Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы организации труда мастера производственного обучения




Традиционной формой – является закрепление мастера за учебной группой. При этом мастер ведёт группу по обучению профессии на протяжении всего периода обучения, до его окончания.

Типовым положением об учреждении НПО предусмотрено, что производственное обучение по всем профессиям проходит в группах по 12-15 человек. Если профессии связаны с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ – группы по 8-10 человек.

Рассмотрим наиболее типичные формы организации труда мастера.

1. Мастер – мастерская. Используется для профессий широкого профиля или группе совмещённых профессий. Включает несколько разделов, отличающихся по содержанию и организации труд, учебно-материальному оснащению. Проводится в учебных мастерских и на учебных участках. За учебными мастерскими, лабораториями, участками закрепляются мастера производственного обучения. Они проводят занятия со всеми учащимися учебного заведения по соответствующим специализациям и разделам программы по графику-расписанию.

В обязанности мастеров входит оснащение и эксплуатация оборудования и аппаратуры мастерской, её методическое обеспечение, поддержание в исправном, работоспособном состоянии учебно-материальной базы учебно-производственного подразделения.

2. Бригадная организация работы мастеров производственного обучения

Бригада формируется из мастеров, закреплённых за учебными мастерскими и учебными группами одной сложной профессии всех 3-х курсов обучения. В производственном обучении на 1-м и 2-м курсах с учащимися работают одновременно 4-5 мастеров. Это позволяет более полно охватить учащихся текущим инструктированием в процессе выполнения учебно-производственных работ. Это обеспечивает повышение качества обучения учащихся. Для коллективной формы труда мастеров характерны: взаимозаменяемость и взаимопомощь членов бригады; организация эффективного педагогического наставничества опытных мастеров над начинающими.

В каждой бригаде избирается мастер из числа наиболее опытных мастеров. Он осуществляет общее организационное и методическое руководство учебно-производственной и учебно-воспитательной работой всей бригады.

Бригадир принимает личное участие в подготовке и проведении уроков производственного обучения мастерами – членами бригады.

Производственное обучение может чередоваться с теоретическим обучением по определённым временнЫм периодам. Обычно – на 2-м, 3-м курсам.

Это характерно при обучении строителей или других профессий, которые связаны с необходимостью выезда на объекты.

3. За группой закреплены 2 мастера. Один из них – ведущий, он проводит общегрупповой вводный инструктаж, второй мастер ему помогает. Текущее инструктирование учащихся в процессе упражнений мастера проводят совместно. При этом один – постоянно находится среди работающих учащихся, а другой – особое внимание уделяет инструктированию на рабочих местах, где выполняются наиболее ответственные, сложные и опасные работы: например, на сверлильных станках; при паянии, у токарного станка при скоростных операциях; на станках с ЧПУ – с числовым программным управлением и т.п.

4. Прогрессивной формой организации педагогического труда мастера производственного обучения является такая, когда он выполняет функции и мастера, и преподавателя – мастер и преподаватель. Возможна в 2-х вариантах:

1) мастер, закреплённый за группой или учебной мастерской, по расписанию ведёт уроки специальных предметов. При этом повышается уровень и степень связи истории практики;

2) мастер самостоятельно, один проводит все совмещённые, бинарные (интегрированные) уроки производственного обучения и специального предмета.

Главное в этой идее – выделение профессионального мастерства как определённого предмета учебного процесса. При этом решаются вопросы формирования у учащихся взаимосвязанной системы знаний и умений, сознательности и активности обучения. Но это требует пересмотра содержания образования, разработки принципиально новой методики и организации преподавания специальных предметов и производственного обучения. Но это пока –дело будущего.

 

Средства производственного обучения.

 

Формирование умений и навыков учащихся происходит в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Это составляет материально-технические средства производственного обучения.

2-ая составляющая средств производственного обучения – учебно-методическое оснащение. Это средства обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно-воспитательного процесса: учебники, учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, учебно-методическая документация, справочные и нормативные материалы.

 

Материально-техническое обеспечение производственного обучения

 

Учебные мастерские

 

Учебная мастерская – это специальное помещение профессионального учебного заведения, оснащённое необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для ПО; ещё – это структурное подразделение профессионального учебного заведения.

В учебных мастерских формируются профессиональные умения и навыки учащихся в процессе выполнения учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемых профессии машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений. Учащиеся приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.

Роль и место обучения в учебной мастерской определяется спецификой содержания труда по разным профессиям. Учащиеся обучаются в учебных мастерских до 60 % времени, отводимого на ПО, если в них рационально сочетается решение учебных и производственных задач (это например, токари, фрезеровщики, сварщики, портные и т.п.).

