Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интервью на тему «Как стать сильным человеком»




– Андрей Николаевич, в течение трех предыдущих интервью, посвященных уличной самообороне, виктимности и личности насильника, вы вновь и вновь в различном контексте доказывали необходимость быть духовно сильным человеком, неприемлемость слабости и сомнений в тех случаях, когда речь идет о необходимости сопротивления злу. Подобная же позиция по этому вопросу прослеживается во множестве предыдущих ваших выступлений и ваших книгах. Учитывая важность проблемы противостояния насилию, не менее, если не более важной является проблема противостояния собственной слабости, проблема ее преодоления. Ведь для каждого из нас целью защиты себя является не демонстрация силы собственного духа, не просто какое угодно противодействие своему убийству, а все – таки победа над противником, сохранение своего и своих близких здоровья или имущества.

Поэтому теперь хочется предложить вам в максимально сконцентрированной форме дать как можно более пригодный для практического и немедленного использования развернутый ответ на простой и более чем насущный для каждого из нас вопрос: КАК стать тем сильным человеком, который сможет воспользоваться вашим призывом «не давать себя убивать»? Что же нужно делать, чтобы быть готовым не просто дать отпор, но дать его успешно? Чтобы не быть жертвой? Есть ли у вас какая-нибудь универсальная формула, которая бы учитывала этот нюанс?

– Жизнь – категория очень простая. Она даже какая-то наивно простая. Сложности в ней никакой нет. Помните, был замечательный фильм – «Подозрительные лица»? Там сидит такой американский «милиционер», и объясняет какому-то персонажу: «Ты понимаешь, на улице нет тайн. И когда какого-то человека убили, то его зарезала его пьяная баба, потому что они поругались на кухне. Ну, или ее брат двоюродный, потому что денег занял, а отдавать не хочет» (с). Нет тайны в нашей жизни, она проста, как грабли. И когда мы начинаем искать какие-то вселенские заговоры, организованную преступность, продажных чиновников, когда мы начинаем понимать, что мы бессильны против этого вселенского зла, то мы врем сами себе, лелея в себе вымышленное бессилие, как повод для нашего бездействия. Потому что мы сами себе радостно объясняем, почему именно мы ничего не можем, а значит, предположительно «имеем право» сидеть на попе ровно, в липком ознобе ожидания конца света, судорожно теребя в уме косвенные признаки начала конца.

Мы врем себе. Мы – всесильны. Мы можем всё. Мы можем и имеем данное Богом право хотя бы попробовать. Мы можем хотя бы упасть на великом пути к своей цели. Есть еще замечательное кино – «Полет над гнездом кукушки». Сидят сумасшедшие в дурдоме, и персонаж Джека Николсона говорит: «А давайте поспорим на один доллар, что я вырву сейчас вот эту мраморную мойку, проломлю стену и убегу?» Идиоты, подумав некоторое время, говорят:

– Да она двести килограмм весит!

– Нет, ну а давай поспорим?

– Она весит двести килограмм!

– Но один доллар?

– Ну, давай!

Герой Николсона схватился за мойку… И не смог.

– …Но зато я попробовал… Я ПОПРОБОВАЛ!

Я даже сейчас не могу говорить без слез, вспоминая этот фильм… Как это красиво! Как честно! Как бесстрашно… даже если «чудовищная цена» вопроса целый доллар. Не бойтесь ничего, а в особенности показаться смешными и слабыми, страшнее показаться просто никем… Кидая вызов диаволу, мы уже перестаем быть смешными, даже если нас через секунду раздавит эта махина ненависти, но мы бросили этот вызов, выбор наш был очевиден, а значит, мы сражались хотя бы секунду! Какое счастье!

У каждого из нас есть шанс. Шанс начать Жить. И когда мы даже не решаемся им воспользоваться, мы превращаем свою жизнь в фантик от конфеты: мы зря родились. Как точно подметил классик: люди часто умирают в 20 лет, а хоронят их в 80 (с). Если это так, то нам не место на этой планете, какой смысл отравлять ее трупным смрадом 60 никчемных лет…

Если мы живые трупы, то не Православные мы, а кусок позора. И всё, что с нами происходит, мы заслуживаем по попущению Божьему, за инфантильность и чудовищную слабость нашу. Потому что люди более циничные, злые, более грязные, имеют хамское право вытирать ноги об нашу безвольную голову. Если только мы позволяем им это сделать.

Повторяю и не перестану: в здоровом организме глисты не живут. Я не верю ни в какие заговоры, способные победить Русского человека. Я их видел всех в одном месте. Что-то ниже пояса. Никому не позволительно, никому, никакой нации, никакому человеку, никакой политической или иной силе. Никому не позволительно ставить на колени человека, который может стоять на коленях только перед Богом, Флагом Родины и перед Мамой. Потому что мы – рабы Божии и только Его. Потому что над нами то высшее, что дало нам жизнь, и то, что, по большому счету, является мерилом всего, что мы делаем. Потому что единственный идеальный образ того, к чему мы все стремимся, был приколочен людьми к Кресту и именно Он горит в наших сердцах!

