Механизмы обеспечения прав и свобод человека и гражданина
Юридически защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется сразу на нескольких уровнях (что соответствует уровням источников прав и свобод личности): 1) международном или универсальном; 2) региональном; 3) национальном или внутригосударственном. На международном уровне функции и полномочия в области защиты прав человека призвана осуществлять ООН. И следует сказать, что они чрезвычайно широки и разнообразны: во-первых, в разработке международно-правовых документов о правах человека; во-вторых, в осуществлении контроля за практической реализацией принятых государствами обязательств в области прав человека; в-третьих, в предоставлении информации и консультативном обслуживании по вопросам, связанным с правами человека. Вопросами, касающимися защиты прав человека, фактически в той или иной мере занимаются все уставные и вспомогательные органы ООН. Генеральная Ассамблея ООН. В соответствии со ст. 13 Устава ООН одна из функций Генеральной Ассамблеи состоит в организации исследований и выработке рекомендаций в целях «содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Большую часть вопросов, касающихся прав человека, Генеральная Ассамблея передает на рассмотрение Третьему комитету, который занимается социальными, гуманитарными и культурными вопросами. Совет Безопасности - это тот орган ООН, на который ст. 24 Устава ООН возлагает главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Активизация деятельности ООН особенно необходима для пресечения массовых и грубых нарушений основных прав и свобод человека, ибо эти нарушения создают угрозу миру и международной безопасности и являются международными преступными деяниями.
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) в соответствии со ст. 62 Устава ООН уполномочивается «делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех». Он может также подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций и созывать международные конференции по правам человека. Согласно ст. 68 Устава ООН, Совет «создает комиссии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека». С целью оказания ему помощи в вопросах прав человека ЭКОСОС учредил: Комиссию по правам человека; Комиссию по положению женщин; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Совет по опеке. ООН, согласно ст. 75 своего Устава, учредила «международную систему опеки для управления теми территориями, которые могут быть включены в нее последующими индивидуальными соглашениями». Одна из основных задач системы опеки, указанных в ст. 76, - «поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Система призвана также обеспечивать равенство в экономических и социальных областях и «равное отношение... в отправлении правосудия...». Международный суд, состоящий из 15 независимых судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, - это судебный орган ООН, учрежденный согласно Уставу Организации и руководствующийся своим Статутом, который приложен к Уставу. Согласно п. 1 ст. 34 Статута Международного суда, «только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом». Это означает, что частные лица и международные или неправительственные организации не могут быть сторонами в спорах, рассматриваемых Международным судом.
Секретариат. Устав ООН в ст. 97 и 98 предусматривает, что Секретариат состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Далее в них указывается, что Генеральный секретарь, будучи главным административным должностным лицом Организации, «действует в этом качестве на всех заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета и Совета по опеке и выполняет такие другие функции, какие возлагаются на него этими органами». Кроме того, Генеральный секретарь «представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Организации». Комиссия по правам человека, учрежденная ЭКОСОС в 1946 г., состоит из представителей 56 государств-членов, которые избираются сроком на 3 года. Она проводит свои сессии в Женеве каждый год в течение 6 недель. Комиссия осуществляет исследования, подготавливает рекомендации и проекты международных документов по правам человека. Она также выполняет специальные поручения Генеральной Ассамблеи ООН и ЭКОСОС. После 1980 г. Комиссия по правам человека учредила несколько специальных органов для изучения практики, связанной с грубыми нарушениями прав человека во всем мире, и принятия в связи с этим соответствующих мер. Эти органы имеют «тематические мандаты». В настоящее время существуют две тематические рабочие группы: по вопросу о недобровольных или насильственных исчезновениях людей и по произвольным задержаниям. В последние годы Комиссия создала механизм рассмотрения проблем нарушения прав человека в конкретных странах и территориях, а также в конкретных областях. Этот механизм предусматривает создание рабочих групп и назначение специальных докладчиков по отдельным странам и вопросам. Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств была создана ЭКОСОС в 1947 г. для оказания помощи Комиссии по правам человека в решении ее задач. Цель Подкомиссии - проведение исследований, в особенности с учетом Всеобщей декларации прав человека, и выработка для Комиссии рекомендаций о предотвращении любого рода дискриминации в отношении прав человека и основных свобод и защите расовых, национальных, религиозных и языковых меньшинств.
