Тема 8. Методы тестирования, тренинга и проведения деловых игр
Как установлено специалистами, полученные сведения остаются в памяти клиента надолго, если использован и зрительный, и слуховой каналы передачи информации, а также проведены практические занятия, позволяющие обсудить и проверить в игровой ситуации проблемы клиента и возможные варианты их решения. Тестирование в процессе консультационной деятельности. Тестирование, как фактор управления, направлено на обеспечение оценки и самооценки работников организации и призвано помогать в оценке личных и деловых качеств работников, в преодолении ошибочных стереотипов восприятия себя и других работников, а также в корректировке поведения самих работников. Тест есть стандартизованное и ограниченное по времени испытание, результаты которого позволяют получить количественные и качественные оценки измеряемых характеристик. Достоинства тестирования заключаются в следующих показателях: · Объективности оценки. · Оперативности и быстроте оценки. · Простоте и доступности тестирования. · Пригодности результатов тестирования для компьютерной обработки и использовании статистических методов оценки. · Значительной эвристической оценочной возможности. · Практической направленности. · Сравнительной дешевизне. К отрицательным характеристикам тестирования следует отнести такие показатели, как: · Проблема установления однозначной причинно-следственной связи между вопросами тестов и качествами личности тестируемого. · Оценка лишь существующих в момент испытания качеств тестируемого. · Невозможность корректных выводов о человеке вообще только на основе результатов его тестирования. · Для комплексной оценки работника необходимо вводить батарею тестов.
· Квалифицированное проведение тестирования требует соответствующей подготовки тестирующего. · Страх тестируемого перед тестами может не позволить ему проявить свои истинные качества. · Утечка информации о результатах тестирования или публичное объявление результатов может осложнить отношения в коллективе. Существуют некоторые стандарты тестирования, к которым следует отнести следующие правила: 1) человека нельзя подвергать тестированию против его воли; 2) испытуемый должен иметь информацию о целях тестирования и формах использования результатов; 3) информация о результатах тестирования должна предоставляться только тем, кому она предназначена; 4) сложное тестирование должно выполняться специалистом в этой области; 5) тестируемый имеет право знать результаты своего обследования; 6) форма сообщения результатов тестирования не должна травмировать обследуемого; 7) тестирующий должен обеспечить беспристрастный подход к процедуре и результатам исследования. Процедура тестирования включает в себя четыре этапа; выбор тестовых методик; инструктирование испытуемых; контроль за выполнением заданий и интерпретацию результатов и подведение итогов тестирования. Типология тестов, в основу которой положена форма ответов, представлена в таблице 14. Таблица 14 Типология тестов
Свободные тесты, типология которых представлена в таблице, обладают тем преимуществом, что они легки при формулировании вопросов, но затрудняют оценку и интерпретацию полученных результатов.
Иная классификация, в основу которой положен исследуемый объект, включает в себя индивидуальные, ситуационные и социально-психологические тесты.
