Общая характеристика методов производственного обучения
Основными его проблемами являются: Цели обучения – для чего учить?; Содержание обучения – чему учить?; Формы организации обучения – как организовать процесс обучения?; Средства обучения – что использовать в процессе обучения? Методы обучения – как обучать? Важнейшим компонентом являются методы обучения, то есть то, как обучать. От их эффективности при любых других условиях и факторах зависит количество и качество получаемых учащимися знаний, умений и навыков. Метод обучения в производственной деятельности – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя, мастера производственного обучения и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, на их воспитание и развитие. Методом обучения может служить производственное обучение как формирование профессиональных знаний, умений, навыков учащихся в специальных учебных заведениях, и производственное обучение будущих квалифицированных рабочих путём ученичества непосредственно на производстве. Существует классификация методов, выделяемых в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения: 1) методы организации и реализации учебно-познавательной и учебно-производственой деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности учащихся; 3) методы самоконтроля и контроля за эффективностью учебной деятельности учащихся. Каждая из этих групп методов включает конкретные подгруппы и отдельные частные методы, которые являются инструментом процесса обучения. В учебном процессе наиболее важным является знание преподавателем, мастером производственного обучения их сущности, условий эффективного применения, владения умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся.
Деятельность педагога (преподавателя, мастера ПО) при реализации методов обучения складывается из следующих основных типичных компонентов: – целевая установка; – определение содержания и порядка деятельности учащихся (ориентировочная основа их деятельности); – собственнообучающая деятельность педагога; – руководство познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся; – подведениеитогов. Таблица. Основные методы обучения, применяемые в производственном обучении.
С понятием «метод обучения» связано понятие «приём обучения» или «методический приём». Под методическими приёмами понимают детали метода. Это – элементы, составные части, отдельные шаги познавательной работы, которая происходит в учебном процессе. В учебном процессе методы и приёмы переплетаются. Они могут меняться местами. Например, в процессе устного изложения учебного материала демонстрация наглядных пособий является обычно методическим приемом. В тех случаях, когда наглядное пособие – основной источник информации, демонстрация является методом, а словесное сопровождение, комментарий – методическим приёмом. Выбор методов обучения Каждый метод реализует определённую функцию процесса обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное существование. Для оптимального выбора необходим учёт функций различных методов обучения и их места в учебном процессе. Методы обучения должны: 1) способствовать активизации учащихся; 2) обеспечивать понимание и осознание изучаемого материала; 3) быть разнообразны; 4) быть комплексными; 5) соотносится с реальными возможностями учащихся.
6) соотносится с реальными возможностям по их использованию (1) и (2) взаимосвязаны: учащиеся не могут быть активными на занятиях, если они не понимают, не осознают того, что они изучают или делают. Но они не могут понять, осознать выполняемые действия (умственные или практические) без активного участия в учебном процессе. Различные методы требуют включения в процесс усвоения учебного материала различных органов чувств: – слуха – объяснение, беседа; – зрения –демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приёмов, работа с печатными и графическими материалами; – осязания и мускульных ощущений – упражнения, лабораторно-практические работы. Методы обучения по-разному влияют на развитие внимания, самостоятельности, способности к анализу, синтезу. Выбор методов обучения должен соотноситься с реальными учебными возможностями учащихся. Но учёт возможностей группы не должен означать приспособления к ученикам. Выбор методов обучения должен соотноситься с возможностями педагогов по их использованию. Учёт всех факторов может дать учебно-воспитательный эффект.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|