Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребность в структурировании времени




Скука в течение длительного времени аналогично недостаточным контактам

ускоряет эмоциональную и физическую деградацию. Чтобы избежать тяжести

скуки, люди стараются как-то занять свое время. Кто из родителей не слышал,

как скучающий ребенок хнычет: "Мама, что мне теперь делать?" Какая

супружеская пара не размышляла: "Как мы проведем эти выходные?"

Люди структурируют свое время шестью различными способами. Иногда они

отдаляются от людей; иногда участвуют в ритуалах и развлечениях; иногда

играют в психологические игры; иногда работают вместе и временами переживают

моменты искренности.

Отдаление

Люди сами могут отдаляться от других, либо отдаляясь физически, либо

психологически, погружаясь в собственные фантазии. Отдаление может

происходить в любом из трех состояний Я.

Иногда отдаление -- это результат рационального решения Взрослого.

Человек нуждается в том, чтобы побыть одному, расслабиться, обдумать свои

мысли, взять себя в руки и собраться с силами. Даже уход в собственные

фантазии часто бывает разумным. Хорошая фантазия может быть лучшим

проведением времени, чем прослушивание плохой лекции.

Отдаление иногда основано на подражании родителям. В этом случае

личность повторяет поведение своих родителей. Например, муж, поссорившийся с

женой, может отдалиться от нее, как это делал его отец, когда мать была

рассержена чем-либо. Он может выйти из дома, пойти в магазин, наконец,

отправиться спать или просто "выключить" жену, то есть не слушать, что она

ему говорит.

Типы отдаления могут также исходить из состояния Я Ребенка. Они часто

воспроизводят детские типы адаптации, вызванные потребностью в самозащите от

боли и конфликтов. Они могут также быть результатом научения. Ребенок

приучен "идти в свою комнату, закрыть дверь и не выходить, пока на его лице

не будет улыбки", то есть приучен отдаляться физически или психологически,

скрывая истинные чувства за натянутой улыбкой.

Психологическое отдаление часто происходит, когда человек погружается в

свои фантазии. Эти фантазии могут представлять запретные желания или

оскорбления, творческие размышления или привычные страхи и ожидание

несчастий. Каждый время от времени удаляется в мир фантазий. Кто не

представлял себе всех тех ужасных вещей, о которых "мог бы" рассказать? Кто

не имел воображаемых, запретных желаний?

Ритуалы

Ритуальные трансакции представляют собой простые и стереотипные

дополнительные трансакции, подобные каждодневным "Добрый день" и "До

свидания". Когда кто-то говорит: "Доброе утро, как поживаете?", он в

большинстве случаев не интересуется здоровьем и чувствами другого, а ожидает

от него услышать: "Отлично, а как Вы?" Этот обмен репликами нужен обоим для

поддержания контактов.

Многие ритуалы этого типа служат "смазкой" для облегчения социальных

взаимодействий. Они дают возможность встречаться незнакомым людям, экономят

время на выяснение, кто должен проходить первым, кого обслуживать первым и

т.д. Некоторые культуры, религиозные общины, политические партии, тайные

ордена и общественные клубы структурируют значительную часть времени

высокоритуализированными образцами поведения. Другие группы, менее

структурированные, используют свое время иначе. Для многих людей ритуалы

становятся стилем жизни. Хотя свадебная церемония давно закончена, брак

может продолжать оставаться лишь рядом ритуальных трансакций, состоящих

главным образом из исполнения ролей, избегания реального смысла и

искренности, но все же поддерживающих минимум контактов.

Развлечения

Трансакции развлечения -- это такие трансакции, которые используются

для того, чтобы проводить время, беседуя друг с другом на нейтральные темы,

например о погоде. Кто не наблюдал пожилых людей, сидящих на скамейке в

парке и горячо обсуждающих политику? "Правительство должно положить конец

этим беспорядкам!.." Кто не слышал, как родители проводят время, делясь

общими проблемами: "Ну и ужасные же нынче дети. То, как они..." В обоих

случаях собеседники могут обмениваться одинаковыми мнениями в полной

независимости от фактов и каждую минуту получать от этого удовольствие.

