Тема 6. Методическое обеспечение и результаты консультирования
Под методикой в данной теме будем понимать совокупность указаний, реализация которых ведет к заданной цели. По мере практической деятельности консультанта его потенциал, как эксперта, обладающего знаниями и опытом, растет. Растет и число методов, которыми владеет консультант. Классификация методов консультирования Изменения. Осуществим классификацию изменений по исследуемому объекту (технология, структура, работник): § технологические (методы совершенствования технологических процессов, ротация); § изменение структуры (создание новых ролей, новых подразделений и новых отношений подчиненности); § управление человеческими отношениями (обучение, тренинг, групповое развитие). Место проведения также дает основание для классификации методов консультирования, к которым следует отнести: § кабинетные (процедуры обработки распорядительной и отчетной документации); § лабораторные (групповая работа, деловые игры); § полевые (диагностические интервью, метод номинальных групп). По срокам действия социальных технологий в организации клиента методы консультирования подразделяются на: § операционные технологии (вносятся в организацию на время – опросники, социально-психологический тренинг); § передаваемые технологии (остаются в организации после ухода консультантов – мозговая атака, рефлексивные приемы).
Условия применения позволяют установить такую классификацию методов консультирования: § специализированные (для особых условий, например, орг структуры для предпринимательских сетей; определенного типа клиентной организации; отрасли, например, банки, страховые компании); § универсальные (применяются во всех типах клиентских организаций независимо от форм собственности, отраслевой принадлежности, масштабов деятельности).
В основу классификации можно положить и затраты на консультирование (низкозатратные, не затратные и затратные) и другие параметры консультирования. На рисунке 9 представлена структура системы методов консультирования, в основе которой лежат технические и чисто человеческие аспекты консультирования.
Рис. 9. Классификация методов консультирования
Методы консультирования, направленные на решение управленческих проблем. Стандартный набор первоочередных мер, рекомендуемых западными консультантами, состоит из следующих позиций: § уволить нерадивых руководителей; § сократить численность работающих; § поднять цены; § сократить складские запасы; § продать излишние основные фонды; § пересмотреть графики уплаты долгов; § ужесточить финансовый контроль; § усилить работу по маркетингу и быту; § переориентироваться на новые продукты или рынки; § закрыть убыточные производства; § осуществить организационную перестройку; § сократить долю бартерных сделок.
Практика свидетельствует о том, что подобные действия уже способны улучшить хозяйственную деятельность организации. Среди застарелых проблем российских организаций следует выделить отсутствие надлежащего учета производственных затрат и отсутствие сети продаж и маркетинга. Поэтому, помимо перечисленных работ необходимо осуществить следующие действия: § постановку оперативного учета; § перейти на международные принципы ведения учета; § снизить себестоимость; § пересмотреть номенклатуру выпускаемой продукции; § улучшить планировку производственных помещений; § создать подразделение, осуществляющее реализацию маркетинговой политики. Среди других методов следует выделить такие методы, как: реинжиниринг, методы диагностики, методы решения проблем и методы работы консультантов с клиентами. Реинжиниринг – существенное переосмысление деловых процессов в организации для достижения значительного улучшения таких показателей ее деятельности, как: стоимость, качество, сервис, темпы. Здесь используются такие методы, как: менеджмент-аудит, сравнительная оценка эффективности системы управления, снижение численности занятых. Менеджмент-аудит представляет собой выявление и анализ управленческих проблем в части философии бизнеса, анализа внешней и внутренней среды. Решение проблем направлено на передачу неэффективно выполняемых функций другим организациям (результативность – 9%); снижение численности (результативность – 50%), которая требует тщательного планирования и определения круга сокращаемых; повышения качества управления персоналом и управления качеством на всех этапах деятельности организации. Например, технология - разработанная отечественными консультантами - «Прорыв» осуществляется через реализацию двух крупных этапов. Первый этап: § проблемная и управленческая диагностика; § разработка миссии организации; § создание организационного механизма управления целями организации; § создание организационного механизма по выявлению, анализу и решению проблем развития организации; § создание организационного механизма, управляющего совершенствованием структуры организации;
