и навыков);

операционные (формирование способов умственных действий);

эмоционально-художественные (формирование сферы эстетических отношений);

эмоционально-нравственные (формирование сферы нравственных отношений);

технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);

эвристические (развитие сферы творческих способностей) [14].

. По основному виду социально-педагогической деятельности:

обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие технологии;

технологии педагогической поддержки;

технологии, направленные на создание условий эффективной социализации (самостоятельное освоения учащимся общественных норм и ценностей) [18].

Совокупность средств и приёмов выполняют воспитательную роль лишь тогда, когда они применяются в определенной педагогической инструментовке, когда им придается соответствующая педагогическая целеустремленность и упорядоченность.

Классификация методов воспитания:

а) традиционно принятые - убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример;

б) инновационно-деятельностные (обусловленные внедрением новых воспитательных технологий) - моделирование; проектирование; алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

в) неформально-личностные - воспитательное воздействие осуществляется через личностно-значимых людей, авторитетных из числа родственников, друзей, близких;

г) тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) - социально-психологические тренинги, деловые игры и т.д.;

д) рефлексивные - они основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности [5].

Система методов воспитания призвана выполнять ряд функций:

передача опыта отношений (норм и правил поведения, установленных обществом);

организация поведения воспитуемых в соответствии с установленными нормами и правилами;

стимулирование личностного роста человека;

профилактика и конструктивное решение конфликтов.

Методы и способы обучения и воспитания определяют названия многих существующих технологий:

догматические;

репродуктивные;

объяснительно-иллюстративные;

принуждения;

свободного выбора;

программированного образования;

проблемные;

поисковые;

исследовательские;

развивающие;

саморазвития;

групповые;

коллективные;

информационные;

диалогические;

коммуникативные;

интерактивные;

игровые;

трудовые;

творческие;

арт-технологии [5].

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...