Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ спроса и предложения на рынке образовательных, консалтинговых и тренинговых услуг




 

Основным потребителем образовательной услуги выступает конкретная личность. Проявлением потребности в образовании является желание человека перейти на качественно новый уровень знаний или получить какую-либо дополнительную квалификацию, в которой он нуждается. Индивидуальная потребность в обучении лежит в плоскости представления человека о том, насколько важны те или иные умения и навыки в его профессиональной деятельности и насколько он ими владеет. Сегодня необходимость в повышении уровня образования обусловлена тем, что от него (уровня образования) зачастую зависит уровень дохода человека. В связи с тем, что сегодня предоставляется возможность учиться на коммерческой основе, человек может принимать активное участие в формировании своего человеческого капитала, в который он и вкладывает деньги, платя за получаемое образование. Действительно, сегодня, у человека появился шанс самостоятельно выбирать те специальности и приобретать практические навыки в тех профессиях, которые впоследствии помогут ему себя реализовать. Здесь проявляется один из интересов потребителя образовательных услуг, а именно, за что заплатить, чтобы получить те навыки, которые будут способствовать формированию человеческого капитала. Отметим еще один важный и принципиальный момент: кроме материального выигрыша, повышение уровня образования человека часто дает ему важные преимущества в виде улучшения условий труда, досуга и потребительского выбора. Кроме того, человек получает более широкий доступ к интересной и перспективной работе. Обязательно нужно отметить также повышение престижа в обществе и возможность получения удовлетворения от самореализации. По словам практиков, в последнее время все чаще потребителями образовательных услуг становятся не только конкретные люди, стремящиеся повысить уровень своего образования и приобрести необходимые профессиональные навыки, но и крупные компании, отправляющие на обучение свой персонал. В связи с этим возникает вопрос, какие цели ставит перед собой организация, принимая решение об обучении персонала, какие интересы она преследует, выбирая то или иное образовательное учреждение, кто принимает решение о необходимости обучения сотрудников компании. Несмотря на то, что еще не все руководители полностью осознали необходимость обучения своих сотрудников, число компаний, готовых оплачивать это обучение неуклонно растет.

По результатам исследования, проведенного группой специалистов Студии бизнес-тренинга в 2010 г. 48% потенциальных потребителей образовательных услуг считают, что обучением нужно заниматься постоянно, и 52% - время от времени (Диаграмма 1).

 

 

Образование, являясь дорогой услугой, все больше становится востребованным юридическими лицами, так называемыми, корпоративными клиентами, а не физическими лицами, поскольку именно крупные организации (корпорации) способны оплачивать дорогостоящее обучение своих сотрудников.

Потенциальные потребители, сами того не подозревая, выполняют ряд функций, которые помогают производителям образовательных услуг создавать то, что будет действительно востребовано на рынке:

информирование образовательных учреждений и структур, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе;

установление особых требований к качеству образовательных услуг и к своим будущим работникам с позиции профессиональных и должностных требований.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что конечным потребителем образовательной услуги всегда является человек. В общем же потребителем образовательных нужно считать не только конкретных людей, принимающих участие в образовательном процессе, но и компании, заказывающие образовательные программы для своих сотрудников, так как, по мнению практиков, именно корпоративные клиенты оказывают существенное влияние на развитие рынка образовательных услуг сегодня.

Таким образом, потребителей образовательных услуг можно представить двумя категориями: физическими лицами (конкретными людьми, принимающими участие в образовательной программе) и юридическими лицами (компаниями, выступающими, в основном, заказчиками образовательных программ).

Среди тенденций развития дополнительного профессионального образования, эксперты выделяют его усиливающееся содержательное и организационное обособление от формального образования. Это обособление выражается в расширении сети учреждений дополнительного образования, предназначенных исключительно для взрослого населения. Появляются новые образовательные услуги с хорошим сервисом для клиентов, расположенных удобно, «с ясностью образовательного продукта, и его соответствием требованиям рынка труда, с наличием в учебных планах «изюминки», недоступной в других образовательных учреждениях, с необременительностью пребывания в образовательном учреждении, с увеличивающимся многообразием предлагаемых ими программ и технологий освоения этих программ».

