Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дуалистический и кооперативный федерализм.




Существует ряд теоретических обоснований федерализма как предпочтительной системы организации управления. Так, концепция дуалистического федерализма, развившаяся на раннем его этапе и нашедшая известное отражение в Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года, заключалась в идее равновесия между федерацией и ее субъектами, которые имеют каждый свою компетенцию и не вмешиваются в дела друг друга. Это, разумеется, было идеалистическое представление, от которого реальная жизнь изначально отличалась довольно сильно. Позднее была разработана концепция кооперативного федерализма, которая основана на идее взаимного дополнения центра и субъектов федерации, их взаимовыгодного сотрудничества. На этой идее базируется ряд современных федеративных конституций, в частности германский Основной закон.

 

Тема №28 Демократический государственный режим

 

Государственный режим – определенный, основанный на нормах права порядок деятельности государства, который складывается как результат использования разнообразных форм, способов, приемов и методов осуществления государственной власти.

Демократический государственный режим - вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой единственно легитимным источником власти в государстве признается его народ. При этом управление государством осуществляется народом либо напрямую (прямая демократия), либо косвенно, через избираемых посредников или через судебные разбирательства[

Главная особенность: формирование политической воли идет «снизу - вверх», т.е от индивидов и гражданского общества к государственным институтам.

Он предполагает широкое и непременное участие народа в управлении делами государства.

Конституции абсолютного большинства стран закрепляют принадлежность государственной власти народу: только народ признается ее носителем и обладателем.

Пр.:ст.3 К-ции Франции:» национальный суверенитет принадлежит народу»

Действие любого гос. органа и должностного лица должно быть основано на ясно выраженной воле народа. Эта воля проявляется непосредственно на референдуме или на выборах.

Идейный фундамент демократического режима – доктрина политической свободы.(основа современной трактовки общественного договора)

Задача гос. власти – согласовать принцип индивидуальной свободы со свободой всего народа. Принцип индивидуальной свободы материализуется в праве и свободе участия гражданина в определении общественного и гос. строя-> обеспечивает и гарантирует права и свободы граждан, в т.ч избирательное право, право доступа к гос. должностям и т.д.

Признаки:

1)многопартийность

2)функционирование на основе принципа разделения властей

3)существенная роль представительных учреждений

4)признание и проведение в работе гос. аппарата принципов конституционности и законности при соблюдении верховенства Конституции

 

Может сочетаться с: президентской, парламентской республикой

Парламентарной монархией

Предпочтительной с точки зрения демократичесой организации является федерация, но может и в унитарных (Франция)

 

Сложилось 2 разновидности демократического гос. режима:

1. Либеральный- гос. режим правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.[1]

Характерным элементом либеральной демократии является «открытое общество», характеризуемое терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов. Благодаря периодически проводимым выборам, каждая из групп, придерживающихся различных взглядов, имеет шанс получить власть.

-ограничение роли гос-ва административно – полицейскими функциями

-невмешательство в социально – экономическую жизнь общества

-опирается только на имущих, т.к основная масса населения лишена гос. поддержки.

2. Режим социальной демократии.

-гос-во руководствуется интересами всего общества

-Пользуется поддержкой населения

-стремление гос-ва к политической и социальной стабильности

Представительная демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Имитационная демократия, или иначе управляемая демократия, манипулируемая демократия, декоративная демократия, квазидемократия, псевдодемократия — форма устройства политической системы государства, при которой, несмотря на формально демократическое законодательство и формальное соблюдение всех выборных процедур, фактическое участие гражданского общества в управлении государством и влияние общества на власть (обратная связь) мало или минимально. Имитационная демократия, как правило, имеет политическую систему с доминирующей партией.

 

 

Тема №29 Антидемократичный государственный режим

 

Характеризуется

-ликвидацией или резким ограничением прав и свобод граждан, в т.ч связанных с их участием в делах государства

-отказом от демократических принципов и процедур деятельности государства

-опорой на силовые методы

-ограничением или полным запрещением всякой оппозиции

-формированием политической воли «сверху вниз»

-законодательным закреплением монопольного положения одной партии

Виды:

1. Тоталитарный государственный режим.

