Отношения депутата с избирателями.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Теория "свободного мандата" - депутат - представитель всего народа и отвечает перед ними своей совестью. Однако во многих освободившихся странах установлен императивный мандати право досрочного отзыва депутата. ВИДЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕПУТАТСКИХ ПОЛНОМОЧИЙ: 1) истечение срока полномочий созыва или досрочный роспуск парламента; 2) лишение депутата его прав по решению парламента либо суда; 3) отставка депутата по личным причинам либо в результате несовместимости некоторых постов (министерства, дипломатическая служба) с депутатскими полномочиями. Такая несовместимость может устанавливаться конституцией или специальными законами. В некоторых странах, в частности в ФРГ, избирательный закон предоставляет конституционному суду право лишать депутатов полномочий в том случае, когда они являются членами запрещенной, "неконституционной" партии.
Тема №45 Место и роль правительства в ЗС В различных странах правительство может иметь различные наименования: совет министров, кабинет, кабинет министров, государственный совет, федеральный совет и т.д. В качестве собирательного используется термин "правительство". Характер деятельности правительства: правительство осуществляет политическое руководство и общее управление делами государства. В деятельности правительства находят свое выражение и практически реализуются общие и существенные интересы государства. Правительство наделено необходимыми властными правами и прерогативами, располагает материальными и финансовыми ресурсами, в его распоряжении – административный и военно-полицейский аппараты. Место правит-ва в системе органов власти определяется прежде всего взаимоотношениями:
-с парламентом (В парлам. Республиках и монархиях, а также в смеш. Республиках прав-во форм. При участии парламента и ответственно перед ним, в през. Республиках прав-во не несет отвественности перед парламентом) -с главой гос-ва (в парл. Республиках и монархиях, а также в смеш республиках глава гос-ва реализует свои полномочия через прав-во, в през. Респуликах прав-во подконтрольно президенту) -с органом конст. Контроля (В каком объеме акты прав-ва подлежат этому контролю) -с партиями (в парл. Респ. И монархиях прав-во зависит от взаимоотн. С представл. В парламенте) Функции правительства (в принципе не входит в вопрос) - главенствующая роль в разработке, формулировании и реализации внутренней и внешней политики; - является высшим административным органом страны; - осуществляет функции общего управления (некоторые юридические ограничения имеются лишь в федеративных государствах в связи с передачей отдельных правомочий в ведение субъектов федерации; - правительство назначает на высшие военные и гражданские посты; - оказывает серьезное воздействие на законодательный процесс; - правительство участвует в ратификационном процессе, обладая обычно исключительным правом внесения в парламент законопроекта о ратификации. Правительство большинства стран, за исключением президентских республик (США и др.) обладает правом законодательной инициативы. Свыше 90% законопроектов, вотируемых парламентом и обретающих форму законов, вносятся правительством. Согласно французской конституции, не утвержденный парламентом в 70-дневный срок финансовый законопроект вводится в действие путем издания ордонанса. В конституции Японии к компетенции правительства относится: "руководство внешней политикой".
Тема №46 Глава правительства
Основные функции главы правительства.
Практически везде все основные полномочия по назначению министров полностью концентрируются в руках главы правительства. Он формирует правительство, нередко определяет компетенцию министров, руководит их деятельностью. Премьер-министр (президент) может определять структуру государственного аппарата не только на уровне кабинета. Одобрение премьер-министра Великобритании требуется при назначении высших чиновников министерств. Среди конституционных прерогатив Президента США – право назначать по совету и с согласия Сената всех гос. должностных лиц, о назначении которых иным путем ничего не говорится в конституции. Функции главы правительства: - помимо руководства деятельностью правительства премьер-министр также несет ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов; - велика роль, которою играет глава правительства в правительственном процессе: в большинстве стран глава правительства обладает правом законодательной инициативы (исключение – США); Особое положение в системе государственных органов подчеркивает усложненная процедура отставки премьер-министра при парламентарной форме правления. Показателен пример ФРГ: выразить федеральному канцлеру недоверие бундестаг может лишь одновременно выбрав ему преемника (конструктивный вотум). В противном случае Бундестаг будет распущен. Возрастанию роли премьера во многом способствует создание специального аппарата, нередко образуемого на внеконституционной основе. Он включает в себя различные органы политического руководства, штаб личных советников и сотрудников, а также различные специальные службы (Совет нац. Безопасности в США., ведомство по охране Конституции в ФРГ). Перечисленный набор полномочий дает основания полагать, что даже при существовании коалиционного правительства, когда тенденция к концентрации власти менее заметна (Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания), глава правительства является политическим руководителем, которому практически всегда принадлежит решающая роль в определении государственной политики.
