Г. Нравственная распущенность среди верующих (6,12-20)
6,12 В заключительных стихах этой главы апостол закладывает некоторые принципы суждения о том, что верно и что неверно. Первый принцип состоит в том, что законное может быть не полезным. Когда Павел говорит: "Все мне позволительно", он не подразумевает абсолютно все. Так, ему было бы непозволительно совершать грехи, упомянутые выше. Он говорит здесь только о нравственно нейтральных вещах. Например, во времена Павла был очень актуален вопрос о том, должен ли христианин есть свинину. В сущности, он не имел нравственного значения. Для Бога не имело значения, ест ли человек свинину. Павел просто говорит здесь, что определенные вещи могут быть законны, но не полезны. Это может быть что-то позволенное мне, но если бы кто-либо другой застал меня за этим занятием, его бы смутили мои действия. В таком случае для меня это совсем неподходящее занятие. Второй принцип состоит в том, что законное может подчинять себе. Павел утверждает: "...ничто не должно обладать мною". Сегодня это непосредственно относится, например, к алкоголю, табаку или наркотикам. Они, как и многое другое, подчиняют себе человека, и христианин не должен позволять себе попадать в рабскую зависимость. 6,13 Третий принцип гласит: ценность того, что вполне законно для верующего, может быть преходяща. Павел говорит: "Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое". Это значит, что чрево человека (или желудок) устроено так, что может принимать и переваривать пищу. Более того, Бог удивительным образом создал пищу такой, что ее может принять человеческий желудок. Однако мы не должны жить ради пищи, потому что ценность ее преходяща. Ей не следует отводить неподобающее место в жизни верующего. Не живите так, будто самое важное в жизни - потворствовать своему аппетиту.
То, что тело чудесно устроено Богом для приема и усвоения пищи, не вызывает сомнений; но тело не для блуда, а для Господа, и Господь для тела. Задумывая человеческое тело, Бог никогда не предназначал его для использования в низких или нечистых целях. Напротив, Он планировал использовать его для славы Господней и в благословенном служении Ему. В этом стихе есть изумительная фраза, которую нельзя обойти вниманием. Не только тело для Господа; еще удивительнее та мысль, что и Господь для тела. Это означает, что Господь заинтересован в благополучии и правильном использовании наших тел. Бог хочет, чтобы наши тела были предоставлены Ему в жертву живую, святую и благоугодную (Рим. 12,1). Как сказал Эрдман, "без Господа тело никогда не достигло бы своего истинного достоинства и бессмертия". (Erdman, First Corinthians, p. 63.) 6,14 Смысл того факта, что Господь для тела, более подробно объясняется в этом стихе. Бог не только воскресил из мертвых Господа, Он воскресит и нас силою Своею. Его интерес к нашему телу не заканчивается со смертью. Он собирается воскресить тело каждого верующего, уподобив его славному телу Господа Иисуса. В вечности мы не будем бесплотными духами. Нет, наш дух и душа воссоединятся с нашим прославленным телом, чтобы вечно наслаждаться славой небес. 6,15 Желая сильнее подчеркнуть необходимость сохранять личную чистоту в своей жизни и оберегать тело от нечистоты, апостол напоминает нам, что тела наши суть члены Христовы. Каждый верующий - член Тела Христова. Можно ли тогда отнять члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Задать этот вопрос - значит ответить на него, и Павел отвечает негодующим "Да не будет!". 6,16 При половом акте два тела становятся одним. Так было сказано на заре творения: "Два будут одна плоть" (Быт. 2,24). Поскольку это так, то верующий, совокупляющийся с блудницей, делает члены Христовы членами блудницы. Двое становятся одним телом.
