Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предупредительные меры воздействия

1. Предупредительные меры воздействия применяются в основном в случаях, когда недостатки в деятельности банка не угрожают интересам его кредиторов и вкладчиков и при условии ответственного, конструктивного подхода органов уп­равления и участников банка к устранению нарушений в его деятельности, а также при условии их надлежащего взаимодействия с надзорным органом (принятие обязательств скорректировать деятельность банка).

2. Данные меры воздействия могут применяться главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков, в частности:

§ при ухудшении показателей деятельности банка, если обязательные нормативы или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых бан­ком, выполняются либо нарушаются незначительно, т.е. отсутствуют процессы, уг­рожающие финансовому состоянию банка, интересам его кредиторов и вкладчиков;

§ если имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финан­сового состояния банка (текущие убытки, тенденция к снижению собственного капитала, привлечение средств на условиях хуже рыночных, отказ клиентов, средства которых составляли значительную долю в привлеченных ресурсах, от обслужи­вания в банке, падение рыночной стоимости свободно обращающихся ценных бумаг банка и др.);

§ при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности;

§ при несоблюдении требований Банка России: а) о разработке правил построения расчетной системы банка; б) о своевременном проведении филиалами плате­жей с корреспондентских субсчетов.

3.Применение предупредительных мер воздействия возможно и при более серьезных нарушениях в деятельности банка. В этом случае они сочетаются с принудительными мерами воздействия.

4. Предупредительные меры воздействия — это:

§ доведение до органов управления банка информации о недостатках в его деятельности об обеспокоенности этим надзорного органа;

§ рекомендации об исправлении создавшейся в банке ситуации;

§ предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, на­правленных на устранение недостатков;

§ установление дополнительного контроля за деятельностью банка.

 5. Информация о наличии в деятельности банка недостатков и/или нарушений и необходимости их устранения может быть доведена до его руководящих органов в официальной письменной форме (письмо, телеграмма, телекс и др.) или в ходе делового совещания. Результаты совещания оформляются протоколом.

  Принудительные меры воздействия

1. Принудительные меры воздействия применяются в случаях, когда это выте­кает из характера допущенных банком нарушений с учетом того, что применение одних предупредительных мер не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку его деятельности. Основаниями для применения принудительных мер являются нарушение (невыполнение) банком законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление непол­ной или недостоверной информации, а также проведение операций, создающих реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков).

2. К основным принудительным мерам воздействия относятся:

• штраф;

• требование о финансовом оздоровлении банка;

• ограничение банка в праве проведения отдельных операций (на срок до 6 месяцев);

• запрет банку вести отдельные операции, предусмотренные его лицензией (на срок до 1 года);

• запрет банку открывать филиалы (на срок до 1 года);

• требование о замене руководителей банка;

• введение в банк временной администрации;

• отзыв у банка лицензии.

Применение к банку принудительной меры воздействия оформляется, как правило, в виде предписания; введение временной администрации и отзыв ли­цензии — приказом.

 Штраф — это денежное взыскание, налагаемое на банк на основаниях, установ­ленных банковским Законодательством и нормативными актами Банка России. Нало­жение штрафа оформляется предписанием, в котором указываются основания для взыскания, а также срок его перечисления (не более 1 месяца). Штраф может быть приме­нен за каждый случай нарушения норм законов «О Центральном банке РФ» и «О бан­ках и банковской деятельности» или требований нормативных актов Банка России.

Величина штрафа за нарушение каждого вида пруденциальных норм за месяц не может превышать 1% минимального размера уставного капитала вновь создава­емого банка.

 Надзорные органы имеют право потребовать от банка осуществить меропри­ятия, направленные на его финансовое оздоровление, а именно на изменение величи­ны и/или структуры его активов и/или пассивов (требование реструктурировать баланс). Такое требование предъявляется банку в случае возникновения у него те­кущих проблем с ликвидностью или высокой вероятности их возникновения в бли­жайшей перспективе; доводится до банка в форме предписания, которое должно содержать конкретные параметры изменения структуры баланса и сроки, в течение которых эти параметры должны быть достигнуты.

Принятию решения о предъявлении к банку указанного требования должен предшествовать анализ, результаты которого свидетельствуют о целесообразности применения именно такой меры воздействия. В частности, не следует требовать реструктурировать активы, если это может негативно отразиться на отношениях банка с клиентами и/или на его финансовом положении в силу неблагоприятной общей конъюнктуры рынка для продажи тех или иных видов активов либо в связи с вероятной негативной реакцией рынка на продажу активов данного вида.

 Надзорный орган может ограничить на срок до 6 месяцев проведение банком отдельных операций (одной или нескольких) в случае нарушения (невыполнения) им банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка Рос­сии, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации. Эта мера предполагает установление надзорным органом количествен­ных ограничений на проведение соответствующих операций (предельного объема остатков средств на соответствующих счетах, количества или круга клиентов, кре­диторов, заемщиков); она распространяется на все филиалы банка и оформляется предписанием, в котором должна быть установлена также дата начала применения данной меры воздействия. Если по истечении срока действия предписания финан­совое положение банка не улучшилось, то эта мера может быть применена вновь.

