Особенности гражданского, административного и уголовного судопроизводства
Гражданский процесс реализуется в трех видах гражданского судопроизводства — исковом, производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений, и особом производстве. Для него в целом характерно применение принципа диспозитивности, который означает возможность лица самостоятельно, по собственному усмотрению располагать своими субъективными правами. Чтобы облегчить гражданам обращение в суд за защитой, законодатель во многих случаях освобождает их от уплаты госпошлины и возмещения других судебных издержек, связанных с рассмотрением жалобы. От уплаты судебных расходов в доход государства освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы и другим требованиям, связанным с трудовой деятельностью; по искам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем и пр. Административное судопроизводство можно рассматривать в двух аспектах: 1) как деятельность суда по применению властных, принудительных мер (административных санкций) к гражданам, виновным в совершении административных деликтов; 2) как деятельность суда по рассмотрению жалоб граждан на действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающих их права и свободы. Это реальный судебный контроль за действиями (бездействием) чиновников, причем инициированный гражданами или их представителями. В настоящее время в Казахстане созданы специализированные административные суды, рассматривающие подобные категории дел. В уголовном судопроизводстве доминирует принциппубличности, требующий от органов уголовного преследования возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, изобличению виновных и их наказанию.
Однако дела частного и частно-публичного обвинения могут быть возбуждены только при поступлении жалобы гражданина. В делах частного обвинения важнейшая задача суда — примирить потерпевшего с обвиняемым, прекратить производство и тем самым сделать излишним вмешательство государственных институтов в личную жизнь граждан. Дела частно-публичного обвинения тоже возбуждаются лишь при наличии жалобы потерпевшего, но в дальнейшем не могут быть прекращены за примирением сторон. Это продиктовано необходимостью оградить человека от неизбежной огласки совершенного над ним насилия, если начнется судебный процесс. [kgl]
[gl]Тема 11. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ[:] Цель лекции: Выявить институциональные механизмы защиты прав личности в зарубежных странах. Формы защиты прав человека при осуществлении конституционного контроля Наиболее эффективным институтом судебной защиты прав человека в современном демократическом государстве является конституционный контроль. Он возложен на специализированные конституционные суды или квазисудебные органы. Абстрактный контроль предусматривает возможность подачи в конституционный суд запроса о конституционности принятых законов и других нормативных актов независимо от их применения в конкретных правоотношениях. Цель этого вида контроля — соблюдение законодателем положений Конституции, регулирующих права и свободы человека в процессе принятия нормативно-правовых актов. Конкретный контроль предусматривает, что вопрос о конституционности подлежащего применению закона рассматривается и решается только в связи с конкретным судебным разбирательством. Общие суды могут только ставить этот вопрос перед конституционным судом в виде запроса в связи с рассмотрением конкретного судебного дела.
Конституционный контроль осуществляется и в форме рассмотрения индивидуальной (коллективной) жалобы. Основными условиями и требованиями подачи и приема индивидуальных жалоб к рассмотрению в большинстве стран считаются следующие: 1) должны быть исчерпаны все доступные средства правовой защиты; 2) затронутый в жалобе вопрос должен иметь принципиально важное конституционно-правовое значение; 3) жалоба должна быть убедительно обоснованной; 4) жалоба не может быть заведомо бесперспективной. Институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан особое место занимает институт омбудсмана. Популярность и авторитет данного института объясняются его демократическими чертами: независимым положением в системе государственных органов; несменяемостью в течение срока полномочий; правом законодательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; отсутствием формализованных процедур разбирательства жалоб и обращений; бесплатностью оказания гражданам помощи и т. д. Иногда омбудсман действует лишь в определенных сферах общественной жизни (по вопросам обороны, национальным языкам, информации, вопросам социального обеспечения, трудовых отношений, равноправия женщин и мужчин и т.д. Омбудсман рассматривает жалобы граждан на нарушения их конституционных прав, а также проводит расследования по собственной инициативе. Он вправе: предпринимать действия для исправления причиненного вреда, включая организацию переговоров между сторонами; обращаться с докладами к вышестоящим должностным лицам, к органам уголовного обвинения; начать процесс в суде; при помощи органов обвинения расследовать факты коррупции и присвоения публичных денежных средств; выступать с инициативой о пересмотре устаревших законов; вызывать необходимых лиц, вести допрос любого лица, требовать отлюбых лиц сотрудничества и использования их знаний при расследовании; запрашивать и получать информацию из любых источников.