То есть мы в любом случае расплатимся за нашу жизнь. Только кто-то, содрогаясь от ужаса никчемности прожитых лет и ужаса надвигающегося Суда Божьего, а кто-то – весело закрыв грудью амбразуру, победив бездушный вражеский металл и уйдя на Небеса Мучеником.

И тут личный выбор-то за каждым из нас. И звать кого-то, куда-то с собой, наверное, даже неприлично, потому и воля, и свобода дана каждому от Бога и в равной мере. И одно дело, когда ты такой «молодец-молодец», и ты готов к поступку во имя Веры своей и долга своего, и каждый день приближает тебя к избранной цели, а другое, когда тебе срочно нужна какая-то банда, «пионервожатый-фюрер», костыли и памперсы, чтобы тебе одному, по немощи очевидной, не страшно было, чтобы было за чьей спиной схорониться, если что.

Если шагая по избранному Пути, мы окажемся рядом, значит, мы шли в одном направлении, и Слава Богу! Если мы шагаем строем, значит, наши Пути совпали до миллиметра! Вот это и есть подлинное, а не стадное национальное единство.

Что же касается того, как стать сильным человеком на практике, то ситуация следующая: существует стратегия и существует тактика. Большинство преподавателей рукопашного боя предлагают своим ученикам подготовку по принципу: «что мы будем делать, если…» Например, если меня пытаются ударить правым кулаком в левый глаз, то я его зажмуриваю и ломаю бровью вражескую конечность… (шутка).

Меня это поражает. Мы абстрагируемся от того, кто именно собирается поражать ваш любимый глаз? Здесь разговор должен идти скорее не о том, что мы будем делать в конкретных прикладных ситуациях, а о том, кто мы такие и кто нам противостоит вообще, то есть, что такое окружающий мир, насколько и как именно он агрессивен по отношению к вам, насколько лоялен. И стратегически важно не то, что мы собой представляем, с точки зрения тактико-технических возможностей, сколько с точки зрения воспитания, нравственности и духовной составляющей, позволяющих реализовать наш арсенал в полной мере и не ошибиться при этом. То есть Духа нашего, способного на победы или сжатого в горошину от ужаса.

У меня был один непатриотичный пример, который мне очень врезался в память. Свою срочную службу я проходил в 1983–1985 годах, в то время у нас в СССР еще не было какой-то острой межнациональной проблемы. Но и тогда в Советской армии было всё «нормально»: там были так называемые старослужащие, которые благополучно дубасили вновь прибывших военнослужащих, которых называли духами, и все как-то к этому привыкли и смирились. И вот я увидел, как в нашу часть прибыла небольшая группка каких-то маленьких худых ребят, которые вдруг начинают проявлять какие-то чудеса героизма. Я в первый раз увидел, как, казалось бы, незыблемые конвенционные взаимоотношения казарменной иерархии наткнулись на ситуацию, когда какой-то мальчик начинает проявлять себя вне принятых законов. Он не собирался делать ничего, он не собирался подчиняться никому. Его пытались бить – он дрался, за него тут же вступались его соплеменники, все бурно получали, и как ни в чем не бывало, вновь огрызались.

И вдруг вся эта отлаженная система армейского террора, которая работала долгие годы, начала растерянно буксовать в конкретном примере, на одном квадратном метре. Тогда я очень удивился: ну вот что есть в этом человеке? Пятьдесят килограммов костей и кожи? Он был совсем малыш, восемнадцать лет, совершенно неопытный человек с тонкой шейкой, не говорящий толком по-русски и с трудом понимающий, куда он попал. Тогда у меня и появились первые сомнения относительно того, что же является для человека основополагающим с точки зрения его возможностей изменить окружающий мир. Если какой-то нерусский мальчик смог это, отчего это по сию пору ленятся делать Русские Мужчины, живущие в своей стране?!

Основное внутреннее качество – это самоуважение, основанное на конкретных делах и знаниях относительно себя самого. То есть не то, что я начитанный парень и у меня хорошие оценки в школе, что тоже немаловажно, а то, что я представляю из себя как личность. И здесь возникает огромная пропасть между нашей педагогикой и реальной жизнью. Возникает огромная пропасть между той культурой, которая определялась «Домостроем» и имперским патриотизмом, и тем, как у нас происходит воспитание в семье сейчас. Я – категорически Православный человек, крайне этим горжусь и называю себя воинствующим Православным. Что вовсе не означает, что я хожу по квартирам с автоматом, но означает, что моя религия – это религия воинов Христовых, которая тысячу лет вела Русских солдат-богатырей к нашим славным победам.

