Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суровый стиль» и его художественные особенности.




Тема 6. Особенности развития советского искусства 1960 -1980х гг.

 

Тенденции в развитии советского искусства 1960х годов.

В годы правления Н.С. Хрущева наступает новый этап развития совет­ской культуры. Период этот принял название повести Ильи Эренбурга «Оттепель». Для хрущевской «оттепели» характерны два главных мо­мента оказавших существенное влияние на развитие советского обще­ства. Первый из них - значительная либерализация форм и методов го­сударственного управления. Второй отказ от национально-патриотиче­ского элемента официальной идеологии, перевод ее в интернациональ­ное направление, сопровождавшийся новым витком антицерковных го­нений. Обе эти тенденции стали результатом процесса «десталиниза­ции», последовавшего за смертью «великого вождя». Первая офици­альная критика прошлого, имевшая характер взрыва, прозвучала в 1956 году в докладе Н.С.Хрущева на закрытом заседании 20 съезда КПСС (Постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его по­следствий» (30 июня 1956г.)).

В 1960е определились основные тенденции в развитии искусства вто­рой половины века, и произошла смена поколений ведущих мастеров. Метры живописи А. Пластов, А. Дейнека, П. Корин, М. Сарьян внесли свой вклад в живопись этого времени, не изменяя своим принципам. Однако смысл перемен, происходивших в советском искусстве, после­довательнее отразились в творчестве художников нового поколения, родившихся в начале 1930х гг. и получившие закалку и возмужание в годы войны.

1960е годы – время творческих поисков новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства. Разрабатыва­ются новые стилистические движения в искусстве.

Суровый стиль» и его художественные особенности.

В 1960е годы изобразительном искусстве наметились стремления осво­бодиться от штампов в подходе к современности, стремление воссоз­дать реальность без обычной в 1940-1950е годы парадности, помпезности в изображении действительности, без сглаживания всех трудностей и по­верхностной фиксации бесконфликтных сюжетов, укоренившейся ма­неры изображать борьбу «хорошего с лучшим». Происходит тенденция анализа и правдивого отображения явлений окружающей жизни и со­бытий недавнего прошлого. Возникает интерес к будням, к суровой жизни большей части населения страны, потребность романтизации ха­рактеров современников и их повседневного тяжелого труда, потреб­ность выразить оставшуюся в тени тему народного героя, разрушенных судеб. Появляются живописные, графические и скульптурные произве­дения, широко использующие форму рассказа о людях и событиях, но новые по тематическому репертуару и по подходу к пластической вы­разительности. Позднее это явление в искусстве 1960х гг. обозначат специальным термином – «суровый стиль». Понятие «суровый стиль» принадлежит критику А. Каменскому, была своеобразной крылатой метафорой определенного художественного явления в искусстве 1960х гг.

Важной чертой направления была гражданственность позиции, ответ­ственность и бескомпромиссность. Особенностью их работ перед ста­линским искусством было лишенное всякого украшательства отноше­ния к жизни современников, попытка ее правдивой (и несколько, правда, романтизированной) интерпретации. Художники отражали окружаю­щее без прикрас, обратились к поэтизации и героизации жизни простых людей, их суровых трудовых будней (отсюда и название стиля), под­черкивая энергию, волю и драматизм судьбы своих современников или старших поколений.

Потребность в установлении действительного диалога нового поколе­ния художников с новым поколением зрителей требовало поиска но­вого выразительного языка. А зритель был воспитан на изобразительно узнаваемой форме, только через нее он мог понять смысл послания. На разрыв с изобразительной формой направление не шло, новый темати­ческий репертуар облекался в достоверную узнаваемую форму, этим обеспечивал убедительность ответа. Немаловажным обстоятельством, определившим облик «сурового стиля» была школа, которую прохо­дили художники, школа академического рисунка, она считалась осно­вой профессии. Но новые идейно-образные задачи требовали преодоле­ния некоторой вялости академической выучки, однако «переучивание» идет не радикально, а за счет усиления некоторых элементов пластики.

Большинство приверженцев «сурового стиля» обращались к традициям советской живописи 1920-30х годов, и в частности к искусству ОСТа, развивая принципы живописного языка и художественного метода за­ложенного А.Дейнекой, Ю.Пименовым и другими мастерами ОСТа.

Художники П. Никонов, Н.Андронов, Т.Салахов, В. Иванов, братья А. и П. Смолины, В. Попков, Д.Жилинский, П.Оссовский, Г. Коржев, Е. Маисеенко и другие в поисках правды жизни обра­тились к сдержанной, условной и обобщенной форме, отвергнув вся­кую описательность. Композиция, как правило, лапидарна, рисунок жесток и лаконичен, цвет условен. Экспрессия жеста, упрощение силу­эта, преувеличение в масштабе, резкость в обрисовке ситуаций и ха­рактеров - те некоторые пластические элементы, использовавшие в работах «сурового стиля». Новшества эти довались живописцам не просто, они как бы открывались заново. Например, даже такие поня­тия как метафора, иносказание, символ условность в конце 1950-х об­суждались, оспаривались и утверждались как новшество.

Поиск лапидарности языка привел некоторых художников этого тече­ния даже к известному схематизму, у одних выраженному более, у дру­гих - менее.

Произведениям «сурового стиля» характерно монументальность. Это сказалось и в гиперболизации образов, в которых опущено все случай­ное, мимолетное, и в повышенной декоративности и напряженной эмоциональности колорита, и даже в большом, как правило, размере холста.

Война с ее трагическими последствиями, участь крестьянства, напря­женный труд советских людей, их суровый быт – вот тематический круг, на котором вырастают новые тенденции в изобразительном ис­кусстве 1960х годов. Эти темы раскрывались и развивались разными по сладу дарований художниками, но всегда на конкретном жизненном материале. Характерными произведениями, отразившие особенности «сурового стиля» можно назвать Н.И.Андронова «Плотогоны» (1959-61), П. Ф. Никонова «Наши будни», «Геологи» (1962), А.А. и П.А. Смолины «Полярники» (1961), «Стачка «(1964), В.Е. Попкова «Строи­тели братской ГЭС (1961), Таира Салахова «Ремонтники» (1963).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...