=полное запрещение любых оппозиционных партий

-Превращение правящей партии в составную часть гос. механизма

-общая негарантированность формально провозглашенных прав и свобод

-политический террор

-приниженное положение суда

-установление контроля за всеми сторонами общественной жизни

- ликвидация гражданского общества

- ликвидация института частной собственности

 

2. Военно – диктаторский режим.

=опирается на армию.

Пр.: страны Африки (Нигер, Мали, Либерия)

-отмена или приостановление действий конституции и конституционных гарантий

-запрещается деятельность политических партий

- цензура

3. Монократический режим.

-наличие конституции декоративного характера

-превалирование исполнительной власти над законодательной

-неограниченная власть политического лидера(партийный и гос. руководитель +идеолог)

Пр.: Гвинея, Габон, Камерун, Малави

4. Клерикальный режим.

-обеспечивает фактическое господство религиозной части населения

Пр.: президент- факих в Иране + Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн

5. Конституционно – авторитарный

-пр.: дуалистические монархии(Иордания, Марокко)

6. Авторитарный режим личной власти (Ливия)

- утверждается в результате безграничного расширения полномочий главы государства

 

Тема №30 Чрезвычайный режим и его конституционно-правовое регулирование в ЗС

 

Чрезвычайный режим предусматривается для ситуаций,при которых нормальноефункционирование государства и общества является невозможным.Юридическая регламентация института государственного режима – гарантия против произволаорганов государственной власти при чрезвычайныхситуациях, одна из определяющих характеристикправового государства.

Существуют два правовых института,регламентирующих чрезвычайный режим – это институт«чрезвычайного положения» и институт «военного положения». Первый из них содействует защите обществаи государства от какой либо внутренней угрозы, второй – от внешней. Эти институты могут иметь свои виды.Например, во Франции в кризисных ситуацияхдопускается введение чрезвычайного, осадного положения

и состояния войны (2, с. 36).Британское право знает два основных вида особого

положения: чрезвычайное и военное. Однако «военное положение» в классическом понимании этого термина, означающее приостановку обычного права и временное

подчинение страны или какой-то части ее территории

военным властям, неизвестно британскому праву. В современном конституционном праве Великобритании под военным положением понимается «такое существующее во время войны положение вещей, при котором Корона прокламацией или уведомлением, изданным военными властями, предупреждает граждан о том, что рассмотрение

определенных категорий дел и вынесение по ним приговоров будет осуществляться военными судами». Таким образом, в Великобритании военное положение является частным видом чрезвычайного режима, а его основной признак – учреждение военных судов (1, с.382).

В США на конституционном уровне вопросы чрезвычайного режима подробно не регламентируются. Более того, законодательство не проводит строго различия между отдельными видами чрезвычайного режима, сводя их, по сути, к единому институту чрезвычайного положения. Об этом свидетельствует и основополагающий федеративный акт – Закон о национальном чрезвычайном положении 1976 года, не только не различающий виды чрезвычайного режима, но и не определяющий оснований для их введения. При этом доктрина и практика различают два вида чрезвычайного режима – чрезвычайное положение и военное положение. Первое связывают с чрезвычайными обстоятельствами, возникающими внутри самого государства (восстание, мятежи, эпидемии и т.д.). Второе – с чрезвычайными ситуациями, обусловленными внешней угрозой (война или возможность начала военных действий, международный терроризм и т.д.) Помимо этого, различают также общенациональный и локальный чрезвычайные режимы в зависимости от территории их действия (3, с. 422). Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что проблема видов правовых институтов, регламентирующих чрезвычайный режим осуществления государственной власти имеет важное практическое значение. Оно состоит в том, что выделение какого-либо вида института чрезвычайного режима требует подробного законодательного регулирования по следующим вопросам:

- какие органы государственной власти уполномочены вводить чрезвычайный режим;

- по чьей инициативе может быть введено чрезвычайное или военное положение;

- основания для введения чрезвычайного режима;

- каковы последствия введения чрезвычайного или военного положения

Тема №31 Понятие избирательного права и избирательной системы

 

В широком смысле избирательная система – это упорядоченные общественные отношения, составляющие порядок выборов органов публичной власти. В основе своей эта система регулируется конституционным правом, но не сводится только к конституционным правоотношениям. Она. регулируется и неправовыми нормами – корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах, обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и др.