Комиссия по положению женщин была учреждена ЭКОСОС в 1946 г. В ее функции входит подготовка рекомендаций и докладов ЭКОСОС о поощрении прав женщин в политической, экономической, гражданской, социальной областях и в сфере образования, а также подготовка рекомендаций и предложений в отношении принятия мер по наиболее важным проблемам в области прав женщин с целью осуществления принципа равноправия женщин и мужчин. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) состоит из международного персонала, в функции которого входит предоставление услуг разным органам и учреждениям и обслуживание различного рода процедур. Основными задачами УВКПЧ являются: 1) предоставление услуг Комиссии по правам человека и ее подкомиссии; 2) поддержка установленных Генеральной Ассамблеей различных процедур расследования, контроля и исследований; 3) предоставление услуг органам контроля за исполнением договоров; 4) исследовательская работа по различным вопросам в области прав человека, проводимая по запросу Комиссии или Подкомиссии; 5) осуществление программы помощи государствам по техническим вопросам в области имплементации прав человека на национальном уровне (включая обучение специалистов, юридическую помощь и распространение информации). Верховный комиссар по правам человека (пост учрежден в 1994 г). Центр прав человека оказывает помощь органам ООН в содействии осуществлению и защите прав человека, в выполнении исследований по просьбе заинтересованных органов, в публикации и распространении информации по вопросам, связанным с правами человека. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев действует с 1949 г. В соответствии с п. 1 Устава данной организации, Верховный комиссар, действуя под руководством Генеральной Ассамблеи, принимает на себя обязанности по предоставлению международной защиты под эгидой ООН тем беженцам, которые подпадают под действие этого Устава. Эта защита предоставляется в соответствии с Конвенцией 1951 г. о статусе беженцев и с Протоколом 1967 г. к данной Конвенции.
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) был учрежден в 1946 г. с целью удовлетворения самых насущных потребностей детей в пище, медикаментах и одежде в послевоенной Европе и Китае. С 1950 г. основным направлением деятельности Фонда становится осуществление программ в интересах детей развивающихся стран. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) (1972 г.) провозглашает, что каждый человек имеет право на здоровую окружающую среду и несет ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо будущих поколений. Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г. в качестве автономного учреждения, призванного содействовать осуществлению программ для достижения полной занятости и повышения жизненного уровня. Ее деятельность связана с защитой как экономических, так и социальных прав: права на труд, права на справедливые и удовлетворительные условия работы, права создавать профессиональные союзы и входить в них по своему выбору, права на социальное обеспечение, права на достаточный жизненный уровень и др. Она также занимается гражданскими и политическими правами (свобода слова, свобода ассоциаций и право на мирное собрание и др.). Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) осуществляет деятельность, направленную на конкретное претворение в жизнь права на участие в культурной жизни, которое провозглашено в ст. 27 Всеобщей декларации прав человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - это специализированное учреждение, которое тесно сотрудничает с другими компетентными органами системы ООН в вопросах, связанных с осуществлением права на здоровье, провозглашенного в п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека. Большое значение для защиты общепризнанных прав человека на международном уровне приобретает функционирование конвенционных органов ООН, среди которых первое место принадлежит Комитету по правам человека. Он был учрежден в 1977 г. и призван следить за осуществлением Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Функции контроля за соблюдением международных договоров наряду с ним выполняют еще пять органов: 1) Комитет по ликвидации расовой дискриминации (1970 г.); 2) Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (1982г.); 3) Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (1985г.); 4) Комитет против пыток (1988 г.); 5) Комитет по правам ребенка (1990 г.). На Европейском континенте создана наиболее разветвленная система реализации общепризнанных прав человека. В эту систему входит:
