Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое обеспечение производственного обучения




 

В нормальном функционировании процесса ПО имеет значение его учебно-методическое обеспечение. Оно включает 2 основные составные части:

o учебно-методическую документацию;

o учебно-методические средства обучения.

Основное назначение учебно-методической документации – определение содержания и основ планирования ПО.

Учебно-методические средства обучения – это материальные объекты, обеспечивающие оптимальное функционирование ПО (типы, виды учебно-методических средств ПО, способы их применения мы уже рассматривали).

Рассмотрим, как рационально организовать обеспечение ПО учебно-методическими средствами.

Ведущим принципом этой организации является принцип комплексности.

Методическое оснащение должно постоянно трансформироваться в комплексное методическое обеспечение (КМО).

 

Сущность комплексного учебно-методического обеспечения учебного процесса.

 

Под комплексным учебно-методическим обеспечением (КУМО) учебного процесса понимают планирование, разработку и создание оптимальной системы, учебно-методической документации и дидактических средств обучения, необходимых для полного и качественного обучения учащихся.

При определении критериев и содержания КУМО процесса обучения необходимо исходить из рабочей учебной программы, отражающей требования ГОС. Она определяет проект содержания учебного процесса по предмету, профессии в соответствии с современными требованиями.

Система учебно-методической документации и средств обучения должна охватывать всё основное содержание программного материала.

Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению процесса обучения требует, чтобы средства обучения обеспечивали:

· обучающую деятельность преподавателя, мастера;

· учебную деятельность обучающихся на всех этапах учебного процесса.

Применительно к ПО это означает:

o формирование основы действий учащихся;

o отработка новых способов действий;

o контроль и оценка формируемых и уже сформированных умений и навыков учащихся.

Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению предполагает реализацию основных функций педагогического процесса: обучающей, воспитательной, развивающей.

Средства обучения, входящие в комплекс, должны соответствовать установленным эргономическим, гигиеническим, экологическим требованиям, требованиям безопасности их использования в учебном процессе.

 

Критерии системыучебно-методического обеспечения производственного обучения:

1) охват всех узловых вопросов учебного материала ученой программы;

2) охват всех основных этапов учебного процесса;

3) обеспечение обучающей деятельности мастера и учебной деятельности учащихся;

4) применение различных средств обучения с учётом их дидактических функций и типичных учебных ситуаций;

5) обеспечение реализации всех функций процесса обучения: обучающей, воспитывающей, развивающей;

6) учёт экономического, эргономического, гигиенического, экологического факторов, безопасности использования в учебном процессе.

Учёт всех этих критериев составляет сущность комплексного подхода к к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

 

Планирование комплексного учебно-методического обеспечения

 

Планирование (проектирование) оптимального набора учебно-методической документации и средств обучения по профессии целесообразно осуществлять путём введения паспортовкомплексного учебно-методического обеспечения.

Такой паспорт представляет собой документ, в котором зафиксирована вся учебно-методическая документация, учебная и методическая литература, средства обучения, необходимые для полного и качественного изучения всех тем учебной программы ПО.

 

Паспорткомплексного методического обеспечения профессии даёт возможность:

· определять вид, наименование, количество средств обучения, необходимых для изучения программного материала;

· производить учет имеющихся в наличии средств обучения и учебно-методической документации;

· планировать текущую работу (сроки, ответственных и др.) по созданию недостающих средств обучения;

· осуществлять контроль и учёт выполнения планов комплексного методического обеспечения профессии.

 

Паспорткомплексного методического обеспечения ПО по профессии включает основные разделы:

1) учебно-методическая документация это документы Государственного стандарта начального и среднего профессионального образования РФ:

рабочая учебно-программная документация (учебный план, программа ПО);

перечень учебно-производственных работ по профессии;

норматив оснащения учебной мастерской;

программа производственной практики;

графики перемещения учащихся при обучении в учебной мастерской и в период производственной практики;

план производственной деятельности группы и др.

2) учебная литература – это учебники; учебные пособия, справочники, сборники задач и т.п.

3) методические пособия – это:

методические разработки,

методические рекомендации;

брошюры о передовом педагогическом опыте,

комплекты конспектов мастера и т.д.

4) дидактические средства обучения – это:

экранные пособия (видеофильмы, слайды, диафильмы и др.);

наглядные пособия, издаваемые централизовано и изготовляемые в данном учебном заведении;

инструкции для выполнения упражнений на тренажерах;

учебные алгоритмы;

карточки-задания;

учебно-технические и учебно-технологические требования;

сценарии деловых и ролевых игр;

инструкции-задания для проведения лабораторных работ;

инструкционные и технологические карты, разработанные в учебном заведении;

сборники тестов;

материалы на магнитных и электронных носителях.

Содержание паспортакомплексного методического обеспечения учебного процесса для удобства и эффективности использования теперь помещают в компьютер.

Работа по комплексному методическому обеспечению профессии учитывается при аттестации мастеров ПО. При определении форм и размеров материального и морального стимулирования их педагогического труда, при аттестации учебного заведения в целом.

 

Планирование производственного обучения

Под планированием производственного обучения понимается система мероприятий, направленных на создание условий для качественной профессиональной, практической подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в учебных заведениях.

Основными производственно-педагогическимизадачамипланирования производственного обучения являются

· обеспечение полного и своевременного выполнения учебных планов и программ;

· обеспечение правильного подбора учебно-производственных работ, соответствующих программам производственного обучения, распределения их между учебными группами, полной и равномерной загрузки учащихся, рационального использования учебно-материального оснащения учебного заведения;

· создание условий для рациональной организации материально-технического оснащения производственного обучения;

· определение объёма и сроков выпуска продукции, изготавливаемой учащимися в процессе ПО, обеспечение целесообразного и экономичного использования финансовых и материальных ресурсов, выделяемых на ПО;

· перспективное и текущее планирование работы мастера ПО.

Планирование производственного обучения включает следующие основные элементы:

o педагогически обоснованный подбор учебно-производственных работ учащихся; разработку перечня этих работ;

o планирование учебно-производственной деятельности группы на определённый отрезок времени;

o планирование производственного обучения при нефронтальной организации учебного процесса (Когда нет возможности организовать фронтальное, одновременное обучение всех учащихся учебной группы одинаковым видам работ на постоянных рабочих местах, то применяют перемещение бригад и звеньев по видам работ и рабочим местам. Составляют график перемещения).

Планирование ПО связано с нормированием учебно-производственного труда учащихся. Нормирование является основой для количественных расчётов производственных планов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...