Сюжетная основа произведения
Терминология подраздела Сюжет Фабула Сюжетная схема: завершённая, незавершённая Сюжетная техника: возвратная, осложнённая, обрамляющая, линейная Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Концовка Экспозиция: прямая, отложенная, рассеянная, обратная Пролог Эпилог Завязка: мотивированная, внезапная Перипетии Кульминация: событийная, психологическая Развязка: мотивированная, немотивированная, нулевая
дополнительная информация; отделена пробелами от основной. Сюжет и фабула Как уже говорилось, в произведениях драматических и эпических изображаются события в жизни персонажей, их действия, протекающие в пространстве и времени. Эта сторона художественного творчества (ход событий, складывающийся обычно из поступков героев, т.е. пространственно-временна́я динамика изображённого) обозначается термином с ю ж е т. Сюжет (от фр. sujet) – цепь событий, изображённая в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в её пространственно-временны́х изменениях, в сменяющихся друг друга положениях и обстоятельствах. Ø Сюжеты нередко берутся из мифологии, исторического предания, из литературы прошлых эпох, при этом обрабатываются, изменяются, дополняются. Ø Сюжет, как правило, выдвигается в тесте на первый план, определяет его построение (композицию). Но иногда изображение событий уступает место впечатлениям, раздумьям, переживаниям героев, описаниям внешнего мира и природы. Как и система персонажей, сюжет несёт в себе ряд содержательных функций. 1. Выявляет и характеризует связи человека с его окружением, т.е., его место в реальности и судьбу, создаёт картину мира. 2. Воссоздаёт жизненные противоречия (трудно представить сюжет без конфликта).
3. События, создаваемые автором, позволяют персонажем полно раскрыться перед читателем в поступках. Сюжеты организуются по-разному. Различают сюжеты с преобладанием чисто временных связей (хроникальные) и сюжеты с преобладанием причинно-следственных связей (концентрические). Ср. Король умер, и умерла королева – хроникальный сюжет. Король умер, и королева умерла от горя – концентрический сюжет. Так или иначе, сюжеты складываются из действий персонажей. Действие – проявление эмоций, мыслей и намерений человека в его поступках, движениях, произносимых словах, жестах, мимике. Литературе известны разные типы действия. В процессе в н е ш н е г о действия взаимоотношения между героями, их судьба, общественное понимание меняются в ту или иную сторону. В н у т р е н н е е действие предполагает такое поведение персонажей, при котором они проявляют чувства в поведении, словах, жестах, но при этом не делают ничего, чтобы изменить свою жизнь. В традиционных сюжетах, где действие движется от завязки к развязке, значительную роль играют п е р и п е т и и – всевозможные повороты от счастья в несчастью, от неудачи к удаче. Ø Перипетии имели огромное значение в героических сказаниях древности и в волшебных сказках, в комедиях и трагедиях античности и Возрождения, в ранних новеллах и романах (любовно-рыцарские и авантюрно-плутовские), позже – в приключенческой и детективной литературе. В сюжетах с перипетиями воплощается представление о власти случайностей над людьми. Существует два типа последовательности событий в произведении: логическая, она же причинно-временная, (событие А – событие B – событие C – событие D) и сконструированная автором (напр. событие D – событие А – событие B – событие C). К примеру, в повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Васильевича» читатель вначале видит труп героя, а потом знакомится с историей его жизни. Так в литературоведении возникают два понятия: сюжет и фабула.
Согласно Б. В. Томашевскому, сюжет – художественно построенное распределение событий в произведении, а фабула – совокупность событий в их внутренней связи.
Однако в литературе понятия сюжета и фабулы часто отождествляют или не разграничивают. Строго говоря, такое разграничение необходимо только в ряде случаев: автору при работе над произведением, читателю для грамотного пересказа, специалисту при анализе произведения, особенно, если событийный ряд сложный. В качестве примера рассмотрим повесть М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника. Вспомните сюжет рассказа И. А. Бунина «Лёгкое дыхание» и восстановите его фабулу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|