Особенности занятий с детьми
Соревнования по волейболу среди детей проводят по трем возрастным группам: младшая — 13—14 лет (мальчики и девочки); средняя — 15—16 лет (мальчики и девочки); старшая — 17—18 лет (юноши и девушки). Участие в соревнованиях с 13 лет предполагает подготовку волейболистов с 11—12 лет. При проведении занятий с детьми необходимо учитывать возрастные особенности. Успех подготовки прежде всего зависит от разносторонней физической подготовленности детей. В младших группах следует больше внимания уделять развитию быстроты движений, координации, меньше — развитию силы и выносливости. Дети 11—13 лет любят разнообразные упражнения и подвижные игры. В занятия с детьми рекомендуется включать кратковременные упражнения с частыми паузами для отдыха. Объяснять детям надо образно и понятно, сопровождая объяснения показом изучаемого прима, акцентируя внимание на основных моментах. При обучении технике отдельных игровых элементов в младшей группе целесообразно пользоваться инвентарем уменьшенного веса и размера. Подбирая упражнения, надо особое внимание уделить условиям, в которых они будут выполняться. Целесообразно расчленять задания. В одном случае нужно требовать лишь правильности заданного приема, в другом — включить несколько вариантов однозначных технических приемов и давать задание выполнять их избирательно, с учетом создавшихся условий. Например, в одном занятии занимающимся разрешается пользоваться только нижней прямой подачей в зону 1, в другом они сами определяют способ и направление подачи. В группе среднего возраста (15—16 лет) большое внимание уделяется физической подготовке, увеличивается общий объем и интенсивность специальной физической подготовки.
На первый план выходят такие упражнения, которые позволяют повышать физическое развитие учеников и овладеть техническими приемами игры. Например, для развития прыгучести волейболисты выполняют прыжковые упражнения в сочетании с имитацией нападающего удара или последовательные прыжки у сетки с имитацией блокирования. Иными словами, сила, быстрота, скоростная выносливость развиваются с помощью специальных упражнений, по структуре движения приближенных к игровым приемам. Если учащиеся младших групп изучали важнейшие приемы техники, без которых немыслимо проведение игры в волейбол (например, перемещения, нижние подачи, верхние передачи), то в средней группе они уже осваивают и совершенствуют значительно больше приемов игры, причем с тактической направленностью. С подростками 15—16 лет можно более длительно работать над освоением элементов игры, вычленяя отдельные их детали, т. е. широко использовать расчлененный метод обучения, что нецелесообразно на занятиях с детьми младшей группы. Однако по-прежнему занятия необходимо строить занимательно и разнообразно, используя больше подвижных игр и игровых упражнений. Большую роль в занятиях младших и средних групп играет соревновательный метод. Например,
можно провести соревнование на лучшее выполнение техники передач: дается задание 5—10 раз направить (передать) мяч в стену на определенную высоту (2—2,5 м) в специальный квадрат (1 X 1 м), каждое попадание оценивается очком. Можно также провести соревнование на быстрое перемещение из зоны 1 в зону 2 с касанием пола на линии нападения и лицевой линии. Выполнение заданий на оценку дисциплинирует учеников, развивает инициативу, упорство, старание, активизирует учебный процесс. Юноши и девушки в 17—18 лет в своем развитии приближаются к взрослым. Однако регулировать нагрузки для них следует очень внимательно. Важно постоянно наблюдать за ходом восстановительных процессов. И здесь нужен очень тесный контакт тренера и врача.
Волейболисты этого возраста изучают все тонкости техники и тактики игры, шлифуют технику, совершенствуют тактические системы игры в защите и нападении. Уступая в тактическом опыте игры, волейболисты 17—18 лет могут на равных соревноваться со взрослыми и показывать высокие спортивные результаты. ИНВЕНТАРЬ И ОБОРУДОВАНИЕ i Для того чтобы занимающиеся быстрее и прочнее овладели техникой игры, целесообразно использовать специальные тренажеры и оборудование. Обязательно в тренировочном зале иметь две-три сетки, кронштейны с подвесными мячами, а также не меньше чем по одному волейбольному и набивному мячу (с расчетом на двух занимающихся). Специальное оборудование (подвесные мячи, переносные кольца, мишени, мячи на амортизаторах и т. п.) позволяет эффективно осуществлять круговую тренировку, успешно применять сопряженный метод тренировки для развития физических качеств в единстве с совершенствованием техники игры. Подвесные мячи. К мячу крепится кожаная петля, к которой привязывают шнур. С помощью блока мяч устанавливают на нужной высоте. Подвесные мячи помогают новичкам определять точку соприкосновения рук с мячом при верхней передаче, при приеме снизу и особенно при приеме мяча с падением и передаче в прыжке. Обруч на шесте. Такая мишень служит для выработки точности первых и вторых передач. Ее можно быстро устанавливать и убирать в любой зоне у сетки (рис. 109). Мишень. Такими мишенями пользуются для совершенствования передач мяча. Она представляет собой круг, равный окружности мяча, который устанавливают на высоте 3—4 м. Рядом с мишенью чертят концентрические круги, линии которых находятся на расстоянии 20 см друг от друга. Игрок может выполнять передачи по заданию и сам контролировать качество их выполнения. Эта мишень помогает развивать периферическое зрение игрока. Замковый держатель. К концу шеста с помощью карабина крепится кожаный ремень с замком. Замок делается из стальной проволоки. Можно использовать для этой цели различные зажимы. Замок надевается на пришитое к мячу ушко (кольцо; рис. 110). После удара мяч свободно летит в заданном направлении. Устройство помогает правильно наносить удар по мячу и согласовывать движения ног, рук, туловища при изучении подач, блока и нападающих ударах.
Мяч на амортизаторах. К покрышке мяча пришивают кожаные петли, к которым крепят резиновые растяжки; на свободных концах этих растяжек укрепляют карабины. Приспособление крепят в углах спортивного зала. От мяча вниз к полу может идти прочный шнур, с помощью которого устраняют колебания мяча после удара (рис. 111). Механический блок. Применяют его для развития умения нападать с обводкой блока. Его можно сделать в виде шеста, который укрепляют на жесткой станине (рис. 112). Подставка для блокирующих. Делают ее из трех секций длиной 3,5 м каждая, высотой 50 см, шириной 50 см. Блокирующие могут действовать по всей длине сетки или в отдельных зонах, используя одну-две секции.
Глава V ГАНДБОЛ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|