Музыкальное наследие ХІХ века (Шуберт, Шуман, Шопена Лист, Штраус, Григ и др.)
Творчество известного польского композитора Михала Клеофаса Огинского представлено самым известным из его полонезов "Прощание с родиной", с которым можно знакомить детей, начиная с 5-летнего возраста. Дети должны быть ознакомлены с творчеством одного из крупнейших итальянских композиторов XIX столетия Джоакино Россини. Музыка Россини ярка и индивидуальна, оптимистична, наполнена яркими прекрасными мелодиями. Детям можно предложить наиболее популярные увертюры Россини к операм и фрагменты из оперы "Севильский цирюльник". Следует также обратить детское внимание на творчество выдающихся представителей романтизма в музыке XIX столетия - Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена и Ф. Листа. Детей необходимо познакомить с наиболее популярными вокальными миниатюрами Франца Шуберта из цикла "Прекрасная мельничиха". Они просты, мелодичны и вполне доступны детям 3-5 лет. Бодрая, жизнерадостная песня "В путь" открывает этот цикл. Слушая ее, педагог должен обратить внимание детей на музыкальные образы этой миниатюры. Все, что окружает мельника, в постоянном движении: бурлят и стремятся вдаль ручейки и речки, двигающие колеса мельницы. Не отстают от них и тяжелые, неуклюжие жернова. Все это выражено в песне "В путь". Ручей - верный спутник и друг молодого мельника. Его звонкое журчание слышится в фортепианной партии большинства песен этого цикла. По течению ручья шагает юноша, прислушиваясь к неумолкающему ласковому бормотанию своего спутника. Многие песни цикла "Прекрасная мельничиха" простого народно-песенного склада. Они легко запоминаются детьми, им так и хочется их напевать. В 6-8 лет детей можно познакомить с замечательным творением Ф. Шуберта "Ave Maria". Перед слушанием этого произведения педагог должен в доступной для детей форме рассказать, что в основу этого произведения положен образ библейской Божьей матери - девы Марии. Он символизирует собою красоту, благородство, чистоту и доброту женщины-матери. Нужно обратить внимание детей, что в разные времена многие художники, скульпторы воспевали этот образ. Хорошо, если во время взволнованного, трепетного звучания прекрасного произведения Ф. Шуберта дети будут видеть репродукции картин Рафаэля, Леонардо к да Винчи, С. Ботичелли, запечатлевших святых мадонн.
Человек большой и светлой души, очень любивший людей - взрослых и детей, - таким предстает в своей музыке Роберт Шуман - великий немецкий композитор-романтик. Шумана можно сравнить с хорошо знакомым детям сказочником Хансом Христианом Андерсеном. Оба они обращались к самому лучшему в людях: к их способности замечать красоту и добро, видеть чудесное и необыкновенное в полевом цветке, в шелесте леса, прислушиваться к тайному голосу человеческого сердца. Шуман много писал о детях и для детей. Хорошо понятны и доступны детям фортепианные миниатюры Р. Шумана из альбома "Для юношества" и "Детских сцен". Детям нужно объяснить, что они написаны человеком взрослым, но не забывшим своего детства и с любовью отразившим в музыке многогранный мир детской души. Веселые игры и слегка пугающая сказочная таинственность, счастливая беззаботность и первые мысли о серьезном. Об этом говорят названия некоторых частей цикла: "О чужих странах и людях", "Горелки", "Вполне счастлив", "Верхом на палочке", "Засыпающий ребенок" и т.д. Самая известная пьеса из "Детских сцен" - "Грезы". Она пленяет своей светлой и ласковой мелодией. Это прекрасное произведение звучит по радио и с экранов телевидения в дни памяти и скорби о погибших в годы Великой Отечественной войны.
Одно из замечательных свойств произведений классика польской музыки Фредерика Шопена - их доходчивость. Его музыка насквозь пронизана славянскими интонациями, красотой польских танцевальных ритмов. Детей нужно познакомить с наиболее известными из его прелюдий, вальсов, мазурок и ноктюрнов. Неповторимо своеобразны прелюдии Шопена. В этих небольших ярких пьесах композитор выступает как создатель нового вида инструментальных миниатюр. Детям нужно разъяснить, что в прошлом название "прелюдия" означало вступительную пьесу. Небольшими вступлениями-прелюдиями предварялись оперы и крупные хоровые произведения. Прелюдии Шопена - не вступления, они ничему не "предшествуют". Это чаще всего сравнительно небольшие, но содержательные пьесы. Обычно, каждая из прелюдий создает только один какой-либо образ. Как и другие композиторы XIX века, Шопен сочинял и вальсы. Нужно обратить внимание детей, что вальс возник из незатейливых австрийских и немецких народных танцев. Вскоре он становится излюбленным европейским танцем. Его кружащееся "полетное" движение сразу же привлекло внимание композиторов-романтиков. Обращаясь к вальсу, Шопен поэтизирует этот простой бытовой танец. Большинство его вальсов - широко развернутые пьесы трехчастного строения, которым присущи яркие контрасты. Детям можно предложить для слушания наиболее известные вальсы Шопена № 1, № 7 и № 10. Видное место в творчестве Шопена занимает польский национальный танец - мазурка. Детям нужно объяснить, что мазурка - польский танец в трехдольном размере, оживленного движения, с преобладанием "прыжкового" шага. Свои первые мазурки Шопен сочинил в возрасте 14-15 лет. Как правило, это задорно веселые - мажорные пьесы. Сочиняя свои мазурки, Шопен опирался на ритмику и характер движений не только народного мазура, но и других сельских танцев. Любимый вид фортепианной лирики композитора - ноктюрн, который означает "ночная пьеса". Ноктюрны Шопена отличает редкая красота мелодии. Для многих из них характерны яркие контрасты, например, сопоставление картин спокойной ночной природы и налетающей грозы.