Трансакции развлечения являются относительно надежными, такой

поверхностный обмен мнениями часто используется малознакомыми людьми.

Например, никого не удивит, если мужчины на званом вечере проводят время,

беседуя о машинах, спорте или курсе акций, в то время как женщины говорят о

кулинарных рецептах, детях или нарядах.

Развлечения, так же как и ритуалы, являются способом благопристойного

совместного времяпрепровождения, не требующим глубокого уровня переживаний.

Они дают возможность людям "перехитрить" друг друга и избежать дальнейшего

вовлечения в игры, деятельность или искренние отношения.

Игры

Одним из достоинств психологических игр является то, что они

структурируют время. Некоторые игры структурируют всего пять минут времени.

Например, машинистке, которая играет в игру "Пятно", требуется несколько

минут, чтобы указать шефу, что он всегда забывает ставить "s" в глаголах

третьего лица единственного числа или часто неправильно пишет слово

"участвовать".

Другие игры, такие, как "Должник", структурируют всю жизнь. Например,

когда молодожены играют в эту игру, они сильно задалживают за мебель,

машину, яхту и тд. Всю жизнь, сколько бы они ни зарабатывали, они всегда

будут должны. С каждым повышением жалованья они делают еще большие долги --

за новый дом, две машины и т.д. Когда в игру "Должник" играют на более

"суровом" уровне, она может довести до банкротства или тюрьмы.

Деятельность

Деятельность -- это еще один способ структурирования времени, который

связан с окружающей действительностью и обычно воспринимается как работа,

побуждающая что-либо делать. Деятельность -- это то, что люди хотят делать

-- или необходимо делать -- одному или вместе с другими:

заседать в комиссии

конструировать станок

полоть огород

организовывать выборы

диктовать письмо

строить дом

чертить подробный план

играть в оркестре

готовить проект

отвечать по телефону

варить суп

разгружать корабль

шить платье

строить мосты

Когда какая-либо из перечисленных выше или другая, придающая смысл

времени, деятельность заканчивается, человек часто ощущает пустоту,

беспокойство или бесполезность. Это особенно остро осознается, когда

деятельность, структурирующая время, такая, как уход за детьми, учеба в

школе, работа, резко подходит к концу.

Многие матери, которые полностью отдают все свое время детям и домашней

работе, испытывают скуку и чувство неполноценности, когда их дети вырастали

и оставляют родительский дом. Подобным же образом отец, который всю жизнь

посвятил тому, чтобы быть кормильцем семьи, может ощущать скуку и свою

бесполезность после выхода на пенсию.

В процессе деятельности могут возникать различные пути структурирования

времени -- ритуалы, игры и даже временами моменты искренности. Например,

начальники могут играть на работе в игру "Замученный Исполнитель", отвечая

"да" на такое количество запросов, что окончательно выбиваются из сил. Между

тем они так же изнуряют и перегружают работой своих секретарей. Когда эти

мистеры или миссис Замученные покидают кабинет, их секретари могут

переключиться от печатания на машинке к общему развлечению "Разве Это Не

Ужасно". "Ну и боссГоворит "да" каждому, а мы получаем массу сверхурочной

работы. Разве это не ужасно". Когда босс возвращается в кабинет, они могут

снова переключиться на работу, или сделать ритуальный перерыв на кофе, или

погрузиться в свои фантазии, вероятно сердитые, или начать психологическую

игру.

Искренность

На более глубоком уровне человеческих отношений, чем ритуалы,

развлечения, игры и деятельность, находится способность к искренности,

которая имеется у любого человека. Искренность свободна от игр и

эксплуатации. Но она возникает в редкие моменты человеческих

взаимоотношений, вызывая чувство нежности, понимания и привязанности. Это

воздействие не имеет ничего общего с тем волнением, которое человек может

ощутить, взглянув на стройные ноги или широкие плечи. Искренность включает в

себя подлинный интерес к человеку.

Люди могут жить или работать вместе многие годы, но так никогда

по-настоящему не "видеть" или не "слышать" друг друга. Тем не менее иногда

бывают моменты, когда один вдруг "увидит" другого -- увидит его

выразительность, разносторонность, несхожесть с остальными. Он также может

"услышать" его впервые -- услышать все его сообщения, словесные и

невербальные, эмоциональные и действительные.