Чаще, однако, термин «избирательная система» употребляется в узком смысле – как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.

Этот термин также имеет в литературе два значения – объективное и субъективное.

Объективное избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.Объективное избирательное право регулирует, следовательно, избирательную систему в широком смысле, хотя, как только что отмечалось, и не во всем ее объеме. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане. Избирательно-правовые нормы бывают материальные и процессуальные; последние составляют подавляющее большинство норм данной группы. Систему источников избирательного права составляют все источники конституционного права, в которых содержатся избирательно-правовые нормы. Особое место здесь принадлежит специальным избирательным законам, которые иногда имеют форму кодексов (например, во Франции, а фактически и в Испании).

Субъективное избирательное право – это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право.

Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительным народным волеизъявлением. Напротив, нарушение этих принципов подрывает легитимность выборов, а следовательно, и выборных органов власти и самоуправления.

К числу принципов субъективного избирательного права относятся всеобщность, свобода, равенство, непосредственность, тайное голосование. Например, предложение первое ч. 1 ст. 38 Основного закона для Федеративной Республики Германии 1949 года гласит: «Депутаты Германского бундестага избираются всеобщими, прямыми, свободными, равными и тайными выборами».

1.Всеобщее избирательное право означает, что избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами. Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами (квалификациями), то есть специальными условиями. Лицо, за которым конституцией и/или законом признано право голоса, называется избирателем. Совокупность избирателей страны или территориальной единицы называется их избирательным корпусом (в последнее время вместо этого термина все чаще употребляется термин электорат, получающий, таким образом второе значение, что в принципе нежелательно). Различаются:

юридический избирательный корпус – совокупность избирателей, внесенных в списки (зарегистрированных),

фактический избирательный корпус – совокупность голосующих избирателей и

потенциальны й избирательный корпус – совокупность всех избирателей, как зарегистрированных, так и почему-либо незарегистрированных.

Среди избирательных цензов следует прежде всего указать возрастной. Он означает признание за лицом избирательных прав по достижении определенного возраста (Бразилии, Иране, Никарагуа и на Кубе, – правом голоса пользуются с 16 лет).

Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или в данной местности определенное время. Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости, равный 6 месяцам (прожить нужно в коммуне – низовой территориальной единице)

С цензом оседлости не следует смешивать ценз гражданства, в соответствии с которым к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока. В Аргентине натурализованные граждане получают право голоса лишь спустя три года после получения гражданства, в Тунисе – через пять лет.

Имущественный ценз, устанавливавшийся на заре конституционного строя, заключался в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму, или чтобы он уплачивал определенного размера налоги.

Примерно, в это же время был уничтожен и ценз пола, заключавшийся в недопущении к выборам женщин. В Швейцарии лишь в 1971 году.

С имущественным цензом тесно связаны образовательный ценз и представляющий собой его разновидность ценз грамотности. Образовательный ценз предполагает допущение к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования.

Встречаются, хотя и достаточно редко, религиозные цензы. Так, чтобы быть избранным в иранский парламент, необходимо активно исповедовать ислам.

Особую группу образуют так называемые моральные цензы. Например, в Люксембурге лишены активного избирательного права банкроты, содержатели домов терпимости; в Эквадоре – пьяницы, бродяги, мошенники.

Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание лишением свободы по приговору суда. Кроме того, лицо может быть по приговору суда лишено публичных прав (включая избирательные) либо действие для него этих прав может быть приостановлено без лишения свободы.

2.Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Эти принципы связаны с активным избирательным правом.Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере.

Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом Такое поведение может быть как аполитичным, так и политическим. В первом случае избиратель не идет на выборы либо потому, что ему что-либо. Во втором же случае избиратель использует свое неучастие в выборах как политическую демонстрацию, когда его не устраивают выдвинутые кандидатуры. В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, то есть юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.

