Методика обучения и тренировки
В процессе обучения и тренировки гандболисты овладевают специальными знаниями, умениями и навыками, совершенствуют физические, психологические и морально-волевые качества. На первом этапе занимающиеся знакомятся с правилами и основным содержанием игры, изучают ведущие элементы техники, основы индивидуальной тактики, знакомятся с простейшими приемами командных тактических действий. На втором этапе происходит совершенствование изученного ранее и обучение новым, более сложным приемам техники и основам тактики игры в нападении и защите. На третьем этапе начинается спортивная тренировка, ставящая целью — достижение высокого уровня владения техникой и тактикой, подготовку организма к максимальным нагрузкам и напряжениям. Физическая подготовка Игра в гандбол предъявляет высокие требования к организму занимающихся. Чем выше уровень развития физических качеств, тем легче достичь спортивного мастерства. С совершенствованием функциональ- мых возможностей организма увеличивается эффективность использования приемов техники и тактики игры. Для общей физической подготовки гандболистов используют об-щеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах; упражнения из легкой атлетики (бег, прыжки, метания), гимнастики и акробатики, тяжелой атлетики, плавания и других видов спорта. Очень полезны разнообразные подвижные игры, а также футбол, хоккей, бадминтон. Упражнения, включаемые в специальную физическую подготовку, принято делить на две группы: 1) упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, быстроты реакции, ориентировки и других качеств; 2) упражнения, направленные на совершенствование приемов игры.
Для развития силы используют упражнения динамического характера, выполняемые в переменном темпе, для развития «взрывной» силы— упражнения с малыми отягощениями, выполняемые в максимальном темпе. Наиболее эффективны упражнения с весом, составляющим 30% максимального. Выполнение их до отказа позволяет развивать не только силу, но и силовую выносливость. Очень полезны упражнения с небольшими отягощениями при овладении основными техническими приемами игры. В этом случае удается увеличить силу, не нарушая структуру техники игровых приемов. Поэтому в тренировке гандболистов широко используют утяжеленный мяч (до 600 г), упражнения с набивными мячами и на блочных аппаратах (с отягощением). В тренировки включают также разнообразные упражнения со штангой, гантелями, эспандером, резиновыми шнурами, с преодолением собственного веса и сопротивления партнера, бег в усложненных условиях (по песку, снегу) и т. п. В гандболе одинаково важна как скорость отдельного движения, так и способность длительное время действовать в максимальном темпе. Быстроту развивают с помощью упражнений, выполняемых с наибольшей частотой в течение 4—6 сек. Их периодически повторяют с интервалами отдыха. Такой повторный метод работы успешно сочетается с методом переменной и интервальной тренировки. Для развития скоростных качеств и приобретения так называемой игровой скорости используют разнообразные упражнения, выполнение технических элементов с максимальной скоростью передвижения и учебные игры с сокращением времени, уменьшением размеров площадки и количества играющих. Большое значение имеют также различные виды скоростного бега, и особенно рывки на 20—60 м, всевозможные игры и эстафеты. Основой скоростной выносливости является общая выносливость, развиваемая в процессе длительного выполнения упражнений с небольшой интенсивностью. Для развития специальной выносливости, наоборот, необходимы упражнения, выполняемые с повышенной интенсивностью. Поэтому выносливость у гандболистов развивают в процессе переменной и интервальной работы. Тогда интенсивность упражнений должна достигать 80% максимально возможной. В конце упражнения пульс может достигать 180 ударов в минуту, а само упражнение про-
должается 30—90 сек. и примерно столько же пауза для отдыха, в которой пульс снижается до 120—140 ударов. Основные упражнения, развивающие выносливость,— это кроссовый бег по пересеченной местности в сочетании с ходьбой и общераз-вивающими упражнениями, подготовительные и игровые упражнения, выполняемые продолжительное время (футбол, плавание, лыжи и 1 другие виды спорта, учебные игры и соревнования). Совершенствуют выносливость, постепенно увеличивая нагрузку, повышая ее интенсивность, увеличивая темп и продолжительность вы-;; полнения упражнения. Ловкость совершенствуется вместе с улучшением общей координации, равновесия и ориентировки. Развивать ловкость (общую и специальную) необходимо систематически. Для этого используют упражнения с мячом и без мяча на ограниченном пространстве, подвижные игры, акробатические упражнения, спортивные игры (футбол, регби, хоккей) и другие виды спорта (прыж-1 ки в воду, бокс и т. п.), специальные упражнения в необычных условиях (с внезапной сменой ситуаций, усложнением противодействия соперника и др.). Гандболистам необходимо постоянно совершенствовать гибкость (особенно вратарям) и прыгучесть. Для этого в тренировки включают упражнения, с помощью которых развивают гибкость в других видах спорта. Целенаправленное развитие всех физических качеств помогает достичь гармонического единства их проявления в игровых, соревнова-|> тельных условиях. Техническая подготовка Овладение отдельным приемом происходит в определенной методической последовательности. Постепенно усложняются и внешние ус-■ловия. Если вначале движения выполняют без элементов соревнования, то позднее включают элементы состязаний в точности и быстроте, а также упражнения с противодействием соперника. Сначала он пассивен, но постепенно его активность увеличивается. Возрастает и число условных соперников.
