Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционно-правовой статус Российской Федерации




Конституционно-правовой статус России как федеративного государ­ства определяется Конституцией РФ и конституционными законами, из­данными на ее основе и в ее развитие, а детализируется и реализуется с помощью текущего (обычного) законодательства. Важное значение для конституционно-правового статуса России имеет также Федеративный договор от 31 марта 1992 г., применяемый в той части, которая не проти­воречит Конституции РФ, и Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

Основными чертами и особенностями Российской Федерации, отра­женными в ее конституционно-правовом статусе, являются следующие.

Во-первых, наличие государственного суверенитета, который прояв­ляется в верховенстве государственной власти и исходящих от нее зако­нов внутри государства и ее независимости вовне, в отношениях с други­ми государствами.

Во-вторых, наличие территории, которая включает в себя территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. Согласно Конституции Российская Федерация обладает, кроме того, суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономи­ческой зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федераль­ным законом и нормами международного права (п. 2 ст. 67).

Вопросы, касающиеся государственной границы России, регулируют­ся специальным Законом о Государственной границе, принятым в 1993 г., а также с помощью норм, содержащихся в других законах.

В-третьих, обладание Российской Федерацией собственностью, кото­рая существует и функционирует наряду с другими формами собственно­сти. Закрепляя и гарантируя их в равной степени, Конституция России


в то же время уделяет особое внимание собственности на землю и другие природные ресурсы. В ст. 9 в связи с этим подчеркивается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации «как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

В-четвертых, наличие в Российской Федерации института гражданст­ва, которое согласно Конституции РФ приобретается и прекращается только в строгом соответствии с федеральным законом. Гражданство РФ является «единым и равным независимо от оснований приобретения» (п. 1 ст. 6).

Каждый гражданин России обладает всеми конституционными пра­вами и свободами и несет равные, предусмотренные Конституцией РФ, обязанности. Граждане России не могут быть лишены своего гражданст­ва или права изменять его.

В-пятых, существование в пределах Российской Федерации единой правовой системы и единого правового пространства. Существование их вовсе не исключает, а, наоборот, предполагает формирование и функцио­нирование в пределах территории субъектов Федерации отдельных ло­кальных правовых систем, а в рамках различных муниципальных образо­ваний — системы локальных правовых актов.

В-шестых, обращение на всей территории Российской Федерации единой денежной единицы, в качестве которой выступает рубль. Соглас­но Конституции РФ денежная эмиссия в стране осуществляется исклю­чительно Центральным банком России. На него же возлагается важней­шая для нормальной жизнедеятельности общества и государства функ­ция защиты и обеспечения устойчивости рубля. Эту функцию Централь­ный банк РФ осуществляет самостоятельно, вне зависимости от всех дру­гих органов государственной власти России.

В-седьмых, отнесение к сфере исключительного ведения Российской Федерации ключевых вопросов государственной и общественной жизни страны. В практическом плане это означает, что решение данных вопро­сов, включая издание соответствующих нормативных актов, является ис­ключительной прерогативой только федеральных органов государствен­ной власти. Все иные государственные органы, находящиеся в их подчи­нении, могут осуществлять по этим вопросам лишь оперативные управ­ленческие функции.

Это касается, в частности, таких вопросов, как формирование са­мих федеральных органов государственной власти; установление их сис­темы, порядка их организации и деятельности; принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установ­ление основ федеральной политики и федеральные программы в облас­ти государственного, экономического, социального и иного развития 278


России; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федераль­ные фонды регионального развития; внешняя политика и международ­ные отношения РФ; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; су­доустройство; прокуратура; гражданское, уголовное и иное отраслевое законодательство.

К исключительной компетенции Российской Федерации относится также решение вопросов, касающихся установления правовых основ единого рынка; финансового, валютного, кредитного и таможенного ре­гулирования; основ ценовой политики; федеральных экономических служб, включая федеральные банки; федеральных энергетических сис­тем, ядерной энергетики; федерального транспорта, путей сообщения, информации, связи и др. Полный перечень вопросов, находящихся в ис­ключительном ведении Российской Федерации, содержится в ст. 71 Конституции РФ.

