Мужество сомнений не подразумевает
«Мужество – не просто одна из добродетелей, а форма проявления любой добродетели во время испытаний, то есть в моменты высшей реальности. Целомудрие, честность и милосердие без мужества – добродетели с оговорками. Пилат был милосерден до тех пор, пока это не стало рискованным…» Клайв Стейплз Льюис Интервью на тему «Мужество: что значит быть настоящим мужчиной» – Андрей Николаевич, первый вопрос: какие личностные черты, на ваш взгляд, присущие мужчине, являются истинно мужскими, отличают мужчину от не-мужчины и делают их обладателя, по вашим меркам, «настоящим» мужчиной? – Аналогичный вопрос обсуждали однажды посетители форума нашего сайта www.koicombat.org, когда на нем появилась тема «Кого можно считать настоящим мужчиной?» Я хохотал в голос, читая некоторые из сообщений, где утверждалось, что «мужчиной является тот, кто умеет хорошо водить машину, стреляет минимум из трех видов оружия, владеет ножом и имеет как минимум одно высшее образование». Продолжая рассуждать подобным образом, можно договориться до мелочей вроде того, что мужчина – это человек, у которого есть дорогие ботинки, он всегда чисто выбрит и слегка пьян. На мой взгляд, чтобы отнести кого-либо к числу настоящих или игрушечных мужчин, не нужно всех этих деталей: нужно просто назвать его имя и фамилию и проанализировать реальные поступки этого конкретного человека, и тогда всё вскоре встанет на свои места. Но если, не называя имен и не учитывая конкретных судеб конкретных людей, рассматривать вопрос в общем, то мне видится, что настоящий мужчина это тот, кто почитает своих родителей и обычаи своего народа, честно служит своей Родине и кормит свою семью. Вот это те мужские качества, которые никогда не отнимутся у настоящего мужчины. Он – защитник Отечества, он – отец, глава своей семьи, он благодарный сын, почитает своих отцов, и он является тем связующим звеном, которое передаст сознание, обычаи и Веру своего народа ее будущим поколениям.
Вот эти категории видятся мне совершенно мужскими. Женщина, в свою очередь, предназначена помогать мужчине в выполнении его миссии, но она не может его заменить. Опасаясь обидеть милых дам, скажу, что некоторые свойственные им черты как раз относятся к числу неприемлемых для мужчины. Шумность и слабохарактерность женщине простительны в силу ее природной слабости, но в мужском исполнении они смотрятся отвратительно. Какие еще черты и качества следует иметь настоящему мужчине? Ровно те, которые любой маме хотелось бы видеть в собственном сыне. Более чем уверен, что каждая мать хочет видеть своего сына человеком ответственным, целеустремленным, готовым на несение того бремени, которое он на себя возложил, и на достижение той цели, которую он перед собой поставил. В этой связи важно понимать, что мужественность есть состояние перманентное. Это не просто набор каких-либо качеств – это целостное внутреннее состояние человека, позволяющее реализовать все остальные добродетели. Мужество, будучи состоянием, постоянно присущим мужчине, зримо проявляет себя в Подвиге, который также является совершенно уникальной формой жизни. Слово «подвиг» имеет тот же корень, что и глагол «двигать». Свершаемый подвиг осуществляет наше «продвижение», нужно только выяснить – куда. Сложно представить себе Подвиг, к которому был бы применим эпитет «мерзкий» – Подвиг должен быть чистым, высоким в сути своей, его совершение всегда подвигает человека, либо какую-то общность людей, к свету, а значит к Богу. И если подходить к этому вопросу религиозно, с позиции христианской культуры, то Подвиг – это и есть путь к Богу, подвигание к Богу, как Подвиг Поста и Молитвы например.