Совершенствуют изучаемые приемы в специальных игровых упражнениях и учебных двусторонних играх. Изучают технику одновременно с индивидуальной тактикой. В дальнейшем осваивают приемы техники, необходимые при групповых взаимодействиях, и основы командной тактики. Обучение технике игры без мяча. Эти элементы технически проще других, поэтому изучают их в первую очередь. Сначала выполняют в замедленном темпе, без соперника, затем скорость увеличивают и включают сопротивление. Закрепление и совершенствование техники игры без мяча проводятся в эстафетах и в игровых условиях. Вначале изучают бег и передвижение приставными шагами. Затем переходят к остановкам, поворотам, бегу спиной вперед. Заверша- •ется этот раздел изучением финтов и всевозможных сочетаний различных способов передвижений. Обучение технике игры с мячом. Это наиболее сложный и обширный раздел. Задача преподавателя — научить занимающихся не только правильно, но и разумно обращаться с мячом. Обучение начинается с овладения способами держания мяча (одной рукой и двумя). Одновременно изучают ловлю и передачу: вначале осваивают ловлю двумя руками и передачу согнутой рукой сверху, а затем — передачи другими способами. Ловлю одной рукой, финты и скрытые передачи изучают позднее. К освоению ведения переходят после того, как занимающиеся овладевают ловлей двумя руками и передачей одной рукой сверху. Ведение вначале выполняют по прямой, затем — с изменением направления и обводкой соперника. Этот раздел заканчивают изучением финтов в сочетании с ведением и другими приемами. Броскам в ворота обучают после того, как освоена передача этим же способом. Занимающиеся вначале бросают мяч с места, затем после нескольких шагов, на бегу, в прыжке и в падении. От бросков по центру постепенно переходят к броскам под все более острым углом к воротам. Вначале броски осваивают изолированно от других элементов, но в дальнейшем их все больше связывают с различными приемами, и особенно с финтами.
