Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Использование современных воспитательных технологий в средней школе




 

2.1 Краткая характеристика МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска

Педагогическая практика проходила с 09.09.2013 по 16.11.2013 в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска. Данная школа находится по адресу: г. Новоалтайск, ул. Красноармейская, 20.

По проекту - это школа-семилетка на 440 мест. 1 сентября 1952 г. школа открыла двери для первых своих учеников. Первые годы функционирования школы учебный процесс строился по классно-урочной системе: каждый класс постоянно находился в закреплённой за ним классной комнате, а учителя приходили на урок, согласно расписанию.

С 2008 учебного года школа располагается в двух зданиях. В школе 38 учебных кабинетов, комбинированные мастерские и кабинет обслуживающего труда, компьютерный класс, библиотека, актовый зал на 200 мест, два спортивных зала. Имеется медицинский кабинет, кабинет логопеда, кабинет социального педагога и столовая. Для текущей хозяйственной деятельности используются 3 подсобных помещения.

В школе созданы условия для удовлетворения потребности детей в двигательной активности, организованной физкультурно-оздоровительной деятельности, занятий в спортивных секциях. В составе спортивной базы пришкольный стадион, волейбольная площадка. Школа имеет необходимый спортивный инвентарь, в том числе лыжную базу.

Направления воспитательной работы классных руководителей разнообразны, приоритеты выстраиваются в зависимости от целей и задач деятельности, прописанные в программах воспитательной работы с классным коллективом. От этого и зависят формы воспитательной работы: индивидуальные, групповые, дифференцированные, коллективные (классные часы, часы общения, праздники, беседы, игровые тренинги, ситуационно-ролевые игры, трудовые акции).

Планируя совместную деятельность с ученическим коллективом, каждый классный руководитель в первую очередь учитывает доступность и посильность содержания, актуальность, целесообразность, уровень самостоятельности учащихся, их активности, уровень заинтересованности, степень обучающего и развивающего воздействия мероприятия.

Участвуя в работе методических объединений, классные руководители постоянно повышают свое педагогическое мастерство, содействуют становлению и развитию воспитательной системы в школе.

В воспитании учащихся школы педагоги реально добиваются поставленной цели: формирование социально адаптированной личности, которая умеет реализовать свои способности в учебной, а в будущем в профессиональной деятельности, личность, которая имеет устойчивую гражданскую позицию по отношению к себе и окружающим.

Педагоги школы ежедневно решают следующие задачи:

• формирование позитивных социальных установок, правового сознания;

• развитие самостоятельности в сложных жизненных ситуациях и выбор адекватных им форм поведения;

• преодоление негативных стереотипов индивидуального и группового поведения, самовосприятия и межличностного восприятия, характерных для трудных детей;

• повышение самооценки и самоуважения, развитие самосознание ответственности волевых качеств.

В течение прохождения практики было проведено 10 уроков по предмету «Обществознание» и одно дополнительное внеклассное занятие по теме «Возраст и становление личности».

Темы проведенных уроков по предмету «Обществознание»:

. Мифологическое сознание древнего человека.

. Древнекитайская философия.

. Философия Древней Греции.

. Кризис средневековых представлений о человеке. Просвещение.

. Становление общественной науки.

. Социально-философская мысль 20 века.

. Из истории русской философской мысли.

. Деятельность в социально-гуманитарной сфере.

. Мир социально-гуманитарной направленности.

. Наука о происхождении человека. Становление общества.

В ходе проведения уроков применялись следующие воспитательные технологии.

Во-первых, использование компьютера и проектора для проведения урока-презентации. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету, а также позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Урок-презентация был проведении на внеклассном занятии по теме «Возраст и становление личности».

При подготовке к уроку для создания презентаций использовалась программа Power Point. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.

Целью урока было развитие аналитического мышления и познавательных умений учеников. Всего было показано 4 слайда. Для работы с каждым слайдом был применен один и тот же алгоритм: постановка проблемного вопроса, дискуссия 5-7 минут, ответ на вопрос.

Содержание слайдов было следующим:

. Что такое возраст? Определения науки:

} Длительность существования объекта

} Относительно замкнутый период развития, имеющий собственное содержание и динамику.

Наш ответ:

Возраст по паспорту.

. Почему время иногда летит, а иногда - тянется?

} Объективное историческое время и Психологическое время

3. Возраст связан с -?

} психическим развитием личности

} её основной деятельностью

этапами становления внутреннего мира

. Проблемное задание:

} Представьте себе ситуацию, в которой вы неожиданно узнаёте, что ваш возраст по паспорту неверен. Причём неизвестно, в какую сторону произошла ошибка - моложе вы на самом деле или старше.

