Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права человека в Древней Греции, Древнем Риме и в период средневековья




Учреждение «Университет «Туран»

   
    УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры юриспруденции и международного права учреждения «Университет «Туран» Протокол № __ от «___»______ 2012 г. Заведующий (ая) кафедрой ___________________Амиров Н.К..  

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС-КОНТЕНТ

(ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ, ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ И РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

«ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

Специальность: 5В030100 «юриспруденция»

По дисциплине: Защита прав человека

Автор: Жанузакова Л.Т., д.ю.н., профессор кафедрыюЮриспруденции и международного права университета «Туран»,

Технология обучения: кредитная

Форма обучения: очное/заочное

Языковое отделение: русское

Система оценки знаний студентов: рейтинговая

Алматы - 2012

[gl]ВВЕДЕНИЕ[:]

Данный учебный материал по курсу “Конституционное право Республики Казахстан” предназначен студентам очной и заочной формы обучения, составлен из расчета часов дневного отделения и соответствует типовой программе, утвержденной Министерством образования и науки РК.

Защита прав человека – спецкурс, имеющий комплексный характер, так как его предметом является система общественных отношений, возникающих в процессе правозащитной деятельности суда, прокуратуры, Уполномоченного по правам человека, Комиссии по правам человека и других органов в Республике Казахстан и зарубежных странах, а также международных институтов по правам человека. Поэтому изучение данного дисциплины построено на стыке рассмотрения проблем взаимоотношений личности и государства в теории государства и права, институтов конституционного права Республики Казахстан и зарубежных стран, административного права, международного публичного права, организации и деятельности правоохранительных органов и судов.

Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, углубляют представления об основных правах и свободах человека в Казахстане и за рубежом, деятельности государственных и общественных институтов по их обеспечению и защите, а также дают навыки для их практического применения в будущей профессиональной деятельности студентов. .[kgl]

[gl]Тема № 1. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ[:]

Цель лекции: Рассмотреть взгляды выдающихся мыслителей прошлого по проблемам прав человека

Понятие и генезис прав человека

Права человека органично вплетены в социальную дея­тельность людей, их общественные отношения, являются нормативной формой их взаимодействия, упорядочения связей. Современ­ный каталог прав человека, зафиксированный в международ­но-правовых документах и конституциях правовых госу­дарств, — результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, которые стали нормой современного де­мократического общества.

Правила поведения в первобытном обществе концентрировали стихийно складывавши­еся представления о полезном и вредном для рода или племени, содержали в зача­точном состоянии представления о добре и зле, предусматривали правила взаимопомощи. Разделение на право и обязанность, право и религию в этих нормах не было.

В рабовладельческом государстве полисная демократия породила первые ростки явления, которые могут быть названы «правами человека». В период средневековья, несмотря на царившие ограничения свободы, сослов­ную иерархию, возникают попытки ограничить права монархии, соеди­нить ее с сословным представительством. Великая хартия вольностей 1215 г. предусматривала возможность применения наказания свободных не иначе как по законному приговору равных и по закону страны. Даль­нейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился Хабеас корпус акт 1678 г., который ввел понятие "надлежащая процедура", установил гарантии неприкосновенности личности.

Последующее развитие идеалов свободы и прав человека, воплотившееся в великих исторических документах, получило развитие в таких документах, как Дек­ларация независимости США 1776 г., Конституция США 1787 г. французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Права человека в Древней Греции, Древнем Риме и в период средневековья

Древнегреческие воззрения о правах человека сформиро­вались в русле мифологических представлений о том, что полис и его законы опираются на божественную справедли­вость. Афинский государственный деятель Солон уничтожил долго­вое рабство и ввел в Афинах умеренную цензовую демократию. Пифагор и его последователи распространили представления о реформировании жизни людей в соответствии с выводами философии о полисе, справедливости и "надлежащей мере" в человеческих взаимоотношениях. Сократ, говоря о необходимости соблюдения всеми разумных и справедливых законов полиса, утверждал, что только на этом пути достижима свобода человека.

Платон разработал проект идеального государства, где отсутствуют частная собственность и деление людей на свободных и рабов. Эти положения были развиты в учении Аристотеля о двух видах спра­ведливости. Распределяющая справедливость — это проявление спра­ведливости при распределении всего того (власти, почести, вып­лат и т. п.), что может быть разделено между членами обще­ства, пропорционально их вкладу или взносу в общее дело. Уравнивающая справедливость действует в сфере обмена и применяется в области гражданско-правовых сделок, возмещения вреда, пре­ступления и наказания. В уравнивающей справедливости имеется в виду ариф­метическое равенство.

Политическое право Аристотель делит на естественное и волеустановленное (позитивное) право. Причем право в целом и пра­ва индивида воз­можны только в государстве для свободнорожденных и равных граждан.

В концепции Эпикура законы, соответствующие справедливости, выступают как публичная гарантия свободы, безопасности и автономии индивида.

Усилиями римских стоиков идея свободы и равенства всех людей была распространена на всех представителей человеческого рода как сограждан единого космополитического государства. Сенека наиболее пос­ледовательно отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей. Эпиктет, отстаивавший принцип: "Чего не желаешь себе, не желай и другим", использовал его для критики рабства. Марк Аврелий развивал представление о государстве с равным для всех законом, признающим равноправие и свободу подданных.

В основе права, согласно Цицерону, лежит присущая природе справедливость. Последняя трактуется им как вечное, неизменное свойство природы и ее значение состоит в правовом равенстве людей, а не в уравнивании их имущественного положения.

Римские юристы Ульпиниан, Гай, Цельс разработали положения о субъек­те права, о правовых статусах людей, о свободе людей по есте­ственному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т. д.

Античные идеи свободы и равенства людей были воспри­няты и развиты светскими и религиозными мыслителями сред­невековья. Ряд средневековых мыслителей (М. Падуанский, Г. Брэктон и др.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом.

Новое звучание античные идеи естественно- правового равенства и свободы людей получили в христианстве. Со­гласно христианству, все люди равны как "дети Божии". Фома Аквинский утверждал, что цель государства — это "общее бла­го" его членов, обеспечение условий для их разумной и дос­тойной жизни. Он противопоставлял политичес­кую монархию тирании и обосновывал право народа на свержение тирани­ческого строя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...