Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система персонажей (the system of personages)




КОМПОЗИЦИЯ. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ.

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ

Терминология подраздела

Композиция

Тип произведения: событийный, психологический, смешанный

Конфликт: внешний, внутренний, явный, скрытый

Персонаж – действующее лицо

Главные персонажи, второстепенные персонажи, эпизодические персонажи

Персонаж статичный – персонаж в развитии

Персонаж одноплановый – персонаж многоплановый

Положительный персонаж – отрицательный персонаж

Главный герой

Антигерой

Заглавный герой

Протагонист – антагонист

Характеристика персонажей: прямая – косвенная

Композиция (the composition, the type of the story)

Всякое художественное произведение представляет собой сложное целое, организацию входящих в него элементов, расположенных в определённой системе и последовательности.

Перед читателем складывается, развивается, заканчивается то или иное событие, переживание, определяется тот или иной характер в результате соотнесённости, взаимодействия всех элементов произведения. Такое взаимодействие называется к о м п о з и ц и е й.

Композиция (лат. сompositio – составление, соединение) – соединение частей компонентов в целое; организация, построение художественного произведения.

Композиция – соединение частей, но не сами эти части. В зависимости от того, о каком уровне (слое) художественной формы идёт речь, различают аспекты композиции: расстановка персонажей, событийные (сюжетные) связи произведения, монтаж деталей (психологических, портретных, пейзажных и повторы символических деталей (образующих мотивы и лейтмотивы). Также к аспектам композиции относятся смена форм речи (повествование – описание – диалог – рассуждение), смена субъектов речи, членение текста на части, несовпадение стихотворного ритма и метра и многое другое. Таким образом, понятно, что композиция представляет собой сложную структуру.

В рамках аспектов композиции различают два типа произведения: событийный/сюжетный тип (the plot type) и психологический/несюжетный (the psychological type). Эпическое повествование и драматургия, сюжетны по природе, т.е. относятся к событийному типу; лирика – психологична, но это не означает, что в лирике нет конфликтности, развития, противоречивости. В то же время, и в повествовательном произведении, и в драматическом может быть явно выражен психологический элемент.

Ø В событийном типе произведения автор уделяет наибольшее внимание внешнему действию, которое активно, динамично развивается («Король Лир» У. Шекспира, детективы Д. Х. Чейза, «Кандид» Вольтера и др.).

Ø Психологический же нацелен на раскрытие внутреннего мира человека, событийный ряд в нём беден, почти без внешнего действия, т.к. значение придаётся не событиям, а их оценке, отношению к ним самих его героев, а также автора и читателя. Большинство произведений такого типа относятся к малой форме («Тёмные аллеи» И. Бунина, «Кошка под дождём» Э. Хемингуэя); тем не менее, есть и крупная повествовательная форма психологического типа («Миссис Дэллоуэй», «К маяку» В. Вулф и др).

Выделяют также смешанный тип (the mixed type), в котором представлены элементы и событийные, и психологические, причём возможны несколько вариантов:

- психологическая и событийная сторона находятся в равновесии;

- психологическая сторона доминирует (насыщенность событиями уступает место раскрытию внутреннего мира героев)

- событийная сторона доминирует (внутренний мир героев уступает место событиям).

Примеры произведений смешанного типа: «Чёрный кот» Э. По, «Десять негритят» А. Кристи, «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

 


Система персонажей (the system of personages)

Система персонажей – одна из сторон композиции, которая раскрывает содержание произведения и помогает правильно определить его идею. Для начала отметим, что персонажи делятся на главных (main characters), второстепенных (rival characters) и эпизодических (minor characters).

 

               
 
 
   
 
   
Появляются только в одной или нескольких сценах (эпизодах). Какие-то из них могут быть обрисованы очень ярко, будут важны для сюжета; какие-то также играют вспомогательную роль.
 
   

 

 


Известно, что в эпических и драматических произведениях изображаются человеческие индивидуальности с присущим им поведением, наружностью, миропониманием. Их принято называть

- характерами (characters),

- действующими лицами (в драме: dramatis personae),

- героями (heroes),

- типами,

- образами,

- персонажами (personages).