6,17 Как двое соединяются в одно в физическом акте, так и верующий в Господа Иисуса Христа соединяется с Ним, и союз верующего со Христом становится таким, что о них можно уже сказать "один дух". Это самое совершенное слияние двух из всех возможных. Это самый тесный союз. Поэтому Павел доказывает здесь, что соединяющийся с Господом никогда не должен допускать никакого союза, конфликтующего с этим духовным супружеством. А. Т. Пиерсон пишет: "Овца может уйти от стада, а ветвь можно отсечь от лозы; можно отделить от тела один из его членов, ребенка разлучить с отцом и даже жену с мужем; но когда два духа слиты в одно, что может разделить их? Ни одна внешняя связь или союз, даже брачный, не является таким полным выражением совершенного слияния двух жизней в одну". (A. T. Pierson, Knowing the Scriptures, p. 147.) 6,18 Вот почему апостол советует коринфянам бегать блуда. Они не должны допускать его, шутить с ним, изучать его, даже говорить о нем. Им надо убегать от него! Прекрасную иллюстрацию этого можно найти в Библии, в рассказе об Иосифе, когда жена Потифара искушала его согрешить (Быт. 39). Иногда безопаснее просто убежать, а не оставаться рядом с искушением и пытаться противостоять ему! Затем Павел добавляет: "Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела". Большая часть грехов не оказывает прямого воздействия на тело, но блуд - единственный в своем роде грех в том смысле, что он оказывает на тело непосредственное воздействие: человек пожинает плоды своего греха в собственном теле. Утверждение, что всякий грех, совершаемый человеком, - вне его тела, вызывает затруднение. Мы считаем, что слова апостола здесь относительны. Большинство грехов не воздействуют на человеческое тело, тогда как обжорство и пьянство, например, действительно разрушают его. Но даже обжорство или пьянство не оказывают на тело столь прямого, обширного и губительного воздействия, как блуд. Секс вне брака неизбежно и неудержимо произведет в виновном разрушительное действие. 6,19 И вновь Павел напоминает коринфянам, что их призвание свято и величественно. Неужели они забыли, что их тела - храм Святого Духа? В Писании содержится важная истина: в каждом верующем обитает Дух Божий.
Как мы можем даже подумать о том, чтобы тело, в котором обитает Святой Дух, использовать в греховных целях? Не только тело наше - храм Духа Святого, но и мы не свои. Мы не имеем права распоряжаться своим телом так, как нам заблагорассудится. В конечном счете оно принадлежит не нам, а Господу. 6,20 Мы Господни и по творению, и по искуплению. Здесь особое внимание обращается на последнее. Господне владычество над нами восходит к Голгофе. Мы куплены дорогою ценою. Сумму, в которую оценил нас Господь Иисус, мы видим на кресте. Он посчитал нас столь ценными, что готов был заплатить за нас Своей собственной драгоценной Кровью. Как Он должен был возлюбить нас, чтобы Своим телом вознести наши грехи на крест! Помня об этом, я не могу больше считать свое тело собственным. Если я хочу распоряжаться им по своей воле, я веду себя, как вор, берущий то, что мне не принадлежит. Нет, я должен прославлять Бога в теле своем, ибо оно принадлежит Ему. Бейтс восклицает: "Голова! Думай о Том, чье чело было увенчано терниями. Руки! Трудитесь для Того, чьи руки были пригвождены к кресту. Ноги! Спешите исполнить повеления Того, чьи ноги были пронзены. Тело мое! Будь храмом Того, чье тело терзали невыразимые муки". (Edward Herbert Bates, Spiritual Thoughts from the Scriptures of Truth, London: Pickering and Indlis, n.d., p. 137.) Мы должны прославлять Бога и в душах наших, ибо и материальное, и нематериальное в человеке принадлежит Богу. (В ряде переводов упоминание "духа" ("души") отсутствует.) Глава 7 III. Ответ Апостола на вопросы о церкви (Гл. 7 - 14) А. О браке и безбрачии (гл. 7) 7,1 До сих пор Павел говорил о различных грехах, совершаемых членами коринфской церкви, о чем он слышал непосредственно из сообщений. Сейчас он намерен ответить на вопросы, заданные ему коринфскими святыми. Первый из них связан с браком и безбрачием. Поэтому он сначала закладывает общий принцип, гласящий, что хорошо человеку не касаться женщины.