Основные проблемы Российского рынка тренинговых, консалтинговых и образовательных услуг, которые являются особым направлением бизнес-образования. Среди таких проблем названы следующие:

«нестыковка» понятий: происходит вследствие того, что «заказчики мыслят категориями «компетенция», «навык», а тренинговые фирмы - темами, имеющихся у них тренингов»;

разочарование клиентов: им продают то, что не решает их реальных бизнес-проблем;

нехватка квалифицированных бизнес-тренеров (преобладание тренеров-выпускников «очередной школы «тренинг для тренеров имени такого-то»»);

большая нагрузка востребованных специалистов (около 20 тренинговых дней в месяц): приводит к постепенной деквалификации;

обилие молодых бизнес-тренеров, устанавливающих демпинговые цены;

сложность бизнес-проблем (проблемы носят междисциплинарный характер);

«способность кооперироваться с конкурентами» как требование заказчиков к тренинговым компаниям и нежелание кооперации со стороны тренинговых компаний.

Таким образом, можно сказать о том, что рынок образовательных услуг в России развивается и это развитие сопровождается проблемами, связанными в основном с новизной услуги.

Несмотря на заявления образовательных учреждений о практикуемом ими клиентоориентированном подходе, сегодня рынок образовательных услуг все еще остается рынком продавца. Возникает проблема соотношения спроса и предложения на этом рынке, которая заключается в том, что производимая образовательным учреждением услуга не всегда в полной мере соотносится с запросами потребителей, а также в том, что потребитель не всегда может конкретно сформулировать свой запрос при обращении в образовательное учреждение.

Соотношение спроса и предложения - динамичная характеристика рынка вообще и рынка образовательных услуг в частности. Эта динамика задается как внешними факторами по отношению к субъектам рынка, так и внутренними. Интересы субъектов рынка образовательных услуг относятся к внутренним факторам. Сложности выявления истинных интересов заключается в том, что производитель работает с уже сформулированным запросом, а потребитель с уже сформулированным предложением (предложением определенных программ обучения). Интересы же обеих сторон остаются за кадром. Удовлетворение той и другой стороны будет зависеть от того, насколько выявлены и поняты их интересы.

Если говорить об интересах потребителей, то в маркетинговом смысле под интересом можно понимать стадию принятия решения о приобретении той или иной услуги, когда его (потребителя) интересует стоимость услуги. Потребительский интерес к образовательным услугам в основном обусловлен объективными потребностями в повышении образовательного уровня. Но при этом зачастую одни удовлетворяют свою любознательность, получают удовольствие от самого процесса обучения, другие стремятся скорее получить выгоду (высокие заработки, возможность нахождения перспективной работы).

Образовательный рынок, как и любой другой, весьма неоднороден, интересы потребителей образовательных услуг различны - одному нужно интенсивное краткосрочное обучение, получение профессии за 3-6 месяцев, другой ту же профессию может получить за год и десять месяцев. Для руководителя образовательного учреждения необходимо знать отношение к товару не просто покупателей образовательных услуг, но их отдельных групп, характеризующих часть рынка. Сегодня мы имеем дело уже не просто с интересом в области переподготовки, в настоящий момент рынок характеризуется повышенным спросом на все виды практико-ориентированного обучения взрослых. Многие учреждения ДПО в Москве и Санкт-Петербурге являются признанными крупнейшими игроками на рынке образовательных услуг. Однако и они не всегда способны адекватно и вовремя отвечать требованиям стремительно развивающихся социально-экономических отношений.

Сегодня перед добросовестным работодателем встает иногда трудноразрешимый вопрос: как найти то образовательное учреждение, которое воплотит в жизнь «все сразу». Какую форму обучения выбрать для достижения необходимого результата? Как найти ту программу, которая поможет решить проблемы, накопившиеся именно в данной организации?

Спектр оказываемых образовательным учреждением услуг сегодня достаточно широк. В результате исследования рынка тренинговых услуг, проведенного в 2010 г., выяснилось, что большинство тренинговых компаний не ограничиваются только проведением тренингов, а оказывают и консалтинговые услуги. 95,3% компаний проводят корпоративные бизнес-тренинги, что говорит о росте числа заказов корпоративными клиентами. Открытые тренинги также остаются популярными (предлагаются 76,6% компаниями). Другими распространенными услугами выступают предтренинговое и посттренинговое консультирование (85,9%), диагностика (79,7%), тестирование (53,1%), аттестация (48,4%).Подбором персонала занимается 48,4% компаний; в разделе «другое» были названы круглые столы, семинары, программы повышения квалификации и переподготовки, деловые игры, научно-исследовательские проекты и маркетинговые исследования (50%).