} Используя знания по теме «Возраст и становление личности», ориентируясь на внутреннее ощущение своего возраста, ответьте на вопрос: «Сколько вам лет в действительности?»

} Совпадает ли ваш возраст по паспорту с оценкой, подсказанной внутренним чувством?

Использование данной воспитательной технологии позволило значительно усилить интерес учеников к теме урока, так как явилось неожиданной и новой для них формой обучения.

Во-вторых, активно использовалась технология критического мышления на уроках. Она заключается в, развитии творческой мысли и критического мышления посредством использования трехфазовой структуры урока (вызов, осмысление, рефлексия) через совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), а затем предоставить ему основания для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретённые знания, осознать их значимость и ценность для практической деятельности.

На уроке по теме «Мифологическое сознание древнего человека. Древнеиндийская философия» ученики сначала вспомнили, какие мифы они знают и ранее проходили (стадия вызова), затем им была изложена информация по теме урока (стадия осмысления), был поставлен проблемный вопрос о том, что в мифах актуального для современного человека и насколько изменчивы философские представления о мире. Все это позволило активизировать работу учеников, удерживать их интерес на протяжении всего времени урока и провести оживленную беседу по теме урока.

Исследование проводилось на выборке, численностью 17 человек, из них 66% - девушки, 34% - юноши. Все занятия проводились в 10 «Б» класса.

 

2.2 Влияние использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе на примере МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска

 

В ходе прохождения педагогической практики в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска были изучены основные современные воспитательные технологии, используемые в данной школе.

Цель воспитательных технологий в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска: формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Для достижения поставленной цели в воспитательной работе выдвинуты следующие задачи:

·Создать условия для сохранения физического, психологического, духовного, нравственного здоровья учащихся;

·Создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса педагогов, детей и родителей;

·Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

·Продолжить работу по формированию у детей гражданско-патриотического сознания, духовно - нравственных ценностей;

·Продолжить работу по воспитанию у школьников чувства прекрасного, развитию творческого мышления, художественных способностей, формированию эстетических вкусов;

·Формировать уважение и любовь к родной природе;

·Содействовать развитию школьника как творческой личности через участие во внеурочно деятельности и участие в школьных объединениях.

В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность обучения и мотивацию к обучению в средней школе.

Для анализа успеваемости 17 учеников 10 «Б» класса МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска по предмету «Обществознание» в период с 01.09.2013 по 01.10.2013 года были проанализированы оценки по данному предмету. Средний балл каждого ученика указан в таблице 1.

 

Таблица 1

  ФИО Средний балл
1 Аникина Надежда 4,1
2 Боевая Кристина 4,2
3 Викулин Андрей 5,0
4 Исхакова Фаина 4,5
5 Калашник Алексей 4,0
6 Квятковский Денис 4,0
7 Квавчук Александр 3,8
8 Лихошерстова Нина 4,3
9 Мандрика Евгения 4,5
10 Пермякова Ольга 4,0
11 Погребняк Игорь 3,9
12 Смотряева Мария 4,5
13 Фомина Анна 4,1
14 Чередникова Инна 4,3
15 Ширинова Алена 4,6
16 Ширинова Дарья 3,0
17 Цокаев Максим 4,5

 

После проведения в 10 «Б» классе 10 уроков и 1 внеклассного занятия по предмету «Обществознание» с применением современных воспитательных технологий, которые были описаны выше, был еще раз проведен анализ успеваемости учеников по предмету «Обществознание» за период с 15 октября по 15 ноября 2013 года. Средний балл каждого ученика указан в таблице 2.

 

Таблица 2

№ФИОСредний балл    
1 Аникина Надежда 4,5
2 Боевая Кристина 5,0
3 Викулин Андрей 5,0
4 Исхакова Фаина 5,0
5 Калашник Алексей 4,5
6 Квятковский Денис 4,5
7 Квавчук Александр 4,3
8 Лихошерстова Нина 5,0
9 Мандрика Евгения 4,9
10 Пермякова Ольга 4,5
11 Погребняк Игорь 4,0
12 Смотряева Мария 5,0
13 Фомина Анна 5,0
14 Чередникова Инна 4,5
15 Ширинова Алена 5,0
16 Ширинова Дарья 5,0
17 Цокаев Максим 5,0

 


Для выяснения зависимости между первоначальными показателями успеваемости испытуемых основной и контрольной групп и их показателями спустя 3 недели необходимо было сопоставить данные величины.

Для этого был найден средний арифметический показатель по каждой из выборок. Среднее арифметическое рассчитывалось по формуле:

 

 

Далее для сопоставления полученных результатов был вычислен процент прироста среднего показателя.