3.Равное избирательное право

Этот принцип предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результат выборов. Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, что и у любого другого избирателя. Для соблюдения принципа равного избирательного права необходимо далее, чтобы все голоса имели равный. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей. С учетом этой нормы образуются избирательные округа.С принципом равного избирательного права несовместимы куриальные выборы, которые заранее делят избирателей на группы – курии. Такая система до недавнего времени применялась в Южноафриканской Республике.

4.Прямое и косвенное избирательное право

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и избираться непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда также верхних палат (например, в США, Италии, Польше), президентов (например, в Мексике, Австрии, Болгарии).

Косвенное избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган.

5.Тайное голосование состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в том, чтобы гарантировать полную свободу этого волеизъявления.

 

Тема №32 Избирательный процесс

 

Избирательный процесс – это и определенная деятельность, и система правовых норм, эту деятельность регулирующих.

Определить избирательный процесс мы можем как урегулированную законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы. Будучи нормативно урегулированной, эта деятельность, следовательно, упорядочена, устойчива и состоит из определенных, расположенных в установленной последовательности элементов – стадий. Стадии эти следующие:

1) назначение выборов. Данная стадия может отсутствовать, если дата выборов установлена законодательно раз навсегда. Например, в США всеобщие и в штатах выборы в государственные и самоуправленческие органы проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября четного года (президентские выборы – високосного года), то есть в один из дней периода между 2 и 8 ноября;

2) установление избирательных округов, если речь идет о выборах в представительный орган и они производятся по избирательным округам, специально образуемым для выборов. Дело в том, что выборы могут проводиться не по специально образованным избирательным округам, а по существующим территориальным единицам. Например, как мы уже отмечали выше в п. 2 § 1 настоящей главы, избирательными округами по выборам в генеральные советы департаментов во Франции служат исторические территориальные единицы – кантоны;

3) установление избирательных участков (секций и т. п.);

4) создание избирательных органов (комиссий, бюро и т. п.);

5) регистрация избирателей;

6) выдвижение кандидатов;

7) агитационнаякампания;

8) голосование;

9) подсчет голосов и установление итогов голосования;

10) возможный второй тур голосования и/или новые выборы;

11) окончательное определение и опубликование результатоввыборов.

В некоторых странах стадии избирательного процесса определяются не доктринально, а нормативным образом. Так, в мексиканском Федеральном законе о политических организациях и избирательном процессе 1977 года установлено девять стадий избирательного процесса с указанием месяцев, когда эти стадии должны иметь место (выборы в Мексике всегда проводятся в августе).

 

Тема №33 Мажоритарная избирательная система и её разновидности

 

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, каково это большинство, различают виды этой системы.

Мажоритарная система относительного большинства – это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, т.е. больше голосов, чем любой другой из его соперников. Когда одинаково наибольшее число голосов получают 2 и более кандидатов, разрешением ситуации обычно является жребий. Эту систему применяют в США и ряде государств – членов Британского Содружества Наций. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один – выборы действительны. Однако мажоритарная система крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Эта система обычно обеспечивает партии – победительнице значительное, а порой и абсолютное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство.

Мажоритарная система абсолютного большинства(Франция, Австрия) – требует для избрания абсолютного большинства голосов, т.е. более половины общего их числа, но общее число может быть:

- общее число зарегистрированных избирателей;

- общее число поданных голосов;

- общее число поданных действительных голосов.

Для мажоритарной системы абсолютного большинства характерна частая нерезультативность, которая тем более вероятна, чем больше число кандидатов. Выходом является либо второй тур, состоящий в перебаллотировании кандидатов (2), получивших наибольшее число голосов в предыдущем туре, либо альтернативное голосование, когда указывается предпочтительность кандидатов (Австралия).

Мажоритарная система квалифицированного большинства – при данной системе выбранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство голосов устанавливается законом и превышает абсолютное. Такая система ещё более редка и ещё менее результативна, чем система абсолютного большинства. В Чили Палата депутатов (нижняя) избирается по двухмандатным округам. Партия, набравшая 2/3 голосов от общего числа действительных голосов, получает оба мандата, если никто не набирает 2/3, то мандаты передаются партиям, набравшим наибольшее число голосов.

