Глава 2. Использование современных воспитательных технологий в средней школе
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
2.1 Краткая характеристика МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска Педагогическая практика проходила с 09.09.2013 по 16.11.2013 в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска. Данная школа находится по адресу: г. Новоалтайск, ул. Красноармейская, 20. По проекту - это школа-семилетка на 440 мест. 1 сентября 1952 г. школа открыла двери для первых своих учеников. Первые годы функционирования школы учебный процесс строился по классно-урочной системе: каждый класс постоянно находился в закреплённой за ним классной комнате, а учителя приходили на урок, согласно расписанию. С 2008 учебного года школа располагается в двух зданиях. В школе 38 учебных кабинетов, комбинированные мастерские и кабинет обслуживающего труда, компьютерный класс, библиотека, актовый зал на 200 мест, два спортивных зала. Имеется медицинский кабинет, кабинет логопеда, кабинет социального педагога и столовая. Для текущей хозяйственной деятельности используются 3 подсобных помещения. В школе созданы условия для удовлетворения потребности детей в двигательной активности, организованной физкультурно-оздоровительной деятельности, занятий в спортивных секциях. В составе спортивной базы пришкольный стадион, волейбольная площадка. Школа имеет необходимый спортивный инвентарь, в том числе лыжную базу. Направления воспитательной работы классных руководителей разнообразны, приоритеты выстраиваются в зависимости от целей и задач деятельности, прописанные в программах воспитательной работы с классным коллективом. От этого и зависят формы воспитательной работы: индивидуальные, групповые, дифференцированные, коллективные (классные часы, часы общения, праздники, беседы, игровые тренинги, ситуационно-ролевые игры, трудовые акции).
Планируя совместную деятельность с ученическим коллективом, каждый классный руководитель в первую очередь учитывает доступность и посильность содержания, актуальность, целесообразность, уровень самостоятельности учащихся, их активности, уровень заинтересованности, степень обучающего и развивающего воздействия мероприятия. Участвуя в работе методических объединений, классные руководители постоянно повышают свое педагогическое мастерство, содействуют становлению и развитию воспитательной системы в школе. В воспитании учащихся школы педагоги реально добиваются поставленной цели: формирование социально адаптированной личности, которая умеет реализовать свои способности в учебной, а в будущем в профессиональной деятельности, личность, которая имеет устойчивую гражданскую позицию по отношению к себе и окружающим. Педагоги школы ежедневно решают следующие задачи: • формирование позитивных социальных установок, правового сознания; • развитие самостоятельности в сложных жизненных ситуациях и выбор адекватных им форм поведения; • преодоление негативных стереотипов индивидуального и группового поведения, самовосприятия и межличностного восприятия, характерных для трудных детей; • повышение самооценки и самоуважения, развитие самосознание ответственности волевых качеств. В течение прохождения практики было проведено 10 уроков по предмету «Обществознание» и одно дополнительное внеклассное занятие по теме «Возраст и становление личности». Темы проведенных уроков по предмету «Обществознание»: . Мифологическое сознание древнего человека. . Древнекитайская философия. . Философия Древней Греции. . Кризис средневековых представлений о человеке. Просвещение. . Становление общественной науки. . Социально-философская мысль 20 века. . Из истории русской философской мысли.
. Деятельность в социально-гуманитарной сфере. . Мир социально-гуманитарной направленности. . Наука о происхождении человека. Становление общества. В ходе проведения уроков применялись следующие воспитательные технологии. Во-первых, использование компьютера и проектора для проведения урока-презентации. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету, а также позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Урок-презентация был проведении на внеклассном занятии по теме «Возраст и становление личности». При подготовке к уроку для создания презентаций использовалась программа Power Point. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. Целью урока было развитие аналитического мышления и познавательных умений учеников. Всего было показано 4 слайда. Для работы с каждым слайдом был применен один и тот же алгоритм: постановка проблемного вопроса, дискуссия 5-7 минут, ответ на вопрос. Содержание слайдов было следующим: . Что такое возраст? Определения науки: } Длительность существования объекта } Относительно замкнутый период развития, имеющий собственное содержание и динамику. Наш ответ: Возраст по паспорту. . Почему время иногда летит, а иногда - тянется? } Объективное историческое время и Психологическое время 3. Возраст связан с -? } психическим развитием личности } её основной деятельностью этапами становления внутреннего мира . Проблемное задание: } Представьте себе ситуацию, в которой вы неожиданно узнаёте, что ваш возраст по паспорту неверен. Причём неизвестно, в какую сторону произошла ошибка - моложе вы на самом деле или старше. } Используя знания по теме «Возраст и становление личности», ориентируясь на внутреннее ощущение своего возраста, ответьте на вопрос: «Сколько вам лет в действительности?» } Совпадает ли ваш возраст по паспорту с оценкой, подсказанной внутренним чувством? Использование данной воспитательной технологии позволило значительно усилить интерес учеников к теме урока, так как явилось неожиданной и новой для них формой обучения.