§ развитие системы управления маркетингом; § развитие системы управления персоналом; § создание стратегии организационного развития. В результате 50-часовой совместной работы разрабатываются программы и проекты развития организации. Второй этап – консультационное сопровождение проектов и внедрения системы активного управления организационным развитием. Методы работы с клиентами заключаются в реализации механизмов активного развития и выполнении следующих процедур: 1. Определение потребности и возможности изменений, влияющих на активность персонала. 2. Генерации идей. 3. Разработка нововведения. 4. Внедрение, состоящее в осуществлении необходимых изменений, и поддержание стабильности функционирования организации. Первый этап выполняется обычно руководителями организации, а последующие – либо путем создания временных творческих коллективов, либо включением соответствующих работ в текущие планы подразделений. Приведенный метод позволят решить такие задачи: § овладение новыми знаниями и навыками; § выработка навыков выявления и анализа проблем обоснования стратегии и путей их решения; § обучение формам и методам коллективной работы; § неформальное общение работников организации; § обмен информацией о деятельности предприятия, отдельных служб и подразделений, передовом опыте других организаций; § выделение времени и места для проработки инновационных проблем. Формирование фондов методов. Выгоды от наличия систематизированных знаний, многократно превышающие затраты на содержание и поддержание фонда методов, обусловлены следующим: 1. Широким использованием накопленного опыта и методов. 2. Существенным снижением степени неопределенности. 3. Повышением эффективности принимаемых решений. 4. Экономии времени и ресурсов при выполнении повторяющихся работ. 5. Превращением интеллектуального капитала работников в собственность организации. 6. Значительным облегчением контроля качества работы консультантов. 7. Обеспечением взаимозаменяемости персонала.
В целом, стандартизация деятельности позволяет консультантам подключиться к работе на любом ее этапе. Отчеты сдаются в архив и время от времени анализируются при возникновении аналогичных работ.
Качество консультационных услуг. Общая стоимость исков к консалтинговым фирмам США составила в 1992 году более 30 млрд. долл., а возбуждено было около 4 тысяч исков. Проконтролировать качество консультационных услуг довольно сложно. В соответствии с международной классификацией имеется три уровня качества консультационных услуг: 1. Базовый уровень, который сосредоточен на разработке политики качества консультационных услуг. 2. Соблюдение параметров, которое направлено на контроль процесса консультирования на всех этапах. 3. Общее управление качеством, заключающееся в концентрации усилий на повышение квалификации консультантов и развитие их профессиональных качеств. Материальная ответственность консультантов за результаты работы не может превышать размера сумм, полученных консультантами от клиента. Это обосновано тем, что консультанты не вовлекаются в текущие дела клиентной организации, а потому не могут нести ответственности за неправильные или противоречащие закону действия клиентов. Право выбора альтернатив и принятие решений о внедрении изменений принадлежит клиенту. Нормативные акты не предусматривают страхования рисков консалтинговых услуг. Результативность и эффективность консультирования. Консультационная деятельность не всегда имеет четко выраженные количественные результаты. Выделить долю консультанта в конечном результате невозможно в силу многофакторности процесса. Выгоды консультанта. Критериями результативности для консультационной организации обычно выступают: § Расширение рынка и объема услуг (цена проекта, рентабельность проекта, затраты на маркетинг, структура персонала). § Экономические показатели (прибыль, структура издержек, выработка на одного консультанта, удельный вес зарплаты в стоимости проекта). § Качество разработок и рекомендаций (наличие исков по проекту, наличие положительных отзывов, наличие рекомендаций, удовлетворенность работой клиента). § Повторное обращение клиента (наличие перспектив дальнейшего сотрудничества). § Рост профессионализма (опыт решения проблем подобного рода, знание специфических особенностей клиентных организаций подобного типа, совершенствование методического инструментария). § Экономичность (обеспечение социально-экономи-ческого эффекта в сопоставлении с затратами на консультирование).
Оценка выгод, получаемых клиентом, графически представлена на рисунке 10. Система измерителей и оценок в клиентной организации. Набор показателей по каждому направлению оценки должен формироваться с учетом особенностей консультационного контракта. Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций и результаты решения проблем организации приведены в таблице 12.
Рис. 10. Выгоды, получаемые клиентом Таблица 12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|