Чувство искренности может возникнуть в компании или при продолжительной

дружбе, на работе или в супружеских отношениях.

Во время концерта человек встречается взглядом с незнакомым ему

человеком. В этот момент они оба, ощущая себя во власти искусства, улыбаются

друг другу и переживают момент искренности.

Муж и жена, занимаясь прополкой огорода, переживают чувство близости,

которое самопроизвольно побуждает их к физической близости, выражающей их

привязанность друг к другу.

Отец видит заплаканное лицо сына, который только что похоронил свою

любимую собаку. Он обнимает его и говорит: "Тяжело терять настоящего друга".

Мальчик чувствует поддержку отца, разделяющего его горе. В этот момент они

по-настоящему близки.

Два сотрудника работают вместе несколько недель над важным проектом для

фирмы. Один из них представляет его руководству, но проект отклоняется.

Когда он возвращается, его коллега смотрит на него и без слов понимает, что

произошло, оба испытывают чувство разочарования.

Любая деятельность -- посещение концерта, прополка огорода, похороны

собаки или работа над проектом -- служит контекстом, в котором может

возникнуть искренность. Однако в современной жизни это происходит крайне

редко. Люди, стесненные тем или иным образом, часто устремляются в

"психологическое" пространство. Они могут отдалиться от других или

обратиться к ритуальной жизни, используя технику "сохранения дистанции".

Даже тесно прижатые друг к другу на переполненном эскалаторе или в поезде

люди притворяются, что не видят друг друга.

Искренность часто бывает пугающей, потому что содержит в себе риск.

Откровенные человеческие взаимоотношения уязвимы, и, конечно, много легче

просто проводить время или играть в психологические игры, чем рисковать

оказаться любимым или отвергнутым.

Подавленная способность к искренности может быть восстановлена. Через

активизацию Взрослого люди могут изменяться, невзирая на свой прежний

жизненный опыт. Восстановление способности к искренности является главной

целью трансакционного анализа, эта способность -- одна из черт независимой

личности. Выигрывающие рискуют быть искренними (11).

Резюме

Каждому младенцу для того, чтобы нормально расти, необходимы контакты.

Положительные контакты поощряют детей вырастать Выигрывающими, которыми они

и рождены быть. Пренебрежение формирует Проигрывающих. Детей, которых

игнорировали или которые имели отрицательные контакты, поощряют становиться

Проигрывающими. Если не вмешаться в этот процесс и не бороться со сценарием

Проигрывающего, то такие люди будут стремиться делать Проигрывающими и

других.

Ваше душевное и физическое здоровье, вероятно, зависит от того, каким

образом с Вами контактировали и Вас признавали. Если у Вас имеется

отрицательный опыт в этой области и Вы хотите расширить свои способности, то

никогда не поздно начать учиться этому.

Обучение тому, как изменить старые привычки проявления пренебрежения,

не всегда дается легко. Тем не менее люди способны осознать, как они

пренебрегают собой и остальными, и развивать новый стиль поведения. Вместо

того чтобы давать пренебрежительные оценки, они могут сознательно

активизировать свое состояние Взрослого, чтобы сдерживать деструктивные

замечания и поведение. Они могут фильтровать через состояние Я Взрослого то,

что они выбирали из состояния Я Родителя и Ребенка. Вместо пренебрежения они

могут создавать положительные контакты с окружающими. Они принимают

ответственность за свое поведение.

Родителям, которые пытаются добиться таких изменений, обычно требуется

больше данных Взрослого. Они нуждаются в психологической помощи (12). Им

необходимо изучать развитие детей, наблюдать родителей, чьи воспитательные

методы действуют более успешно, работать над трансакциями, которые служат

для поддержания детей.

Когда люди принимают решение поступать таким образом, они разговаривают

открыто, их сообщения становятся более соответствующими ситуации -- ясными,

содержательными, прямыми и уместными. Когда маленькая девочка спрашивает,

может ли она надеть новое платье, родители отвечают ей "да" или "нет" и

рационально объясняют почему. Когда жена спрашивает мужа, когда он вернется

домой, он отвечает ей то, что ему известно об этом.