Вначале осваивают финты с задержкой выполнения, с изменением направления, потом — с изменением способа передачи. В такой же последовательности изучают финты при бросках в ворота и обводку соперника. Вначале финт выполняют на месте и без сопротивления или в движении в замедленном темпе. Затем скорость выполнения увеличивается и вводят соперника. Технику игры в защите изучают параллельно с овладением приемами нападения, но при некотором опережении последних. После того как будут освоены стойка и передвижение приставными шагами, изучают перехваты при передачах, блокирование бросков в ворота, выбивание при ведении и «снятие» мяча при бросках. Изучаемый прием выполняют вначале изолированно, а затем при замедленном действии атакующего. Постепенно прием делают быстрее и быстрее. Далее включается выбор момента и способа противодействия, так как нападающему разрешается самому определять способ атаки. Закрепление и совершенствование проходят в игровых упражнениях с единоборством и в двусторонних играх. Изучение техники игры вратаря начинается с овладения стойкой и передвижениями. Затем обучают ловле и задерживанию мяча руками (в опорном положении), после этого — задерживанию мяча ногой (с шагом, с выпадом, в шпагате) и передачам мяча. Позднее осваивают приемы задерживания мяча в прыжке с падением, финты, выходы на мяч. Вначале вратарь учится действовать в центре ворот, а потом — при бросках с крайних позиций. Подводящими упражнениями служат те же приемы, выполняемые вне ворот и в облегченных условиях (набрасывание мяча, броски в определенную точку и т. п.). Полезны также имитационные упражнения (без мяча). В тренировке вратаря важное место занимают действия в усложненных условиях: броски с ближнего расстояния, отражение нескольких следующих подряд бросков; задерживание бросков после поворота к бросающему по сигналу и т. д. Упражнения, используемые для технической подготовки, проводят в парах, шеренгах, колоннах, кругах, квадратах и треугольниках. Занимающихся делят на несколько подгрупп (в зависимости от количества мячей и оборудования). Все упражнения выполняют поточно, с паузами для объяснений, исправления ошибок и отдыха. В дальнейшем совершенствование техники проходит одновременно с решением задач физической и тактической подготовки. Для этого используют комплексные упражнения, влияющие на развитие физических качеств и специальных двигательных навыков, а также индивидуальные и групповые упражнения в технике и тактике игры на своих позициях в команде.
Тактическая подготовка Обучение тактике — наиболее важный и сложный раздел трениров-, ки. Если в выполнении технических приемов все зависит от самого игрока, то в тактических действиях успех определяется согласованностью действий всего коллектива. Занимающиеся должны овладеть индивидуальными, групповыми и командными действиями в нападении и в защите. Обучение индивидуальным тактическим действиям. Вначале занимающиеся овладевают основами индивидуальных действий в нападении. Изучая технику, они последовательно осваивают действия, обеспечивающие приемы мяча от партнеров: выход к мячу без обыгрывания и с обыгрыванием защитника. С этой целью используют упражнения в передачах мяча с выходами и упражнения в единоборстве. Одновременно в таких упражнениях учатся закрывать игрока без мяча и защитники. Получив мяч, нападающий должен уметь правильно распорядиться им. Поэтому в дальнейшем важно научить занимающихся понимать и правильно решать простейшие игровые задачи. Это прежде всего выбор способа индивидуального обыгрывания или коллективного взаимодействия. Действия с мячом осваивают в упражнениях с обыгрыванием соперника в единоборстве или с помощью партнера. Позднее нападающие учатся помогать партнерам действиями без мяча: отвлекать защитников, ставить заслон и т. д. В такой же последовательности ведется и обучение индивидуаль-1 ным тактическим действиям в защите. Когда занимающиеся научатся выбирать место в действиях против игрока без мяча, переходят к овладению действиями против игрока с мячом, а далее — действиями против двух нападающих. При держании игрока без мяча защитник прежде всего осваивает основной принцип расположения между нападающими и воротами.
