Методы анализа учебных программ
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
К ним относятся: ü метод сопоставления их структуры, ü последовательности материала, ü его содержания с содержанием фундаментальной науки, на основе которой строится анализируемый учебный предмет В учебном процессе вуза эта наука представляется – дисциплиной (дисциплинами) учебного плана подготовки педагога профессионального обучения; – методом построения сетевого графика последовательности изучения разделов тематических планов анализируемого и родственных ему предметов. Сетевой график – это графическая модель процесса изучения нескольких предметов в течение одного временнОго периода (например, семестра). На этом графике изучение материала каждого из учебных предметов представляется как цепь событий, состоящих в окончании изучения их отдельных тем. События на графике изображаются кружочками, каждый со своим номером. Сам процесс изучения учебных тем представляется в виде рёбер-векторов, соединяющих между собой вершины-события. Над ребром ставится цифра, соответствующая длительности изучения темы в неделях. Исходной (нулевой) вершиной сетевого графика является начало семестра или изучения предмета. Завершающая его вершина соответствует окончанию семестра, учебного года или одного из учебных предметов. Сплошные стрелки на графике соединяют только 2 вершины. Они отражают процесс овладения материалом конкретной темы. Над ними ставятся 2 цифры, соответствующие номерам предыдущей и изучаемой тем. Межпредметные связи изображаются в виде штриховых векторов, соединяющих темы разных предметов. Их направление указывает на вид межпредметных связей по временному признаку: опережающие, сопутствующие, перспективные. Они проводятся из вершин, соответствующих времени начала изучения исходных учебных тем, к вершинам, характеризующим начало изучения связанных с ними тем другого учебного предмета.
Метод построения сетевого графика позволяет: – оценить правильность расположения взаимосвязанных тем, – выявить вид межпредметных связей по хронологическому признаку, – на этой основе создать логику изучения материала; – этим реализуется принцип систематичности и последовательности обучения.
УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА К учебным изданиям согласно ОСТ 29.130-97 «Издания. Термины и определения», относятся: 1. Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение дисциплины (предмета), соответствующее учебной программе и официально утверждённое в качестве данного вида издания. 2. Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утверждённое в качестве данного вида издания. К учебным пособиям относятся: · учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания или изучения дисциплины (её раздела или части); · рабочая тетрадь – учебное издание, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета; · самоучитель – учебное пособие для самостоятельного изучения чего-либо без помощи преподавателя; · практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. К практикуму, в частности, относится задачник; · хрестоматия – учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющее объект изучения дисциплины; · учебно-наглядное пособие –учебное издание, содержащее материалы в помощь преподавателю и учащимся;
Учебная литература предназначена, прежде всего, для учащихся, а методическая – для преподавателей. Основными сложностями в работе преподавателя с учебной литературой являются: o большое количество разнообразных по содержанию учебных предметов в профессиональных училищах; o появление новых современных дисциплин; o динамичность содержания традиционных предметов; o отсутствие учебников по новым дисциплинам; o наличие для отдельных предметов нескольких учебников по-разному раскрывающих содержание учебного предмета. Основные дидактические требования к учебникам: · научность учебного материала; · учёт возрастных и познавательных возможностей учащихся; · систематичность изложения учебного материала; · последовательность изложения учебного материала; · воспитывающий характер его содержания; · наглядность его оформления; · чёткость структуры. Показатели реализации принципа научности в содержании учебника: o отбор соответствующих разделов фундаментальной науки, включающей основы теории (факты, понятия, методы, законы, следствия из них); o разработка тем учебника в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии производства; o включение сведений из истории науки и научных открытий, развития понятий, идей, торий; o наличие сведений о методах познания фундаментальной науки. Учёт возрастных и познавательных возможностей учащихся в учебнике осуществляется на основе: · простоты языка и доступности изложения материалов; · достаточности времени, выделенного учебным планом, на усвоение материала учебника и отдельных его тем. Основой для оценки выполнения этого требования должны служить опыт и знания преподавателя; · выполнение дидактических правил доступности в обучении: от простого к сложного, от близкого к далёкому, от малого к большому, от лёгкого к трудному. Показатели реализации в учебнике принципов систематичности и последовательности изложения: o соответствие рубрикации учебника программе учебного предмета; o соответствие последовательности изложения материала в темах учебника и в программе; o равномерность распределения объёма материала по темам учебника;
o правильность и полнота учёта межпредметных и внутрипредметных связей; o реализация единства трактовки понятий, последовательность введения их в учебные предметы, отсутствие дублирования материала; По структуре учебники включают в себя: · параграфы; · главы; · разделы; · части. Наименьшая структурная единица – параграф. Воспитательные задачи учебника: o воспитание патриотизма; o развитие творческого мышления; o формирование норм нравственности и морали; o формирование эстетических взглядов и вкусов. Воспитательные задачи помогают реализовывать: · постановка философских, нравственных и этических проблем; · эмоционально насыщенные тексты»; · образность речи; · наглядность иллюстративного материала. Существуют показатели качества учебника. Их разбивают на 2 группы: ü характеризующие учебник в целом; ü характеризующие его отдельные разделы. В 1-ую группу включают показатели: § оценку внешнего оформления учебника, § чёткость структуры, § соответствие заголовков программе, § равномерность распределения материала по темам. Остальные относят ко 2-ой группе. Степень их реализации в учебниках определяют применительно к отдельным темам программы. Анализ показателей качества учебника позволяет преподавателю установить: – возможность рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся; – глубину и качество изложения материала в различных темах учебника; – необходимость привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала; – рациональные способы работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами. Это включает составление аннотаций, плана изложения материала, выписывание новых понятий и их определений, ответы на контрольные вопросы, выявление межпредметных связей, составление структурно-логических схем материала, формирование проблемных вопросов и задач с избыточной или недостаточной информацией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|