Во-вторых, активно использовалась технология критического мышления на уроках. Она заключается в, развитии творческой мысли и критического мышления посредством использования трехфазовой структуры урока (вызов, осмысление, рефлексия) через совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), а затем предоставить ему основания для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретённые знания, осознать их значимость и ценность для практической деятельности. На уроке по теме «Мифологическое сознание древнего человека. Древнеиндийская философия» ученики сначала вспомнили, какие мифы они знают и ранее проходили (стадия вызова), затем им была изложена информация по теме урока (стадия осмысления), был поставлен проблемный вопрос о том, что в мифах актуального для современного человека и насколько изменчивы философские представления о мире. Все это позволило активизировать работу учеников, удерживать их интерес на протяжении всего времени урока и провести оживленную беседу по теме урока. Исследование проводилось на выборке, численностью 17 человек, из них 66% - девушки, 34% - юноши. Все занятия проводились в 10 «Б» класса.
2.2 Влияние использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе на примере МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска
В ходе прохождения педагогической практики в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска были изучены основные современные воспитательные технологии, используемые в данной школе. Цель воспитательных технологий в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска: формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Для достижения поставленной цели в воспитательной работе выдвинуты следующие задачи:
·Создать условия для сохранения физического, психологического, духовного, нравственного здоровья учащихся; ·Создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса педагогов, детей и родителей; ·Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; ·Продолжить работу по формированию у детей гражданско-патриотического сознания, духовно - нравственных ценностей; ·Продолжить работу по воспитанию у школьников чувства прекрасного, развитию творческого мышления, художественных способностей, формированию эстетических вкусов; ·Формировать уважение и любовь к родной природе; ·Содействовать развитию школьника как творческой личности через участие во внеурочно деятельности и участие в школьных объединениях. В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность обучения и мотивацию к обучению в средней школе. Для анализа успеваемости 17 учеников 10 «Б» класса МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска по предмету «Обществознание» в период с 01.09.2013 по 01.10.2013 года были проанализированы оценки по данному предмету. Средний балл каждого ученика указан в таблице 1.
Таблица 1
После проведения в 10 «Б» классе 10 уроков и 1 внеклассного занятия по предмету «Обществознание» с применением современных воспитательных технологий, которые были описаны выше, был еще раз проведен анализ успеваемости учеников по предмету «Обществознание» за период с 15 октября по 15 ноября 2013 года. Средний балл каждого ученика указан в таблице 2.
Таблица 2
Для выяснения зависимости между первоначальными показателями успеваемости испытуемых основной и контрольной групп и их показателями спустя 3 недели необходимо было сопоставить данные величины.
Для этого был найден средний арифметический показатель по каждой из выборок. Среднее арифметическое рассчитывалось по формуле:
Далее для сопоставления полученных результатов был вычислен процент прироста среднего показателя. Результаты вычислений среднего арифметического показателя первоначальных значений успеваемости по предмету «Обществознание» испытуемых и значений этой же величины спустя 3 недели, а также процент прироста среднего показателя представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования представлены в диаграмме 1. Диаграмма 1 В результате исследования было выявлено, что прирост показателя успеваемости после проведения 10 уроков и 1 внеклассного занятия по предмету «Обществознание» с использованием современных воспитательных технологий составляет 13.7%. Также для исследования мотивации к обучению по предмету «Обществознание» в 10 «Б» классе было проведено анкетирование на тему «Мое отношение к уроку обществознания». Первичное анкетирование происходило 09.09.2013, до проведения 10 уроков и 1 внеклассного занятия с применением современных воспитательных технологий. Повторное анкетирование проводилось 15.11.2013, после проведения 10 уроков и 1 внеклассного занятия с применением современных воспитательных технологий. В обоих случаях анкеты были идентичны. Вопросы анкеты ««Мое отношение к уроку обществознания»: 1. Одобряете ли вы методику преподавания уроков обществознания? А. Одобряю полностью Б. Одобряю частично. В. Скорее одобряю, чем нет. Г. Скорее не одобряю, чем одобряю. Д. Не одобряю. . Интересен ли вам урок Обществознания? А. Да. Б. Не очень. В. Нет. . Оцените вашу работоспособность на уроках Обществознания? А. Активно, всегда участвую в беседах. Б. Активно, не всегда беседую. В, Не всегда активно. Г. Редко проявляю активность. Д. Пассивен. . Оцените своё участие в работе на уроках. А. Работаю самостоятельно. Б. Не всегда работаю самостоятельно. В, Редко работаю самостоятельно. Г. Ничего не делаю самостоятельно. . Оцените результаты своей работы. А. Понимаю все. Б. Не всегда понимаю. В. Часто не понимаю. Г. Ничего не понимаю. . Помогают ли вам знания, полученные на уроках Обществознания, на других уроках, в жизни, других областях? А, Часто. Б. Редко. В, Никогда. Результаты первичного и повторного анкетирования учеников 10 «Б» класса представлены в таблице 4.