Время структурируется в процессе получения, передачи и избегания

контактов. Отдаление -- один из путей избегания контактов. Ритуалы и

развлечения предусматривают минимальные контакты на поверхностном уровне.

Игры также являются источником контактов -- часто отрицательных.

Деятельность и искренность, дающие положительные контакты, отличают

Выигрывающих.

Упражнения

1. Вы и контакты

Чтобы лучше осознать тип Ваших контактов, вспомните, как Вы провели

последние сорок восемь часов. Оцените Ваши способности давать и принимать

контакты.

* С кем Вы контактировали? Как Вы контактировали? Положительно?

Отрицательно?

* Избегали ли Вы контактов с кем-либо? Почему? Хотели ли Вы контактов с

кем-либо? Почему?

* Кто контактировал с Вами? Как они контактировали? Положительно?

Отрицательно?

* Избегали ли Вы чьего-либо желания контактировать с Вами? Почему?

Хотели ли Вы, чтобы кто-либо контактировал с Вами?

Теперь представьте себе континуум потребностей в контактах, один конец

которого соответствует полному избеганию контактов, а второй -- полному и

непрерывному стремлению к контактам. Где Вы расположите себя на этом

континууме? Где Вы хотели бы быть расположены? (см. рис 23)

 

Теперь, используя континуум потребностей в контактах, оцените частоту

Ваших контактов, их напряженность, искренность (см. рис. 24).

 

Можете ли Вы установить связь между нынешним стилем Ваших контактов и

Вашим детским опытом? Если Вы не можете вспомнить, как и где с Вами

контактировали в детстве, то следующие упражнения помогут Вам.

* Нарисуйте очертания Вашего тела спереди и сзади. Раскрасьте красным

цветом те участки, к которым другие прикасаются чаще всего, розовым -- к

которым прикасаются менее часто, зеленым -- редко и голубым -- к которым

никогда не прикасаются. Те участки, где контакты отрицательны, заштрихуйте

сверху черными линиями (13).

* Изучите Ваш "портрет контактов". Попытайтесь заново испытать свои

старые чувства. Нет ли у Вас барьера, который мешает пережить эти чувства?

Теперь попробуйте выполнить одно из упражнений Бернарда Гантера по

сенсорному осознанию.

* Согните пальцы в суставах и начните постукивать ими по макушке

головы; энергичные сильные удары напоминают падающий дождь (в течение

пятнадцати -- двадцати секунд каждый участок). Затем двигайтесь вокруг ушей

далее через лоб. Теперь, снова обстукивая всю голову, особенно тщательно

выполняйте задание там, где Вы чувствуете в этом потребность; постепенно

снижайте интенсивность ударов. Опустите руки, закройте глаза и прислушайтесь

к ощущениям Вашей головы и затем медленно откройте глаза (14).

Следующее упражнение предназначено для тех, кто боится контакта.

* Вспомните какой-нибудь тип контакта, который бы Вы хотели изменить.

Что бы Вы делали теперь? Что бы Вы хотели уметь делать?

* Представьте себя делающим что-то необычное для Вас. Вообразите себя в

различных ситуациях контактирующим таким образом, как Вам этого хотелось бы.

* Теперь, проникнув в свои фантазии, спросите се-0л; "В каких ситуациях

я поступил правильно?"

* Вообразите себя повторяющим это несколько раз. Обратите внимание на

других людей. Обратите внимание на свои контакты.

* Когда Вы почувствуете достаточную уверенность в себе, попробуйте

осуществить эти контакты с реальными людьми.

2. Вы и признание

Чтобы осознать Ваши образцы признания, вернитесь к упражнению 1.

Замените слово "контакт" словом "признание".

Оцените свою потребность в признании на континууме, приведенном ниже

(см. рис. 25).

 

Теперь оцените Ваши способности признавать других (см. рис. 26).

 

* Удовлетворены ли Вы тем, где Вы расположены на этих континуумах? Если

нет, то что Вы хотели бы изменить?

Теперь вспомните, какой вид признания Вы получили в детстве. Вы уверены

в том, что Ваши родители проявили его достаточным образом? Было ли оно

положительным или отрицательным?