Акты и решения омбудсмана не обладают обязательной юридической силой и основываются, главным образом, на его авторитете, сложившихся традициях. Вместе с тем омбудсман обязан ежегодно представлять доклады парламенту, последний вправе принять соответствующие меры к нарушителям закона. Во многих странах он обладает правом законодательной инициативы, наделен правом подавать жалобы в конституционный суд. Право на петицию Термин "петиция" охватывает такие ее разновидности, как обращение, заявление, ходатайство, требование (жалоба). Все они обеспечивают определенную деятельность государственных органов в области защиты прав и свобод человека и гражданина, информируют публичную власть о сложившемся понимании какой-либо общественно значимой проблемы или интереса. В большинстве стран петиции к публичным властям трактуются как форма реализации участия граждан в делах общества и государства, влияния отдельных лиц или коллективов на процесс принятия политических и правовых решений. Петиции направляются в парламент, любой государственный орган, омбудсману и т.д. Они могут быть индивидуальными и коллективными. Право петиции служит своеобразным средством контроля над государством со стороны граждан и способом защиты их прав и свобод от незаконного вмешательства и посягательства со стороны государства, его органов и должностных лиц. Данное право не ограничено законом ни по содержанию, ни по срокам подачи и может использоваться одновременно с другими средствами защиты прав и свобод. 11.4 Процедура "хабеас корпус" Защита основных прав и свобод человека может осуществляться с помощью специальных процессуальных правил и процедур, одной из которых является "хабеас корпус". Она была введена в Англии Законом 1679 г. — Habeas Соrриs Асt. Согласно Закону каждый задержанный или арестованный, а также и тот, кому было отказано в освобождении под залог, имеет право обратиться в суд с просьбой осуществить производство на основе "хабеас корпус". В соответствии с заявлением судья адресует требование учреждению, в котором находится задержанный, доставить его в течение 24 часов в суд с тем, чтобы проверить законность задержания или ареста. Если суд принимает решение о необоснованности задержания, ареста или заключения, лицо, подвергшееся этим санкциям, должно быть немедленно освобождено. Лицо, выпущенное на свободу в порядке производства на основе "хабеас корпус", не может быть вторично задержано, арестовано или подвергнуто заключению по тем же основаниям.
Процедура «ампаро» В испаноязычных государствах специальным средством защиты прав граждан органами конституционной юстиции является процедура «ампаро», введенная в мексиканское право Конституцией 1875 г. Она используется не только для возмещения ущерба, причиненного конституционным правам, но и для оспаривания незаконных действий органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющих другие права личности. К условиям применения данной процедуры отнесены требования об исчерпании других средств правовой защиты, возлагаемое на истца бремя доказывания факта «прямого и непосредственного ущерба» его личности, наносимого последствиями решения того или иного государственного органа или должностного лица. Признанное неконституционным решение или же нормативное положение, реализуемое через механизм этого решения, считаются ничтожными только с момента признания их таковыми в судебном порядке, а судебное постановление о возмещении ущерба, нанесенного правам индивида, распространяется только на стороны в конкретной судебной тяжбе. Административная юстиция Административная юстиция — самостоятельная система специальных органов судебной власти, осуществляющих контроль в сфере государственного управления, а также защиту субъективных прав граждан в случае их нарушения незаконными действиями (бездействием) или решениями администрации. Основной целью административной юстиции является урегулирование конфликтов между гражданами и органами государственного управления. Исторически в западных странах сложились две основные системы (модели) административной юстиции: континентальная (немецко-французская) и англо-американская (англосаксонская). Особенностью первой модели является наличие специализированных судов, которые отделены от общей судебной системы. Здесь существует правило об универсальной подведомственности: в орган административной юстиции подается любая жалоба, связанная с незаконной деятельностью органов управления, независимо от сферы общественных отношений, к которой она относится. Для второй характерно отсутствие специальных органов административной юстиции, а также наделение судов общей юрисдикции широкой компетенцией по разрешению административно-правовых споров. Административные трибуналы, создаваемые в США и Великобритании в конкретных сферах, имеют достаточно узкую специализацию (например, разрешение конфликтов, связанных с проблемами здравоохранения, занятости, деятельности полицейских органов и др.). [kgl]
[gl]Тема 12. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА[:] Цель лекции: Рассмотреть основные международные документы в области прав человека и международные механизмы их защиты
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|