Таблица 4
Таким образом, по результатам анкетирования можно сделать следующие выводы. Использование современных воспитательных технологий на уроках по предмету «Обществознание» повышает интерес к уроку на 40%. Также на 60% повышается и одобрение учениками метода проведения урока. Среди испытуемых не нашлось тех, кто не одобрил применение современных воспитательных технологий и не заинтересовался уроком. Использование современных воспитательных технологий на уроках по предмету «Обществознание» также повысило активность учеников на 39%. Процент не всегда активных учеников также снизился. Показатели участия в работе на уроках в данной выборке в целом остались такими же, число самостоятельно работающих учеников выросло на 5%. Существенно, на 50% повысилось количество учеников, которые оценили результаты своей работы как «Понимаю все». Одновременно с этим не оказалось испытуемых, которые частично или полностью не понимали тему урока. На 40% повысилось количество испытуемых, высоко оценивших полезность в повседневной жизни знаний, полученных на уроке «Обществознание». Все вышеперечисленное говорит о том, что использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность мотивации обучения в средней школе. Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность обучения и мотивацию к обучению в средней школе, полностью подтверждается.
Заключение воспитательный обществознание успеваемость мотивация Воспитательная технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющая достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий. Цель данной работы было изучение влияния использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе на примере МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска. Объектом данного исследования являлись ученики 10 «А» и 10 «Б» классов МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска. Предметом данного исследования было влияние использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе. В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность обучения и мотивацию к обучению в средней школе, В ходе прохождения мною педагогической практики в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска были изучены основные современные воспитательные технологии, используемые в данной школе. Цель воспитательных технологий в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска: формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Мною лично на уроках обществознания и внеклассном занятии по теме «Возраст и становление личности» были применены такие современные воспитательные технологии, как использование компьютера и проектора для проведения урока-презентации; технология критического мышления на уроках. В результате исследования было выявлено, что прирост показателя успеваемости после проведения 10 уроков и 1 внеклассного занятия по предмету «Обществознание» с использованием современных воспитательных технологий составляет 13.7%. Также для исследования мотивации к обучению по предмету «Обществознание» в 10 «Б» классе было проведено анкетирование на тему «Мое отношение к уроку обществознания». По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы. Использование современных воспитательных технологий на уроках по предмету «Обществознание» повышает интерес к уроку на 40%. Также на 60% повышается и одобрение учениками метода проведения урока. Среди испытуемых не нашлось тех, кто не одобрил применение современных воспитательных технологий и не заинтересовался уроком. Использование современных воспитательных технологий на уроках по предмету «Обществознание» также повысило активность учеников на 39%. Процент не всегда активных учеников также снизился. Показатели участия в работе на уроках в данной выборке в целом остались такими же, число самостоятельно работающих учеников выросло на 5%. Существенно, на 50% повысилось количество учеников, которые оценили результаты своей работы как «Понимаю все». Одновременно с этим не оказалось испытуемых, которые частично или полностью не понимали тему урока. На 40% повысилось количество испытуемых, высоко оценивших полезность в повседневной жизни знаний, полученных на уроке «Обществознание». Все вышеперечисленное говорит о том, что использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность мотивации обучения в средней школе. Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что использование современных воспитательных технологий положительно влияет на эффективность обучения и мотивацию к обучению в средней школе, полностью подтверждается.
Список литературы 1. Волкова М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методологический аспект / М.В. Волкова. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2009. - 228 с. . Гузеев В.В. Образовательная технология от приема до философии. - М.: Сентябрь, 2010. - 112 с. . Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. − М.: ВАКО, 2012. - 296 с. . Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2011. - 368 с. . Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Р-н/Д.: Феникс, 2009. - 374 с. . Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. - М.: Вентана-Граф, 2009. - 291с. . Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / авт.-сост. Н.Н. Шапцева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 118 с. . Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем. - М.: Сентябрь, 2010. - 214 с. . Орехова В.А.Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2010. - 403 с. . Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технология.- М.: Нар. обр., НИИ шк. техн., 2010. - 384 с. . Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ», 2009. - 336 с. . Подласый М.П. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2010. - 540 с. . Поляков С.Д. Воспитательные технологии. - М., 2009. - 284 с. . Радугин А.А. Педагогика. Учеб. пособие для ВУЗов. - М.: Центр, 2012. - 272 с. . Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ шк. техн., 201. - 224 с. . Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ шк. техн. 2009. - 288 с. . Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. - М.: НИИ шк. техн., 2009. - 144 с. . Селиванова Н.Л. Школьный класс / Н.Л. Селиванова. - М., 2010. - 244 с. . Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2010. - 118 с. . Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. - Р-н/Д.: Феникс, 2009. - 361 с. . Турнир дебатов "Школа толерантности": [Учеб.-метод. пособие] / Т.Б. Пасман, Т.А. Полковникова, В.М.Сапогов, Н.А. Болотникова, Т.В. Светенко; Отв. ред. Т.В. Светенко. - Псков: ПОИПКРО, 2010. - 114 с. .Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Пед. общество России, 2010. - 250 с. . Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2010. - 519 с. . Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., Просвещение, 2011. - 184 с. . Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - СПб.: Питер, 2009. - 350 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|