* Как они хвалили или критиковали Вас? Какие слова при этом

использовали?

* Какие невербальные сообщения признания Вы получали? Были ли среди них

какие-либо особые семейные знаки: показать рукой "о'кей", покрутить пальцем

у виска -- "сумасшедший", погрозить пальцем "нет, нет", поднести к лицу

кулак?

Рассмотрите Ваши нынешние типы признания.

* Не подражаете ли Вы Вашим родителям в типах признания своих детей,

друзей или сослуживцев?

* Какие типы признания Вы успешно изменили?

* Есть ли кто-нибудь в Вашей жизни теперь -- супруг/супруга, босс,

друг, -- кто выказывает Вам тот же тип признания, положительный или

отрицательный, который выказывали Вам Ваши родители?

3. Вы и структурирование времени

* Что говорили Ваши родители о времени? Использовали ли они фразы: "Ты

живешь только раз", "Веселись, пока можешь", "Не трать зря свое время", "Ты

что, так и собираешься весь день дома сидеть? Пойди пройдись" или "Отдохни,

милый, завтра будет снова день".

* Как они использовали свое собственное время?

* Существует ли какое-либо словесное или невербальное сообщение о

времени, которое и сейчас влияет на Вас? Вы чувствуете себя энергичным,

ленивым, беспорядочным, заторможенным, умелым, опустошенным или каким?

* Вы боретесь со временем? Убиваете его? Используете его? Получаете

удовольствие от него?

Теперь выберите в середине недели день и попытайтесь оценить, какая

часть Вашего времени структурируется ритуалами, развлечениями, отдалениями,

деятельностью, играми и искренностью.

Выполните это же упражнение для выходного дня.

* Вы удовлетворены своими установками и чувствами по отношению ко

времени?

* Если нет, то каким, по Вашему мнению, было бы лучше использование

времени Вашей жизни? Например, если Вы прекратили играть в психологические

игры с супругом/супругой или друзьями, то как Вы будете структурировать свое

время более удовлетворительным образом?

* Когда Вы находитесь на работе, но не заняты ею, как Вы структурируете

свое время?

4. Ваши способности к искренности

Это упражнение предназначено для тех, кто хочет лучше узнать свои

способности к искренности (15). Оно проводится с помощью супруга/супруги или

надежного друга и с их согласия. Согласие должно включать в себя решение не

отдаляться и не потворствовать ритуалам, развлечениям или играм. Установите

регламент времени пятнадцать минут.

* Выберите укромное место. Сядьте лицом друг к другу на расстоянии не

более полутора метров. Посмотрите прямо друг другу в глаза.

* Поделитесь друг с другом чем-либо действительно важным для Вас --

своими опасениями, увлечениями или случаем из жизни. Поделитесь своими

мыслями и чувствами.

* Когда Вы слушаете, пытайтесь активно откликаться. Когда

рассказываете, старайтесь говорить свободно. Осознайте Ваши чувства и

выразите их. Осознайте, как изменяются Ваши чувства.

* Выполняйте это упражнение поочередно друг с другом несколько раз.

Какие чувства Вы испытываете к своему партнеру после него?

 

 

ДРАМА ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ

Весь мир -- театр.

В нем женщины, мужчины, -- все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Шекспир

Большинство людей так или иначе оказываются вовлечены в драматическое

искусство, играя на нескольких сценах для разных аудиторий. Временами эта

аудитория может существовать лишь в нашем воображении.

Согласно Фредерику Перлзу, каждая личность имеет две сцены -- личную

сцену, где в глубине скрытых мыслей каждый непрерывно репетирует свое

будущее, и публичную сцену, на которой можно увидеть поступки личности.

Перлз утверждает: "Мы живем на двух уровнях -- публичный уровень,

представляющий наши поступки, который является наблюдаемым и проверяемым, и

личный уровень, воображаемая сцена, на которой мы готовимся к будущим ролям,

которые хотим играть" (1).

Мысленные репетиции на личной сцене могут иногда быть полезными, но

чаще всего из-за них личность становится оторванной от внешнего мира и

слишком поглощенной собой.