Широкий спектр предоставляемых услуг говорит о разнообразии запросов клиентов и усложнении всей системы дополнительного образования.

 


 

Сегодня большей популярностью пользуются активные формы обучения и предполагают так называемый деятельностный подход. Это подтверждают результаты опроса потенциальных клиентов. Только 5% компаний из опрошенных предпочитают лекционную форму обучения своих сотрудников, 52% отдают предпочтение активным формам обучения, и 43% - сочетанию лекционных и активных форм обучения (Диаграмма 3).

 

 

Эффективность сочетания лекционных и активных форм обучения объясняют следующим:

эти формы друг друга дополняют;

необходимость и теоретического и практического обучения;

финансовая доступность;

смена учебной деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в зависимости от целей обучения компании выбирают определенный способ обучения, но все же предпочитаются активные формы либо сочетание лекционных и активных форм, что связано с пониманием эффективности активности обучаемого в процессе получения новых навыков. Также в процессе активного обучения используются игровые методы обучения, что больше всего привлекает потребителей, так как сегодня потребители все еще склонны воспринимать обучение как развлечение, которое не требует больших интеллектуальных усилий со стороны обучаемого.

Среди активных форм обучения наибольшей популярностью пользуются тренинги (90,5%), далее идут семинары (61,9%), ролевые игры (57,1%), деловые игры (38,1%) и технология case-study (33,3%).

 

 

Особенность бизнес-тренингов как наиболее эффективного бизнес-обучения заключается в том, что они быстрее всего реагируют на изменения в бизнес-среде и предлагают те навыки и умения, которые необходимы для успешного реагирования на эти изменения. О том, что такое бизнес-тренинг, еще совсем недавно знали только директора продвинутых западных компаний. Спрос на бизнес-тренинги в отечественном бизнесе впервые возник в середине девяностых, когда деловые отношения между российскими предпринимателями и западными бизнесменами только начали налаживаться. Действительно, согласно результатам исследования, проведенного специалистами Студии бизнес-тренинга ВЭШ СПбГУЭФ, интерес к коммерческим образовательным услугам начал формироваться в конце 90-х годов, после кризиса 1998 года. Рост количества компаний в это время обусловлен подъемом в отечественной экономике и увеличением спроса на бизнес-услуги. Основной пик создания тренинговых компаний приходится на 2000 и 2006 годы: по 15,6%, в 2001 году - резкий спад, но с 2002 года, снова рост числа компаний этого направления.

 

 

Интерес потребителя к тренингам вызван тем, что это сравнительно новая непривычная форма обучения, где участник принимает непосредственное участие в процессе, что не дает ему «заскучать». Также тренинги и деловые игры, по мнению потенциальных клиентов, хороши тем, что разрабатываются под конкретную организацию. С учетом ее специализации подбираются программы обучения и развиваются необходимые навыки.

Интерес заказчиков к темам по сравнению с прошлыми годами сместился от тренингов продаж к управленческим тренингам и тренингам формирования команды: 79,7% компаний проводят тренинги на формирование команды; 78,1% - управленческие тренинги; 59,4% - тренинги ведения переговоров; 53,1% - тайм-менеджмент. Сравнительно новое направление в области тренингового обучения - «тренинги по логистике» открыли для себя 25% компаний. Тренинги продаж проводят 75% компаний, среди другого было указано обучение в сфере управления персоналом и кадрового делопроизводства, а также тренинги личностного роста. (Гистограмма 6).Нужно заметить, что сегодня тренинги продаж представляют собой не стандартные тренинги по продажам, а тренинги по работе с конфликтным клиентом, работа с возражениями, продажа в торговом зале или особенности продажи по телефону, презентация товара и др.