8 7-163 Для этого используют упражнения в единоборстве с игроком, пытающимся выйти в намеченную точку. Позднее переходят к освоению держания игрока без мяча непосредственно вблизи ворот. При этом защитники изучают способы предотвращения выхода и получения мяча нападающим в опасной зоне. Одновременно осваивают расположение защитника между игроком и мячом (важное правило «отсечения»), изучают технику игры в перехват. Обучение действиям против игрока с мячом подразделяется на следующие этапы: выбор позиции (в зависимости от положения нападающего), противодействие ведущему (атака со стороны сильнейшей руки, оттеснение к боковым линиям, выбивание мяча), блокирование бьющего (расположение по отношению к бросающей руке и воротам, выход, противодействие обводке), борьба с играющим у линии площади вратаря (предотвращение выхода, «снятие» мяча при броске). Закреплять индивидуальные тактические действия и совершенствовать их лучше всего в двусторонней игре. Обучение коллективным тактическим действиям. Изучение групповых и командных действий, составляющих основное содержание тактической подготовки, начинается после овладения важнейшими элементами индивидуальной тактики. Способы группового взаимодействия осваивают вместе с определенной тактической системой. Изучение групповых действий в нападении начинается с овладения взаимодействием двух игроков. Сначала осваивают действия в условиях численного перевеса (2x1), а затем — численного равенства-(2X2). Основу взаимодействия двух игроков составляет передача мяча свободному партнеру. Эти действия первоначально осваивают как элементы системы нападения быстрым прорывом: передачи между двумя игроками, двигающимися параллельно, передачи со сменой мест, длинная передача прорывающемуся партнеру, завершение атаки при численном перевесе. К изучению взаимодействия двух игроков при позиционном нападении приступают вскоре после того, как начнут осваивать быстрый прорыв. Действия здесь ведутся в условиях численного равенства, и осваивают их в передачах с последующим выходом и обратным получением мяча при продольном, встречном и скрестном передвижении. Позднее приступают к изучению заслонов, поставленных игроком без мяча и с мячом. При освоении этих действий используют упражнения в парах на определенных участках площадки. Изученные приемы закрепляют в двусторонних играх как элементы атаки из определенных расстановок игроков (вначале 6—0). Следующий этап — изучение взаимодействия большего числа игроков (3,4 и т. д.). В нападении быстрым прорывом осваивают передачи со сменой и без смены мест, завершение атаки при численном перевесе (3x2, 4x3) и численном равенстве. В тактике позиционного нападения изучают взаимодействия внутри звеньев (например, край, полусредний, разыгрывающий). Вначале осваивают комбинации с передачами и выходами игроков, а затем — заслоны. Важно придерживаться принципа логической взаимосвязи приемов, наращивания нового на изу- ценный ранее материал. После этого приступают к освоению согласованных действий всей шестерки нападающих. Обычно избирается | расстановка 3—3 и используется какой-либо из вариантов нападения с передвижением всех игроков — «волна», «восьмерка». В завершение изучают действия в стандартных положениях и при неравных составах команд. Обучение групповым взаимодействиям в защите также начинают с действий двух защитников. При этом первой изучают систему личной защиты. Взаимодействие двух защитников изучают в такой последовательности: 1) подстраховка — смещение к защитнику, атакующему игрока с мячом; 2) переключение — смена подопечных при перемещениях, обыгрывании и заслонах; 3) действия против численно превосходящего соперника. Затем эти же взаимодействия изучают с участием трех и более защитников. К обучению зонной защите переходят после овладения личной защитой на своей половине и по всей площадке. Она начинается с изучения зонной защиты 6—0, где взаимодействия между защитниками наиболее просты и вместе с тем типичны. В дальнейшем разучивают варианты зонной защиты 5—1, 4—2 и 3—3. После этого переходят к овладению смешанной защитой — 5—1 и 4—2 и действиями при стандартных положениях и неравных соста-,1 вах команд. Необходимо, чтобы занимающиеся научились в игре переходить от одной системы к другой и самостоятельно умели находить приемы в ответ на действия соперника. Много внимания с самого начала следует уделять обучению организованному переходу от нападения к защите и обратно. При обучении тактическим системам ведущее значение имеют учеб-
ные игры на одни и двое ворот (с ограничениями в выборе средств нападения и защиты). Примерные упражнения 1. Ловля и передача мяча при сопротивлении защитника. 2. Ведение мяча с обводкой защитника. 3. Передача и ведение мяча в движении по дуге, восьмерке, в двух треугольниках. 4. Передача мяча партнеру с последующим выходом, ловлей мяча и броском в ворота. 5. Бросок мяча в ворота после ведения, преодолевая сопротивление защитника. 6. Передача мяча партнеру с постановкой заслона его защитнику.
7. Бросок мяча в ворота после заслона. 8. Передача мяча в прорыв, бросок мяча в движении. 9. Скрытый пас в линию для броска в ворота при скрестном передвижении.
10. Преодоление тремя нападающими сопротивления двух защитников в передовой зоне. 11. Перехват мяча, посланного крайнему нападающему, переход в прорыв. 12. Игры «Борьба за мяч», «Мяч своему», «Защита ворот» и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|