Иллюстрирующий пример

На первом занятии группы Дорис избегала смотреть на кого-либо. Она

пристально глядела на потолок, стены, пол или на свои руки. Когда у нее

спросили, что с ней происходит, то Дорис ответила: "Я пыталась представить,

как я буду вести себя здесь. Я все думала и думала об этом, но так и не

знаю, что делать. Я хотела бы кому-нибудь понравиться. Может быть, это

покажется глупостью, но я хотела бы знать, следует ли мне быть застенчивой

или лучше мне быть уверенной? Быть ли мне остроумной или малоразговорчивой?

Я так напряженно думала над этим всю дорогу, пока ехала сюда на занятия

группы, что чуть не задавила собаку, перебегающую дорогу перед моей

машиной".

Дорис была настолько поглощена репетицией ролей на личной сцене для

своей публичной сцены в психотерапевтической группе консультаций, что

практически ничего не замечала вокруг.

Публичная сцена, на которой люди исполняют свой сценарий, может быть

домом, клубом, школой, конторой, заводом и т.д. Некоторые люди предпочитают

одну сцену всем другим. Это относится прежде всего к тем, кто большую часть

времени проводит на работе, а не дома, или к тем, кто постоянно учится и чья

единственная публичная сцена -- университет, колледж или школа. Тем не менее

большинство людей расходуют свои силы на нескольких сценах и часто играют

различные роли на каждой. Мужчина, который на работе строгий начальник,

может дома превратиться в "желеобразную массу" для своей трехлетней дочки.

Сценарии

В жизни каждой личности драматические события, роли, которые она

заучивает, репетирует и исполняет, первоначально определяются сценарием.

Психологический сценарий (2) имеет поразительное сходство с театральным

сценарием. И в том, и в другом есть список исполнителей, определены диалоги,

действия, сцены, темы и сюжеты, которые движутся к кульминации и

оканчиваются занавесом. Психологический сценарий -- это план действий

жизненной драмы личности, который предписывает, где личность подойдет к

концу своей жизни и каким путем она будет к нему идти. Эта драма исполняется

личностью неосознанно, хотя некоторые и могут случайно ее осознать.

Сценарий личности может походить на сентиментальную драму,

фантастическое приключение, трагедию, сагу, фарс, роман, веселую комедию или

скучную пьесу, которая надоела актерам и нагоняет сон на зрителей. Различные

драмы в различной степени могут быть конструктивными, деструктивными или

непродуктивными, то есть никуда не ведущими.

Драма жизни начинается с момента рождения. Сценарий записывается в

состоянии Я Ребенка через трансакции между родителями и ребенком. По мере

своего роста дети приучаются играть различные роли -- героев, героинь,

злодеев, жертв, спасителей -- и неосознанно ищут тех, кто играет

дополнительные роли.

Когда они становятся взрослыми, то исполняют свои сценарии в контексте

того социального окружения, в котором живут и которое имеет собственные

драматические формы. Как сказал Шекспир, "вес мир -- театр". Личности

следуют сценариям, нации следуют сценариям (3, 4). Жизнь каждой личности --

это единственная в своем роде драма, которая может включать элементы

семейного и культурного сценариев. Взаимовоздействие этих сценариев влияет

на жизненную драму каждой личности и тем самым развертывается в историю

народа.

Культурные сценарии

Культурные сценарии -- это те принимаемые и ожидаемые драматические

формы, которые происходят в данном обществе. Они определяются словесными и

молчаливыми соглашениями, разделяемыми большинством людей. Как и театральные

сценарии, культурные сценарии имеют темы, характеры, ожидаемые роли,

ремарки, костюмы, декорации и финальный занавес. Культурные сценарии

отражают то, что обычно понимают под национальным характером. Сходная драма

может повторяться из поколения в поколение.

Темы сценариев меняются от одной культуры к другой. Сценарии могут

содержать сцены страдания, гонения, лишения (исторически -- евреи); они

могут содержать темы создания империй и завоеваний (как это было с

римлянами). На протяжении всей истории одни нации занимали позицию

завоевателей, другие -- позицию побежденных. В первые годы в Америке, куда

люди приезжали, чтобы спастись от преследования, освоить новые земли и

исследовать неизвестное, основной темой была "борьба за существование". Во

многих случаях эта борьба велась между первыми поселенцами и колонистами.