Творчество известного венгерского композитора Ференца Листа можно открыть для детей его известной венгерской рапсодией № 2 и "Ракоци-маршем" из венгерской рапсодии № 15. При организации слушания этих произведений Листа детям можно объяснить истоки венгерских рапсодий. "Венгерские рапсодии" - фортепианные фантазии свободной формы, которые состоят из ярких, контрастных песенных и плясовых напевов. В их основе лежат обработки народных напевов своей родины, которые доступны и понятны детям. Широкую известность получила "Венгерская рапсодия № 2", которая открывается скорбным вступлением. Затем звучит печальная мелодия, проникнутая глубоким лирическим чувством. Постепенно эта мелодия светлеет. Слышится быстрый, плясовой напев, легкий и грациозный. Все быстрей становится движение пляски, напоминающей крутящийся вихрь. Лист сочинил 15 рапсодий. Одной из самых ярких была 15-ая рапсодия, построенная на знаменитой теме "Ракоци-марша"-революционного марша борьбы венгерского народа. Рапсодии Листа - живые картины народного быта, порой суровые и печальные, но чаще жизнерадостные и светлые, проникнутые безудержным весельем. С раннего возраста детей следует познакомить с творчеством выдающихся западноевропейских оперных композиторов Дж. Верди, Ш. Гуно и Ж. Бизе. Нужно обратить внимание детей на то, что в недавнем прошлом любимым видом музыкально-театрального искусства была опера. В ней сочетаются разные виды искусства: вокальная и инструментальная музыка, драматическое действие, мимика, танец. Для постановки каждой оперы требуется еще и сценическое оформление - декорации, костюмы, - в оперных спектаклях немалую роль играет и изобразительное искусство. К созданию оперных декораций в крупных театрах нередко привлекались известные художники. Опера - своеобразное музыкально-театральное произведение, в котором обычная разговорная речь полностью или в значительной мере заменена пением. Родина оперы - Италия. И это не случайно. Издавна итальянские певицы славились своими прекрасными голосами. Творчество гениального итальянского оперного композитора Джузеппе Верди можно представить для детей фрагментами из опер ''Травиата'', "Риголетто" и "Лида", Дети прекрасно воспринимают всем известный марш из оперы "Аида" Дж. Верди, который навсегда остается в их памяти.
С творчеством французского композитора Шарля Гуно можно познакомить детей, предлагая для слушания наиболее популярные фрагменты из его оперы "Фауст". Наиболее известны и доступны детям "Марш" и "Вальс" из оперы "Фауст", которые отличаются красотой и изяществом мелодий. Выдающийся французский композитор Жорж Бизе написал 12 пьес "Игры для детей" для фортепиано в четыре руки. Пять из них композитор объединил в одноименную сюиту для симфонического оркестра. Первая пьеса этой сюиты - марш "Труба и барабан", потом нежная "Колыбельная" (кукла), а за ней стремительно взрывается "Волчок". Мы ощущаем, как его заводят и он вращается, жужжа. Последняя пьеса сюиты - "Бал". Мелодия, словно расшалившись, перебрасывается от одной группы инструментов к другой в веселом озорном галопе. Композитор хорошо известен, прежде всего, как автор оперы "Кармен". Наиболее популярные фрагменты из этой оперы, которые вполне доступны для восприятия детьми 5-8 лет. Опера "Кармен" начинается прекрасной красочной "Увертюрой". В ее основе лежит контраст образов солнечно-светлого народного празднества и трагической судьбы главной героини оперы. В увертюре звучит увлекательная, веселая, словно залитая южным солнцем музыка марша - задорный припев куплетов тореадора ("Тореадор, смелее в бой"). Дети прекрасно воспринимают фрагменты из оперы "Кармен": "Хор мальчиков" и темпераментную "Сегидилью". В начале четвертого действия оперы звучит "Антракт" - блестящая оркестровая пьеса, основанная на интонациях и ритмах испанской народной музыки. Светлая и праздничная, сверкающая яркими красками музыка вступления непосредственно вводит в действие. Иоганн Штраус вошел в историю XIX века как великий мастер танцевально-бытовой музыки. Он привнес в нее черты художественности, углубив и развив типичные особенности австрийской народно-танцевальной практики. Произведениям И. Штрауса свойственно мелодическое богатство и простота образов. Его наиболее известные польки, вальсы и марши вполне доступны для слушания дошкольниками. Выдающийся немецкий композитор Иоганнес Брамс известен, прежде всего, как автор знаменитых венгерских танцев. Детей 5-8 лет следует познакомить с наиболее популярными из них - венгерским танцем № 1, № 5 и №6. Эти танцы мелодичны, в них синтезированы элементы немецкой музыкальной романтики и широко используется венгерский фольклор.