Результаты вычислений среднего арифметического показателя первоначальных значений успеваемости по предмету «Обществознание» испытуемых и значений этой же величины спустя 3 недели, а также процент прироста среднего показателя представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Класс Средний балл на 01.10.2013 Средний балл на 15.11.2013 Процент прироста показателя
10 «Б» 4,15 4,72 13,7%

 

Результаты исследования представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1


В результате исследования было выявлено, что прирост показателя успеваемости после проведения 10 уроков и 1 внеклассного занятия по предмету «Обществознание» с использованием современных воспитательных технологий составляет 13.7%.

Также для исследования мотивации к обучению по предмету «Обществознание» в 10 «Б» классе было проведено анкетирование на тему «Мое отношение к уроку обществознания». Первичное анкетирование происходило 09.09.2013, до проведения 10 уроков и 1 внеклассного занятия с применением современных воспитательных технологий. Повторное анкетирование проводилось 15.11.2013, после проведения 10 уроков и 1 внеклассного занятия с применением современных воспитательных технологий. В обоих случаях анкеты были идентичны.

Вопросы анкеты ««Мое отношение к уроку обществознания»:

1. Одобряете ли вы методику преподавания уроков обществознания?

А. Одобряю полностью

Б. Одобряю частично.

В. Скорее одобряю, чем нет.

Г. Скорее не одобряю, чем одобряю.

Д. Не одобряю.

. Интересен ли вам урок Обществознания?

А. Да.

Б. Не очень.

В. Нет.

. Оцените вашу работоспособность на уроках Обществознания?

А. Активно, всегда участвую в беседах.

Б. Активно, не всегда беседую.

В, Не всегда активно.

Г. Редко проявляю активность.

Д. Пассивен.

. Оцените своё участие в работе на уроках.

А. Работаю самостоятельно.

Б. Не всегда работаю самостоятельно.

В, Редко работаю самостоятельно.

Г. Ничего не делаю самостоятельно.

. Оцените результаты своей работы.

А. Понимаю все.

Б. Не всегда понимаю.

В. Часто не понимаю.

Г. Ничего не понимаю.

. Помогают ли вам знания, полученные на уроках Обществознания, на других уроках, в жизни, других областях?

А, Часто.

Б. Редко.

В, Никогда.

Результаты первичного и повторного анкетирования учеников 10 «Б» класса представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Вопрос Первичное Повторное
1 1. Одобряете ли вы методику преподавания уроков обществознания?    
  А. Одобряю полностью 10% 70%
  Б. Одобряю частично 60% 30%
  В. Скорее одобряю, чем нет 20% 0%
  Г. Скорее не одобряю, чем одобряю 10% 0%
  Д. Не одобряю 0% 0%
2 Интересен ли вам урок Обществознания?    
  А. Да 40% 80%
  Б. Не очень 50% 20%
  В. Нет 10% 0%
3 Оцените вашу работоспособность на уроках Обществознания?    
  А. Активно, всегда участвую в беседах. 11% 50%
  Б. Активно, не всегда беседую. 45% 40%
  В, Не всегда активно. 20% 10%
  Г. Редко проявляю активность. 13% 0%
  Д. Пассивен. 8% 0%
4 Оцените своё участие в работе на уроках.    
  А. Работаю самостоятельно. 30% 35%
  Б. Не всегда работаю самостоятельно. 40% 35%
  В, Редко работаю самостоятельно. 30% 40%
  Г. Ничего не делаю самостоятельно. 0% 0%
5 Оцените результаты своей работы.    
  А. Понимаю все. 30% 80%
  Б. Не всегда понимаю. 50% 20%
  В. Часто не понимаю. 20% 0%
  Г. Ничего не понимаю. 0% 0%
6 Помогают ли вам знания, полученные на уроках Обществознания, на других уроках, в жизни, других областях?    
  А, Часто. 30% 70%
  Б. Редко. 50% 20%
  В, Никогда. 20% 10%

 

Таким образом, по результатам анкетирования можно сделать следующие выводы. Использование современных воспитательных технологий на уроках по предмету «Обществознание» повышает интерес к уроку на 40%. Также на 60% повышается и одобрение учениками метода проведения урока. Среди испытуемых не нашлось тех, кто не одобрил применение современных воспитательных технологий и не заинтересовался уроком.

Использование современных воспитательных технологий на уроках по предмету «Обществознание» также повысило активность учеников на 39%. Процент не всегда активных учеников также снизился.

Показатели участия в работе на уроках в данной выборке в целом остались такими же, число самостоятельно работающих учеников выросло на 5%.

