Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенность развития живописи в официальном искусстве 1970-1980х гг.




Нарастанием творческой активности отмечена общая атмосфера и официальной советской художественной жизни 1970-80-х годов. Крупнейшими форумами многотысячной армии мастеров официального советского искусства становились всесоюзные съезды художников, которые со второй половины 1960-х и проходят с четкой периодичностью – раз в четыре года. Проходят крупнейшие тематические всесоюзные выставки, смотры искусства союзных республик. Основным художественным направлением и творческим методом по-прежнему остался соцреализм, с устоявшимися принципами, соотношением тем и жанров. Исторический, батальный, бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт создают жанровое разнообразие. Ведущими темами оставался образ вождя и советского народа – индустриальный и деревенский образы, образ солдата и исторической личности, образы государственных деятелей и творческой интеллигенции, детский образ, образ советской молодежи, национальный образ.

1970-е годы ознаменовались появлением нового поколения худож­ников, обладающих присущими только им свойствами и качествами и потому определившими новый этап развития искусства. Искусство 1970х годов логичнее всего сравнивать с движением «сурового стиля», наибо­лее характерного для искусства недавних 1960х.

Уже в середине 1960х годов основоположники «сурового стиля» - П. Никонов, Т. Салахов, Т. Нариманбеков, Н.Андронов, В.Попков, И. Заринь, Э. Илтнер и другие пришли к индивидуально-образному вос­приятию мира. В графике особенно за­метные изменения произошли в творчестве Г.Захарова, И.Голицына и др.

Новое поколение не знало войны. До них жизнь нескольких поколений советских людей обладала существенными чертами единства: они были участниками Октябрьской революции и гражданской войны, героиче­ских строек 1930х годов, пережили трудности Великой Отечественной. Художники 1970х годов оказались в иной психологиче­ской ситуации. В их творчестве отразилось иное время. Обнажилась позиция, творческий выбор каждого художника. Характерной чертой искусства стало тематическое разнообразие, стремление охватить но­вые, традиционные пласты жизни. Среди них противовес и в дополне­ние к «земному» правдоискательству «сурового стиля» большое место занимает проблематика философского содержания: искусство и миро­здание, человек и планета, художник и мир, жизнь и время и т.п.

Советскую живопись начала 1970-х годов характеризуют в некото­ром роде как противостоящие друг другу и друг друга восполняющие тенденции: одна из них явно тяготеет к традиционным формам жизне­описания, достоверной изобразительности живописного языка, другая ищет способов опосредованного истолкования впечатлений и опыта, прибегая при этом к самым различным приемам и способам образно-пластического высказывания.

Мало, что изменилось в годы застоя. Существовала официально признанная живопись, которая регулярно выставлялась на выставках, и подпольная, принадлежащая художникам, которые находились во внутренней эмиграции.

Нужно отметить, что художники, которые не порвали с социалистическим реализмом, работали очень разнопланово, начиная от тем, и заканчивая выразительными средствами самой живописи. Художественную манеру каждого легко можно было отличить одну от другой. Так, невозможно спутать экспрессивные картины Е. Е. Моисеенко, натуралистические портреты А. М. Шилова, идеологически выверенные произведения Д. Налбандяна. Создание собственной художественной манеры, индивидуального изобразительного языка — это несомненное достижение в живописи этого периода.

Сразу узнаваемым изобразительным языком обладала и обладает живопись Ильи Глазунова (серия “Поле Куликово”, 1970-е, “Мистерия ХХ века”, 1980, цикл картин и рисунков на темы романов Ф. Достоевского; оформление театральных постановок в Большом театре “Сказание о граде Китеже” Римского-Корсакова, 1983 и др.).

Индивидуальностью обладает творчество Ольги Булгаковой – «Молодые художники» (1981), «Театр. Актриса Марина Неелова» (1975), «Клоуны с шарами» (1978) «Гоголь» (1981) и др.; Татьяны Назаренко – «Встреча Нового года» (1965), «Декабристы. Восстание черниговского полка» (1968), «Туман­ный день на острове Шикотан» (1980); Ксении Нечитайло – «Автопортрет с доч­ками Марией и Анастасией» (1976), «Брат из армии приехал» (1976), «Птичий рынок» (1970-1980), «Воспоминание о ре­волюции» (1980); Ильи Правдина - «Пытка» (1981), «Плач» (1980), «Кар­точный домик» (1981) и Александра Ситникова - «Сон», «Чилийская фие­ста» (1981), «Раненый Пегас»(1981) и другие.

В 1970е годы идет своеобразная тенденция, попытка обновления неоакадемизма, тут есть крупные фигуры (Олег Филатчев, З.Нижарадзе, Г.Ханджян). В сложном мире, к осмыслению которого стремится и призывает О.Филатчев, торжествует красота и разум, гармония и вдохновение. Герои Филатчева прекрасны, как древние греки, как свободные граждане Венеции эпохи Возрождения. Черты их строгого совершенства, кажется, собраны со всех времен, в которые кристаллизовалось и углублялось представление о прекрасном и доблестном человеке. Обращаясь к наследию Ренессанса, Филатчев обогащает свое искусство некоторыми классическими приемами, тончайшей системой лессировок, звучностью и сочностью колорита, монументальным пониманием живописной формы. Тема человека, в котором и вокруг которого по истине все должно быть прекрасным, приобретает идеально поэтическую трактовку.

В последнее время среди людей искусства все чаще звучит имя художника Никоса Сафронова, который дает новую жизнь старым иконам, обновляя их образы изображением современников или современных аксессуаров, создает многозначительные философские композиции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...