Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональная характеристика




Профессиональная характеристика является описательной моделью профессии. Она определяет конечные цели профессиональной подготовки.

Профессиональная характеристика отражает общие интегрированные требования к знаниям и умениям по профессии, требования к отдельным специальностям.

Профессиональная характеристикапредназначена:

o для научно-обоснованного отбора содержания обучения по интегрированным профессиям;

o для разработки системы контроля за качеством профессиональной подготовки;

o для организации работы по профориентации;

o для определения форм повышения квалификации рабочих.

Структура и параметры профессиональной характеристики обеспечивают эквивалентность требований к уровню подготовки профессиональных кадров на всей территории РФ.

Профессиональная характеристика разрабатывается на профессии и специальности федерального Перечня профессий и отражает:

· название профессии;

· интегрируемые специальности;

· номер профессии по Перечню;

· назначение и сферу применения профессии;

· основные виды деятельности в рамках профессии и группируемых специальностей;

· теоретические основы профессиональной деятельности (требования к знаниям);

· требования к личности рабочего (служащего), к уровню его общего образования;

· специфические требования.

Профессиональные характеристики, содержащиеся в ГОС, могут быть дополнены работниками образовательных учреждений с учётом региональных и местных особенностей, с учётом специфических требований к рабочей профессии со стороны местных работодателей.

При корректировке профессиональной характеристики не допускается изменять содержащиеся в ней федеральные требования к знаниям и умениям.

Для дополнения профессиональной характеристики используются следующие дополнительные источники: квалификационные характеристики, профессиограммы, данные изучения трудовых процессов, характерных для данной профессии, на местных предприятиях, организациях, учреждениях.

 

4. Квалификационная характеристика

Квалификационная характеристика это государственный документ, в котором содержатся требования к профессиональным знаниям и умениям, обеспечивающим определённый уровень квалификации по конкретной профессии.

Квалификационные характеристики содержатся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), занятых в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг. Справочник составлен и регулярно дополняется на основе изучения содержания трудовых процессов и организации труда рабочих на передовых предприятиях, в организациях всех отраслей экономики.

Квалификационная характеристика включает обязательные разделы:

«Должен уметь»;

«Должен знать»;

Квалификационная характеристика иногда заменяется профессионально-квалификационной характеристикой. Её называют профессиограммой. Она включает в себя описание:

o социально-экономической характеристики профессии, значения профессии для народного хозяйства, тенденций её развития;

o предметов, средств, продуктов, технологий и условий труда;

o содержания труда, трудовых функций рабочего;

o требований производства к общеобразовательной, общетехнической, профессиональной подготовке рабочего;

o уровней квалификации (диапазона тарификации);

o психофизиологических особенностей профессии.

Профессиограмма более точно определяет содержание подготовки рабочих (служащих). Профессиограмма может способствовать более правильной организации учебного процесса.

Составление профессиограмм трудоёмко. Они разработаны для ограниченного круга профессий.

 

Содержание профессионального образования

 

Стандартная модель учебного плана устанавливает:

o общую структуру содержания профессионального образования;

o соотношение различных форм обучения (теоретического и практического);

o ограничения на учебную нагрузку.

Составной частью образовательного стандарта по профессиям и специальностям, включённым в федеральный Перечень профессий, являются обязательные компоненты содержания профессионального образования.

Обязательные компоненты содержания профессионального образования раскрываются через укрупнённые учебные элементы и параметры качества усвоения учебного материала.

На основе модели учебного плана и обязательных компонентов содержания НПО федеральные научно-методические органы разрабатывают примерную учебно-программную документацию.

Рабочие учебные планы и программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки и утверждения рабочей учебно-программной документации устанавливается территориальными органами управления образованием. Они несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта.

Содержание профессионального образования может быть представлено следующими блоками:

Общетехнический блок – содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения.

Отраслевой блок содержит учебный материал, раскрывающий общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли, место профессии в системе разделения труда и т.д.;

Профессиональный блок – включает теоретический и практический учебный материал, являющийся основой для группы родственных профессий в рамках отрасли или на межотраслевом уровне.

Специальный блок – содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности с выходом на требуемый уровень квалификации.

Общеспециальный блок выделяется в том случае, если профессия включает разветвлённую сеть специальностей.

Блоки перепрофилирования позволяют на основе имеющейся получить новую профессию.

Блоки повышенного ПО среднего или высшего.

Бизнес-блоки нужны для благоприятного вхождения людей в рынок.

Учебный план это официальный документ, отражающий объём и содержание обучения.

Модель учебного плана это форма представления учебного плана, отражающая основные структурные компоненты содержания профессионального образования.

Примерный учебный план это документ, устанавливающий на федеральном уровне перечень и объём учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учётом ступени квалификации, минимального (базового) срока обучения. Он определяет степень самостоятельности территориальных органов управления образованием, образовательных учреждений в разработке рабочей учебой документации.

Рабочий учебный план это учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения на основе примерного, с учётом выбранной специализации и требований национально-регионального компонента образовательного стандарта.

 

6. Документы, удостоверяющие профессиональное образование

 

Документы государственного образца о профессиональном образовании являются основанием для получения работы по профессии или специальности, соответствующей ступени квалификации на предприятиях (организациях) России, независимо от их формы собственности. Возможно и продолжение учёбы при последующем повышении профессиональной квалификации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...