Конфликт. Типы конфликтов (The conflict. The types of conflicts)
В литературном произведении обнаружение жизненных противоречий, выраженное через столкновение разных взглядов, жизненных позиций, моделей поведения, интересов приводят к к о н ф л и к т у. Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении. Коллизия (collision) – конкретная ситуация, посредством которой выявляется противоположность интересов; событие, двигающее сюжет дальше. Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он является основным средством раскрытия характера. Кроме того, в выборе конфликта, его осмыслении и разрешении воплощается идея пьесы. Соотношения между конфликтами в жизни персонажей и ходом событий могут быть различны. Часто конфликт полностью воплощается и исчерпывает себя в ходе изображаемых событий. Он возникает на фоне бесконфликтной ситуации, обостряется и расширяется как бы на глазах у читателей (произведения эпохи Возрождения, новеллы Дж. Боккаччо, комедии и некоторые трагедии У. Шекспира). Но бывает иначе. В ряде эпических и драматических произведений события разворачиваются на постоянном конфликтном фоне. Противоречия, к которым привлекает внимание писатель, существуют здесь и до начала изображаемых событий, и в процессе их течения, и после их завершения. Происшедшее в жизни героев выступает как своего рода дополнение к и без того имевшимся противоречиям. Устойчиво конфликтные положения присущи едва ли не большей части сюжетов реалистической литературы XIX – XX вв. Практически в каждом произведении присутствует несколько конфликтов. Среди них наиболее важны ключевые, т.е. те, которые раскрывают сюжет, характер персонажей, помогают понять идею. Рассмотрим различные типы конфликтов.
I. ПО СФЕРЕ РАЗВОРАЧИВАНИЯ a. Внешние (external), т.е. конфликты между человеком и окружающим миром. § Человек – природа («Робинзон Крузо» Д. Дефо, северные рассказы Дж. Лондона, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Старик и море» Э. Хемингуэя, «Царь-рыба» В. П. Астафьева); § Человек – человек - частный конфликт (столкновение конкретных людей по личным причинам, ср. Швабрин – Гринёв, Печорин – Грушницкий) - общий конфликт (каждый из участников конфликта – представитель определённой социальной группы, их столкновение – отражение общественных противоречий, ср. Гринёв – Пугачёв, Базаров – Павел Петрович Кирсанов); § Человек – общество («Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Анна Каренина» Л. Толстого, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Грозовой перевал» Э. Бронте); § Человек – сверхъестественные силы («Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Ночь перед Рождеством», «Вий» Н. В. Гоголя, «Лесная песня», «Каменный властелин» Л. Украинки). Вариант этого конфликта – «человек – Бог». Но отчётливо внешний характер такой конфликт имел, в основном, в литературе древности («Махабхарата», «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия, «Эвмениды» Эсхила, «Ипполит» и «Вакханки» Еврипида). В литературе Нового времени (и даже Средневековья) конфликт «человек – Бог» принимает вид, скорее, конфликта внутреннего; § Человек – технология / плоды науки / цивилизация («Роковые яйца» М. Булгакова, «Человек-невидимка», «Остров доктора Моро» Г.Уэллса). Иногда этот конфликт может принимать характер «человек – искусственный интеллект / механизм («Прелесть», «Человек по Платону» Р. Шекли, «Терминус» Ст.Лема) или «человек –внеземлянин» («Солярис» Лема, «Малыш» А. и Б. Стругацких). b. Внутренние (internal), т.е. конфликты внутри личности: в душе, сердце, разуме; конфликты между противоположными, взаимоисключающими чувствами («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Превращение» Ф. Кафки, «Гордость и предубеждение» Дж. Остин)
II. ПО СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ 1. Явные (obvious), напр. в душе Раскольникова; Гринёв – Швабрин, Монтекки – Капулетти. 2. Скрытые (hidden), напр. «Сестра Керри» Т. Драйзера, «Граф Монте-Кристо» А. Дюма, Скарлетт – Мелани. По ходу сюжета, при развитии действия скрытый конфликт может проступать и становиться явным. Обычно конфликт характеризуется так: внешний явный / внешний скрытый (с уточнением типа) или внутренний явный / внутренний скрытый. Ниже приведён пример анализа ключевых конфликтов на материале рассказа Г.К.Честертона «Сапфировый крест». Явные внешние конфликты: между Фламбо и Валантэном, Фламбо и отцом Брауном. Фламбо хочет похитить сапфировый крест, а Валантэн и отец Браун хотят ему помешать (в случае с отцом Брауном – привести его к покаянию, в случае с Валантэном – арестовать). Скрытый внешний конфликт: между отцом Брауном и Валантэном (различия в методах работы, мировоззрении). Внутренние конфликты (скрытые): Валантэн – невозможность сопоставить талант отца Брауна с его внешним обликом, Фламбо – последствия воззвания к его совести. Таким образом, конфликты и способы их воплощения довольно разнообразны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|