Учебно-методическое обеспечение производственного обучения
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В нормальном функционировании процесса ПО имеет значение его учебно-методическое обеспечение. Оно включает 2 основные составные части: o учебно-методическую документацию; o учебно-методические средства обучения. Основное назначение учебно-методической документации – определение содержания и основ планирования ПО. Учебно-методические средства обучения – это материальные объекты, обеспечивающие оптимальное функционирование ПО (типы, виды учебно-методических средств ПО, способы их применения мы уже рассматривали). Рассмотрим, как рационально организовать обеспечение ПО учебно-методическими средствами. Ведущим принципом этой организации является принцип комплексности. Методическое оснащение должно постоянно трансформироваться в комплексное методическое обеспечение (КМО).
Сущность комплексного учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Под комплексным учебно-методическим обеспечением (КУМО) учебного процесса понимают планирование, разработку и создание оптимальной системы, учебно-методической документации и дидактических средств обучения, необходимых для полного и качественного обучения учащихся. При определении критериев и содержания КУМО процесса обучения необходимо исходить из рабочей учебной программы, отражающей требования ГОС. Она определяет проект содержания учебного процесса по предмету, профессии в соответствии с современными требованиями. Система учебно-методической документации и средств обучения должна охватывать всё основное содержание программного материала. Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению процесса обучения требует, чтобы средства обучения обеспечивали:
· обучающую деятельность преподавателя, мастера; · учебную деятельность обучающихся на всех этапах учебного процесса. Применительно к ПО это означает: o формирование основы действий учащихся; o отработка новых способов действий; o контроль и оценка формируемых и уже сформированных умений и навыков учащихся. Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению предполагает реализацию основных функций педагогического процесса: обучающей, воспитательной, развивающей. Средства обучения, входящие в комплекс, должны соответствовать установленным эргономическим, гигиеническим, экологическим требованиям, требованиям безопасности их использования в учебном процессе.
Критерии системыучебно-методического обеспечения производственного обучения: 1) охват всех узловых вопросов учебного материала ученой программы; 2) охват всех основных этапов учебного процесса; 3) обеспечение обучающей деятельности мастера и учебной деятельности учащихся; 4) применение различных средств обучения с учётом их дидактических функций и типичных учебных ситуаций; 5) обеспечение реализации всех функций процесса обучения: обучающей, воспитывающей, развивающей; 6) учёт экономического, эргономического, гигиенического, экологического факторов, безопасности использования в учебном процессе. Учёт всех этих критериев составляет сущность комплексного подхода к к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Планирование комплексного учебно-методического обеспечения
Планирование (проектирование) оптимального набора учебно-методической документации и средств обучения по профессии целесообразно осуществлять путём введения паспортовкомплексного учебно-методического обеспечения. Такой паспорт представляет собой документ, в котором зафиксирована вся учебно-методическая документация, учебная и методическая литература, средства обучения, необходимые для полного и качественного изучения всех тем учебной программы ПО.
Паспорткомплексного методического обеспечения профессии даёт возможность: · определять вид, наименование, количество средств обучения, необходимых для изучения программного материала; · производить учет имеющихся в наличии средств обучения и учебно-методической документации; · планировать текущую работу (сроки, ответственных и др.) по созданию недостающих средств обучения; · осуществлять контроль и учёт выполнения планов комплексного методического обеспечения профессии.
Паспорткомплексного методического обеспечения ПО по профессии включает основные разделы: 1) учебно-методическая документация – это документы Государственного стандарта начального и среднего профессионального образования РФ: – рабочая учебно-программная документация (учебный план, программа ПО); – перечень учебно-производственных работ по профессии; – норматив оснащения учебной мастерской; – программа производственной практики; – графики перемещения учащихся при обучении в учебной мастерской и в период производственной практики; – план производственной деятельности группы и др. 2) учебная литература – это учебники; учебные пособия, справочники, сборники задач и т.п. 3) методические пособия – это: – методические разработки, – методические рекомендации; – брошюры о передовом педагогическом опыте, – комплекты конспектов мастера и т.д. 4) дидактические средства обучения – это: – экранные пособия (видеофильмы, слайды, диафильмы и др.); – наглядные пособия, издаваемые централизовано и изготовляемые в данном учебном заведении; – инструкции для выполнения упражнений на тренажерах; – учебные алгоритмы; – карточки-задания; – учебно-технические и учебно-технологические требования; – сценарии деловых и ролевых игр; – инструкции-задания для проведения лабораторных работ; – инструкционные и технологические карты, разработанные в учебном заведении; – сборники тестов; – материалы на магнитных и электронных носителях. Содержание паспортакомплексного методического обеспечения учебного процесса для удобства и эффективности использования теперь помещают в компьютер.
Работа по комплексному методическому обеспечению профессии учитывается при аттестации мастеров ПО. При определении форм и размеров материального и морального стимулирования их педагогического труда, при аттестации учебного заведения в целом.
Планирование производственного обучения Под планированием производственного обучения понимается система мероприятий, направленных на создание условий для качественной профессиональной, практической подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в учебных заведениях. Основными производственно-педагогическимизадачамипланирования производственного обучения являются · обеспечение полного и своевременного выполнения учебных планов и программ; · обеспечение правильного подбора учебно-производственных работ, соответствующих программам производственного обучения, распределения их между учебными группами, полной и равномерной загрузки учащихся, рационального использования учебно-материального оснащения учебного заведения; · создание условий для рациональной организации материально-технического оснащения производственного обучения; · определение объёма и сроков выпуска продукции, изготавливаемой учащимися в процессе ПО, обеспечение целесообразного и экономичного использования финансовых и материальных ресурсов, выделяемых на ПО; · перспективное и текущее планирование работы мастера ПО. Планирование производственного обучения включает следующие основные элементы: o педагогически обоснованный подбор учебно-производственных работ учащихся; разработку перечня этих работ; o планирование учебно-производственной деятельности группы на определённый отрезок времени; o планирование производственного обучения при нефронтальной организации учебного процесса (Когда нет возможности организовать фронтальное, одновременное обучение всех учащихся учебной группы одинаковым видам работ на постоянных рабочих местах, то применяют перемещение бригад и звеньев по видам работ и рабочим местам. Составляют график перемещения).
Планирование ПО связано с нормированием учебно-производственного труда учащихся. Нормирование является основой для количественных расчётов производственных планов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|