"Касаться женщины" в данном случае означает иметь с ней физические отношения. Апостол не имеет в виду, что безбрачие более свято, чем брак; он просто говорит, что если хочешь полностью посвятить себя служению Господу и не отвлекаться, то лучше не жениться. Более подробно это объясняется в последующих стихах. 7,2 Однако Павел понимает, что безбрачие влечет за собой невероятные искушения поддаться нечистоте. Поэтому он дополняет первое утверждение, говоря: "Но, в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа". Повеление каждому мужу иметь свою жену подразумевает моногамный брак. В стихе 2 содержится принцип: порядок, установленный Богом для людей, продолжает оставаться таким, каким был всегда, а именно: у человека должен быть только один супруг. 7,3 В браке каждый должен оказывать благорасположение своему партнеру по супружескому долгу, поскольку в нем они взаимозависимы. Когда говорится: "Муж оказывай жене должное благорасположение", это значит: "Пусть он выполняет свои обязательства перед ней как муж". Конечно, и она должна относиться к нему подобно. Обратите внимание на ту деликатность, с которой Павел рассматривает подобную тему. Никакой грубости, никакой вульгарности - какое отличие от мира! 7,4 В брачном союзе жена зависит от мужа и наоборот. Для того чтобы осуществить заповеданный Богом порядок в своем святом союзе, и муж, и жена должны осознавать свою взаимозависимость. 7,5 Кристенсон пишет: "На обыкновенном языке это означает, что если один партнер желает сексуальных отношений, другой должен ответить на это желание. Муж и жена, приемлющие этот упрощенный подход к сексу, найдут чудесное удовлетворение в этой стороне брака - просто потому, что отношения уходят корнями в реальность, а не в какой-то искусственный или невозможный идеал". (Larry Christenson, The Christian Family, p. 24.) Возможно, некоторые из коринфян после обращения стали думать, что интимная сторона брака несовместима с христианской святостью. Павел избавил их от таких представлений. Здесь он твердо говорит им, что христианские пары не должны уклоняться друг от друга, то есть отрицать права одного партнера на тело другого. Есть только два условия. Первое: воздержание должно быть по взаимному согласию, для того чтобы муж и жена могли посвятить себя упражнению в посте и молитве. Второе условие: такое воздержание должно быть лишь временным. Муж и жена должны опять быть вместе, иначе сатана будет искушать их невоздержанием, или отсутствием самоконтроля. 7,6 Стих 6 породил множество толкований и противоречий. Павел говорит: "Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление". Некоторые приняли это как знак того, что апостол не считает предшествующие слова богодухновенными. Такая интерпретация неверна, потому что в 1 Коринфянам (14,37) он утверждает, что написанное им для коринфян - заповеди Господни. По нашему мнению, апостол говорит, что при определенных обстоятельствах семейная пара может воздерживаться от супружеских отношений, однако такое воздержание - это разрешение, а не повеление. Христиане не обязаны уклоняться от исполнения супружеского долга для того, чтобы безраздельно отдаться молитве. Другие считают, что этот стих относится к общей идее брака, то есть христианам разрешается вступать в брак, но это не является повелением.
7,7 Здесь Павел дает советы неженатым. Прежде всего ясно, что он считал безбрачие предпочтительным, но понимал, что оставаться одиноким можно только тогда, когда Бог дает к этому способность. Когда он говорит: "...желаю, чтобы все люди были, как и я", из контекста видно, что он имеет в виду "безбрачными". Взгляды на то, был ли Павел всегда холостым или же овдовел к тому времени, когда писал это, весьма расходятся. Но даже если бы мы и могли разрешить данный спор, это не столь уж необходимо для наших целей. Когда Павел говорит: "...но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе", это означает, что некоторым Бог дает благодать оставаться холостыми, тогда как других явно призывает к браку. Это личное дело, и здесь не может быть общего закона, одинаково применимого для всех. 7,8 Поэтому он советует безбрачным и вдовам оставаться, как он, самим. 7,9 Но если им недостает силы контролировать себя, если они не могут воздерживаться, им разрешается вступать в брак. Ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. Разжигание страстей чревато серьезной опасностью впасть в грех. 7,10 Два следующих стиха адресованы вступившим в брак, где оба супруга - верующие. "А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь", - это означает, что Павел учит здесь тому, чему ранее учил Господь Иисус, когда был на земле. Христос уже дал ясные заповеди по этому поводу. Например, Он запретил развод, за исключением тех случаев, когда его причиной является неверность (Мф. 5,32; 19,9). Павел дает здесь общее наставление: жене не разводиться с мужем. 7,11 Тем не менее он понимает, что бывают исключительные случаи, когда жена вынуждена оставить своего мужа. В таком случае она обязана оставаться безбрачною или примириться с мужем. Разделение супругов не разрывает брачные узы; оно, скорее, дает Господу возможность уладить те раздоры, которые привели к разделению, и восстановить обе стороны в общении с Ним и друг с другом. Мужу заповедано не оставлять жены своей. В этом случае никаких исключений не делается. 7,12 Стихи 12-24 рассматривают проблемы брака, в котором лишь один из супругов - верующий. Павел предваряет свои слова утверждением: "Прочим же я говорю, а не Господь". И вновь мы настойчиво подчеркиваем: это не значит, что сказанное Павлом выражает его собственную, а не Господню точку зрения. Он просто объясняет, что тема, о которой он собирается говорить, не упоминалась в учении Господа Иисуса, когда Он был на земле. В Евангелиях нет наставлений, подобных этому. Господь Иисус просто не разбирал случаев брака, где лишь один из супругов - верующий. Теперь же Христос дал Своему апостолу наставления на этот случай, поэтому сказанное здесь Павлом - это богодухновенное Слово Божье. Прочим - то есть тем, у кого супруги неверующие. Этот отрывок не означает, что между христианином и человеком неверующим допустим брачный союз. Вероятно, это относится к ситуации, когда человек уверовал уже после заключения брака. "Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее". Чтобы полностью оценить это место Писания, полезно будет напомнить Божьи заповеди, данные Его народу в ВЗ. Когда иудеи женились на язычницах и от этого союза рождались дети, им повелевалось оставить и жен, и детей. Это ясно видно из Ездры 10,2 и Неемии 13,23-25. Теперь в Коринфе стали поднимать вопрос о том, что делать уверовавшей жене со своим мужем и детьми или что делать мужчине, жена которого - неверующая. Оставить ее? Ответ здесь явно отрицательный. Заповедь ВЗ более не применима к народу Божьему, которому дарована благодать. Если у христианина жена - не христианка, и она согласна жить с ним, ему не следует оставлять ее. Это не значит, что, если христианин женится на неверующей, это хорошо, просто если он уже был на ней женат, когда уверовал, то не должен оставлять ее. 7,13 Точно так же и жена, которая имеет мужа неверующего, согласного жить с ней, должна оставаться со своим мужем. Возможно, свидетельством своей кротости и благочестия она приведет его к Господу. 7,14 Действительно, присутствие верующего в нехристианском доме имеет освящающее значение. Как говорилось выше, освящать - значит отделять. Это не значит, что жена спасает неверующего мужа, не значит это и то, что она делает его святым. Здесь, скорее, имеется в виду, что он занимает привилегированное положение. Ему повезло, что у него есть жена-христианка, которая молится о нем. Через ее жизнь и свидетельство Бог оказывает Свое влияние на этот дом. С человеческой точки зрения, у мужчины, жена которого - благочестивая христианка, вероятность спасения больше, чем у того, чья жена неверующая. Как говорит Вайн, "он испытывает духовное воздействие, несущее возможность подлинного обращения". (W. E. Vine, First Corinthians, p. 24.) Это верно и по отношению к неверующей жене и мужу -христианину. В этом случае освящается неверующая жена. Затем апостол прибавляет: "Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы". Мы уже отмечали, что в ВЗ детей надлежало оставить так же, как и жену-язычницу. Теперь Павел объясняет, что, по благодати Божьей, дети, рожденные в браке, где один из супругов верующий, а другой нет, - святы. В данном стихе слова "святы" и "освящается" - однокоренные. Это не значит, что сами дети сделались святыми, то есть что они обязательно живут чисто и непорочно. Нет, это значит, что им дарована привилегия. По крайней мере, один из их родителей любит Господа и может рассказать им евангельскую историю. Возможность того, что они спасутся, велика. Им выпала честь жить в доме, где в одном из родителей обитает Дух Божий. В этом смысле они освящены. Этот стих также выражает уверенность в том, что можно иметь детей, когда один из родителей христианин, а другой нет. Бог признает такой брак, и дети не будут незаконнорожденными. 