Тема №47 Состав и структура правительства Правительство –орган исполнительной власти гос-ва, осуществляющий верховное политическое руководство и общее управление делами гос-ва. К числу важнейшем черт правительственной власти относится ее централизация, которая находит свое выражение прежде всего в концентрации властных функций в руках её единоличного главы правительственной власти. Этот процесс происходит при всех формах правления. Парламентские республики и монархии премьер-министр; Президентские республики президент. В различных странах он именуется по разному – федеральный канцлер, председатель совета министров и.т.д Нередко глава правительства называется председателем совета министров (например, в Италии) или председателем правительства (например, в Испании, Чехии). В некоторых странах (например, в Болгарии) главу правительства называют министром-председателем, в германских землях – министром-президентом. Встречаются и специфические наименования, как, например, Федеральный канцлер в Германии и Австрии.
В состав правительства помимо его главы входят обычно гос. министры, министры, министры без портфеля, статс-секретари, а также младшие министры и парламентские секретари. В Фр, Порт ранг гос. министра выше обычного, в Великобр – ниже. В Японии гос министры – все члены прав-ва. Очень редко во главе пр-ва стоят 2 или более министра (Финляндия). Значительно чаще наряду с министром для руководства департаментом назн. статс-секретарь, кот. вып. функции замминистра, либо ведает определенным участком работы. Иногда назначаются министры или статс-секретари при президенте либо при премьер-министре, особенно если последние возглавляют одновременно опред. прав. департаменты. Парламентские секретари включаются в состав прав-ва в сравнительно небольшом числе гос-в (Велик). Их назначение – поддержание контактов и связей с парламентом. В больш-ве зс нет жестко фиксированной структуры и численного состава правительства. Они определяются каждый раз при создании нового прав-ва и его реорганизации. Тенденция – рост числа мин-в и ведомств. В США и Швейцарии лимитированное число министров.
В США 14 мин-в, имеются также 3 военных департамента. Министры называются в США секретарями (кроме Минюста («генеральный атторней») и Минсвязи («генеральный почтмейстер»)). Министерства наз. департаментами. Сущ. нек. форм требования в зак-ве ряда стран, предъявляемые к членам прав-ва. В США, Фр, Норвегии участие в прав-ве несовместимо с осущ парл. мандата. В странах, где решающую роль в формировании прав-ва играет рук-во партии, контролирующей больш-во мест в парламенте, применяется прямо противоположное правило. (Великобритания). Возрастные ограничения встречаются редко – Габон – член прав-ва – 28-55 лет. Персональный отбор членов прав-ва зак-во относит к ведению главы исп власти. Срок полномочий: В презид республике на срок полномочий главы исп власти. В парламентарных странах прав-во остается у власти пока пользуется поддержкой больш-ва в парламенте. В США срок пребывания в должн-ти члена кабинета до 3 лет. В Италии после 2 мировой было больше полусотни прав-в. В през респ смена главы гос-ва ведет к смене прав-ва. В парламентарных странах смена премьер-министра ведет к смене прав-ва.
Тема №48 Компетенция правительства Можно констатировать, что в большинстве конституций компетенция правительства очерчивается самым общим образом. Это дает основание считать, что компетенция правительства, осуществляющего текущее управление страной, охватывает любые вопросы государственной жизни, поскольку они не отнесены к ведению других государственных органов. Конституция может определять компетенцию правительства как такового, но может и выводить ее из компетенции главы правительства. В государствах с парламентарной формой правления правительство на практике осуществляет всю или в подавляющей части компетенцию главы государства, имея подчас и собственные конституционные функции и полномочия. Конечно, нечеткое определение полномочий правительства открывает путь для их необоснованного расширения в практике правительственной деятельности, но с другой стороны, в демократических странах существуют конституционные институты (прежде всего административная юстиция, с которой мы познакомимся в следующей главе), позволяющие удерживать правительственную активность в законных рамках. Для социалистических конституций, как и для ряда демократических, характерно более подробное регулирование компетенции правительств (часто, однако, в виде каталога функций, а не полномочий), и эту традицию унаследовали некоторые постсоциалистические конституции. Естественно, что в федеративных государствах, а также децентрализованных унитарных (Испания, Италия) компетенция правительства укладывается в рамки общегосударственной (федеральной) компетенции.