 

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тренинговое обучение действительно применяется для развития навыков в различных областях профессиональной деятельности. Часто только краткосрочные программы - оперативные, гибкие, ориентированные на последние достижения науки, техники и экономики, способны решить вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Кроме тренингов получают распространение такие технологии как технология case-studies; ролевые и деловые игры; семинары; бизнес-симуляции. Технология case-studies (формат развивающего мероприятия, основанный на анализе реальных бизнес-случаев) направлена на анализ процесса принятия решений, обсуждение положительных и отрицательных сторон различных точек зрения, обмен личным опытом. Здесь развиваются коммуникативные, лидерские навыки, навыки работы в команде. Ролевые и деловые игры наиболее эффективны «для построения командного духа». Семинары считаются менее трудоемкими. В итоге все предложенные формы активного обучения считаются эффективным способом обучения, так как интересная форма подачи материала (в большинстве случае игровая) погружает участников в «правильную» атмосферу. Такое новое направление как бизнес-симуляции позволяет смоделировать реальные бизнес-процессы из практики участников, оценить проявление компетенций в ситуациях, приближенных к рабочим, развить нужные навыки и компетенции, получить прикладные знания, полезные для конкретной организации. Таким образом, можно сказать, что все активные методы обучения направлены на развитие прикладных навыков и умений персонала.

Из вышесказанного видно, что на этапе формулирования заказа и производитель, и потребитель договариваются о том, какую форму обучения предложить / выбрать, чтобы «сделка» состоялась (в основном это открытые формы обучения: тренинги, семинары, деловые игры и др.). Но в то же время зачастую «согласование» интересов заканчивается именно на выборе формы обучения, а обсуждение содержания зачастую идет очень поверхностно. Несмотря на рост интереса к тренингу и другим формам активного обучения, сегодня нет ясного понимания того, какие результаты должно приносить такого рода обучение. По словам практикующих бизнес-тренеров, это связано с невысокой психологической культурой и относительной молодостью рынка образовательных услуг, что приводит к неадекватному восприятию возможностей тренинга.

Человек, получивший в результате потребления образовательной программы, предложенной образовательной компанией, некие навыки, а также при помощи собственных усилий, влияния семьи, среды, национальной культуры и т.п. приобретает качества и характеристики, способные удовлетворить потребность организаций в рабочей силе нужного уровня и квалификации. Здесь необходимо отметить, что чем сильнее проявляются в его профессионально значимых качествах и характеристиках особенности потребленной образовательной программы, чем точнее эти особенности соответствуют требованиям предприятий-работодателей, тем больший отклик получает образовательная компания. Через производство востребованных потребителем программ, производитель удовлетворяет свои собственные интересы, поскольку этот отклик проявляется в материальных и нематериальных выгодах для самого образовательного учреждения. Материальные выгоды за счет платы обучения (в рамках коммерческих образовательных учреждений), нематериальные - выражаются в подъеме престижа компании, укреплении бренда, в привлечении внешних инвесторов, в росте спроса на предлагаемые образовательные программы. Также показателем успешно проведенной программы является повторное обращение слушателей в компанию для продолжения обучения.

Повторное обращение к обучающей компании является свидетельством ее успешного функционирования на рынке образовательных услуг. В связи с этим у производителей возникает желание установления долгосрочного сотрудничества с компаниями-заказчиками. Идея непрерывности обучения заложена в желании производителя перейти к долгосрочному сотрудничеству с потребителем.

 


Об этом свидетельствует то, что при формировании отношений с заказчиком 100% компаний сделают скидку на предоставление услуг, ориентируясь на долгосрочное сотрудничество. 5,9% предоставят скидку, чтобы не «упустить» заказчика, другие 5,9%, наоборот, будут до конца стоять на своей цене, даже рискуя потерять потенциального клиента; 17,6% компаний отнесли свои ответы к категории «другое». Среди таких компаний есть те, которые редко делают скидки своим клиентам, так как их клиенты «солидные компании, которые знают цену качественным консультационным услугам», некоторые компании практикуют предоставление скидок при определенном количестве дней обучения. Также при формировании отношений с клиентом тренинговые компании:

ориентируются на качественное и своевременное предоставление своих услуг, так как это является одним из основных шагов к построению долгосрочных отношений; в этом случае стоимость обучения значения не имеет;

сопоставляют потребности заказчика и возможности своей компании, оценивают ресурсоемкость проекта и сложность задачи, при согласовании прочих факторов цена обсуждается в последнюю очередь.

Вообще, долгосрочное сотрудничество необходимо как потребителю, так и производителю услуги, поскольку только посредством поддержания отношений возможно непрерывное качественное обучение, а, следовательно, и результативное обучение.

