Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классическая музыка XVIII века (Бах и Гайдн, Моцарт, Бетховен)




Содержание

Введение

Глава 1. Знакомство детей с зарубежной классической музыкой

1.1 Классическая музыка XVIII века (Бах и Гайдн, Моцарт, Бетховен)

1.2 Музыкальное наследие ХІХ века (Шуберт, Шуман, Шопена Лист, Штраус, Григ и др.)

Глава 2. Знакомство детей с музыкой русских классиков

2.1 Русская классика ХІХ века (Чайковский, Глинка, Бородин, Римского-Корсаков

2.2 Русская классическая музыка ХХ века (Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Дунаевский и др.)

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Классическая музыка, что это? Этот вопрос издавна волновал человечество и волнует до сих пор. Волнует этот вопрос и меня как начинающего исследователя. Интересует меня также вопрос, как, каким образом, вызвать интерес детей к классической музыке?

Часто бывает популярна музыка, которая создаётся сегодня, а завтра - уже мертва, потому что не отражает главного содержания жизни, а создана холодной рукой ремесленника. Музыка же, выстраданная Мастером, написанная "кровью сердца", долго отзывается в душе человечества, ибо она всегда - о главном.

Как это ни грустно осознавать, в настоящее время интерес подрастающего поколения к классической музыке утерян. Мы живём в сложную и противоречивую эпоху революционных потрясений, небывалого взлёта научно-технического прогресса, усиления материалистического восприятия мира, обострения социально-культурных противоречий и процессов глобализации. Данные условия угрожают подрастающему поколению потерей духовности и истинных культурных ценностей и ориентиров.

Между тем классическая музыка, как и всё классическое искусство в целом, являет собой неиссякаемый родник общей человеческой духовности.

Поскольку проблема возрождения духовности, воспитания высокой музыкальной культуры является необыкновенно актуальной в настоящее время, важной и актуальной задачей видится и приобщение детей к классической музыке, формирование их музыкальной и общечеловеческой культуры.

Проблемой популяризации классической музыка занимаются такие учёные как Л. Мартынов, М.А. Ветлугина, Г.Н. Коган. Ей посвящен ряд статей в книге "У врат мастерства".

Целью моей работы является изучение влияния классической музыки на развитие детей.

На путик к достижению поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

.   Узнать, что такое классическая музыка;

2. Определить особенности восприятия детьми произведений музыкальной классики;

.   Определить наиболее подходящие произведения русских и зарубежных классиков для представления детям дошкольного и младшего школьного возрастов.

Объект: рациональные способы воспитания познавательного интереса детей к классической музыке

Гипотеза: если целенаправленно, творчески подходить к проблеме привлечения детей к классической музыке, если каждый урок будет вызывать активное, заинтересованное отношение детей к произведениям музыкальной классики, это приведёт к воспитанию у детей музыкальной культуры и познавательного интереса к классической музыке, что предопределит более высокий общий культурный уровень воспитуемых детей.

При написании работы использовались общепознавательные методы: анализ, синтез, обобщение теоретического материала.


Глава 1. Знакомство детей с зарубежной классической музыкой

 

Классика - образцовые классические произведения, золотой фонд национального музыкального искусства каждого народа и мировой музыкальной культуры в целом. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов, главным образом, прошлого времени. Классическая музыка гармонически сочетает в себе правдивое и эмоциональное содержание с совершенством формы, величайшее мастерство - с простотой и доступностью. Она охватывает не только профессиональное творчество композиторов-классиков, но и образцовые произведения народного творчества. Развивая музыкальное искусство, передовые композиторы отражают, творчески развивают и обогащают музыкальные тенденции своих предшественников. К примеру, Бетховен - величайший композитор-симфонист в истории западноевропейской музыки. В его выдающихся творениях ощутима преемственность симфонических принципов Гайдна и Моцарта. Бетховенский стиль подготовили и поздние симфонии Моцарта. В ранних Бетховенских симфониях ясна преемственность характерных интонаций, которые мы чувствуем в венской музыке XVIII века.

При организации слушания музыки западноевропейских композиторов нужно учитывать особенности развития музыкального искусства в XVIII-XIX вв.