Кроме названных черт и особенностей России как федеративному го­сударству в целом свойственны и другие черты и особенности. Среди них такие, в частности, как наличие общего для всех российских граждан го­сударственного языка, каковым является русский язык; установление еди­ной для всей страны федеральной государственной службы; наличие официальных атрибутов Российской Федерации в виде Государственного флага, Герба и Гимна; и др.

Конституционно-правовой статус субъектов Российской

Федерации

В основе конституционно-правового статуса субъектов Федерации ле­жит ряд положений Конституции РФ, касающихся федеративного уст­ройства России и характера ее взаимоотношений с субъектами Федера­ции, а также основные законы последних — конституции субъектов Феде­рации и их уставы.

Данный факт закрепляется в Конституции РФ, где акцентируется внимание на статусе каждого отдельного вида субъектов Федерации (рес­публик и других субъектов) и где в отдельности указывается на то, что от­ношения автономных округов, входящих в состав края или области, мо­гут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области.

Конституционно-правовой статус субъекта Федерации может быть из­менен не иначе как только по взаимному согласию Федерации и ее субъ­екта в соответствии с федеральным конституционным законом. То же са­мое касается и границ между субъектами Федерации, которые могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации характеризу­ется, с одной стороны, общими чертами, присущими всем без исключе­ния субъектам Федерации, а с другой — их отдельными специфическими особенностями.


Среди общих черт субъектов Федерации следует назвать такие, в ча­стности, как наличие у каждого из них своих высших органов государст­венной власти, своего административно-территориального деления, своей собственности, своего законодательства. В соответствии с Конституцией РФ каждая «республика (государство) имеет свою конституцию и законо­дательство», а каждый край, область, город федерального значения, авто­номная область и автономный округ «имеет свой устав и законодательст­во» (ст. 52).

При этом действует конституционно установленное правило, соглас­но которому законы и иные нормативно-правовые акты не могут проти­воречить федеральным законам, принятым по предметам исключитель­ного ведения Российской Федерации или же по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае возникновения коллизии ме­жду федеральным законом и любым иным актом действует федеральный закон.

Однако данное правило не относится к нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации, изданным по вопросам, относящимся к их исключительному ведению.

В соответствии с Конституцией РФ к предметам исключительного ве­дения субъектов Федерации относится все то, что находится вне преде­лов исключительного ведения Российской Федерации и совместного ве­дения Федерации и ее субъектов. В сфере своего исключительного веде­ния субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной вла­сти, «осуществляют собственное правовое регулирование, включая приня­тие законов и иных нормативных правовых актов» (п. 4 ст. 76). При этом в случае возникновения противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта Федерации, изданным по пред­мету, относящемуся к его исключительному ведению, действует нормативно-правовой акт субъекта Федерации.

К общим чертам субъектов Федерации и их конституционно-правово­го статуса следует отнести, помимо названных, также такие, которые свя­заны с формированием и осуществлением бюджетов субъектов Федера­ции; реализацией ими права законодательной инициативы в федераль­ном парламенте; участием их в международных и внешнеэкономических связях, наличием у них своей символики в виде герба, флага, а у некото­рых субъектов Федерации и своего гимна; и др.

Наряду с общими чертами субъектов Федерации и их конституцион­но-правового статуса некоторые из них имеют и свои специфические осо­бенности. Это касается в первую очередь республик — субъектов Федера­ции.

По сравнению с другими субъектами республики выделяются тем, что они характеризуются как государства, а не как государственные обра­зования; имеют свои конституции, а не уставы, как другие субъекты; мо­гут устанавливать государственный язык наряду с государственным язы-280


ком Российской Федерации — русским языком; имеют право устанавли­вать, кроме федерального, также республиканское гражданство.

Существуют и другие специфические особенности республик — субъ­ектов Федерации. Однако в конституционно-правовом статусе респуб­лик — субъектов Федерации они занимают гораздо меньше места, чем их общие со всеми другими субъектами Федерации черты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...