СМИ как культурно-формирующий фактор
Первейшая функция СМИ - распространение информации. В выполнении этой функции задействованы люди, далекие от производства культурных ценностей. «Распространение массовой информации осуществляется профессионалами-практиками, которые, как правило, лишь за редкими исключениями сами создают новые идеи, формулы или новые конструкции, преимущественно осуществляют социальную функцию, прочно связанную с потребностями текущего момента, - пишет Абрахаам Моль. - Их задача - это, прежде всего, создание по выражению Абрахаама Моля «системы кровообращения в общественном организме», т.е. распространение информации. Цели их деятельности определены вполне четко: исторически они связаны с демократическим тезисом о том, что народ имеет право на знания» [19, с. 118]. СМИ обеспечивают специфическое духовное общение людей, при котором обмен продуктами деятельности выступает как обмен информации между людьми. Специфика этого общения характеризуется массовостью и регулярностью распространения информации, стереотипным характером ее содержания. Что же касается формы распространения информации, то она весьма разнообразна - текстовая, графическая, аудиовизуальная, их комбинации. СМИ обеспечивают непрерывный поток отдельных элементов культуры в силу чего личность выступает не как результат целенаправленного процесса усвоения научных знаний, моральных норм и других существующих в обществе культурных ценностей, а как результат освоения отдельных, часто не связанных друг с другом, элементов культуры. В силу этого, по выражению Абрахаама Моля, культурный потенциал личности становится «мозаичной культурой». Следует отметить неоднозначное воздействие СМИ на культуру.
С одной стороны СМИ дают возможность приобщения к культурным ценностям самых широких масс, повышает требования к образованию, к интеллектуальному потенциалу общества, интенсифицирует процесс культурного обмена, усиливает интернационализацию культуры и общественной жизни в целом. Иногда они выступают даже в качестве средства создания культурных ценностей СМИ охватывают все элементы культуры: производство - хранение -распределение - потребление духовных ценностей. Таким образом, СМИ не только отражают реальность, а иногда и конструируют её в соответствии с определенными нормами. «Средства массовой информации становятся светской религией, - пишет Лестер Туроу, - по существу заменяющей историческую тенденцию, национальные культуры, настоящие религии, семьи и друзей, как господствующая сила, создающая психические образы действительности» [29, с. 105]. Это является еще одной продуктивной функцией СМИ. Сочетание продуктивной и репродуктивной функций СМИ делает особо значимыми их воздействие на общество и дает возможность отразить современную действительность во всей её сложности. Амбивалентный образ СМИ, который одновременно отражает и конструирует действительность, является средством множественности жизненных миров, характерных для современного общества. Медиа-реальность выступает в качестве посредника, легитимирующего существование этих множественных миров и объединяющего их в единое целое. Вместе с тем, следует отметить и негативное воздействие СМИ на культуру. Это проявляется, прежде всего, в том, что непосредственное общение людей друг с другом заменяется опосредованным техническими устройствами - телефоном, компьютером и другими информационно-техническими средствами. Отмечая это обстоятельство, Мануэль Кастельс пишет, что «проблема свободы сообщений по-новому встала в городском обществе в последние десятилетия, когда средства массовой информации практически полностью вытеснили личное общение как источник сообщений, несущих новую информацию». Межличностное общение людей становится эмоционально обедненным. Мало этого, вместо распространения подлинных культурных ценностей СМИ часто «выдают на-гора» суррогат, проповедуют насилие, секс, стремление к наживе. Пропаганде и распространению научных знаний противопоставляются лженаучные и мистические взгляды и учения (хиромантия, астрология и др.).
Это обстоятельство усугубляется тем, что СМИ фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская её через свои фильтры, выделают отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры [19, с. 120]. В силу этого, то, что не попадает в поле внимания СМИ остается незамеченным большинством членов общества и не играет в силу этого в жизни общества какую-либо существенную роль. Наоборот, порой буквально навязываемая членам общество информация средствами СМИ приобретает «руководство к действию». Между тем она очень часто далека от правдивости и объективности, тенденциозно освещая те или иные события. СМИ отдают предпочтение более коротким сообщениям, в погоне за сенсациями стараются произвести больший эффект, распространяют популистские заявления, нагнетают нервозность. «В отечественных СМИ (а именно они во многом определяют то, что воспринимается широкой публикой как факт культуры) ведется множество разных дискуссий по вопросам сугубо конъюнктурным, а иногда просто бессмысленным, - говорит Владислав Александрович Лекторский. - Что же касается стратегических проблем, то они почти не обсуждаются». Таким образом, СМИ навязывают членам общества свои критерии оценки событий, свою систему ценностей, порождают определенные стереотипы мышления, типы героя и подлеца, гения и глупца и т.д. В итоге СМИ не информируют, а формируют определенные взгляды и мировоззрение людей в целом путем использования выборочной информации и соответствующей её подаче публике. Отмечая негативное воздействие СМИ на культуру, следует особо отметить, что в последние годы программы СМИ наполнились различными видами лженауки. Немалая заслуга в этом принадлежит СМИ, которые, воспользовались одним из великих завоеваний постсоветского периода - свободой слова. Вседозволенность и безответственность большинства СМИ привели к тому, что антинаучный бред буквально заполнил страницы газет и журналов, радио и ТВ. В последние годы возникло новое, не существовавшее ранее явление. Лженаука превратилась в мощную организованную силу [15, с. 3]. Действительно, различного рода экстрасенсы, астрологи, маги и другие «кудесники» выступают с заявлениями о том, что нынешняя научная парадигма явно устарела, что время экспериментальной науки и материализма кануло в лету и их нужно заменить новым видением мира, основанным на сверхзнании, откровении, интуиции, «астральном видении мира» и прочей чертовщине. Вокруг бурно развивающейся альтернативной медицине вьется много всякого рода проходимцев и мошенников. Различные формы лженауки часто находят поддержку у отдельных представителей власти, что дает возможность образования различных организаций, проповедующих антинаучный бред. Так, в России был создан Международный институт космической антропоэкологии, ряд лет проводивший «исследования» так называемых торсионных полей. При Министерстве по чрезвычайным ситуациям создана лаборатория экстрасенсов, а Министерство обороны даже создало специальную воинскую часть, укомплектовав их экстрасенсами и колдунами.
Следует отметить, что негативное воздействие СМИ на общество и человека наталкивается на реальные барьеры, выдвигаемые сознанием индивида. Это сознание может быть комфортным и некомфортным, податливым и неустойчивым, включенным в те или иные субкультуры. Более того: развитие современных технических средств СМИ позволяет пользователю самостоятельно выбирать по своим интересам, вкусам ту или иную программу. Это ведет к разделению массовой аудитории на отдельные индивидуальные сегменты, масскультура становится все более сегментированной по идеологиям, ценностям, вкусам и целям жизни. Новые СМИ, охватывает дифференцированную аудиторию, которая, будучи огромной, по численности, не является более массовой в смысле одновременности и разнообразия принимаемых программ. Отношения между индивидами характеризуются тем, что они, объединяя людей в единое человечество, вместе с тем изолируют, автоматизируют людей. Таким образом, наряду с формированием динамичной личности, воздействия на индивида стандартными культурными моделями в развитии масскультуры все в большей степени пробивается противоположная тенденция - возрастание индивидуального восприятия культурных артефактов. Развитие масскультуры представляется как многоплановый, противоречивый процесс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|