Если территориальное учреждение Банка России принимает решение напра­вить в центральный аппарат ЦБ ходатайство об отзыве у банка лицензии, то в тот же день оно должно ввести ограничение на выполнение данным банком следую­щих операций:

• привлечение средств физических и юридических лиц во вклады, а также путем продажи им собственных ценных бумаг, привлечение межбанковских кредитов, открытие депозитных счетов клиентам, не являющимся участниками банка;

• открытие расчетных и текущих счетов клиентам, не являющимся участниками банка, счетов банкам — корреспондентам и небанковским кредитным организаци­ям своих корреспондентских счетов в других кредитных организациях;

• выдача банковских гарантий;

• купля и продажа физическим лицам иностранных валют;

• открытие обезличенных металлических счетов для привлечения драгоценных металлов во вклады от лиц, не являющихся участниками банка;

• перечисление средств в бюджеты и государственные внебюджетные фонды по поручению юридических лиц.

 Запрет на выполнение банком отдельных операций (одной или нескольких), пре­дусмотренных его лицензией, может быть введен в случае невыполнения им в уста­новленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или проводимые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). Запрет вводится в зависимости от финансового состояния банка, соблюдения им требований законов и нормативных актов Банка России, характера рисков клиентов и кредиторов банка. Запрет означает требование полностью прекратить вести соответствующие операции с даты, установленной пред­писанием, и распространяется на все филиалы банка. В таком предписании также должна быть рекомендация банку ограничить или прекратить выплату дивидендов, а его акционерам (пайщикам) — воздержаться от выхода из состава участников банка.

В случае реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков (в частности, при прекращении банком выплат по своим обязательствам), непредставления от­четности на 2 отчетные даты за последние 12 месяцев или представления недосто­верной отчетности указанный запрет может быть введен незамедлительно.

Если принято решение направить в Банк России ходатайство об отзыве у банка лицензии, то в тот же день вводится запрет на платежи (дополнительно к ограниче­ниям на ведение отдельных операций, перечисленные в предыдущем пункте:

через расчетную систему Банка России;

• через корреспондентские счета в других кредитных организациях.

 Если банк отнесен к группе банков, находящихся в критическом финансовом положении, то ему запрещается покупать и продавать иностранные валюты (как в наличной, так и безналичной формах). Однако надзорный орган может не приме­нять данную меру воздействия к банку, выполняющему мероприятия по собствен­ному оздоровлению или реорганизации (если соответствующий план признан ре­альным и выполняется в предусмотренные сроки).

Аналогичная мера воздействия должна быть применена к банку, отнесенному к группе банков, испытывающих серьезные финансовые трудности, в случае если:

• банк не выполнил в установленный срок предъявленного ему требования раз­работать план оздоровления или реорганизации;

• представленный план оздоровления был признан нереальным или реорганиза­ция была признана нецелесообразной;

• признанный реальным план оздоровления или план реорганизации не выпол­няется в предусмотренные сроки по состоянию на 2 последние отчетные даты.

 Запрет на открытие филиалов применяется в случае опасного нарастания про­блем банка, неудовлетворительного финансового положения в целях ограничения рисков кредиторов и клиентов, оформляется предписанием и может быть введен вновь, если по истечении срока действия предписания соответствую­щие проблемы банка не ликвидированы.

 В случаях систематического (более 3-х раз за последние 12 месяцев) невыпол­нения банком в срок требований об устранении нарушений, приведших к ухудше­нию его финансового положения и создавших реальную угрозу интересам кредито­ров (вкладчиков), выявления серьезных нарушений в организации учета в банке, несоблюдения им законов при выполнении банковских операций, включая опера­ции на рынке ценных бумаг, надзорный орган может потребоватьзаменить руководи­теля исполнительного органа банка. Данное требование может быть выдвинуто, если:

• на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера бан­ка (филиала) назначены лица, предварительно не согласованные с Банком России;

• в течение последних 12 месяцев были повторно нарушены требования законов и нормативных актов Банка России к участникам банка при формировании его уставного капитала.

Требование о замене руководителей банка оформляется в виде предписания.

 Штрафы и иные меры воздействия применяются к банкам также в случаях, если:

• нарушены сроки представления отчетности, ее опубликования в открытой пе­чати, а также сроки представления аудиторских заключений, копий издания, в ко­торых опубликован годовой отчет;

• отчетность представлена и/или опубликована в объеме и/или в формах, не соответствующих требованиям Банка России;

• установлены факты недостоверности отчетных данных.

В случае выявления недостоверности отчетных данных, означающей попытку скрыть реальное финансовое положение банка, причем это положение таково, что создает угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), надзорный орган незамедли­тельно применяет наиболее сильные меры воздействия, включая подготовку хода­тайства об отзыве у банка лицензии.

Перечень вопросов, подлежащих первоочередной проверке при проведении проверок достоверности отчетности кредитных организаций.

1. Достоверность качества кредитного портфеля. Необходимо дать оценку реальности определения кредитных рисков как в момент возникновения кредитной и приравненной к ней задолженности, так и в последующем в процессе ее реклассификации, а также полноты сформированного резерва на возможные потери по ссудам.

2. Правильность расчета выполнения экономических нормативов и расшифровок отдельных балансовых счетов для проведения расчета, в том числе в части полноты отражения в расшифровках достоверных данных по всем филиалам банка.

3. Правильность отражения полученных банком доходов и произведенных расходов. Операции должны отражаться в строгом соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Согласно указанным Правилам доходы и расходы учитываются по кассовому методу, т. е. в момент их осуществления.

Не допускается формирование доходов за счет взимания процентов авансом при выдаче кредитов, за счет предоставления новых кредитов с направлением кредита на уплату процентов, в том числе просроченных, за ранее выданные кредиты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...