Слово «persona» имеет латинское происхождение. Ранее так называли маску, которую надевал актёр.

Понятия, обозначаемые этими терминами, смешиваются везде, где имеется в виду «человек в литературе», и различаются в тех случаях, когда их соотносят друг с другом.

Так, персонаж (personage)самое широкое, универсальное понятие – участник событий произведения, который выполняет заданные (традицией или автором) функции, т.е. совершает поступки, претерпевает невзгоды, перемещается в пространстве и времени изображённого мира.

В большинстве произведений присутствуют несколько персонажей; в объёмных романах и эпопеях их можно насчитать десятки или даже сотни.

В эпическом произведении повествователь (рассказчик) тоже может быть персонажем, если он участвует в сюжете (Гринёв в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина). В лирике, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются пунктирно, фрагментарно.

Чаще всего литературный персонаж – человек. Однако наряду с людьми в произведениях могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа, роботы и пр. («Синяя птица» М. Метерлинка, «Маугли» Р. Киплинга, «Человек-амфибия» А. Беляева, «Война с саламандрами» К. Чапека, «Солярис» Ст. Лема, «Мастер и Маргарита» М. Булгагова). Такой приём называется персонификацией.

Образ – одно из самых неопределённых и в то же время частотных литературоведческих понятий (напр., система образов = система персонажей). Под образом в произведении понимается отражение характерав сознании читателя.

Характер (character) – индивидуальность, выбирающая собственную роль в качестве участника отдельного события, имеющая осознанную жизненную позицию, собственную систему ценностей. Характер – воплощение общих, существенных, социально обусловленных свойств ряда людей; модель человеческого поведения, преображённая в соответствии с воззрениями писателя.

Число характеров и персонажей в произведении часто не совпадает, персонажей значительно больше. Есть лица, не имеющие характера, выполняющие лишь сюжетную роль, есть двойники, варианты одного типа (Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре» Н. В. Гоголя, Розенкранц и Гильдестерн в «Гамлете» У. Шекспира).

Тип – высшая степень характерности, готовая форма личности, «функция» (напр., «маленький человек»). Часто слова «характер» и «тип» используют как синонимы.

Ø Встречаются психологические жизненные типы (скупец, ревнивец), социальные (бедный рыцарь, монах, разбойник, судья), социально-исторические (типы чиновников у Н. В. Гоголя, купцов и промотавшихся дворян у А. Н. Островского), национальные (цыгане у романтиков, евреи у Гоголя, французы у Л. Н. Толстого, поляки у Ф. М. Достоевского).

Действующее лицо – как правило, участник событий в драматургии, в пьесе, хотя, когда речь идёт об эпических произведениях, термин также употребляется.

Понятие «заглавный герой» обозначает персонажа, чьё имя вынесено в заглавие произведения. Чаще это центральный персонаж (Оливер Твист, Джен Эйр, Евгений Онегин), но не обязательно. В романе В.Набокова «Лолита» сама Лолита – заглавный персонаж – образ яркий и крайне важный, но второстепенный. А главным будет Гумберт Гумберт. Сходная ситуация в повести И.С.Тургенева «Ася».

Герой (hero) имеет несколько значений:

1. человек, совершивший подвиг;

2. любой персонаж (в повседневной речи);

3. центральный положительный персонаж в произведении; личность, обладающая незаурядными достоинствами, и совершающая значительные и благородные поступки.

4. полубог в древнегреческой мифологии.

Ø От других персонажей героя отличает его значимость для развития сюжета: без его участия не состоятся основные сюжетные события. Его выделяют яркие качества натуры, инициатива, способность преодолеть препятствия, непреодолимые для других.