 

 

Тема №34 Пропорциональная избирательная система и её разновидности

Главная идея этой системы в том, чтобы каждая политическая партия получила в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за неё голосов избирателей. Эта система гарантирует представительство даже для относительно малых партий.

Пропорциональная избирательная система может использоваться только в многомандатных избирательных округах, причём чем больше округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Для пропорционального распределения мандатов наиболее часто используется метод избирательной квоты (1) и метод делителей (2).

1) Избирательная квота – это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. Определяется она различно. Квота Хэра: x/y — x – число голосов, y – число мандатов. Квота Друна: x/(y+1)+1, квота Гогенбах-Бимофа: x/(y+1) — при использовании этих квот удаётся сразу распределить значительно больше мандатов, чем при использовании квоты Хэра. Правило наибольшего остатка требует передать нераспределённые мандаты партиям, у которых остаток голосов самый большой – благоприятствует мелким партиям. Большим партиям благоприятствует правило наибольшей средней, которое предусматривает передачу нераспределённых мандатов партиям, имеющим наибольшее частное от деления числа собранных ими голосов на число полученных при первом распределении мандатов +1.

2) Метод делителей позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе или в целом по стране. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов на определённую серию делителей (Виктор д’Ондт: предложил делить на 1, 2, 3, 4 –Империалли – 2,3,4,5,6,7 – Сент-Лагюе – 1,3,5,7,9.). Этот метод заметно благоприятствует крупным партиям и принят в Германии, Австрии, Бельгии. После проведённого деления мандаты передаются тем партиям, у кого полученные частные оказались больше.

Голосование по преференциям – Избиратель проставляет по списку свои преференции (1,2,3,4) – кого бы он хотел видеть избранным следующим, если его кандидат не получит достаточного числа голосов.

Заградительный щит – институт, призванный укрупнить партийные фракции в парламенте. Означает, что партия должна получить определенный процент голосов. В Австрии не допускаются к участию во втором распределении мандатов партии, не получившие ни одного мандата в первом распределении. Чаще всего исключаются партии, не собравшие определённого процента голосов – 5% в Германии, 4% в Болгарии, Венгрии, Италии, 3% в Испании, 1% в Израиле.

Блокирование – партии блока выступают на выборах общим списком кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют это количество между собой.

 

 

Тема №35 Референдум в ЗС

Референдум- голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение. В некоторых странах (например, в Югославии) референдумом называют любое голосование избирателей независимо от его последствий, однако такое понимание ныне – скорее исключение из правила.

В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Если соблюдены установленные конституцией и/или законом условия, то принятое путем референдума решение считается решением народа и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом. В некоторых странах (например, в Швеции) соответствующий институт именуется консультативным референдумом

Авторитарные режимы иногда характеризуются как «плебисцитарная демократия». Это означает, что диктаторская или вообще личная власть обходит представительные органы, вынося важнейшие государственные решения непосредственно на решение избирателей, которые подчас не имеют даже возможности разобраться в их сути. Бразильская Конституция в ст. 14 среди способов осуществления народного суверенитета называет и референдум, и плебисцит.

Референдум, будучи институтом непосредственной демократии, даже в демократическом государстве может быть использован как противовес представительной демократии или как средство обойти парламент и принять государственное решение вопреки ему.

Виды референдума

По предмету конституционные, законодательные, международно-правовые, административно-правовые.

Возможны и иные виды, например, по финансовым вопросам (такие голосования при выделении кредитов выше определенной суммы часто практикуются в некоторых кантонах Швейцарии), об изменении границ территориальных единиц (проводятся, например, во Франции при слиянии коммун). Конституционным именуется референдум, на котором решаются вопросы, связанные с принятием новой конституции либо с внесением поправок в действующую.

По своей обязательности: обязательные и факультативные.

Обязательный референдум имеет место в случаях, когда иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято. Например, в ч. 2 ст. 151 Конституции Испании предусмотрено, что референдум избирательного корпуса соответствующих провинций необходим в качестве одной из стадий процесса выработки и утверждения статута (устава) об автономии объединяющего эти провинции регионального сообщества.

Если в первом случае мы имеем дело с абсолютно обязательным референдумом, то во втором – с относительно обязательным*.