1)защита прав человека в рамках Совета Европы; 2) защита прав человека в рамках Европейского Сообщества; 3) защита прав человека в рамках ОБСЕ. С 1 ноября 1998 г.[4] начала функционировать новая система защиты прав человека - Единый Европейский суд. Целью этой системы защиты прав человека является рационализация действующего механизма, сокращение процессуальных сроков, повышение уровня защиты прав человека. Прецедентное право Европейского суда - это составная часть комплекса норм европейского права. Любой человек, считающий, что по отношению к нему нарушаются права, гарантируемые Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, может подать жалобу в Европейский суд по правам человека. При этом жалоба принимается к рассмотрению Европейского суда по правам человека при соблюдении следующих условий: 1) Жалоба должна подаваться от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц (индивидуальная жалоба), а также от государства - члена Совета Европы (жалобы государств). 2) Жалоба должна быть подана против государства или действий его органов власти. Жалобы против отдельных лиц или частных организаций не подпадают под действие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. 3) Жалоба должна содержать утверждение о нарушении одним из государств-членов права, закрепленного в Конвенции или в дополнительных протоколах. 4) Должны быть исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. 5) Со дня вынесения национальными властями окончательного решения по делу не прошло более шести месяцев. Жалоба в Европейский суд по правам человека подается либо на официальных языках Суда (английском или французском), либо на официальном языке государства-члена (в том числе на русском). Однако после признания жалобы приемлемой все документы заявителя должны быть составлены на одном из официальных языков Суда. Все решения или постановления Cyда также выносятся на этих языках. Защита прав человека в праве ЕС осуществляется во взаимодействии двух судебных систем - национальной и европейской. Сам факт применения права Сообществ и национального права к одним и тем же субъектам исключает возможность жесткого разграничения этих систем. Тесная взаимосвязь права ЕС и национальных правопорядков проявляется на примере директив, так как для успешного достижения целей каждой директивы необходима национальная имплементационная норма. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), до конца 1994 г. известная как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), - это общеевропейская организация, занимающаяся вопросами безопасности. Имеет особый статус. С одной стороны, принимаемые в ее рамках решения, носят преимущественно политический, а не юридический характер; с другой - ОБСЕ обладает признаками международной организации: постоянными органами, постоянной штаб-квартирой и учреждениями, постоянным штатом, постоянными финансовыми ресурсами и полевыми отделениями. Вместе с тем тот факт, что обязательства ОБСЕ не имеют обязательной юридической силы, не умаляет их эффективности. Будучи подписанными на самом высоком политическом уровне, они имеют такое же большое значение, как и международные договоры в рамках международного права. Более того, ОБСЕ - это единственная организация по безопасности в Европе, являющаяся главным инструментом для раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе. Все это делает ее уникальной организацией, занимающей особое положение по сравнению с другими организациями и учреждениями в Европе. Задача национального регулирования общепризнанных прав человека состоит в том, чтобы: во-первых, максимально полно и последовательно закрепить в законе основные общепризнанные права; во-вторых, органически включить права человека во все правовые институты, обеспечить их взаимосвязь с принципами рыночной экономики, управления государством, федеративного устройства; в-третьих, создать механизмы, структуры, процедуры и нормы, необходимые для осуществления общепризнанных прав человека. К числу институтов, на которые возложена ответственность за их обеспечение и защиту, относятся все ветви государственной власти. Они составляют основу внутригосударственных механизмов защиты прав человека и определяют методы, процедуры и средства, которые действуют вединой системе защиты прав человека и обеспечивают реализацию общепризнанных прав и свобод человека. К ним Конституция РФ относит: 1) защиту прав человека Президентом как гарантом конституционных прав и свобод человека и гражданина; 2) защиту прав человека органами законодательной и исполнительной власти; 3) защиту прав человека органами правосудия; 4) защиту прав человека органами местного самоуправления, а также административно-правовую защиту; 5) защиту прав человека национальными институтами (омбудсмен и Комиссия по правам человека).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|