В литературном произведении единственного главного героя называют п р о т а г о н и с т о м (protagonist; от др-греч. πρωταγωνιστής: πρώτος — «первый» и αγωνίζομαι — «состязаюсь», αγωνιστής — «борец»). В свою очередь, тот, кто противопоставлен ему в конфликте, – а н т а г о н и с т (antagonist; от др-греч.ανταγωνιστής – «противник, соперник»); к примеру, Гринёв – Пугачёв или Гринёв – Швабрин в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина). Антагонистом также считается персонаж, который представляет противоположность главного героя по качествам, характеру – либо социальному положению (Скарлетт и Мелани; Андрей и Пьер Безухов). Иногда противопоставление протагониста и антагониста совпадает с разделением персонажей на положительных и отрицательных (Гамлет – Клавдий, Гарри Поттер – Драко Малфой), но это не обязательно. Например, в парах антагонистов Катарина – Петруччо (У.Шекспир, «Укрощение строптивой») или Монтекки – Капулетти («Ромео и Джульетта») нет разделения на «героев» и «злодеев».

Наряду с антагонистом и протагонистом в литературоведении выделяют термин а н т и г е р о й (anti-hero). Он имеет три значения:

1. центральный отрицательный персонаж, антагонист главного героя, «главный злодей» (Гарри Поттер – Волан-де-Морт);

2. отрицательный персонаж в качестве центрального, главного (У.Шекспир, «Макбет», «Ричард III»; Шодерло де Лакло, «Опасные связи» – маркиза де Мертей, виконт де Вальмон; У.Теккерей, «Ярмарка тщеславия – Бекки Шарп; Ф. М. Достоевский, «Бесы» – Ставрогин; «Коллекционер» Д. Фаулза, «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса, «Парфюмер» П. Зюскинда);

3. подчёркнуто заурядная, не выдающаяся личность, «маленький человек» в качестве главного героя (А.П. Чехов, «Ионыч», «Человек в футляре»; Дж.Джойс – Блум («Улисс»); Ф.Кафка – Грегор Замза («Превращение»).

 

Помимо разделения на главных и второстепенных, персонажи могут разделяться на положительных и отрицательных.

Впрочем, это критерий условный, несколько схематичный и не всегда действенный. Такое деление чаще встречается в литературе тенденциозного характера (например, в баснях), а также в жанровой литературе (сказки, детективы, авантюрно-приключенческие произведения).

Гораздо более актуально деление персонажей на однозначных / одноплановых (flat) и неоднозначных / многоплановых (round). К однозначным могут относиться персонажи как явно положительные (Гринёв, Гарри Поттер), так и явно отрицательные (Швабрин, Драко Малфой). Примеры неоднозначных персонажей – Пугачёв, Печорин, Скарлетт О’Хара.

Также выделяют персонажей неизменных / статичных (static): Шерлок Холмс, Обломов, Печорин, Воланд, – и персонажей в развитии (dynamic): Наташа Ростова, Пьер Безухов, Жюльен Сорель, Гарри Поттер.

 

 

Существует два способа характеристики персонажей: п р я м а я характеристика и к о с в е н н а я. Первая подразумевает, что автор прямо говорит о чертах характера и чувствах персонажа. Подобный способ никогда не бывает основным в произведении.

Косвенная характеристика предоставляет читателю возможность самому делать выводы, основываясь на внешности (в этом случае авторская оценка прослеживается только в подборе лексики, ср.: «В комнату вошёл высокий стройный юноша» и «В комнату ввалился тощий долговязый юнец»). Также персонажа характеризует его речь, причём важны и содержание, и форма (способ построения фраз, лексика, словоупотребление сообщают о типе мышления персонажа, о его образованности, эмоциональном состоянии и т.д.). Не менее информативны и взаимоотношения конкретного персонажа с другими действующими лицами (оценка одного персонажа другими). Разумеется, учитываются поступки персонажа, его мысли и чувства, о которых автор может сообщить прямо или же дать читателю возможность догадаться самому на основании внешних их проявлений). Возможен вариант самохарактеристики персонажа. Кроме того, к способам косвенной характеристики можно отнести интерьер (напр. жилья персонажа) и пейзаж, детали (костюма, поведения).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...