Анализ работы транспортного отдела предприятия по доставке продукции потребителям.
Автотранспортный парк предприятия состоит из следующих автомобилей задействованных на доставке продукции (таблица 4). Автотранспортный парк предприятия. Таблица 4.
Как видно из представленной таблицы в обслуживании потребителей (доставка продукции) задействовано 14 автомашин (преимущественно с бензиновыми двигателями). Для доставки продукции в торговые точки города и оптовикам в городе используются мало-среднетоннажные автомашины (ЗИЛ 5 тонн, БЫЧОК 3 тонны, ГАЗЕЛЬ 1,2 тонны), а для доставки продукции оптовым посредникам в регионах используются крупнотоннажные автомобили (ЗИЛ,МАЗ 7-20 тонн). По сложившейся на предприятии системе распределения автотранспорта, в рейс по городу в 80 % случаев отправляются автомобили с бензиновым двигателем, большой грузоподъемностью (5 тонн) и большим расходом топлива на 100 км. пробега (ЗИЛ). Это объясняется тем, что грузчикам-экспедиторам удобнее выгружать продукцию из большого по размерам фургона, что бы не пересортить продукцию учитывая большой ассортимент. В таблице 5 представлены нормы расхода топлива на 100 км. пробега автотранспорта принятые на предприятии (составлены ПЭО и утверждены Управляющим). Нормы расхода топлива Таблица 5.
Тип и марка техники. Грузоподъемность. |
Вид топлива |
Нормы расхода на 100 км./л | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
летние | Зимние | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Гр. фургон ЗИЛ 6 т. | Дизельное | 37,5 | 41,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Гр. Фургон ЗИЛ 5 т. | Бензин А80 | 39,4 | 43,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Гр. Фургон ЗИЛ 7 т. | Дизельное | 27,8 | 30,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Гр. Фургон ГАЗ-ГАЗЕЛЬ 1,1 т. | Бензин А80 | 19,3 | 21,2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Гр. Фургон ЗИЛ-БЫЧОК 3 т. | Дизельное | 17,9 | 19,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Тягач п/прицеп МАЗ 20т. | Дизельное | 52 | 57 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Гр. Фургон МАЗ 7 т. | Дизельное | 38,4 | 42,2 |
Для расчетов примем условно:
N - среднее число магазинов в одном рейсе;
L – средняя протяженность одного рейса;
M – средняя загрузка машины одного рейса;
|
|
e – число рейсов.
Среднее количество рабочих дней в месяце - 22 дня.
Характеристика рейсов по городу Таблица 6.
N Ср. количество магазинов рейса | L Ср. протяжен. одного рейса км. | M Ср. загрузка одной машины т. | Е Число рейсов | |
За сутки | 13 | 100 | 1,2 | 3 |
За месяц | 286 | 2200 | 26,4 | 66 |
За год | 3432 | 26400 | 316,8 | 792 |
Суммарно по 3 рейсам по периодам. Таблица 7.
N Ср. количество магазинов | L Ср. протяжен. рейсов км. | M Ср. загрузка Машин т. | |
За сутки | 39 | 300 | 3,6 |
За месяц | 858 | 6600 | 79,2 |
За год | 10296 | 79200 | 950,4 |
Стоимость транспортных расходов (по нормативам рассчитанным ПЭО и утвержденным Управляющим) для клиентов предприятия представлены в таблице 8.
Тарифы на транспортные услуги. Таблица 8.
Марка машины | Стоимость, руб./км. | |
Наличный расчет | Безналичный расчет | |
МАЗ | 10,5 | 10,0 |
ЗИЛ | 9,7 | 9,24 |
ГАЗЕЛЬ | 6,86 | 6,53 |
Проведем расчет средней стоимости (Стр) доставки продукции по магазинам города (по периодам) при использовании автомобиля ЗИЛ, бензинового (Аи 80), грузоподъемностью 5 тонн, использую данные таблиц 5,6,7.(таблица 9). В данном расчете учитываем только затраты на топливо (переменные затраты), без учета затрат на заработную плату водителя, затрат на обслуживание автомобиля, амортизацию автомобиля (постоянные затраты).
Расчет транспортных затрат автомобиля ЗИЛ (5тонн)
Таблица 9.
L Протяженн. Рейса, км | Pт/100 км Расход топлива, л | Pт факт Расход топлива факт, л | Cт Стоимость топлива за 1 литр, руб. | Cтр 1 Стоимость транспортных услуг, руб. | |
Ежедневно | 100 | 41,3 | 41,3 | 7,9 | 326,27 |
Месяц | 2200 | 31,3 | 908,6 | 7,9 | 71 77,94 |
Год | 26400 | 41,3 | 10 903,2 | 7,9 | 86 135,28 |
При использовании в рейсах по городу трех автомобилей ЗИЛ (5 тонных) сумма транспортных расходов по доставке продукции выглядит следующим образом (таблица 10).
Транспортные расходы на 3 автомобиля ЗИЛ (5 тонн)
Таблица 10.
Стр общ., руб | |
Ежедневно | 978,81 |
Месяц | 21 533,82 |
Год | 258 405,84 |
Теперь, для сравнения, рассчитаем те же показатели для автомобиля ЗИЛ-Бычок, дизельного (ДТ), грузоподъемностью 3 тонны. (таблица 11).