Существенно, на 50% повысилось количество учеников, которые оценили результаты своей работы как «Понимаю все». Одновременно с этим не оказалось испытуемых, которые частично или полностью не понимали тему урока.

На 40% повысилось количество испытуемых, высоко оценивших полезность в повседневной жизни знаний, полученных на уроке «Обществознание».

Все вышеперечисленное говорит о том, что использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность мотивации обучения в средней школе.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность обучения и мотивацию к обучению в средней школе, полностью подтверждается.

 


Заключение

воспитательный обществознание успеваемость мотивация

Воспитательная технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющая достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий.

Цель данной работы было изучение влияния использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе на примере МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска.

Объектом данного исследования являлись ученики 10 «А» и 10 «Б» классов МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска.

Предметом данного исследования было влияние использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе.

В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность обучения и мотивацию к обучению в средней школе,

В ходе прохождения мною педагогической практики в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска были изучены основные современные воспитательные технологии, используемые в данной школе.

Цель воспитательных технологий в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска: формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Мною лично на уроках обществознания и внеклассном занятии по теме «Возраст и становление личности» были применены такие современные воспитательные технологии, как использование компьютера и проектора для проведения урока-презентации; технология критического мышления на уроках.

В результате исследования было выявлено, что прирост показателя успеваемости после проведения 10 уроков и 1 внеклассного занятия по предмету «Обществознание» с использованием современных воспитательных технологий составляет 13.7%.

Также для исследования мотивации к обучению по предмету «Обществознание» в 10 «Б» классе было проведено анкетирование на тему «Мое отношение к уроку обществознания».

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы. Использование современных воспитательных технологий на уроках по предмету «Обществознание» повышает интерес к уроку на 40%. Также на 60% повышается и одобрение учениками метода проведения урока. Среди испытуемых не нашлось тех, кто не одобрил применение современных воспитательных технологий и не заинтересовался уроком.

Использование современных воспитательных технологий на уроках по предмету «Обществознание» также повысило активность учеников на 39%. Процент не всегда активных учеников также снизился.

Показатели участия в работе на уроках в данной выборке в целом остались такими же, число самостоятельно работающих учеников выросло на 5%.

Существенно, на 50% повысилось количество учеников, которые оценили результаты своей работы как «Понимаю все». Одновременно с этим не оказалось испытуемых, которые частично или полностью не понимали тему урока.

На 40% повысилось количество испытуемых, высоко оценивших полезность в повседневной жизни знаний, полученных на уроке «Обществознание».

Все вышеперечисленное говорит о том, что использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность мотивации обучения в средней школе.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность обучения и мотивацию к обучению в средней школе, полностью подтверждается.

 


Список литературы

1. Волкова М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методологический аспект / М.В. Волкова. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2009. - 228 с.

. Гузеев В.В. Образовательная технология от приема до философии. - М.: Сентябрь, 2010. - 112 с.

. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. − М.: ВАКО, 2012. - 296 с.

. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2011. - 368 с.

. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Р-н/Д.: Феникс, 2009. - 374 с.

. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. - М.: Вентана-Граф, 2009. - 291с.

. Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / авт.-сост. Н.Н. Шапцева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 118 с.

. Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем. - М.: Сентябрь, 2010. - 214 с.

. Орехова В.А.Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2010. - 403 с.

. Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технология.- М.: Нар. обр., НИИ шк. техн., 2010. - 384 с.

. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ», 2009. - 336 с.

. Подласый М.П. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2010. - 540 с.

. Поляков С.Д. Воспитательные технологии. - М., 2009. - 284 с.

. Радугин А.А. Педагогика. Учеб. пособие для ВУЗов. - М.: Центр, 2012. - 272 с.

. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ шк. техн., 201. - 224 с.

. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ шк. техн. 2009. - 288 с.

. Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. - М.: НИИ шк. техн., 2009. - 144 с.

. Селиванова Н.Л. Школьный класс / Н.Л. Селиванова. - М., 2010. - 244 с.

. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2010. - 118 с.

. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. - Р-н/Д.: Феникс, 2009. - 361 с.

. Турнир дебатов "Школа толерантности": [Учеб.-метод. пособие] / Т.Б. Пасман, Т.А. Полковникова, В.М.Сапогов, Н.А. Болотникова, Т.В. Светенко; Отв. ред. Т.В. Светенко. - Псков: ПОИПКРО, 2010. - 114 с.

.Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Пед. общество России, 2010. - 250 с.

. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2010. - 519 с.

. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., Просвещение, 2011. - 184 с.

. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - СПб.: Питер, 2009. - 350 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...