Вообще потребитель реже говорит о долгосрочном сотрудничестве, чем производитель. Возможно, это связано с опасениями «вреда тренингового обучения» или резкого повышения цен на обучение после заключения контракта о долгосрочном сотрудничестве. Производители же, наоборот, зачастую настаивают на таком сотрудничестве, поскольку образовательному учреждению намного спокойнее иметь несколько постоянных клиентов, нежели непрерывно вести активный поиск новых. Своим клиентам преимущества долгосрочного сотрудничества тренинговые компании обосновывают возможностью повышения результативности обучения. В целом обе точки зрения справедливы, но в результате часто получается так, что каждый «тянет одеяло на себя» и не стремится пойти на компромисс. Если же такого компромисса достигают, то зачастую это происходит либо в ущерб качеству обучения (опасно для потребителя), либо в ущерб стоимости обучения (невыгодно производителю).

Экспертные оценки объема рынка по итогам 2011 г. колеблются в диапазоне от 1 до 1,5 млрд. долларов. Столь значительный разброс в оценках вызван, в первую очередь, закрытостью тренинговых компаний, не желающих озвучивать свои подлинные обороты.

По оценке, темп роста российского рынка бизнес-образования составил в 2011 г. около 30%. Согласно данным агентств, темп прироста отечественного рынка бизнес-образования, включая услуги тренинговых компаний, краткосрочные и среднесрочные программы, корпоративные программы и открытые программы МВА, по итогам 2011-м составил 30%. 2012 год, по прогнозам экспертов, станет пиковым в развитии российского рынка бизнес-образования: темпы прироста объема российского рынка бизнес-образования в 2012 году составят 33%.

Что касается территориального распределения оборота компаний, предоставляющих услуги бизнес-образования, то от 50% до 70% приходится на Москву, около 15% - на Санкт-Петербург и 15-20% - на другие города. Вместе с тем, региональный рынок бизнес-тренингов растет намного более высокими темпами, чем столичный.

Ценообразование на рынке краткосрочного бизнес-обучения в России базируется на нескольких факторах: происхождении тренера, тематике курса, типе клиентов, уровне платежеспособности в конкретном регионе, уровня в организационной иерархии участников, места проведения тренинга, форме организации тренинговой компании и не в последнюю очередь, умении вести переговоры по поводу цены.

С одной стороны, с начала 2011 г. средняя стоимость одного тренингового дня у компаний-лидеров выросла на 20%, по сравнению с 2010 г.

С другой стороны, по некоторым оценкам, средняя стоимость базовых, типичных тренингов по продажам, качественному обслуживанию, сервису, деловому общению и т.д. снижается. В первую очередь это связано с тем, что тренеры, которые работают на себя (и компании, состоящие из одного-двух тренеров), очень сильно демпингуют и тем самым понижают уровень цен на рынке. А именно они проводят значительную часть типовых тренингов.

Крупные же компании работают с крупными заказчиками, для которых повышение цен на обучение сотрудников не является значительным фактором, т.к. плата тренинговым компаниям - это очень малая доля в структуре их расходов. Впрочем, в настоящий момент многие компании вводят практику объявления тендеров на корпоративное обучение.

Российские компании все больше осознают факт прямой зависимости своей конкурентоспособности от уровня подготовки персонала. Иностранные фирмы, работающие в России, почувствовали важность адаптации методик обучения к местным условиям и стали больше обращаться к российским тренинговым компаниям. Доля компаний, обучающих своих сотрудников с привлечением внешних специалистов, составляет 76% от общего числа компаний, обучающих сотрудников.

Растущий дефицит квалифицированного персонала, наблюдаемый на большинстве местных рынков, подстегивает компании к регулярному обучению сотрудников, необходимому для поддержания конкурентоспособности предприятия.

Активная региональная экспансия тренинговых компаний на сегодняшний день является одной из основных тенденций тренингового рынка. По структуре проводимых тренингов региональная ситуация напоминает столичную 2-3 года назад: лидирует обучение продажам, за ним по популярности следуют тренинги менеджерских навыков, тренинги по командообразованию и специализированные курсы. При этом структура спроса становится все более сложной: расширяется продуктовая линейка, к обучению привлекаются новые группы персонала. Обучение менеджеров среднего звена и руководителей отделов - одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений бизнес-тренингов.

В последние годы заказчики бизнес-тренингов стали все больше осознавать, что для получения конкурентного преимущества на рынке им требуется не просто обучение сотрудников, а комплексный подход. Поэтому, одной из основных тенденций рынка является комплексное предоставление услуг, включающее диагностику проблемы, обучение и посттренинговое сопровождение. По мнению многих экспертов, еще одним ключевым направлением развития рынка будет сужение специализации.