Мы, христиане, имеем в качестве ориентира для совершений единственный абсолютный образ, которому хочется соответствовать – идеальный образ Спасителя, который будучи и человеком, и Богом не имеет ни одного сомнительного качества. В силу своего совершенства Он в итоге своей земной жизни смог совершить удивительный для любого человека Подвиг: принял смерть на Кресте, имея возможность одним мановением руки призвать на помощь легион ангелов, который растерзал бы в клочья презренную толпу, покусившуюся на Его жизнь. Но смиренной смертью Своей и Воскресением Он доказал правоту Своего дела, приняв грехи мира на Себя, и через это возвратившись к Отцу. Иисус показал нам, каким должен быть настоящий мужчина и куда должен быть направлен Подвиг, явив всему миру, что он именно Сын Бога Живаго. Это абсолютный пример той жертвенности и того величия, которыми потенциально обладает человек, но готовность к ним не рождается сиюминутно. Любой поступок, прежде своей реализации, рождается в душе человека. Это касается и низости, и великих свершений. Прежде всего, все свои решения мы переживаем внутренне. Так вот, наиболее важным и сложным является процесс именно осознания требуемого решения. И для мужчины, чтобы его подвиг состоялся, крайне важно иметь «духовный инструментарий», – знать и видеть те ценностные ориентиры, которые позволили бы ему принимать и реализовать правильные решения, не боясь приносить необходимые жертвы, оплачивая свой выбор своей и только своей жизнью и трудом. Вот почему я за то, чтобы нравственное и патриотическое воспитание вернулось в наши школы. Мое поколение родилось в Советском Союзе. Мы все знали, как выглядят советские герои – титанические идеалы нашего времени, и нас учили тому, что мы должны им соответствовать. Мы играли в «зарницы», военные игры, где всегда были «наши» и «не наши», под которыми подразумевались Русские и «немцы»: так мы по-своему переживали Вторую мировую, которая прошла за каких-то 20 лет до нашего рождения. И мы твердо знали, что уж кем-кем, но «немцами» мы точно быть не хотим, так что даже попадание в команду «за немцев» в игре было позорной участью. Мы точно хотели быть «Русскими»: теми партизанами, теми офицерами, солдатами, летчиками и моряками, образы которых стояли перед нами. Их подвиг горел в нашем сердце, и это было правдой.
На этом фоне не служить в армии считалось чем-то предосудительным: не служивший молодой мужчина вызывал в то время глубокие сомнения в своих этических качествах и состоянии своего здоровья. И всё вместе это было очень патриотично, это было правильно. На сегодня, к сожалению, воспитать мужественного человека крайне тяжело, потому что у нас нет национальной идеи, нет перед глазами тех гражданских образов, которые говорили бы, кем может и должен быть современный Русский человек образца 2012 года, если, конечно, не брать образ воина, священномученика Евгения Родионова, являющегося счастливым исключением в обществе постсоветского конформизма. Слава тебе Господи, что Он есть. К сожалению, утеряв Веру Христову в массе своей, мы потеряли и Образ Спасителя, который должен был бы нам показать, каким должен быть человек в целом и мужчина в частности. Мужчина, который самоотречением от мирской суеты, от сиюминутных благ и удовольствий и подчинением себя высшей цели смог бы принять смерть за свои идеалы если не с радостью, то с благородством и спокойствием. Смерть, принятая через Подвиг, увековечивает событие. Так, смерть Спасителя на Кресте на пятидесятый день дала жизнь нашей Церкви, и вот она уже две тысячи лет держит перед собой этот Образ Распятого на Голгофе как Образ честности. А слово «честность» происходит от слова «Честь», и это тоже истинно мужское качество: мужчина должен иметь Честь и быть честным. И только осознание страха смертного способно его победить и только понимание необратимости смерти способно прояснить человеку ответственность за каждый с Честью прожитый день. Итого: мужество есть состояние диалектическое, развивающееся, и для своего сохранения и умножения должно быть постоянно подпитываемо изнутри внутренней работой человека. Он черпает для этой работы силы из примеров мужества, которыми располагает и в которые верует, принимая их сердцем, а не искушаясь сомнениями и домыслами.
Подвиг – это проявление мужества де-факто, Честь – это проявление совести, те нравственные рамки, которые не позволяют человеку ошибаться и тратить время на суетные размышления, не позволяют ему совершать мерзости или бездействовать вместо совершения подвига. Ответственность – это качество, дающее возможность безоговорочно следовать принятым решениям и делающее невозможным отступления от них. На этот счет обычно говорю: отсутствие выбора крайне упрощает выбор. Примите однажды решение и четко следуйте ему. Мы свои решения не отменяем, мы за свои решения отвечаем. Потому что мы – Русские, а значит мы – солдаты Войска Христова, а это великая Честь и послушание. И в сумме ответственность, честность и Подвиг образуют мужество как интеграцию усилий мужчины по достижению поставленной им перед собой высокой цели, соединяющей человека с Богом, а все цели в этом мире либо ведут нас к Богу, либо тащат в ад – и нет между ними середины. – Андрей Николаевич, если рассматривать подвиг с христианской точки зрения, то к нему способны в равной степени, как это показывает история Церкви, и мужчины, и женщины. И мужчины и женщины в равной степени могут быть честными и ответственными и способны идти навстречу Богу, совершая свое подвижничество. Существуют ли, на ваш взгляд, какие-либо особые женские и мужские черты христианского подвига, соответствующие двум этим различным началам? – Перед Богом мы все равны, перед ним среди нас нет ни первых, ни последних, и говорить, что мужчины любят Бога по-другому, чем женщины, было бы неверно. Мы все творения Его, без различий перед Ним, находясь в Теле Христовом – Церкви. И как нет для меня более или менее дорогой части собственного тела (нога или рука, сердце или печень – всё мне дорого), так и здесь: Ему мы все дороги одинаково, а зачастую «блудный сын», как больное место, более окружен заботой Его, чем праведник, уже стяжавший право на Царствие Небесное. В этой связи выделять отдельно мужские и женские качества с позиции Веры, наверное, нельзя, потому что в этом отношении Христос есть тот абсолютный идеал, который не может быть мужским Богом, он Бог общечеловеческий – Сын Божий, который вочеловечился ради всех нас грешных. Вера, по моему глубокому убеждению, представляет собой явление неделимое, что подтверждается поразительными подвигами не только верующих мужчин, но и верующих женщин, которые совершали столь трудные и глубокие по своей сути деяния, что могут служить прекрасным примером для всех мужчин, менее совершенных в своей Вере.