«За Веру, Царя и Отечество!» у нас получалось такое, что у других, более яростных и агрессивно выглядящих, не получалось, как бы они ни скалили зубы и ни дышали ядом.

У каждого современного человека есть собственные воззрения и представления о должном, необходимом и невозможном. Чем они ближе подходят под определения доминирующей религии, принятой его нацией, чем более эти закономерности являются универсальными на каждый день, тем проще человеку принимать то или иное решение, не особенно задумываясь о нем. Потому что это решение конвенционно – то есть безоговорочно – принимается им когда-то ранее и напоминает боевой приказ – закон совести его.

В этом есть какая-то суровая правда. Я понимаю, что казарменными уставами мерить нашу жизнь, наверное, было бы не очень правильно. Но насколько проще живется человеку, у которого есть простота и прямолинейность суждений! Любые витиеватости или сомнения – ловушки лукавого. Помните, как у братьев Карамазовых: диавол водит человека между Верой и неверием, он болтает его где-то посередине, обманывая, лукавя, маня поисками собственной правды и выгоды.

Воспитывая себя в избранных Верой рамках, находя каждый день что-то новое для себя и двигаясь по однажды избранному пути, мы делаем себя сильными. Здесь не важно, чем же именно занимается человек в повседневной жизни. Ну, предположим, он забивает костыли в шпалы. Здоровый парень, де факто, весь готовый к любому отпору, и так далее. А вот мальчик – он занимается флейтой. И он, по идее, должен быть совершенно ни к чему не готов, потому что он в дудочку дует?

Так вот, это далеко не однозначные выводы. Потому что может оказаться так, что вот этот самый мальчик с дудкой – гораздо более волевой и готовый к отпору человек, чем дядька с огромными мускулами, огромными кулаками и зверским лицом. Потому что мальчика воспитал героический отец, а бугай воспитан трусом и прячет свое малодушие за маской брутальности.

Танк без топлива – груда пугающего металла, гниющая в болоте!

Мы сражаемся не мышцами, не своим внешним видом – мы сражаемся невозможностью иного выхода в ситуациях, когда сражения неизбежны. Скажу более, неизбежность сражения и принятие решения по применению грубой физической силы – это очень тяжелое решение, которое должно основываться на фактах, абсолютно указывающих, что по-другому быть не должно и не может. И здесь, к сожалению, опыт должен быть прикладным, а не умозрительным. Я считаю, что мальчики в детстве должны драться. Просто обязаны это делать. И здесь спортивные секции как нельзя лучше могут увести ребят из хулиганского поведения в поведение более или менее корректное, но драться нужно обязательно, чтобы понимать, что такое боль, понимать, что такое усталость, понимать, что такое воинский Дух, Честь и достоинство. Достоинство – не с точки зрения гордыни, а итог проявленного мужества, лишь как радость за совершенный Поступок, со словами благодарности Богу.

И если мы хотим понять, как будем поступать в будущем, мы должны оглянуться назад и понять, как поступали в прошлом. Люди не меняются, как говорил Шопенгауэр, и здесь я с ним совершенно согласен, с точки зрения того, что человек неизменен, если он уже состоялся как личность, и как в свое время говорил В. А. Сухомлинский: «Всё, что происходит с личностью после четырнадцати лет, не имеет большого значения для формирования этой личности». Он же говорил: «Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах, – долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины…Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным – это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие».

Поэтому в детстве мы должны пройти тот самый коротенький, но настоящий путь, хоть он будет и игрушечным, с точки зрения взрослого человека, который позволит нам становиться теми, кем мы должны стать. А дальше – «делай, что должен, и будь что будет!» (с) Марк Аврелий.

– До четырнадцати лет немалую роль в воспитании людей играют их родители. Если мальчики должны обязательно драться, то учить их драться должен отец? А как быть, если он не умеет этого сам, если он всё время занят или его вовсе нет?

– Здесь я хотел бы сказать вот что: родители ничего не должны детям. Они их родили. Я очень долго жил в Германии и пришел к выводу, что у немцев до странного уравновешенное отношение к взрослеющим детям: «я его родил, я его кормил и одевал, ну и, в общем, всё! А что там из него получится – это совершенно не мои проблемы». Поначалу меня как-то коробило от этого, пока я не понял некоего внутреннего смысла происходящего. Так вот, по моему глубокому убеждению, основанному на долгих наблюдениях, никакого иного воспитательного момента, кроме личного примера, не существует. Если папа сидит на табуретке с банкой пива в одной руке и с сигаретой в другой и говорит: «Сынок, не кури!» – отхлебывает пивка: «И не пей!», то сынок говорит: «Конечно, нет!» А потом заходит в подъезд, думает: «Как же я хочу походить на своего папу! Какой он замечательный человек!» Достает папиросу, которую он только что своровал, закуривает, а потом находит недопитое пиво и выпивает его: «Прикольно! Я чисто как отец!»