Обратимся к некоторым конкретным примерам, которые дают представление о способах конституционно-правового регулирования компетенции правительства. Примеры эти во избежание по возможности повторений постараемся брать из опыта тех стран, которые не охватываются Особенной частью учебника, однако сходные или аналогичные конституционно-правовые решения мы обнаружим и в специально изучаемых странах. Типичный пример для парламентарной республики дает Конституция Словакии, которая, определив Правительство как верховный орган исполнительной власти (ст. 108) и не предусмотрев института кон-трасигнатуры при довольно широкой компетенции Президента Республики, предметы ведения Правительства указала лишь в перечне вопросов, решаемых им коллегиально. Согласно ст. 119 «Правительство решает коллегиально: a) о проектах законов, b) о постановлениях Правительства, c) о программе Правительства и ее выполнении, d) о принципиальных мерах по обеспечению экономической и социальной политики Словацкой Республики, e) о проектах государственного бюджета и государственного заключительного отчета (т.е. отчета об исполнении бюджета. – Авт.), f) о международных договорах Словацкой Республики, g) о принципиальных вопросах внутренней и внешней политики, h) о вынесении проекта закона Национального совета Словацкой Республики или иного важного акта на общественное обсуждение, i) об обращении с требованием выражения доверия, j) об амнистии по делам о проступках, k) о назначении и отзыве государственных должностных лиц в установленных законом случаях, l) о прочих вопросах, если это установлено законом».
Тема №49 Парламентская ответственность правительства Парламентская ответственность предполагает солидарную ответственность правительства за проводимый им политических курс и осуществляемую управленческую деятельность. Отказ в доверии должен быть выражен в строгой юридической форме и в большинстве случаев путем применения специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия или принятие резолюции порицания правительства влечет за собой лишь политические последствия, которые сами по себе не могут служить основанием для судебного преследования: - правительство заменяется новым; - досрочный роспуск парламента (нижней палаты) и проведение досрочных парламентских выборов (определенные ограничения: Франция– Нац. собрание не может быть распущено в течении года; ФРГ – бундестаг не распускается, если одновременно с выражением недоверия избран новый федеральный канцлер). Правительство несет: - солидарную ответственность – за политику и решения правительства (в полном составе); - индивидуальную ответственность – за дела своего департамента (каждый министр отдельно). Во многих странах члены правительства назначаются главой государства по предложению премьера – ответственность членов правительства перед его главой – который сам может производить перестановки в кабинете: речь идет о парламентской ответственности премьера, который по законодательству ряда стран наделен исключительным правом постановки вопроса о доверии от имени правительства. Порядок и процедура постановки вопроса о доверии: Инициатива постановки вопроса о доверии может исходить как от правительства, так и от парламентариев. От правительства, как правило – премьер, от парламента – резолюция, которая должна быть мотивированной и которая должна быть подписана группой депутатов (Франция, Италия, Испания – не менее 1/10 части).Нередко депутаты, подписавшие резолюцию порицания, в случае ее неподдержания большинством депутатов, лишаются права предлагать новую в течении данной сессии. Между внесением резолюции и ее постановкой – временной интервал (Франция – 2 суток, Италия – 3, Испания – 5). Для принятия резолюции требуется обычно абсолютное большинство голосов. В ФРГ – конструктивный вотум недоверия – помимо принятия резолюции необходимо избрание абсолютным большинством нового федерального канцлера. При несоблюдении этих условий бундестаг может быть распущен досрочно (1982 г. – единственный случай). Такая же модель – в Испании. Судебная ответственность правительства: Возможность привлечения главы исполнительной власти или члена правительства к судебной ответственности за совершение преступных деяний. Обвинение предъявляется парламентом (нижней палатой). Рассмотрение – юрисдикция верхней палаты (США), конституционного суда (Италия, ФРГ), специально образуемого для этих целей судебного присутствия – Верховный суд во Франции.
Тема №50 Порядок формирования правительства в ЗС Сущ. 2 способа формирования правительства: - Парламентский (в парламентарных монархиях и республиках) – внепарламентский (В презид. И смеш. Республиках, дуалистических монархиях, монократические режимах) Парламентская форма правления Обычно назначается глава правительства – лидер партии большинства и он составляет программу формирование правительства и его деятельности. Процедура формирования предполагает согласование позиций различных партий по кандидатурам. Парламентская инвеститура (утверждение) дается либо нижней палатой (Великобритания), либо обеими палатами (Италия). Только после инвеституры производится окончательное назначение правительства актом главы государства. В ряде стран (ФРГ, Япония, Швеция) глава правительства формально избирается парламентом (нижней палатой), иногда по представлению главы государства (ФРГ). В Швейцарии федеральный совет – 7 человек избирается на заседании обоих палат фед. Собрания. Определенная специфика в странах со смешанной формой правления (Франция). По представлению премьера, назначенного президентом, все министры также назначаются главой государства. В условиях совп. Президентского и парлам. Болшинства вопрос решает глава гос-ва. Если поддержка парл. Большинстовм отсутствует, то президент отдает право форм. Прав-во лидеру победивш. Партии. 1986 год – первый случай в практике Франции, когда парламент не поддержал президента. Однако президент сохранил за собой право выбора премьера и активно вмешался в подбор кандидатов на ведущие министерские должности. Внепарламентский способ образования правительства (президентские республики, монократические режимы, дуалистические монархии). Глава государства является сам носителем правительственной власти. Он подбирает, назначает и увольняет членов кабинета. В США члены правительства назначаются президентом по совету и с согласия сената (верхней палаты).