Прекрасным и ярким примером этому является Ксения Петербуржская, блаженная, которая, как мы знаем, носила мужской костюм, и называла себя Андреем Феодоровичем – по имени своего мужа, умершего певчего церковного хора. Ночами Ксения носила камни в предел церкви, которая строилась на Смоленском кладбище, и в этом пределе до сих пор все почитают стену, сложенную из этих кирпичей, а после, закончив эту работу, выходила в поле, где ее часто видели молящейся на коленях в снегу – за всех людей, которые ее окружали. Всё это Ксения Петербуржская совершала одна, ночью, и в непогоду, и в зимнюю стужу. По силам ли это полуголодной бездомной женщине без помощи Духа Святаго, без Благодати Его? Дух Святой, приходя к тем, кто его зовет, помогает совершать и мужчинам, и женщинам столь поразительные вещи, что иначе как Божиим Чудом их и не назвать. И по сию пору матушка Ксения помогает, взывая к Божьей Помощи, стольким людям, приходящим к ней, что даже неловко подумать считать ее слабее кого-либо из святых-мужчин. Потому что не знаем мы, кто из них сильнее, знаем только, что все они молятся перед Господом и помогают нам, поскольку по молитвам их Господь милует нас, ими и живы. Жива этими молитвами и страна наша многострадальная. Не важно, в каком месте ты стоишь перед алтарем, справа или слева, женщина ты или мужчина. Важно, насколько близка нашей душе покаянная молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Все мы равны перед Ним, и Слава Тебе, Господи, что это именно так. – Андрей Николаевич, как воспитать в себе названные вами мужские качества и развить их в себе тем, кто ими уже в той или иной степени обладает? – Единственный способ воспитания, который я признаю, это личный пример. Что бы вы ни говорили, какие бы вы книги ни заставляли читать своих детей, в какой бы школе они ни воспитывались, в какие бы кружки они ни ходили и в каких бы лагерях ни отдыхали летом, если вы не будете соответствовать тому образу, который им внушается, поверьте: они ему соответствовать не станут. Потому что детям свойственно подражать тем, кого они любят больше всего. Детская любовь – абсолютна, она рисует однозначные картины в части отношения к Маме, и именно поэтому зачастую мальчики находят себе девочек, похожих на Маму. Сатанист Зигмунд Фрейд извратил этот духовный порыв, назвав его «эдипов комплекс» полового влечения к матери, мы же уверены: сын любит Мать за тепло её Души и ищет это тепло и приметы будущей матери в будущей жене. Отец является абсолютной категорией примера мужского поведения, каким бы этот пример ни был на самом деле. И, как правило, дети часто повторяют в каких-то моментах отцовские привычки и качества. Поэтому, если мы хотим, чтобы наш ребенок был человеком достойным, прежде всего достойными должны быть мы сами. И не надо ничего объяснять, не надо ничего навязывать, потому что это форма насилия, пускай даже и во благо, но благими намерениями вымощена дорога в ад. Надо демонстрировать воспитательные примеры ежедневным Подвигом поступков, наполненных Верой в Бога, а значит радостью. Так вот, Подвигом Веры, Подвигом праведного бытия, когда «не хочу, но надо, и я это сделал» мы должны показывать, каким должен быть мужчина. И это, поверьте, будет иметь своим плоды. И когда мой сын пишет «Вконтакте» свой никнейм, как «Василий Кочергин – сын Андрея Кочергина», у меня сердце сжимается, потому что это явно не в шутку. А ему уже двадцать шесть лет. Он уже не вспыльчивый подросток, который радуется, что его папа в Интернете мелькает. Поэтому показывать, показывать, показывать. И только – личным примером. Потому что «мысль изреченная есть ложь!» (с). А глаза не обмануть! Что же касается того, как быть тем, кто чувствует в себе недостаток мужества и хочет самостоятельно его исправить… Где-то на этот счет я уже рассказывал одну историю, которой хочу поделиться и сейчас. Порой ко мне приходят письма, которые содержат в себе совершенно поразительные по своей глубине и искренности истории из жизни их авторов. Я тихо