7,15 Но как должен относиться христианин к желанию своего супруга развестись? Ответ таков: ему или ей надо позволить развестись. Выражение "брат или сестра в таких случаях не связаны" очень трудно истолковать окончательно. Кто-то объясняет, что если неверующий покидает верующего и есть все причины считать, что покидает навсегда, то верующий вправе получить развод. Придерживающиеся этого мнения учат, что стих 15 - вводное предложение, а стих 16 связан со стихом 14 следующим образом: 1. Стих 14 утверждает, что идеальная ситуация для верующего - оставаться с неверующим супругом, поскольку присутствие христианина в доме оказывает освящающее влияние. 2. Стих 16 предполагает, что, оставаясь в семье, верующий может привести неверующего ко Христу. 3. Стих 15 - вводное предложение, в котором верующему, оставленному неверующим супругом, позволяется разводиться (и, возможно, вступать в брак снова). Надежда на возможность последующего спасения связана с постоянным союзом, а не с уходом неверующего. Но некоторые исследователи Библии настаивают, что в стихе 15 говорится только о разделении, а не о разводе и повторном браке. Для них это означает, что если неверующий уходит, ему следует позволить сделать это мирно. На жену не возлагается никаких обязательств пытаться сохранить брак сверх того, что она уже сделала. К миру призвал нас Господь, и мы не должны устраивать эмоциональные сцены или юридические процессы, чтобы помешать неверующему уйти. Какое из этих толкований правильное? Мы считаем, что дать однозначный ответ невозможно. По нашему мнению, в Ев. от Матфея (19,9) Господь учил, что развод позволяется, когда одна из сторон виновна в неверности (прелюбодеянии). Мы считаем, что в таком случае невиновная сторона свободна вступить в новый брак. Что касается 1 Коринфянам 7,15, мы не уверены в том, что здесь разрешается развод и повторный брак в том случае, когда неверующий оставил своего супруга-христианина. Однако тот, кто виновен в таком уходе, почти неизбежно скоро вступает в новые отношения, и, таким образом, первоначальный союз все равно будет разрушен. Дж. М. Дэвис пишет: "Неверующий, который оставляет семью, очень скоро женится вторично, что автоматически разрушит брачный союз. Настаивать на том, чтобы покинутый супруг оставался безбрачным, - возлагать на его плечи бремя, которое в большинстве случаев человек вынести не сможет". (J. M. Davies, более полных данных нет.) 7,16 Понимание этого стиха варьируется в зависимости от толкования стиха 15. Считающие, что стих 15 не разрешает развод, в подтверждение приводят данный стих. Они доказывают, что верующий может допустить раздельное проживание, но не должен разводиться с неверующим, поскольку это будет препятствовать возможности восстановить брачный союз, так же как и вероятности спасти неверующего. С другой стороны, те, кто учит, что развод разрешается, когда верующего оставили, связывают этот стих со стихом 14, а стих 15 считают вводным предложением. 7,17 Новообращенные иногда считают, что должны полностью порвать со своей предыдущей жизнью, включая и такой институт, как брак, который сам по себе не грешен. В новообретенной радости спасения есть опасность устроить насильственную революцию и ниспровергнуть все, что было известно до сих пор. Для достижения своих целей христианство не прибегает к насильственной революции. Скорее, оно производит изменения мирными средствами. В стихах 17-24 апостол формулирует общее правило, согласно которому, для того чтобы стать христианином, не нужно насилия и расторжения существующих связей. Без сомнения, он прежде всего имеет в виду семейные узы, но относит этот принцип и к расовым, и к социальным связям. Каждый верующий должен жить в соответствии с призванием Господа. Если Он призвал кого-то к семейной жизни, нужно следовать этому в страхе Господнем. Если Бог даровал благодать оставаться безбрачным, человек должен следовать этому призванию. Кроме того, если в момент уверования он женат на неспасенной, ему нужно не разрывать эти отношения, а продолжать делать все возможное, чтобы привести к спасению и свою жену. То, что Павел говорит коринфянам, адресовано не им одним; он учил этому по всем церквам. Вайн пишет: "Когда Павел говорит: "Так я повелеваю по всем церквам", он не издает исходящие из центра указы, а просто информирует коринфскую церковь, что дает ей те же наставления, какие давал в каждой церкви". (W. E. Vine, The Divine Plan of Missions, p. 63.) 