Некоторые люди уживались.и с теми, и с другими.

Пионеры всегда были в движении, искали новые "сцены", рисковали и

осваивали новые места для поселенцев, шедших за ними. Хотя декорации,

действия и персонажи менялись, основная тема часто оставалась той же.

Сегодня подобный сценарий первооткрывателей исполняют астронавты, хотя и в

других костюмах, и в другой обстановке. Енотовые шапочки пионеров отступили

перед более сложными головными уборами, лошади сменились автомобилями,

бабушкино воскресное жаркое в горшочке -- продуктами в полиэтиленовой

упаковке.

Декорации изменились от поверхности суши и моря до космоса и лунной

поверхности, опора на собственные силы сменилась зависимостью от технологии.

Пионеры космоса так же, как и их предшественники на Земле, могут завоевывать

новые пространства для поселенцев, которые последуют за ними. Однако

первооткрытия не обязательно должны относиться только к области

географических открытий. Проявление подобного же мужества можно обнаружить и

на других обширных границах научных и социальных миров.

В противоположность пионерам, все время находящимся в движении, первые

колонисты Америки имели сценарий, главное содержание которого было "осесть и

пустить корни". Колонисты возделывали землю, строили дома и города,

основывали торговые предприятия, усердно трудились над приобретением

материальных благ, решением вопросов народонаселения. Их борьба была

тяжелой, а жизнь короткой и ненадежной.

Сегодня большая часть американского общества, но, конечно, не вся, уже

не поглощена борьбой за выживание. Средняя продолжительность жизни

современного жителя Америки приближается к восьмидесяти годам. Сегодняшний

американец скорее служит в большой корпорации или государственном

учреждении, чем работает независимо. Он скорее будет стремиться к

удовольствиям и изобилию, чем удовлетворится скромным физическим

существованием.

Времена меняются, появляются новые темы сценариев: получение

образования, зарабатывание денег, стремление к наслаждениям, поиск смысла

жизни. Сегодня американская сцена переполнена людьми и предметами, и

представление начинается на новой сцене. Когда большая часть людей выбирает

темы, отличные от тех, которые предписываются их культурой, драматический

стиль всей культуры начинает меняться. В то время как одни изменения могут

проходить относительно безболезненно, другие чреваты мучением и даже

кровопролитием.

Современные молодые люди, родившиеся в иной обстановке, чем их

родители, отвергают прежние темы сценариев как не имеющие ценности или

неуместные в их жизни. Однако многие опять обращаются к теме "борьба за

существование", так как она возрождается в масштабах выживания человеческого

рода и защиты окружающей среды.

В дополнение к темам культурные сценарии предписывают и определенные

роли. Большинство культур разделяют, рационально или иррационально, роли,

исполняемые мужчинами и предназначенные для женщин (5). Маргарет Мид

описывает одно племя в Новой Гвинее, в котором мужчинам предписывалось быть

пассивными, а женщинам решительными. Мужчины должны быть заботливыми отцами,

ухаживающими за детьми и обживающими жилище, женщины -- энергичными

добытчицами. В США мужчина, который предпочитает поддерживать "огонь

домашнего очага", в то время как женщина добывает пищу, вероятно, получит

низкую оценку в глазах определенных слоев общества.

В противоположность племени из Новой Гвинеи племя охотников за

черепами, недалеко от Бирмы, готовит мальчиков для будущих сражений и

обучает их жестокости. Каждый мальчик репетирует роль воина, ежедневно

приготовляясь к сцене своей насильственной смерти. Мало кто из мужчин

достигает зрелости; женщины принимают смерть своих мужей как должное, и

оставшиеся в живых мужчины делят их между собой.

В некотором смысле подобные модели войны существуют в Соединенных

Штатах, где считается, что только мужчины должны сражаться на войне. Эта

точка зрения разделяется большинством культур, хотя деление женщин между

оставшимися в живых мужчинами не столь распространено. В противоположность

этому в Израиле считается, что и мужчины, и женщины должны проходить военную

подготовку, и оба пола там признаются военнообязанными.

