Поэтому последние, кто узнают, что у меня что-то случилось, будут мои друзья, никогда не узнают враги, а первым узнает Бог.
Вторая мысль, которая постоянно меня обуревает, это мысль о том, что все, что с нами происходит, нами заслужено. Скажу более: любое отношение к нам людей – это только наша заслуга. И когда тебя смешивают с гуано, то, видимо, ты дал повод. Своим безвольным поведением, своими необдуманными словами или горделивым поступком. Или сделал что-то реально замечательное, что диавол поневоле вынужден искушать тебя, ненавидя твой Подвиг и силу Веры. То есть в любом случае это замечательно. Билл Гейтс сказал поразительную вещь: «Единственное радостное событие в жизни – это неудача. Потому что она тебя чему-то научит». У меня было жуткое детство, и когда с маленьких-маленьких лет ты понимаешь, что жизнь – это ужасное послушание, и если сегодня ты не претерпел унижений более вчерашнего, то ты уже счастлив. По этой причине, когда я вижу людей восторженных, радостных, оптимистически настроенных, с которыми еще ни хрена толком не происходило, мне как-то делается не по себе. Потому что думаю: а я-то что такая животина? Почему со мной-то всё время всё было так плохо, чем же я заслужил эту тренировочную нагрузку? И отвечаю себе: а это и есть Божья милость, – я знаю про боль и ужас почти всё… И спаси меня, Господи, от абсолютной полноты этих знаний. Мое детство реально было кошмаром. Сплошная серая полоса ужаса. Я всё думал: «Интересно, а когда вырастаешь, также всё будет плохо или станет как-то полегче?» Стало полегче. Но только из-за того, что в детстве восприятие реальности максимально острое, в детстве всё по-настоящему и сверх того. И если ты влюбляешься, то понимаешь, что это навсегда, и если девушка тебе отказала, то жизнь твоя после этого совершенно кончена. Повзрослев же, думаешь: «Господи, как хорошо! И мозги не вынесли, и денег не потратил, и время поработать останется». Знаете, как поступал Ленин? Крупской говорил, что пошел к Арманд, Арманд говорил, что пошел к Крупской, а сам на чердак – и писать «Апрельские тезисы» (шутка).
– Андрей Николаевич, хотелось бы задать два дополнительных вопроса, которые мне кажутся очень важными в силу болезненности их тем в нашей стране. Вопрос об употреблении алкоголя: насколько он повышает мужество, и если нет, то почему? Насколько мужчина, употребляющий алкоголь, является мужчиной и мужественным мужчиной? – На самом деле, алкоголь нам врет. Он нам врет, что мы не боимся, что мы раскованы, симпатичны, остроумны и привлекательны. Но проще иметь состояние души, которое не зажато в рамках каких-то комплексов, чем эти комплексы нивелировать при помощи химического самообмана. Я не столь ортодоксально отношусь к алкоголю как к яду, потому что говорить, что водка убивает Россию, это всё равно, что говорить, что пистолет убил Пушкина. Есть масса вещей, которые в состоянии нас убить. И когда люди начинают запиваться, меня поражает, почему они не выкидываются на электропровода. Это всё от слабости, прежде всего от духовной. Наличие искушений, наличие соблазнов вовсе не отменяет борьбы с этими соблазнами. Наоборот, чем больше этих соблазнов и искушений, тем крепче должен быть человек. И тем более зримо он силен и ответственен. Я не пью спиртное, не ем мясо. Вовсе не потому, что я Гринпис или считаю, что алкоголь – это зло. Просто не хочу. Захочу – и выпью. Так вот, тем легче мне не пить, потому что когда кругом люди пьют, то я спрашиваю себя: «Хочу ли я выпить?» И себе отвечаю: «Нет, не хочу. Не вижу ни одной причины для этого». Нет тут никакой идеологии, мне просто не хочется. Мне хватает сил не портить себе картину мира, мне вполне хватает собственного веселья и собственной раскованности.