Деловые игры. Игра – это механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта, причем главным в этом механизме является сам процесс деятельности ее участников. Поэтому важным является не только распределение ролей и определение правил игровых действий, но и моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения. Ведущим компонентом игры является роль и ее принятие. Игровые действия могут задаваться сценарием, ведущим игру, нормативными документами или формируются самими игроками. Моделирование, которое по определенным правилам систематизирует всю конструкцию игры, обеспечивает замену реальных ситуаций искусственно сконструированными поведенческими образцами. С помощью определенных испытаний индивидуальных качеств личности деловые игры выполняют функцию выявления и оценки, но по сравнению с тестами имеют такие отличия: Ø игра основывается на определенном поведении испытуемых; Ø игра представляет собой коллективное (групповое) взаимодействие; Ø игра отличается от тестирования большей сложностью и взаимозависимостью решаемых задач, поскольку содержит в себе комплекс взаимосвязанных действий; Ø игра имитирует реальную ситуацию; Ø игра включает в себя не только элементы диагностики, но и несет в себе функцию обучения, тренинга, воспитания, решения практической задачи; Ø эффективность игры зависит от эффективности процесса ее протекания. Классификация деловых игр может осуществляться по ряду признаков. Пример классификации, взятый из учебника Пугачева В.П. по управлению персоналом, приведена в таблице 15. При разработке и проведении деловых игр следует учитывать следующие принципы: Ø репрезентативности и достаточности элементов игровой ситуации (элементы должны достаточно полно представлять имитируемую ситуацию в соответствии с поставленными целями);
Ø модульности характера игры (организационные модули, функциональные модули, этапные модули); Ø Системности игры и ее включенности в общую программу. Важнейшим аспектом деловой игры является подготовка к ней, за которой следует формирование игровой группы, руководство процессом игры, подведение итогов и оценка результатов. Подготовка игры включает такие мероприятия, как: Ø выбор игровой методики, соответствующей учебным целям и уровню подготовленности участников; Таблица 15 Классификация деловых игр
Ø проверка пригодности аудиторий для игры; Ø определение способов фиксации результатов в процессе игры и поведения самих игроков; Ø определение способов анализа игрового процесса; Ø обеспечение целевой направленности процесса игры; Ø оптимизация требований к участникам; Ø структурирование игры во времени; Ø использование технических средств обучения (например, видеокамеры). Формирование группы предполагает оценку индивидуальных качеств обучаемых, степени их подготовленности и игровой мотивации. Участники игры должны знать условия и правила игры и стремиться к установлению доверительных отношений. Руководитель игры выполняет следующие функции: руководит подготовкой к игре и формированием игровой группы, знакомит участников с правилами игры и консультирует их по ходу самой игры. Он следит за ориентацией игрового процесса и контролирует соблюдение правил проведения игры и этических норм, помогает участникам овладеть эффективными формами поведения, а по завершении игры – оценивает полученные результаты. В силу отмеченного, руководитель должен обладать высокими коммуникативными способностями, уметь точно выражать свои мысли и вербализировать чувства участников, быть объективным и внимательным к участникам, уметь корректно сопоставлять правильные и неправильные позиции участников, а также понятно представлять ситуацию и быть готовым сдерживаться от чрезмерного участия в игре. Подведение итогов игры должно помогать участникам адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны и значимость полученных результатов.
Тренинги. По определению, тренинг представляет собой совокупность упражнений, направленных на формирование и совершенствование умений клиента.
Специфика тренинга заключается в том, что он используется для достижения сравнительно узких целей, служит для отработки определенных образцов поведения и подчинен непосредственному решению практических задач. Тренинг – активный познавательный процесс, в центре внимания которого находятся участники, а не тренер. Цели тренинга должны быть понятны участникам в целом и каждому в отдельности. Формулирование (уточнение) целей тренинга может стать начальным этапом групповой работы. Возможное разнообразие целей покажет различное понимание участниками задач тренинга и позволит, проранжировав цели, определить главные среди них. Содержание тренинга должно соответствовать поставленным целям и ожидаемым результатам. Тренинг следует начинать в заранее обозначенное время с чая (кофе), перерывы на обед и кофе целесообразно объявлять не позднее установленного времени (или чуть раньше), называя точное время продолжения работы. Для того, чтобы вывести участников на приемлемый стартовый уровень и заострить внимание на стоящих целях, полезно заранее выдать каждому из участников задание, а в начале тренинга проверить его выполнение. Перед началом тренинга следует проверить исправность всего инструментария, указателей, карточек с именем каждого участника, раздаточный материал и материал тренера. Времени на перерывы должно быть достаточно для отдыха, а сами перерывы должны быть организованы так, чтобы участники могли выбрать напитки по вкусу и отдохнуть (лучше в активной форме – в форме переговоров или игры). Начать занятие можно с короткого упражнения, суть которого заключается в том, что участники делятся на пары и каждый из партнеров рассказывает другому о своих ожиданиях от предстоящего тренинга, которые тот затем озвучивает на всю аудиторию как бы от первого лица. Прежде, чем приступить к реализации тренинговых программ, необходимо определить следующие аспекты: · цели проведения тренинга; · потребности организации в тренинговой программе и какой конкретно; · перечень сотрудников, которые должны принять участие в тренинге; · методы и техники, используемые в тренинге; · процедуру оценки эффективности тренинга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|