Классическая музыка XVIII века (Бах и Гайдн, Моцарт, Бетховен)

век - одна из блистательных страниц в истории западноевропейской музыки. Это время Баха и Гайдна, Моцарта и Бетховена. Творчество Бетховена завершает столетие, распространяя свое могучее влияние на новый XIX век.

классическая музыка дошкольный возраст

Как известно, Германия, Италия и Франция с их творческими школами занимали ведущее положение в развитии музыкального искусства того времени. Искусство И.С. Баха лежит на "переломе эпох". Взращенное духовной атмосферой XVIII века с характерным для него интересом к человеческой личности, воплощавшей не столько индивидуальное, сколько коллективное сознание, опиравшееся при этом на религиозное представление людей. Среди потока создававшейся в это время музыки, произведения И.С. Баха выделялись значительностью разрабатываемых тем, касающихся самых коренных вопросов человеческой жизни.век вошел в историю европейской культуры как век Просвещения. Этот век в истории музыкального искусства Европы открывается двумя крупнейшими фигурами И.С. Баха и Г. Генделя. В их творчестве нашли свое широкое обобщение все лучшие тенденции музыкального развития XVІ-ХVII вв.

Особенность исторического положения Баха заключается в том, что он был самым передовым художником своего времени, подлинным гением, сложившимся и действовавшим в реальной обстановке феодальной Германии с ее политической и экономической отсталостью, раздробленностью, народной бедностью. И все же эпоха Просвещения наступила. Бах по существу стоит на пороге этой эпохи, но еще не укладывается в нее как творческая личность. Он более органично связан с традициями прошлого, чем типичные представители Просвещения.

Имя Иоганна Себастьяна Баха с первого этапа знакомства с его музыкой должно быть для ребенка неразрывно и навсегда связано с самим понятием музыки. Если музыка Баха с раннего детства проникает в сознание ребенка, она становится для него на всю жизнь критерием музыкального совершенства. При организации слушания произведений Баха педагог должен обратить внимание детей, что музыка была его жизнью, его повседневным делом. С детских лет Иоганн Себастьян играл па органе, клавесине, скрипке, пел в хоре. С детских лет он стремился узнать как можно больше музыкальных произведений и по ночам переписывал ноты. Никто до Баха не говорил еще в музыке так глубоко и гак выразительно о самом главном - о жизни, о человеке, его радостях и горестях, о его мужестве и внутренней красоте. В музыкальную программу целесообразно включить наиболее известные из произведений Баха, которые доступны для восприятия детьми дошкольного возраста. Специально для детей написаны его музыкальные миниатюры из нотной тетради Анны Магдалины Бах.

Дошкольники должны быть знакомы и с творчеством выдающегося итальянского композитора Антонио Вивальди, на произведениях которого учились Бах и Гендель. Его концерт "Пастушка" доступен для восприятия детьми 4-6 лет, а знакомство с замечательным циклом "Времена года" можно начинать уже с 6 лет.

Дети дошкольного возраста должны быть хорошо знакомы и с творчеством основоположника венской классической школы Йозефа Гайдна, который оставил после себя громадное музыкальное наследие. Он является автором более ста симфоний, самые известные из которых вполне доступны для восприятия детьми 5-7 лет. С некоторыми менуэтами Гайдна можно познакомить детей уже с трех лет, а его ''Детская симфония" доступна для слушания детьми с 5 лет. Известна история создания "Детской симфонии", которую педагог может рассказать детям при организации слушания этой музыки. Однажды Гайдн возвращался с охоты и по дороге попал на ярмарку. Он увидел, с какой жадностью смотрят босоногие ребятишки на корзину продавца игрушек. Гайдн накупил глиняных кукушек, свистулек, дудочек и барабанчиков и раздал их детям, счастливые оборванцы принялись с восторгом дудеть, свистеть и барабанить, а композитор с улыбкой слушал этот гомон и вскоре написал оригинальную, очаровательную "Детскую симфонию". Она привлекает своей живостью и напевностью. Вместе с обычными инструментами симфонического оркестра в ней участвует целый набор игрушечных: кукушка, трещотка, глиняный соловей и др.

