Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суды общей юрисдикции России




Значительную роль в реализации судебной власти в постсоветской России играют суды общей юрисдикции или, как их нередко называют, об­щие суды.

Это наиболее многочисленные и наиболее разнообразные по характе­ру компетенции суды. К ним относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суд автономной области и су­ды автономных округов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, районные (го­родские) суды. Разновидностью судов общей юрисдикции являются во­енные суды. Особое положение в системе судов общей юрисдикции зани­мают мировые судьи.

По общему, конституционно установленному правилу судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие выс­шее юридическое образование и стаж работы по юридической профес­сии не менее пяти лет. В Конституции РФ содержится оговорка о том, что кроме названных требований кандидатам на судейскую должность федеральным законом могут быть предъявлены также дополнительные требования.

Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других федеральных судов назна­чаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом. Порядок занятия должности и деятельности мировых судей определяется Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. о мировых судьях и соответ­ствующими законами субъектов Федерации. В соответствии с последни­ми они могут назначаться или избираться.

Суды общей юрисдикции, в отличие от других судов, рассматривают уголовные и гражданские дела, а также дела, возникающие в сфере тру­довых и административных отношений.

Во главе всех судов общей юрисдикции находится Верховный Суд РФ. По своему статусу он является высшим судебным органом по граж­данским, уголовным, административным и иным делам, которые подсуд­ны судам общей юрисдикции. В качестве такового Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных


формах судебный надзор за деятельностью всех судов общей юрисдик­ции и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ осуществляет свои полномочия в различных фор­мах. В частности, в форме заседаний Пленума Верховного Суда РФ, в ко­торых участвует весь состав Верховного Суда РФ; в форме обсуждения и решения вопросов на Президиуме Верховного Суда РФ, в состав кото­рого входят председатель, его заместители и ряд судей, утверждаемых Со­ветом Федерации по представлению Президента РФ, и в форме работы судебных коллегий по уголовным делам, гражданским делам и военной коллегии. Состав коллегий утверждается Пленумом Верховного Суда РФ.

В системе судов общей юрисдикции особое внимание в настоящее время уделяется деятельности судов с участием присяжных заседателей. Это сравнительно новый для постсоветской России судебный институт, со становлением и развитием которого в ближайшие годы связываются официальные надежды на дальнейшее развитие демократии в механизме реализации судебной власти.

В соответствии с действующим законодательством суд присяжных за­седателей образуется при городском, районном или ином суде общей юрисдикции в составе судьи и 12 присяжных заседателей.

Суды присяжных заседателей рассматривают только уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях: терроризм, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, государственная измена и др. Присяжные заседатели при рассмотрении уголовного дела решают во­прос о виновности или невиновности подсудимого, а также о том, заслу­живает ли он снисхождения или не заслуживает. Мера наказания осуж­денному определяется единолично судьей. Им же решается без участия присяжных заседателей и ряд других возникающих в ходе рассмотрения уголовного дела вопросов, требующих для своего разрешения профессио­нальной подготовки.

Сравнительно новым для современной российской судебной системы является наряду с судом присяжных заседателей также институт мировых судей. Он образуется и действует на основе Федерального закона от 17 декабря 1998 г. о мировых судьях, а также аналогичных законов, при­нятых в субъектах Федерации.

Участки, в пределах которых действует мировой судья, определяются законодательством субъектов Федерации. Численность населения на каж­дом из них не должна превышать 30 тыс. человек. Минимальная числен­ность населения в них составляет 15 тыс. человек. Процедуры и порядок назначения или избрания на должность мировых судей определяется за­конодательством субъекта Федерации.

Круг вопросов, рассматриваемых мировыми судьями, довольно огра­ничен по сравнению с другими судами общей юрисдикции. Это, в част­ности, ограниченная категория уголовных дел, за которые предусматри­вается наказание до двух лет лишения свободы; трудовые и имуществен-


ные споры, цена иска которых составляет не более 500 минимальных раз­меров оплаты труда; бракоразводные дела при отсутствии спора о детях и др.

Все решения по рассматриваемым вопросам принимаются мировыми судьями единолично.

Арбитражные суды России

Наряду с Конституционным Судом РФ и судами общей юрисдикции значительную роль в осуществлении судебной власти играют арбитраж­ные суды. В механизме реализации судебной власти они образуют само­стоятельную систему судебных органов, тесно связанную с националь­но-государственным и административно-территориальным устройством современной России.

В эту систему входят: Высший Арбитражный Суд РФ; высшие арбит­ражные суды республик; арбитражные суды округов; краевые, областные и городские арбитражные суды; арбитражный суд автономной области; арбитражные суды автономных округов. На районном уровне законода­тельством не предусматривается создание арбитражных судов.

Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ. По отношению к ним Высший Арбитражный Суд РФ выступает как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых этими судами. Он также осуществляет в предусмот­ренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят председатель, его заместители, председатели коллегий и члены Высшего Арбитражного Су­да РФ.

Судьями Высшего Арбитражного Суда РФ могут стать граждане РФ, достигшие 35-летнего возраста, которые имеют высшее юридическое об­разование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Для судей других арбитражных судов минимальный стаж работы по юридической специальности устанавливается в пять лет.

Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ согласно Конституции РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Су­дьи арбитражных судов округов в различных субъектах Федерации назна­чаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Ар­битражного Суда РФ с учетом мнения субъектов Федерации.

В соответствии с действующим законодательством арбитражные су­ды участвуют в осуществлении судебной власти путем рассмотрения дел по экономическим спорам между организациями, гражданами-предпри­нимателями, работающими на территории России, которые возникают в связи с признанием права собственности, с изменением условий при расторжении договоров, с истребованием собственником или законным владельцем имущества из чужого незаконного владения, и иными основа­ниями.


Кроме того, судебная власть осуществляется арбитражными судами также путем рассмотрения дел по спорам, возникающим из правоотно­шений в сфере управления. Это, в частности, дела по спорам о взыска­нии с организаций и граждан, занимающихся предпринимательской дея­тельностью, штрафов и других финансовых средств государственными органами; о признании недействительными актов государственных орга­нов. которые противоречат законодательству и ущемляют законные пра­ва и интересы граждан и организаций; и др.

Наряду с этим арбитражные суды рассматривают споры, возникаю­щие из экономических соглашений между органами исполнительной вла­сти субъектов Федерации; аналогичные споры между государственными органами России и других государств, если это предусматривается их со­глашением; и др.

Вступившие в законную силу решения, определения и постановления арбитражных судов подлежат исполнению на всей территории России. Они обязательны для всех государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления и граждан.

40. Прокуратура Российской Федерации

, 1. Статус Прокуратуры РФ. Прокуратура занимает важное место в системе государственных органов. Как специальный правоохранитель­ный орган Прокуратура была создана в России Петром I в 1722 г. Проку­ратура при Петре Великом была «государственным оком», органом надзо­ра за законностью в деятельности чиновничьего аппарата, на нее возлага­лись обязанности по защите прав граждан.

По действующему в настоящих условиях России законодательству Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчине­нием нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации на­значаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор РФ. Гене­ральная прокуратура состоит из главных управлений, управлений и отде­лов. В структуру Генеральной прокуратуры входит Главная военная проку­ратура, которую возглавляет заместитель Генерального прокурора. Он ру­ководит нижестоящими органами военной прокуратуры.

Прокуратура РФ не принадлежит к органам судебной власти или к органам исполнительной власти. Это правозащитный орган, обладаю­щий статусом, закрепленным в федеральном законодательстве. Ученые и практические работники прокуратуры разработали концепцию разви­тия Прокуратуры РФ на переходный период.

Прокурорский надзор. Важнейшей функцией Прокуратуры РФ являет­ся прокурорский надзор за исполнением законов. На основе действующе­го законодательства Прокуратура России осуществляет надзор за испол­нением законов федеральными министерствами и ведомствами, предста­вительными (законодательными) и исполнительными органами субъек-


тов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органа­ми военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод че­ловека и гражданина, за соблюдением законов органами, осуществляю­щими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Прокуратура осуществляет также надзор за исполнением зако­нов административными органами и учреждениями, исполняющими на­казания и применяющими назначенные судом меры принудительного ха­рактера, администрациями мест содержания задержанных и заключен­ных под стражу лиц.

В современных условиях жизни российского общества важное значе­ние имеет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сооб­щения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура по материалам проверки принимает протест, представление и постанов­ление прокуратуры. В борьбе за законность, порядок в области прав, сво­бод человека и гражданина значительную роль играют меры профилак­тического характера. Прокуратура принимает меры по предупреждению и пресечению прав и свобод человека и гражданина, привлекает к ответ­ственности лиц, нарушивших закон, и к возмещению причиненного вре­да, ущерба.

2. Участие прокуратуры в рассмотрении дел судами. Представители прокуратуры выступают государственными обвинителями в суде. Этот вид деятельности прокуратуры регламентируется процессуальным зако­нодательством. Прокурор на основе процессуального закона вправе обра­титься в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государ­ства. Прокуратура в пределах своей компетенции приносит в вышестоя­щий суд кассационный или частный протест на незаконное, необосно­ванное решение суда. Установив, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокуратура приносит протест в порядке надзора или обращается с пред­ставлением к вышестоящей прокуратуре.

Деятельность прокурора требует высокого профессионализма, нрав­ственности и гражданского мужества. Он должен быть безупречным в со­блюдении законности, норм общей и профессиональной этики юриста. В соответствии с занимаемой должностью прокурорам и следователям присваиваются классные чины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...