7,18 В стихах 18 и 19 Павел разбирает тему расовых отношений. Если во время своего обращения человек был иудеем, носящим на своем теле знак обрезания, ему не нужно относиться к этому с непреодолимым отвращением и пытаться уничтожить всякий след прежнего образа жизни. Так же и человеку, бывшему в момент возрождения язычником, не надо стараться скрыть свое языческое прошлое и принимать отличительные знаки иудея. Мы можем истолковать эти стихи в том смысле, что обращенный иудей не должен бояться жить со своей женой-иудеянкой или обращенный язычник не должен искать освобождения от собственного прошлого. Эти внешние различия на деле не имеют значения. 7,19 Что касается сути христианства, обрезание ничто и необрезание ничто. Действительное значение имеет соблюдение заповедей Божьих. Другими словами, Богу важно то, что внутри, а не снаружи. Принимая христианство, не нужно насильственно отбрасывать те отношения, которые уже сложились в жизни. "Скорее, - говорит Келли, - христианин своей верой поднимается до такого положения, где он выше всяких обстоятельств". (William Kelly, Notes on the First Epistle to the Corinthians, p. 123.) 7,20 Общее правило таково: каждый должен оставаться с Богом в том положении, в котором призван. Это, конечно, относится к такому призванию, которое не грешно само по себе. Если человек до обращения занимался какими-то греховными делами, ему придется оставить их! Но здесь апостол говорит о том, что само по себе не плохо. Это доказывают следующие стихи, в которых говорится о рабстве. 7,21 Что делать уверовавшему рабу? Должен ли он восстать против своего хозяина и потребовать свободы? Настаивает ли христианство на том, что мы должны бороться за свои "права"? Павел здесь отвечает: "Рабом ли ты призван, не смущайся". Другими словами, был ли ты рабом, когда обратился? Пусть тебя это не беспокоит. Ты можешь оставаться рабом и все равно наслаждаться благословениями христианской жизни. Но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Есть два толкования этого места. Некоторые считают, что Павел говорит: "Если ты можешь освободиться, приложи все усилия, чтобы воспользоваться этой возможностью". По мнению других, апостол говорит, что если раб и может стать свободным, христианство не требует, чтобы он добивался этой свободы. Ему лучше использовать свое рабство для свидетельства о Господе Иисусе. Большинство людей предпочло бы первое толкование (и, вероятно, обоснованно), но они не должны игнорировать тот факт, что второе более точно соответствует примеру, который подал нам Сам Господь Иисус Христос. 7,22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа. Здесь имеется в виду не свободнорожденный человек, а тот, кто был освобожден, то есть раб, получивший свободу. Другими словами, если человек в момент обращения был рабом, это не должно беспокоить его, потому что он свободный Господа. Он освобожден от грехов и рабства у сатаны. С другой стороны, если человек был свободным, когда обратился, то ему нужно понять, что с этих пор он стал рабом, по рукам и ногам связанный Спасителем. 7,23 Каждый христианин был куплен дорогою ценою. С тех пор он принадлежит Тому, Кто купил его, - Господу Иисусу. Мы должны быть рабами Христа и не делаться рабами людей. 7,24 Поэтому неважно, каково социальное положение человека, если он может в этом положении постоянно оставаться пред Богом. Эти два слова - пред Богом - ключевые слова, раскрывающие всю истину. Если человек - пред Богом, то даже рабство может превратиться в полную свободу. Именно это облагораживает и освящает любое общественное положение. 7,25 В стихах 25-38 апостол обращается к безбрачным - и мужчинам, и женщинам. Слово "девство" может относиться и к тем, и к другим. Стих 25, как и некоторые другие, используют, чтобы доказать, что содержание этой главы не обязательно богодухновенно. Некоторые даже впадают в крайность, говоря, что Павел, как холостяк, проявлял в отношении женщин мужское превосходство, и в его словах отражается личное предубеждение! Конечно, разделять такой взгляд - значит злобно нападать на богодухновенность Писания. Когда Павел говорит, что не получил повеления Господня по поводу девства, он просто имеет в виду, что во время Своего земного служения Господь не дал никаких ясных указаний на этот счет. Поэтому Павел дает собственный совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным, и этот совет богодухновенен. 