Факультативный референдум – это такой, который можно проводить, а можно и не проводить. Назначение его зависит от усмотрения органа, компетентного назначать референдум, либо от наличия установленной конституцией или законом иной инициативы. Предметом факультативного референдума может стать любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, за исключением вопросов или проектов, вынесение которых на референдум запрещено конституцией или законом.

Факультативный референдум может проводиться по решению парламента, части парламента, главы государства и правительства, части избирательного корпуса, иных органов государства.

По времени проведения: дозаконодательны е и послезаконодательны е, то есть проводиться до рассмотрения законопроекта парламентом или после такого рассмотрения. Дозаконодательные референдумы обычно являются консультативными, а послезаконодательные – ратифицирующими, утверждающими.

По правовым последствиям референдумы могут быть либо консультативными, либо постановляющими Консультативный референдум проводится по законопроекту или какому-либо акту, подготовленному государственным органом, а не в результате народной инициативы. Вместе с тем результат голосования на таком референдуме оказывает сильное моральное воздействие и на парламент, и на правительство, поскольку им трудно противиться воле большинства избирателей. Так, в 1955 году в Швеции на консультативном референдуме был получен отрицательный ответ по поводу перехода на правостороннее движение. И парламент, и правительство в результате не решились ввести новые правила дорожного движения. Только через 12 лет после достижения соглашения между основными политическими партиями страны парламент ввел новые правила.

По месту проведения референдумы могут быть национальными, региональными и местными.

Голосование на референдуме в принципе равное, то есть каждый избиратель имеет такое же число голосов, что и любой другой избиратель, и вес каждого голоса одинаков. Но из этого бывают исключения.

Аналогично с правилами участия в выборах решается в соответствующих странах вопрос о свободном или обязательном участии в референдуме.Голосование, разумеется, тайное с теми же гарантиями, что и на выборах.

Предмет референдума. Это вопрос, подлежащий решению посредством народного голосования. Вообще же ограничения в отношении предмета референдума характерны для многих стран. Так, согласно части второй ст. 75 итальянской Конституции на референдум не выносятся законы о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, об уполномочии на ратификацию международных договоров.

Примечательно, что если в большинстве стран возможность референдума предусматривается для принятия закона, то упомянутая ст. 75 итальянской Конституции допускает референдум лишь для решения вопроса о полной или частичной отмене закона или акта, имеющего силу закона. Такое голосование называется отменительным референдумом или, иначе, народным вето.

Специфическим предметом референдума являются вопросы о роспуске или, наоборот, созыве парламента. Такой предмет встречается нечасто. Конституция Княжества Лихтенштейн 1921 года, принятая под значительным влиянием германской Веймарской конституции 1919 года, в ст. 48 предусматривает возможность такого рода референдумов.

Что касается местных народных голосований, то обычно предметом обязательного референдума являются изменения территориального устройства, иногда финансовые проблемы. В большинстве же случаев местные референдумы факультативны.

Нередко конституции и законы запрещают в течение установленного срока повторное проведение референдума по одному и тому же предмету, особенно если решение на референдуме было принято отрицательное. Например, в Италии, если предложение об отмене закона было на референдуме отклонено, то повторный референдум по этому вопросу возможен не ранее, чем через пять лет.

Полномочие назначать общенациональный референдум принадлежит обычно главе государства или парламенту, а иногда обоим органам. Они делают это либо по своей инициативе, либо по инициативе других управомоченных субъектов: правительства, группы депутатов парламента, региональных органов власти, группы избирателей.

Формула референдума

Первый вид представляет собой обращенный к голосующему вопрос. Голосующего спрашивают, согласен ли он с определенным утверждением, текстом определенного законопроекта, определенным мероприятием и т. п. На этот вопрос голосующий должен ответить «да» или «нет».

Второй вид – это так называемый народный выбор, то есть предложение голосующему двух или более вариантов решения вопроса, один из которых он должен выбрать либо все отклонить. Второй вид формулы не следует смешивать со случаем, когда на референдум вынесено несколько вопросов, по каждому из которых избиратель должен принять отдельное решение. Во избежание такого смешения упомянутый итальянский закон – Положения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...