Тема №51 Конституционно-правовые методы организации судебной власти
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ. Судебная власть - одна из трех самостоятельных властей, призванная следить за соблюдением конституционных норм, разрешением споров и улаживанием социальных конфликтов. Одним из важнейших элементов судебной власти является деятельность судов. Суды занимают важнейшее место в системе правоохранительных органов. они пользуются большой самостоятельностью по отношению к другим государственным учреждениям, механизм их деятельности усложнен, его отличает значительная связанность нормами права. Существует ряд конституционно-правовых принципов организации и деятельности суда в зарубежных странах: 1.Равенство граждан перед законом и судом (ст.2 конституции Франции: "республика обеспечивает равенство перед законом всех граждан, независимо от происхождения, расы или религии."). 2.Независимость _судей, их подчинение только закону. Этот принцип закреплен в ст.101 конституции Италии и ст.97 (1 абз.) основного закона ФРГ. 3.Несменяемость _судей. Конституция США в статье 3 раздела 1 провозглашает, что судьи федеральных судов "сохраняют свои должности до тех пор, пока их поведение является безупречным." 4.Гласность судопроизводства. 5.Участие _представителей _народа в отправлении правосудия. Ст.125 Конституции Испании: "граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия через институт присяжных в процессах по уголовным делам." 6.Обеспечение гражданам права на защиту их интересов в суде. Ст.37 Конституции Японии: "обвиняемому по уголовному делу предоставляется полная возможность опроса всех свидетелей, он имеет право на вызов всех свидетелей..., может обратиться к помощи квалифицированного адвоката..." Судебная власть также призвана следить самым строгим способом за соблюдением принципов законности как непременного элемента любого цивилизованного демократического общества. Законность подразумевает: 1.Верховенство конституции и законов. Этот принцип, обеспечивая строгую соподчиненность различных элементов правовой системы, их производность от демократических начал основного закона, исключает возможность и формальной и фактической манипуляции подзаконными актами конституционных и законодательных положений, в том числе гарантирующих права и свободы человека. 2.Конституционное закрепление компетенции государственных органов, основных начал системы правосудия. 3.Равенство перед законом и судом. Этот демократический принцип распространяется не только на граждан и частных лиц, но и на государственные органы и их служащих. 4.Конституционная гарантия от произвольного лишения свободы. 5.Принцип _признания _правосудия _высшей _юридической _гарантией законности. Он включает в себя конституционное требование осуществления правосудия только судом, независимость суда, действие презумпции невиновности, право обвиняемого на защиту.
Тема №52 МСУ
Местным (или муниципальным управлением) именуется управление делами, главным образом, местного значения, осуществляемое выборными органами, которые уполномочены представлять население той или иной административно-территориальной едиицы, и их административным аппаратом. Эти органы состоят из выборных муниципальных советов, и исполнительного аппарата. Эти выборы регулируются специальными законами, которые как правило издаются в самом субъекте. В странах с давними демократич. традициями установлен принцип всоебщего избирательного права, но он нарушается различными цензами, - недопускаются должники, мало женщин, молодежи, ценз оседлости и др. Порядок выдвижения кандидатов, определение избирательных округов, и подсчет голосов в различных странах, и даже в пределах одной страны, нарпимер в США, отличается большим разнообразием. Самый распространенный способ выдвижение кандидатов – представление петиций, подписанных определенным числом избирателей. Так же – Праймериз – т.е. местные первичны выборы. Округа могут быть одномандатные, многомандатные, или вся территория может составлять многомандатный избирательный округ. Во Франции например: при населении менее 3500 чел., выборы проходят по мажоритарной системе, а если более то по мажоритарной и пропорциональной. Генеральные советы департаментов избираются по мажоритарной системе в два тура голосования в пределах своего избирательного округа – кантона. Региональные советы – избираются на основе всеобщего и прямого избирательного права по списку в один тур по системе пропорционального представительства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|