Посредники - в данном случае в этом качестве могут рассматриваться рекрутерские компании: их роль «посредников» проявляется через анализ качества программ и имиджа компаний с точки зрения «рыночной стоимости» и профессионального уровня кандидатов, анализ потребительских предпочтений работодателей в сфере программ развития профессиональных навыков и др.

Необходимо отметить следующие основные характеристики динамики спроса на услуги развития профессиональных навыков менеджеров:

•   растущая емкость рынка,

•   невысокая чувствительность к изменению цен,

•   слабая цикличность и сезонность спроса;

По сравнению с предшествующими периодами, можно говорить о том, что в последнее время интерес руководителей российских компаний к получению обновленных знаний в области финансов, маркетинга, управления персоналом, логистики, информационных технологий значительно возрос.

Такая тенденция роста спроса на тренинговые услуги обусловлена рядом факторов:

•   социально-экономические: развитие рыночной экономики, при котором рост человеческого потенциала организации становится одним из решающих факторов конкурентоспособности;

•   социокультурные: развитие бизнес-среды, мышления высшего руководства организаций, понимание вклада, который может дать систематическое обучение сотрудников;

•   профессиональные: развитие системы бизнес-образования, в частности тренинговых компаний, а также повышение качества услуг и уровня работы тренеров и консультантов.

Вместе с тем, современное состояние рынка услуг кратко- и средне-срочного бизнес - образования характеризуется и целым рядом проблем:

- Недостаток информации о целях, задачах и возможностях использования результатов услуг кратко- и средне-срочных программ обучения приводит к затруднениям и ошибкам со стороны покупателей, что в дальнейшем может вызвать чувство неудовлетворения и способствовать формированию негативного опыта использования подобных услуг.

Отсутствие однозначных критериев профессионализма и механизмов контроля и регулирования этого вида деятельности с одной стороны, и растущая емкость рынка с другой, способствуют увеличению количества недобросовестных компаний и индивидуальных тренеров-самоучек, что существенно снижает общие показатели качества в отрасли и влияет на формирование мнения покупателей посредством передачи негативного опыта посредством рекомендаций.

Неразвитость научной базы порождает однотипность тренинговых программ. Мнимое их разнообразие вызвано зачастую только специфичностью подачи материала самим тренером. Кроме того, большинство переводных программ слабо адаптировано к российскому менталитету и методам ведения бизнеса.

Отсутствие четкой ценовой политики порождает довольно сильный разброс цен на такие услуги. Однако, растущая конкуренция в какой-то степени влияет на стабилизацию цен и определяет границы ценовых групп тренингов.

Для малого и среднего бизнеса спрос на тренинговые услуги до сих пор не является платежеспособным.

Однако, наряду с проблемами можно отметить и ряд тенденций, связанных с дальнейшим развитием этого вида услуг в России:

·          Если раньше тренинги представляли собой показательное выступление и не носили никаких конкретных целей, то сегодняшняя тенденция - клиент хочет иметь гарантии результатов. Для этого тренер регулярно проводит замеры эффективности проведенного в компании тренинга и выявляет, какие навыки и в какой степени приобрел сотрудник.

·   Последнее время проявляется тенденция продажи тренинга как сопутствующей услуги в комплексе с другими услугами. Возникает ситуация «домашнего консультанта», когда тренинги проводятся в тесной связи с проектом по организационному консультированию: консультант анализирует структуру компании и планирует ряд инноваций, а тренинг-менеджер обеспечивает внедрение инноваций в компанию. Таким образом, он отвечает за адаптацию и обучение менеджмента новым технологиям.

·   Комплексными становятся не только услуги тренингов, но и сами тренинги. Так, для большей эффективности составляется пакет тренингов, охватывающий все стороны бизнес взаимодействия в условиях современного рынка.

Прогнозы на развитие рынка тренинговых услуг заключаются в том, что постепенно будут создаваться стабильные бренды тренинговых компаний, которые будут своеобразной гарантией качественной и профессиональной работы. Компании-провайдеры будут обеспечивать постоянными клиентами своих мастеров, тем самым избавив их от необходимости самостоятельно продвигать тренинговые услуги. Таким образом, появится время для совершенствования и повышения квалификации тренеров, нормализуются цены на трениговые услуги, которые будут устанавливаться компанией, а также появятся гарантии качества услуг, обеспеченные брендом тренинговой компании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...