7,26 В общем, хорошо быть безбрачным - по настоящей нужде. Словосочетание "настоящая нужда" относится к страданиям земной жизни вообще. [Или "горести нынешние" (в переводе "Благая Весть от Бога").] Возможно, когда Павел писал это письмо, бедственное положение было особенно тяжелым. Как бы то ни было, нужда и горести существовали и будут существовать, пока не придет Господь. 7,27 Павел советует тем, кто уже женат, не искать развода. С другой стороны, если мужчина остался без жены, он не должен искать жены. Выражение "остался без жены" относится не только к вдовцам или разведенным. Оно означает "свободный от уз брака" и может включать и тех, кто никогда не был женат. 7,28 Ничто из сказанного Павлом нельзя истолковать в том смысле, что вступать в брак - грех. В конце концов, брак был учрежден Богом в саду Едемском еще до того, как в мир вошел грех. Сам Бог сказал: "Не хорошо быть человеку одному" (Быт. 2,18). "Брак у всех да будет честен и ложе непорочно" (Евр. 13,4). В другом месте Павел говорит о запрещении вступать в брак как о признаке отступничества в последние времена (1 Тим. 4,1-3). Таким образом, Павел утверждает: "Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит". Новообращенные христиане не должны думать, что брачные отношения - это что-то плохое. И все же Павел добавляет, что выходящие замуж женщины будут иметь скорби по плоти. Под этим могут подразумеваться родовые муки и т. д. Когда Павел говорит: "...а мне вас жаль", вполне возможно, он имеет в виду следующее: 1) мне вас жаль, потому что вас ожидают физические страдания, неизбежные в браке, особенно тревоги семейной жизни; 2) мне жаль читателя, которому я перечисляю все эти трудности. 7,29 Павел хотел бы подчеркнуть, что, поскольку время уже коротко, даже эти законные отношения мы должны отставить на второй план, для того чтобы служить Господу. Пришествие Христа близится, и хотя мужьям и женам следует верно исполнять свои обязанности друг перед другом, они должны стараться предоставить Христу главное место в своей жизни. Айэнсайд выражает это следующим образом: "Каждый должен действовать осознавая тот факт, что время действительно уходит, возвращение Господа близится и нельзя допускать никакого стремления к личному комфорту, чтобы не помешать желанию посвятить себя исполнению воли Божьей". (Harry A. Ironside, First Epistle to the Corinthians, p. 123.) В. Е. Вайн говорит: "Смысл, конечно, заключается не в том, что женатому человеку следует уклоняться от приличествующего мужу поведения, но его отношения с женой должны быть полностью подчинены возвышенным отношениям с Господом... Который должен занимать главное место в его сердце; он не должен позволять естественным отношениям разрушить его повиновение Христу". (Vine, First Corinthians, p. 104.) 7,30 Ни скорбям, ни радостям, ни материальным благам нельзя уделять слишком большое внимание. Все это должно подчиняться нашим усилиям не упустить возможности служить Господу, пока день еще не прошел. 7,31 Живя на земле, мы неизбежно вступаем в контакт с мирскими вещами. Верующий может вполне законно пользоваться ими в своей жизни. Однако Павел предупреждает нас, что мы можем пользоваться этим, а не злоупотреблять. Например, христианин не должен жить ради пищи, одежды и удовольствий. Он может пользоваться пищей и одеждой, потому что это необходимо, но они не должны занимать в его жизни главенствующее положение. Семья, имущество, коммерция, политическая, научная, музыкальная или артистическая деятельность занимают в мире определенное место, но они могут отвлечь от духовной жизни, если им позволить сделать это. Выражение "проходит образ мира сего" заимствовано из театра и относится к смене декораций. Оно говорит, что все видимое нами вокруг преходяще. Его недолговечность хорошо описана в известных строках Шекспира: "Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль". ("Как вам это понравится", акт 2, сцена 7, перев. Щепкиной-Куперник.) 7,32 Павел хочет, чтобы христиане были без забот. Он имеет в виду те заботы, которые служат им помехой в служении Господу. Поэтому он поясняет: неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу. Это не значит, что все неженатые верующие действительно полностью отдают себя Господу; это значит, что у не состоящего в браке есть такие возможности, каких нет у женатого. 