При подготовке рабочих и специалистов по обслуживанию, наладке, ремонту сложного оборудования нецелесообразно создавать специальные учебные мастерские. Учащиеся работают в мастерских общего профиля, осваивая общепрофессиональные трудовые умения и навыки: общеслесарные, электромонтажные, строительные, отделочные. На это отводится 15 – 20% времени.

Помещения для учебных мастерских, их планировка, оснащение, конструктивные варианты различны для различных профессий. Они зависят от материально-технических и финансовых возможностей учебных заведений, опыта и мастерства педагогического коллектива, стиля его деятельности и др.

Рассмотрим общие требования к созданию учебных мастерских.

Комплекс учебных мастерских обычно встраивается в торец здания учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой галереей – переходом на уровне 1 – 2-го этажа. Комплекс мастерских может быть и автономным зданием. Такое размещение имеет преимущества: возникающий производственный шум не отвлекает учащихся в учебных кабинетах и лабораториях. Пыль, копоть, газы не нарушают санитарно-гигиенические условия в учебном корпусе. Дополнительные площади позволяют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения.

Площадь учебной мастерской определяется с учетом необходимости обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место, расположить оборудование общего пользования и дополнительное.

Помещения должны соответствовать условиям для нормальной установки и работы оборудования. Мастерские, где устанавливается тяжёлое оборудование: станочное, кузнечное, сварочное, машиносборочное, ремонтное и т.п. располагаются на 1-ом этаже. Слесарные, электромонтажные, радиомонтажные, швейные и т.п. мастерские – на 2-ом – 3-ем этажах.

Большое значение для создания комфортной среды ПО имеют освещённость в учебной мастерской, окраска стен, температурный режим, вентиляция, шумопоглощение.

Учебные мастерские должны соответствовать требованиям безопасности труда и пожарной безопасности.

Учебные мастерские создаются на полную учебную группу, т.е. на 25 – 30 рабочих мест. Каждая мастерская обычно имеет свою изолированную от других мастерских зону.

В состав комплекса входят производственно-вспомогательные помещения и службы. Они включают: производственный участок; инструментально-раздаточную кладовую; отдел технического контроля; ремонтную мастерскую; складские помещения и др. В здании учебных мастерских предусматриваются санитарно-бытовые помещения.

Специализированные учебные мастерские оснащаются оборудованием индивидуального пользования. Важно оснащать учебные мастерские хотя бы небольшим количеством современного оборудован ия, рассчитанного на реализацию новых технологий. Остальное учебно-производственное оборудование должно рассматриваться как средство обучения, дающее возможность учащимся приобрести умения и навыки, соответствующие уровню квалификации, предусмотренному ГОС профессионального образования.

Кроме оборудования индивидуального пользования учебные мастерские оснащают оборудованием общего пользования. Его номенклатура и количество зависят от специфики продукции учебных мастерских, будущих профессий обучаемых, от наличия в учебном заведении вспомогательных служб и ряда других факторов.

Важно и правильное оформление учебных мастерских, его стиль, эстетика рабочего места.

 

Рабочее место учащегося

Рабочее место учащегося – это определённая часть площади учебной мастерской, лаборатории с наиболее оптимально расположенными на нём оборудованием, инструментами, приспособлениями и другой оснасткой, необходимыми для выполнения работ, соответствующих требованиям программы.

Рабочее место учащегося должно отвечать основным учебно-техническим требованиям:

· типичность для профессии;

· современность конструкции;

· относительная простота в управлении;

· сравнительно небольшие габариты;

· оптимальная стоимость;

· удобство в эксплуатации и обслуживании;

· оптимальная стоимость;

· удобство в эксплуатации и обслуживании;

· безопасность в работе.

При оснащении рабочих мест предпочтение отдаётся универсальному оборудованию, на котором возможно отрабатывать большое количество трудовых приёмов, операций, трудовых процессов, предусмотренных программой ПО.

Рабочее место учащегося также оснащается индивидуальными инструментами и другой оснасткой – наиболее «ходовыми» приборами, инструментами. Набор инструментов подбирается с учётом их универсальности, стоимости, частоты применения. Другие инструменты, приборы выдаются мастером, они хранятся в кладовой. На рабочем месте должны быть приспособления для расположения и хранения материалов и готовой продукции, документации.

Планировка рабочих мест зависит от характера оснащения, типичной продукции, расположения окон, размеров и конфигурации помещения, характера освещения. Свет на рабочие места должен падать слева (в слесарных мастерских); справа (станочные мастерские), спереди, но не сзади от учащегося.

Нормативы размещения оборудования различны в мастерских для разных профессий. Они устанавливаются по аналогии с соответствующими нормативами производственных цехов и участков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...