В то время как в одних культурах различным полам предписывают различные

роли, в других -- они могут частично пересекаться, что делает чередование

ролей относительно легким. В сценариях большинства культур независимо от

половой роли записана тема уничтожения. Между культурами она проявляется

через экономическую эксплуатацию и войны. Внутри культуры убийства,

самоубийства, перенаселенность и нарушение экологического равновесия

выступают как различные формы уничтожения.

Япония, в которой в прошлом поощрялось самоубийство как героический

финал жизни, до сих пор имеет самый высокий процент самоубийств в мире. В

1964 году уровень самоубийств в Западном Берлине также был крайне высоким,

среди мужчин он составлял 56,3 на 100 000, а среди женщин -- 30,9. Другие

страны с высоким уровнем самоубийств -- Швейцария, Австрия, Швеция и Дания.

Хотя уровень самоубийств в Соединенных Штатах вдвое ниже, чем в Швеции

и Дании, уровень убийств там в десять раз выше (6). В Соединенных Штатах

количество преступлений, связанных с насилием, заметно растет. Это

свидетельствует о том, что значительная часть людей имеет сценарий с тем или

иным отношением к насилию.

Некоторые культуры вместо сценария внезапной смерти имеют сценарии

более медленных форм разрушения через перепроизводство "персонажей". Когда

число действующих лиц становится слишком велико для возможностей сцены, это

неизбежно приводит к смерти от голода и болезней. Перенаселенность, такая,

например, как в Индии, представляет форму национального самоубийства,

которому благоприятствуют люди, следующие семейным сценариям, предписывающим

иметь большие семьи. Демографический взрыв принес целый ряд новых проблем.

Число живущих в настоящее время людей составляет половину всех когда-либо

живших на Земле!(7).

Культурные сценарии содержат сценические ремарки для характера

действующих лиц. Они содержат такие детали, как позы, жесты и действия. Даже

выражение эмоций может зависеть от культуры. Многие итальянцы легко выражают

свои чувства. Без смущения мужчины заключают друг друга в сердечные объятия.

В Америке, хотя и отвергающей влияние британской морали, такое

демонстративное проявление чувств между мужчинами будет расценено как

подозрительное. Большинство культур имеют излюбленные позы и жесты,

заключенные в ритуалах, половых ролях и манерах. Следующий пример

показывает, как этот аспект культурного сценария проявляется в поведении

личности.

Иллюстрирующий пример

Мэй, красивая американка китайского происхождения, пришла в группу

"марафона" (Группа интенсивных консультаций, проводимых в сжатые сроки в

течение целого дня или за выходные дни. -- Прим. авт.) узнать, что можно

изменить в себе. "Я хочу быть более раскованной в своем поведении. Мы,

китайцы, всегда такие учтивые, никогда не прерываем собеседника, никогда не

выражаем несогласие. Хуже всего то, что мы никогда не показываем своих

чувств. Я не хочу продолжать этот традиционный китайский путь". Мэй

предложили использовать метод гештальттерапии -- мыслить и действовать

противоположным образом. "Какая культура, по Вашему мнению, имеет поведение,

полностью отличное от китайского?" "О, -- ответила она немедленно, --

итальянская!" Ей предложили стать перед группой и обратиться к каждому члену

группы сначала в традиционной китайской манере, затем в соответствии с ее

представлением о поведении итальянцев. Она проделала это с все возрастающим

энтузиазмом, преувеличивая свои эмоции, голос и выражения. В конце концов

она рухнула на стул, вскинула руки и, громко рассмеявшись, воскликнула: "О,

мама мия! Теперь здесь по крайней мере две меня -- мое китайское Я и мое

итальянское Я".

Одни люди принимают сценарий своей культуры, другие -- нет. Если

жизненные драмы личностей соответствуют ожиданиям их культуры, то они

получают признание и одобрение. Например, в культуре, сосредоточенной на

том, чтобы "делать деньги", материально процветающие люди будут цениться

высоко. Их сценарии гармонируют со сценарием их культуры.

Некоторые люди в той же культуре могут потерпеть значительную неудачу,

если они предпочли следовать своим собственным интересам, идеям или

способностям и отвергают тему "делать де

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...