7,33 Опять-таки, это не значит, что женатый не может быть внимателен к Божьему. Это общее наблюдение: семейная жизнь требует, чтобы мужчина угождал жене. Ему надо думать о дополнительных обязанностях. Как указал Вайн, "в общем, если человек женат, его служение ограничено. Если он неженат, то может идти на край земли и проповедовать Евангелие". (Vine, First Corinthians, р. 105.) 7,34 Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Здесь также нужны некоторые пояснения. Незамужняя, или девица, может больше времени отдавать Господнему. Выражение "чтоб быть святою и телом и духом" не означает, что безбрачие более свято; оно значит только, что она может быть более отделенной для дела Господня и телом, и духом. Она не намного чище, но у нее больше свободного времени. И вновь, замужняя заботится о мирском. Это не значит, что она больше принадлежит миру, чем незамужняя, но часть ее дня обязательно должна быть посвящена мирским обязанностям, таким как забота о доме. Эти дела законны и правильны, и Павел не осуждает их и не преуменьшает их значимости; он лишь утверждает, что у незамужней больше возможностей для служения и больше времени, чем у замужней. 7,35 Павел проповедует это учение не для того, чтобы загнать людей в жесткую систему рабства. Он только наставляет их ради их же пользы, чтобы они, думая о своей жизни и служении Господу, могли судить о Его руководстве в свете этих наставлений. Он считает, что безбрачие хорошо, что оно дает человеку возможность служить Господу без развлечения. По мнению Павла, человек волен выбирать между браком и безбрачием. Апостол не хочет ни на кого накладывать узы или загонять кого-то в рабство. 7,36 Из всех стихов этой главы, а возможно и всего Послания, стихи 36-38 чаще всего понимают неправильно. Обычное объяснение таково: в дни Павла мужчине принадлежала вся полнота власти в его доме. Решать, выйдут ли его дочери замуж, было его правом. Они не могли этого сделать без его разрешения. На этом основании данные стихи понимали так: если мужчина не позволяет своим дочерям выйти замуж, это хорошо, а если он разрешит им это, то и тогда не грешит. Такое толкование кажется почти бессмысленным, если применять эти стихи как наставление для Божьего народа сегодня. Толкование не укладывается в контекст главы и, как кажется, безнадежно сбивает с толку. В переводе "Благая Весть от Бога" слово "девица" переведено как "невеста". В таком случае значение этого стиха таково: если мужчина женится на своей невесте, он не грешит, а если воздержится от женитьбы на ней - это лучше. Такой взгляд чреват многими осложнениями. Уильям Келли в своем комментарии к 1 Коринфянам приводит альтернативную точку зрения, которая, кажется, обладает большими достоинствами. Келли считает, что слово "девица" (parthenos) можно также перевести как "девственность". (Однако нормативное греческое слово, обозначающее девственность, - это абстрактное существительное parthenia, и если Павел имел это в виду, странно, что он не использовал простое слово "девственник", "девственница", как в Ев. от Матфея, 1,23.) Таким образом, в этих стихах говорится не о незамужних дочерях мужчины, а о его собственной девственности. Согласно этому толкованию, если человек остается неженатым, он поступает хорошо, а если решает жениться, то не согрешит. Той же интерпретации придерживается в своем новом переводе и Джон Нельсон Дарби: "Но если кто-то считает, что ведет себя неподобающе своей девственности, и если он уже в зрелом возрасте, пусть делает то, что хочет, он не согрешит - пусть женится. Но если тот, кто непоколебимо тверд в своем сердце, не имеет нужды, но властен над своей волей и решил в своем сердце сохранить девственность, то он поступает хорошо. Потому тот, кто женится, поступает хорошо, а кто не женится, поступает лучше". Тогда, рассматривая стих 36 более подробно, мы приходим к следующему: если мужчина вошел в пору полной зрелости и если он не чувствует, что обладает даром воздержания, он не согрешит, если женится. Он считает, что поступает так по необходимости, а потому в этом случае он должен делать, как хочет, то есть жениться. 7,37 Но если человек твердо решил служить Господу без развлечения и если он достаточно хорошо контролирует себя, так что не стесняем нуждою жениться, если он решился оставаться холостым и все это с хорошим намерением прославить Бога в своем служении, то он поступает хорошо. 7,38 В заключение сказано, что то
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|