умиляюсь этому, потому что прежде не мог себе и представить, что мне могут написать столь интимные и тонкие вещи. И вот как-то раз пишет мне мальчик. Рассказывает он приблизительно следующее: «Вот, Андрей Николаевич, знаете, я тот самый человек, над которым вы постоянно смеетесь, когда рассказываете что-нибудь о том, как омерзительно быть слабым. Да, я – тот самый тщедушный „карапуз“. У меня действительно тоненькая шейка, у меня действительно оттопыренные уши, у меня очки с чудовищно толстыми стеклами. И таким я был всегда. И надо мной все издевались в садике, потому что я маленький, худой и в очках. Потом надо мной издевались в школе. Я как бы, знаете, даже привык, я, знаете, не знал, как по-другому могло быть. Я свыкся с тем, что я вот такой, и даже перестал на это обращать внимание, потому что человек привыкает ко всему. Я привык к постоянному унижению. Я много читаю, ну, наверное, потому, что мне больше-то и заниматься нечем. Мне реализовываться-то некуда, потому что я слишком смехотворен для всего, что меня окружает. Однажды я подошел к полке в магазине и увидел какую-то странную книжку. Я даже не интересуюсь никакими там единоборствами, но меня книжка поразила. Ну, какая-то броская сильно была. Я открыл первый лист, прочитал, и не сдвинулся с места, пока не дочитал. Я ее купил. Я стал ее перечитывать. Это была книга „Мужик с топором“, ваша книга. Я ее читал-читал, читал-читал, читал-читал, и вдруг я понял, что так жить дальше невозможно. Что трусом жить нельзя, что это омерзительно. Это просто противоестественно. Ну и, собственно говоря, на этом я и остановился: ну а делать-то чего? Понял, что жить так дальше нельзя, а делать что – не понимал… Задав вопрос, мы всегда получаем ответ, жаль, не все готовы слышать эти ответы с Небес. …Вечером я иду по двору и вижу картину страшную: какие-то то ли пьяные, то ли наркоманы избивают пожилого человека. И мне стало так страшно, я втянул голову в плечи и постарался быстренько-быстренько их оббежать, чтобы мне еще не прилетело. Я бегу потихонечку к своему парадному, и тут я остро понимаю: а куда же ты бежишь? Ты сейчас придешь домой, откроешь дверь, возьмешь книгу, и она тебе руки сожжет. Она тебе руки сожжет… сожжет! Я увидел эту нереальную картину, и мне стало так страшно, что я развернулся, даже не понимая особенно, что делаю, побежал к этим ребятам и ударил первого, к которому подбежал, в лицо. И, видимо, настолько они не ожидали подобной выходки от столь ничтожного существа, что он возьми да и упади. Их было трое. Один упал, а двое остались – те, что пинали этого деда. Я вдруг понял: ну вот и всё, собственно. В общем-то, вот и всё. Поразительным образом, стоящие у соседнего парадного два мужика, которые курили и которые не вмешивались, потому что „это не их дело“, это их не касалось, они ни при чем, увидели, как какой-то тщедушный подросток кинулся спасать мужика, и они мне помогли. Собственно, ребята просто убежали. Избиваемый оказался мужиком за пятьдесят, выпившим, у которого забрали мобильник и что-то там еще. Какие-то деньги. Они ему искалечили лицо, просто искалечили. Получается, что я спас человека, а спасая его, я спас себя». Возникает вопрос: что было основой для этого мужества, кроме того, что человек понял, что так дальше нельзя? Какой возраст должен быть у человека, чтобы он это понял? Какие ограничения должны быть у человека, который поймет, что жить слизняком – это омерзительно? Мы не зависим ни от чего, кроме того, что происходит в нашем сердце, внешние условия принимаются нашими чувствами или могут быть отвергнуты нашим разумом, сердце всегда горит в нашей груди или замерзает в ней, задушенное нашей трусостью и маловерием. Вот и остается только принять решение и уже не отступать от него, чем бы мы за это ни заплатили. И чем выше цена, тем, видимо, оправданнее то решение, которое мы принимали. Потому что «дешевые вещи» продаются на вонючих прилавках, лукавыми продавцами… за 30 сребреников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|