Если мы хотим воспитывать своего ребенка, мы не должны ему дать ничего, КРОМЕ ЛИЧНОГО И ЯРКОГО ПРИМЕРА! «Тысячи слов не стоят одного подвига», – гласит узбекская пословица.

Простите за пример, но уж больно показателен. В свое время у Будды Шакьямуни (принц Сиддхартха Гаутама) спросили: в чем заключается сущность Буддизма? И он произнес ту самую знаменитую цветочную проповедь. Точнее, он ее не произнес, он ее сотворил: он указал пальцем на распускающийся бутон цветка («джи-джи», прямое указание), и каждый понял его по-своему, но каждый понял правильно (субъективный идеализм).

Нужно указать путь развития. Указать самым простым и прямым способом: жить так, чтобы не было стыдно за прожитый день, и чтобы дети, которые на тебя смотрят, понимали: «всё правильно», и чтобы они не сомневались в принятии собственных решений. И когда начальник ворует и говорит подчиненным: «не воруйте!», то он лукавит – они будут воровать, потому что де-факто имеют право походить на своего начальника. Только кристально чистый человек, который способен на поступок, имеет полное право говорить о вещах абсолютных. В этой связи человек, гневно призывающий собеседников к смирению и покаянию – лукавит, потому что единственный истинный символ смирения – Голгофский Крест, а единственный истинный призыв к покаянию – вхождение на него. Спаситель взошел… Он свое право оправдал в полной мере – примером своим. Кто смеет искать облегченные версии этой проповеди? Кто в полной мере имеет право призывать к тому, в собственном успехе чего не может быть уверен?

Примеры праведной жизни крайне редки в современном мире. Но ссылки на допустимость неправедности, на то, что «все так делают» – это проститутская внутренняя позиция, это сдача в плен к диаволу. Категорически с этим не согласен, поскольку видел несколько ярчайших примеров того, как можно добиваться феноменальных успехов, не кривя душой, не пачкаясь в гнусных общепринятых позициях, и, тем не менее, становясь просто великим человеком уже при жизни. Мы обязаны быть Святыми, мы просто не имеем права быть иными. Только Бог может нас простить за наши немощи и ошибки – мы себя не прощаем!

– Какую роль в достижении успехов в работе над наращиванием своей силы играет талант, а какую – труд?

– Вы знаете, талант – это всё-таки некая необъективная категория. Что такое талант – понять сложно, если, конечно, не брать в расчет, что это изначально была мера веса. Американцы говорят: без везения в этом мире делать нечего, но странное дело: чем больше я работаю, тем больше мне везет! Так вот здесь я сторонник того, что труд играет доминирующую по отношению к таланту роль. Я, например, человек неталантливый, но крайне трудолюбивый. Очень много работаю, и у меня что-то получается. Видел много ярких людей, которые вспыхивали, как звездочки и сгорали в течение одного сезона. В любой области. И тут думаешь: а ведь вот этот горбатый, который карабкается рядом, он точно доползет «до звезды»! Поэтому я сторонник того, что разумнее быть хотя бы трудолюбивым, а талант – это от Бога, либо он есть, либо его нет – ничего с этим не поделаешь.

И здесь есть искушение сослаться на то, что «не поперло, ну туповатый я парень…» Да не беда! Вспомните Форреста Гампа! Гениальный фильм, один из лучших, который я видел в своей жизни, крайне нравоучительный. Не надо быть высоким голубоглазым блондином с мозгами Эйнштейна для того, чтобы добиваться успеха – достаточно безоговорочно идти к однажды поставленной цели. Некий фанатизм в этом и есть основа того, что вы хоть куда-то дойдете. Чем выше вы поднимете планку, тем больше вероятность того, что хоть куда-то допрыгнете. Надо ничего не бояться и с Верой в Бога, пославшего вам «этот шанс», идти вперед. Это очень просто. «Не давайте себя убивать», – это из той же серии. Абсолютные категории, которые крайне просты и не позволяют нам сомневаться.

– Однако сделать просто – это очень сложно, как говорится в одной пословице…

– Да, действительно. Здесь опять же нужно возвращаться к теме внутреннего состояния человека. Простые вещи – они и есть самые сложные. Заниматься витиеватыми процессами проще, потому что всегда можно спрятаться за какими-то промежуточными результатами. Бинарная оценка всегда категорична: сдал или не сдал, третьего не дано. Смог – не смог, добился – не добился…Не важен процесс – важен результат! (с)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...