Место и роль, задачи и функции ОВД в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Гарантом равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств является государство[5]. Конституция России устанавливает, что «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность»[6]. И эту неприкосновенность обеспечивают государственные органы власти и управления, и в частности - правоохранительные органы, в том числе органы внутренних дел. Во-первых, органы внутренних дел, будучи правоохранительными органами по своей природе, в первую очередь призваны решать именно задачи защиты прав и свобод человека и гражданина. На них возлагается обязанность по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений и правонарушений, так или иначе посягающих на жизнь, здоровье, собственность личности и иные блага, лежащие в основе прав и свобод. Каждодневная охрана общественного порядка органами внутренних дел создает необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан и способствует благоприятной и безопасной реализации ими права на труд, отдых, права на свободу передвижения, на митинги и шествия, не говоря уже о предупреждении посягательств на жизнь, здоровье и собственность граждан. Во-вторых, на органы внутренних дел возложен целый ряд функций некриминального характера по обеспечению реализации отдельных прав личности (например, регистрация граждан по месту жительства, регистрация автомототранспорта, выдача лицензий и разрешений на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия и т.д.).
При этом необходимо сказать, что особое место в деятельности органов внутренних дел по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина отводится не столько активным действиям сотрудников по соблюдению последних, сколько действиям, направленным на недопущение этими органами любых нарушений прав и свобод личности. Так, безоговорочному соблюдению сотрудниками органов внутренних дел подлежат честь и достоинство человека, запрет пыток и других жестоких или унижающих человеческое достоинство личности видов обращения или наказания, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, свобода совести, право на защиту и презумпция невиновности. В то же время, специфичным будет соблюдение указанными органами тех прав и свобод человека, которые, хотя и реализуются посредством невмешательства в их реализацию (право на личную неприкосновенность, право на неприкосновенность жилища, тайна переписки и т.д.), не исключают возможности их законного ограничения. Однако опять-таки такое ограничение должно быть «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»[7]. Таким образом, система правоохранительных органов, к которой принадлежат ОВД, призвана стоять на страже обеспечения общественного порядка и безопасности. И, наоборот, несоблюдение и нарушение прав и свобод личности ОВД может препятствовать утверждению указанных демократических ценностей. Органы внутренних дел и их подразделения, проявляющие неуважение к фундаментальным правам человека, имеют потенциальную возможность создавать атмосферу «психологического террора», которая, в частности, не позволит выявить волю избирателей в ходе проведения выборов или иных форм проявлений участия граждан в управлении делами государства.
Очень важно понимать, что для сотрудника правоохранительных структур недостаточно знать, что его действия должны быть законными и лишенными произвола. Этические нормы поведения отдельного сотрудника службы правопорядка (его личные убеждения в том, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно) должны увязываться с требованиями закона, чтобы предпринимаемое им действие было правильным. Важными средствами, позволяющими добиться этого, являются направляющее руководство и контроль за деятельностью сотрудников. На сегодняшний момент существует ряд международных документов ООН, Совета Европы, а также МВД России, которые затрагивают вопросы этического и правового регулирования деятельности ОВД. Рассмотрим некоторые из них: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка принят Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года. В резолюции Генеральной Ассамблеи 34/169, принявшей этот Кодекс, констатируется, что природа функций правоохранительных органов по защите общественного порядка и способ, каким эти функции осуществляются, непосредственно сказывается на качестве жизни как отдельных граждан, так и общества в целом. Подчеркивая важность задачи, стоящей перед сотрудниками правоохранительных органов, Генеральная Ассамблея также указала на потенциальные возможности злоупотребления властью при выполнении своих обязанностей. Кодекс состоит из 8 статей. Он не является соглашением, но принадлежит к категории правовых документов, которые служат авторитетным руководством для правительств в вопросах соблюдения прав человека и исполнения уголовного судопроизводства. Важно отметить, что (как это было подчеркнуто составителями документа) такие стандарты не будут иметь практическую ценность до тех пор, пока их содержание и значение не станет неотъемлемой частью убеждения каждого сотрудника правоохранительной сферы, что может быть достигнуто посредством образования и обучения, а также контроля. Статья 1 констатирует, что «должностные лица по поддержанию правопорядка постоянно выполняют возложенные на них законом обязанности». В комментарии к статье термин «должностные лица по поддержанию правопорядка» включает всех назначаемых или избираемых должностных лиц, связанных с применением права, которые обладают полицейскими полномочиями, особенно полномочиямина задержание правонарушителей или содержание их под стражей.
В статье 2 Кодекса содержится требование, чтобы «... при выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважали и защищали человеческое достоинство и поддерживали и защищали права человека по отношению ко всем лицам». Статья 3 ограничивает применение силы сотрудниками правоохранительных органов только случаями крайней необходимости и допускает ее только в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей. В статье 4 говорится, что сведения конфиденциального характера, получаемые сотрудниками правоохранительных органов, сохраняются в тайне, если исполнение обязанностей или требования правосудия не требуют иного. Статья 5 вновь касается вопроса о запрещении пыток или других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. В статье 6 указывается на необходимость обеспечения полной охраны здоровья лиц, лишенных свободы. Статья 7 запрещает сотрудникам правоохранительных органов совершать какие-либо акты коррупции, и в то же время возлагает на них обязанность препятствовать любым таким актам и бороться с ними. Статья 8 является заключительной, которая еще раз призывает сотрудников правоохранительных органов уважать закон (и, в частности, настоящий Кодекс), предотвращать и препятствовать любым нарушениям закона или Кодекса. В случаях, когда нарушения Кодекса имеют место (или есть основания полагать, что они будут иметь место), сотрудники правоохранительных органов должны сообщать о случившемся вышестоящим инстанциям и, при необходимости, другим соответствующим инстанциям или органам, обладающим полномочиями по надзору или правовому контролю.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|