Бог создал виноград, человек придумал пьянство (с). – Сегодня многие молодые, и не только молодые, мужчины тратят огромные усилия для того, чтобы быть сексуальными и соблазнять женщин. Насколько «любвеобильность» (я как христианин ставлю это слово в кавычки) способствует мужеству и развитию в мужчине мужских качеств? Обилие женщин или измены жене, которые мужчины склонны считать признаком своего мужества? – Тут надо разделять, что такое Любовь и что такое похоть. То есть Любовь ко всем и ко всему, что тебя окружает – это прекрасно. Желание обменяться выделениями желез внутренней секреции – это похоть, грех прелюбодеяния. И тут возникает вопрос: а о Любви ли речь идет, когда вы гарцуете перед прекрасной дамой? Любовь – это, прежде всего, ответственность. Я однажды придумал формулировку: Любовь – это неосознанное желание доверить свою жизнь объекту Любви. Когда у тебя этих объектов около тридцати в месяц, твоя жизнь разлетелась на тридцать кусков. Либо ты ее спрятал от них от всех. Вот тут и возникают суррогаты отношений, которые неумолимо угробят то настоящее чувство, которое, возможно, ты бы смог отдать кому-то по-настоящему. Никого счастливым в тот момент не стало: ни тебя, ни той милой либо наивной женщины, которая тебе доверилась, имеем ли мы право обращаться так с этими женщинами? Тут даже не в мужестве дело, а в цинизме: легко ли им вот так прощаться с человеком, которого они, возможно, совершенно искренне полюбили даже за эти микроскопические несколько часов, что были рядом. Почему ни один мужчина не подумал, как тяжело женщине жить вот так? Есть, конечно, полигамия. Это понятное явление, когда первобытный мужчина имел несколько самок, и эта полигамия теперь распространилась, предположим, в исламском мировоззрении: не надо изменять, достаточно иметь четыре жены и двадцать наложниц, почему нет? Не готов спорить с этими людьми, но насколько больно женщине чувствовать себя не единственной. Не любимой, а всего лишь стоящей в какой-то череде. И здесь теплота и ответственность, та самая ответственность, о которой я говорил в самом начале, мужская ответственность, должна останавливать мужчин от столь легкого отношения к тем милым и добрым существам, которые дарят нам свою теплоту, рожают наших детей. И которые гораздо слабее нас. Которых гораздо больше, чем нас, и им тяжело найти своего, единственного. И они уже теперь вынуждены искать хоть какую-то теплоту в окружающем мире, находя ее суррогат. Я не вправе судить их немощь, но я вправе судить себя и мне подобных, очерствелых кобелей, которые сеяли зло, истязая сердечки девчонок.
Мы все грешные, но мы либо идем по избранному пути исправления, либо закрываем глаза и бежим в какую-то сторону. Так вот, упаси нас, Господи, ошибаться в отношениях, потому что каждая ошибка останется шрамом на чьей-то судьбе и неминуемо останется шрамом на чьем-то сердце и боль этой раны ужасна. И не идет разговор о жалости, потому что жалость – это явление унизительное. Идет разговор о сострадании, когда мы понимаем, что можем либо всё дать, либо всё забрать, походя опрокинув чужую жизнь, задев ее угловатым плечом и забыв наутро. Так вот, отдавайте больше, и Господь вернет вам сторицей. Будете тырить по карманам – так и умрете голодным. Уверен. – Завершающий вопрос. Не могли бы вы повторить наиболее важные тезисы или мысли, которые касаются мужества, важнейшие мысли по поводу самовоспитания в себе мужских черт и качеств? – Выберите направление движения своей жизни и следуйте ему неукоснительно. Определите, что вы делаете каждый день, и выполняйте так, как будто к вечеру вы умрете, если не сделаете задуманное. Этот Подвиг самовоспитания позволит надеяться на то, что если Господь судьбу вашу поставит на самый край, вы сумеете сделать единственно правильный выбор, продиктованный вашим мужеством, а не слабостью и сомнением. Мужество сомнения не подразумевает, оно есть опора для всех добродетелей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|