Как можно раньше детей нужно знакомить с музыкой гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Его замечательные мелодии близки и понятны детям. Знакомя дошкольников с музыкой Моцарта, необходимо рассказать о его необычайно раннем музыкальном развитии и его неповторимой славе. Уже в три года он повторял пьесы, которые разучивала его сестра, а с шести лет сочинял небольшие сонаты для клавесина, импровизировал на этом инструменте ''Иной капельмейстер умирает, не выучив того, что умеет этот ребенок! '' - заметил один из слушателей, услышав игру десятилетнего Моцарта. Можно обратить внимание детей, что Моцарт был большим любителем танцев и оставил нам великое множество танцевальных пьес различного характера. Эти пьесы доступны для восприятия детьми уже в 3 - 4 года. Детей 5 - 7 лег необходимо познакомить с популярными музыкальными произведениями В.А. Моцарта крупных форм - "Маленькой ночной серенадой", симфонией № 40 (1 часть), сонатой для фортепиано № 15 (1 часть) и фрагментами из оперы "Волшебная флейта".

Творчество величайшего немецкого композитора Людвига Ван Бетховена завершает XVІІІ столетие и выходит за его пределы, распространяя свое могучее влияние на новый XIX век. Его творчество по праву занимает достойное место рядом с именами таких титанов, как Шекспир, Рембрандт и Толстой. Этот композитор должен прочно войти в сознание детей как одно из величайших явлений мировой культуры, поэтому с его музыкой нужно знакомить детей как можно раньше. Им можно рассказать, что незаурядное музыкальное дарование мальчика проявилось в раннем детстве, но по-настоящему заниматься композицией он начал в 12 лет. Бетховен рано познал несправедливость, горечь унижений и обид. Его отец, корыстолюбивый, деспотичный, задумал сделать из него приносящего доход вундеркинда. Жестокими побоями "вколачивал" он в мальчика музыкальные навыки, заставляя его с утра до вечера упражняться в игре на фортепиано и скрипке. Суровость и грубость отца надломили душу ребенка, наложили неизгладимый отпечаток на его характер. Человек огромного жизнелюбия, редкой нравственной красоты и благородства, Бетховен навсегда остался замкнутым, необщительным, резким в обращении с окружающими. Композитор написал значительное число произведений для детей. В числе их песенка "Сурок". Эта песенка стала жить отдельной от пьесы Гете жизнью, и дети разных стран поют ее с большим теплом и сочувствием. Некоторые другие произведения Бетховена также доступны для восприятия детей, начиная с трех лет.

Нас поражает то, как дети способны понять, осмыслить и почувствовать самое глубокое и важное в его творчестве, которое не всегда доступно даже восприятию взрослых. Именно поэтому детям, наряду с малыми формами, можно уже в 6-7 лет дать послушать "Лунную" (1 часть) и ''Патетическую" (1 часть) сонаты Бетховена. Музыка Бетховена воплощает в себе героические образы. Довольно сложной для восприятия детьми 7 8 лет является увертюра "Эгмонт". Перед ее слушанием желательно рассказать, что образы героев всегда привлекали Л. Бетховена, ч поэтому вполне естественным был его интерес к трагедии "Эгмонт", написанной великим немецким поэтом Гете. Можно углубить восприятие этой музыки, если в популярной для детей форме рассказать об исторических событиях, которые легли в основу увертюры. Они связаны с борьбой нидерландского народа за освобождение от испанских завоевателей в XVI веке. Эгмонт - народный герой - стал жертвой коварных замыслов врагов, поддержавших испанского короля. Перед смертью Эгмонт обратился к народу с призывом бороться за свободу и независимость своей родины. Образ этого героя был близок идеалам и настроениям Бетховена. Всю силу своих чувств он выразил в замечательной увертюре. Ведущими в ней являются две темы: одна воплощает образ испанского владычества, другая - страдающий народ. Организуя слушание этого произведения, педагог должен предварительно исполнить на фортепиано обе темы и предложить детям определить, какой образ воплощает каждая. Дети чувствуют их контрастность и говорят, что грозная, суровая по звучанию музыка характеризует образ испанского владычества, а скорбная - народа. Следует обратить внимание детей на интонацию "вздохов", которые пронизывают мелодию и как бы подчеркивают страдания народа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...