Суровый стиль» и его художественные особенности.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Тема 6. Особенности развития советского искусства 1960 -1980х гг.
Тенденции в развитии советского искусства 1960х годов. В годы правления Н.С. Хрущева наступает новый этап развития советской культуры. Период этот принял название повести Ильи Эренбурга «Оттепель». Для хрущевской «оттепели» характерны два главных момента оказавших существенное влияние на развитие советского общества. Первый из них - значительная либерализация форм и методов государственного управления. Второй – отказ от национально-патриотического элемента официальной идеологии, перевод ее в интернациональное направление, сопровождавшийся новым витком антицерковных гонений. Обе эти тенденции стали результатом процесса «десталинизации», последовавшего за смертью «великого вождя». Первая официальная критика прошлого, имевшая характер взрыва, прозвучала в 1956 году в докладе Н.С.Хрущева на закрытом заседании 20 съезда КПСС (Постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (30 июня 1956г.)). В 1960е определились основные тенденции в развитии искусства второй половины века, и произошла смена поколений ведущих мастеров. Метры живописи А. Пластов, А. Дейнека, П. Корин, М. Сарьян внесли свой вклад в живопись этого времени, не изменяя своим принципам. Однако смысл перемен, происходивших в советском искусстве, последовательнее отразились в творчестве художников нового поколения, родившихся в начале 1930х гг. и получившие закалку и возмужание в годы войны. 1960е годы – время творческих поисков новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства. Разрабатываются новые стилистические движения в искусстве.
Суровый стиль» и его художественные особенности. В 1960е годы изобразительном искусстве наметились стремления освободиться от штампов в подходе к современности, стремление воссоздать реальность без обычной в 1940-1950е годы парадности, помпезности в изображении действительности, без сглаживания всех трудностей и поверхностной фиксации бесконфликтных сюжетов, укоренившейся манеры изображать борьбу «хорошего с лучшим». Происходит тенденция анализа и правдивого отображения явлений окружающей жизни и событий недавнего прошлого. Возникает интерес к будням, к суровой жизни большей части населения страны, потребность романтизации характеров современников и их повседневного тяжелого труда, потребность выразить оставшуюся в тени тему народного героя, разрушенных судеб. Появляются живописные, графические и скульптурные произведения, широко использующие форму рассказа о людях и событиях, но новые по тематическому репертуару и по подходу к пластической выразительности. Позднее это явление в искусстве 1960х гг. обозначат специальным термином – «суровый стиль». Понятие «суровый стиль» принадлежит критику А. Каменскому, была своеобразной крылатой метафорой определенного художественного явления в искусстве 1960х гг. Важной чертой направления была гражданственность позиции, ответственность и бескомпромиссность. Особенностью их работ перед сталинским искусством было лишенное всякого украшательства отношения к жизни современников, попытка ее правдивой (и несколько, правда, романтизированной) интерпретации. Художники отражали окружающее без прикрас, обратились к поэтизации и героизации жизни простых людей, их суровых трудовых будней (отсюда и название стиля), подчеркивая энергию, волю и драматизм судьбы своих современников или старших поколений. Потребность в установлении действительного диалога нового поколения художников с новым поколением зрителей требовало поиска нового выразительного языка. А зритель был воспитан на изобразительно узнаваемой форме, только через нее он мог понять смысл послания. На разрыв с изобразительной формой направление не шло, новый тематический репертуар облекался в достоверную узнаваемую форму, этим обеспечивал убедительность ответа. Немаловажным обстоятельством, определившим облик «сурового стиля» была школа, которую проходили художники, школа академического рисунка, она считалась основой профессии. Но новые идейно-образные задачи требовали преодоления некоторой вялости академической выучки, однако «переучивание» идет не радикально, а за счет усиления некоторых элементов пластики.
Большинство приверженцев «сурового стиля» обращались к традициям советской живописи 1920-30х годов, и в частности к искусству ОСТа, развивая принципы живописного языка и художественного метода заложенного А.Дейнекой, Ю.Пименовым и другими мастерами ОСТа. Художники П. Никонов, Н.Андронов, Т.Салахов, В. Иванов, братья А. и П. Смолины, В. Попков, Д.Жилинский, П.Оссовский, Г. Коржев, Е. Маисеенко и другие в поисках правды жизни обратились к сдержанной, условной и обобщенной форме, отвергнув всякую описательность. Композиция, как правило, лапидарна, рисунок жесток и лаконичен, цвет условен. Экспрессия жеста, упрощение силуэта, преувеличение в масштабе, резкость в обрисовке ситуаций и характеров - те некоторые пластические элементы, использовавшие в работах «сурового стиля». Новшества эти довались живописцам не просто, они как бы открывались заново. Например, даже такие понятия как метафора, иносказание, символ условность в конце 1950-х обсуждались, оспаривались и утверждались как новшество. Поиск лапидарности языка привел некоторых художников этого течения даже к известному схематизму, у одних выраженному более, у других - менее. Произведениям «сурового стиля» характерно монументальность. Это сказалось и в гиперболизации образов, в которых опущено все случайное, мимолетное, и в повышенной декоративности и напряженной эмоциональности колорита, и даже в большом, как правило, размере холста.
Война с ее трагическими последствиями, участь крестьянства, напряженный труд советских людей, их суровый быт – вот тематический круг, на котором вырастают новые тенденции в изобразительном искусстве 1960х годов. Эти темы раскрывались и развивались разными по сладу дарований художниками, но всегда на конкретном жизненном материале. Характерными произведениями, отразившие особенности «сурового стиля» можно назвать Н.И.Андронова «Плотогоны» (1959-61), П. Ф. Никонова «Наши будни», «Геологи» (1962), А.А. и П.А. Смолины «Полярники» (1961), «Стачка «(1964), В.Е. Попкова «Строители братской ГЭС (1961), Таира Салахова «Ремонтники» (1963).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|