Творчество известного французского композитора Камиля Сен-Санса известно прежде всего из его цикла "Карнавал животных" - фантазий для двух фортепиано и оркестра. На фоне оркестрового марша, словно грозное рычание: это появляются львы! Скрипки забавно "кудахчут" и "кукарекают". Приятная мелодия контрабаса и аккорды фортепиано передают тяжелую поступь и добродушный характер слона. Детей нужно познакомить с наиболее известными миниатюрами из этого цикла. Особое место занимает популярная миниатюра "Лебедь". Эта музыка, под которую балерины танцуют знаменитого "Умирающего лебедя". Детей 7-8 лет можно познакомить и с красочным, виртуозным произведением К. Сен-Санса для скрипки с оркестром "Интродукция и рондо - каприччиозо". Выдающийся чешский композитор Антонин Дворжак знаком нам, прежде всего, по его "Славянским танцам". Его музыка проникнута оптимизмом, отмечена редким мелодичным богатством, близостью к славянскому музыкальному фольклору. Детей 5-8 лет нужно познакомить с наиболее известными из "Славянских танцев". В детскую музыкальную программу можно также включить творчество крупных представителей балетной музыки, таких как французский композитор Л. Делиб и австрийский композитор Л. Минкус. Музыка Лео Делиба отличается мелодичностью, близостью к бытовым музыкальным жанрам, свежестью гармоничного языка, изяществом, пластичностью формы. Музыку из балета "Сильвия" П.И. Чайковский назвал "гениальной в своем роде". Делиб пошел по пути симфонизации музыки и драматизации танца, оказав плодотворное влияние на дальнейшее развитие балета. Детей нужно познакомить с наиболее известными фрагментами из балета Делиба. Творчество Людвига Минкуса можно открыть для детей наиболее известными фрагментами из балета "Дон Кихот". Выдающийся норвежский композитор Эдвард Григ оказал большое влияние не только на скандинавских авторов, но и на европейскую музыку в целом. В его творчестве нашли отражение типичные черты норвежского музыкального фольклора, которые представлены в замечательной симфонической сюите к драме Ибсена "Пер Гюнт". В своей пьесе Ибсен использовал элементы норвежских народных сказок, а Э. Григ воплотил эти сказочные картины в своей замечательной музыке. Красочные сцены норвежского народного быта, поэтичные образы природы и народной фантастики увлекли Грига. В пьесе "Утро" он передал красоту норвежской природы. При слушании этой музыки и последующем ее описании педагог должен дать свободу детской фантазии. Можно дополнить впечатления детей рассказом о том, что эта картина прекрасного северного утра стала своего рода прелюдией к последующему действию. Оркестр здесь прозрачен и прост: одни лишь струнные и духовые деревянные инструменты. Да еще порой доносятся голоса лесных рогов - валторн. Ясная и светлая мелодия "Утра" построена на певучих оборотах народных пастушеских наигрышей. Голоса музыкальных инструментов словно перекликаются, звучность оркестра нарастает. И вот уже главную тему поет хор струнных инструментов, а музыка становится все напряженней. В момент могучего звучания оркестра словно восходит солнце. И снова возвращается главная тема. Чуть доносятся отзвуки охотничьих рогов, наигрыши пастушеских дудок и нежные голоса птиц. Тихая, ясная музыка воссоздает покой раннего утра. "Танец Анитры" - изящный, причудливый, завлекающий. В пьесе его танцует арабская красавица. Эта пьеса исполняется лишь струнными инструментами с добавлением звенящих серебряных ударов треугольника. Пьеса "В пещере горного короля" носит мрачный, сказочно-фантастический характер. Нужно обратить внимание детей, что через всю пьесу проходит тяжело топочущая тема норвежских горных чудовищ; ее исполняют сперва самые низкие инструменты оркестра: виолончели, контрабасы и фаготы. Главная тема повторяется неизменно, звучание оркестра усиливается, подобно движущейся лавине. Весь оркестр в движении, слышны пронзительные возгласы деревянных духовых инструментов, грозные голоса тромбонов и труб. Звучание достигает огромной силы, неожиданно обрываясь. Центральной пьесой сюиты является "Песня Сольвейг", которая символизирует собой прекрасную светлую девушку Сольвейг (имя ее означает "солнечный путь"). Всем сердцем любит молодой крестьянский парень Пер чистую и светлую Сольвейг. Детям можно предложить наиболее известные пьесы из сюиты "Пер Гюнт".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|