Транспортные расходы автомобиля ЗИЛ-Бычок (3 тонны)
Таблица 11.
L Протяженн. Рейса, км | Pт/100 км Расход топлива, л | Pт факт Расход топлива факт, л | Cт Стоимость топлива за 1 литр, руб. | Cтр 1 Стоимость транспортных услуг, руб. | |
Ежедневно | 100 | 19,7 | 19,7 | 8,5 | 167,45 |
Месяц | 2200 | 19,7 | 433,4 | 8,5 | 3683,9 |
Год | 26400 | 19,7 | 5200,8 | 8,5 | 44206,8 |
|
|
Для автомобиля ГАЗ-ГАЗЕЛЬ, бензинового (АИ-92), грузоподъемностью 1,2 тонны (таблица 12).
Транспортные расходы автомобиля ГАЗ-Газель (1,2 тонны)
Таблица 12.
L Протяженн. Рейса, км | Pт/100 км Расход топлива, л | Pт факт Расход топлива факт, л | Cт Стоимость топлива за 1 литр, руб. | Cтр 1 Стоимость транспортных услуг, руб. | |
Ежедневно | 100 | 21,2 | 21,2 | 9,7 | 205,64 |
Месяц | 2200 | 21,2 | 466,4 | 9,7 | 4524,08 |
Год | 26400 | 21,2 | 5596,8 | 9,7 | 52488,96 |
Обобщая полученные результаты, составим сравнительную таблицу стоимости транспортных расходов (на топливо) для автомобилей разных марок (таблица 13).
Сравнительная таблица транспортных расходов при использовании автомобилей разных марок
Таблица 13.
Стр ЗИЛ-Бычок | Стр ГАЗ-Газель | Стр ЗИЛ | |
Ежедневно | 167,45 | 205,64 | 326,27 |
Месяц | 3 683,9 | 4 524,08 | 7 177,94 |
Год | 44 206,8 | 52 488,96 | 86 135,28 |
Анализирую таблицу 13 можно сделать вывод что:
· При замене автомобиля ЗИЛ на автомобиль ГАЗ-Газель экономия стоимость топлива составляет 36,9%;
· При замене автомобиля ЗИЛ на автомобиль ЗИЛ-Бычок экономия стоимость топлива составляет 48,7%;
· При замене автомобиля ГАЗ-Газель на автомобиль ЗИЛ-Бычок экономия стоимости топлива составляет 18,6%.
Из всего вышеописанного следует следующий ВЫВОД:
Для развозки продукции по городу экономически целесообразно использовать автомашины с наименьшим расходом топлива (ЗИЛ - Бычок, ГАЗ-Газель). Средний тоннаж одного рейса по городу (1,2 тонны) вполне позволяет разместить весь ассортимент продукции и не произвести пересортицу при разгрузке машины грузчиками-экспедиторами. Учитывая экономическую ситуацию предприятия (банкротство, работа с убытками) экономия на топливе от 18,6% до 48,7% является необходимым условием снижения общезаводских затрат (один из возможных способов), и позволит уменьшить ежемесячный убыток предприятия.
|
|
На предприятии сложилась система покупки топлива для автомашин за наличный расчет водителями. Среди путей снижения затрат на топливо важным является переход на систему оплаты топлива по безналичному расчету (пластиковые карты), что позволяет снизить затраты на топливо и повысить контроль за расходами водителей. Например, компания «Славнефть - Ярославльнефтеоргсинтез» предоставляет скидку 5% при заправке по пластиковым картам. В феврале 2003 года предприятие заключило договор на частичное обслуживание автомобилей предприятия по пластиковым картам с компанией «Славнефть».
Доставка продукции оптовикам и торговым агентам в Северо-западный регион (Архангельская область) осуществляется транспортом предприятия (крупнотоннажные автомобили (7-20 тонн) ЗИЛ, МАЗ). При этом оптовые посредники оплачивают транспортные расходы (в один конец), а доставка продукции торговым агентам осуществляется за счет предприятия.
Обратно автомашины следуют порожние. Как вариант использования автотранспорта при возвращении из Архангельской области можно предложить:
· Приобретение гофротары и крафт-пакетов на Котласском ЦБК (в настоящее время начаты переговоры с руководством комбината о сотрудничестве);
· Предоставление транспортных услуг сторонним организациям заинтересованным в доставке продукции (или сырья) из Архангельской области.
Анализирую таблицу 4, мы видим, что на балансе предприятия числится 5 автомашин, не используемых в эксплуатации (восстановлению не подлежат) и подлежащих списанию. С этого транспорта предприятие уплачивает налог на имущество организаций (2% от балансовой стоимости имущества) и транспортный налог (7 руб/1 л/с при мощности автомашины от 100 до 150 л/с). Однако продать данный автотранспорт предприятие может только в порядке Конкурсного производства, через оценку и выставление на торги (на списание автотранспорт подать возможно при отсутствии балансовой стоимости).
Проведем анализ рабочего дня водителей автотранспортного отдела предприятия. Итоги «фотографии» рабочего дня водителей за месяц представлены в таблице 14.
|
|