Проблематика эмпирических исследований контента
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Контент «Индивиды, общественные институты и целые жилые районы, систематически и ежедневно игнорируемые прессой, должны бороться за право на справедливую долю внимания к своим проблемам. Им следует подчеркивать коммерческую выгоду, которую приносит взаимодействие с определенными сегментами рынка, указывать на долг общества не обходить вниманием ни одну часть населения». Дэннис Э., Мэррил Дж, Беседы о масс-медиа. М., 1997. С. 116 Проблематика эмпирических исследований контента Контент является ядром процесса коммуникации, вокруг которого строятся отношения между его участниками. В самом деле, профессия журналиста существует для того, чтобы создавать сообщения; многочисленные иные специальности в современной индустрии СМИ возникают для обслуживания деятельности создателей и распространения сообщений. А читатели, слушатели, зрители, пользователи — это роли, которые выполняются при потреблении (выборе, восприятии, оценке) контента. Он и служит тем проводником, через который люди влияют друг на друга для сосуществования в этом мире; умножают или теряют свой социальный капитал (см. гл. 3). Со всеми возможными «коэффициентами искривления» контент является также источником познания окружающей действительности, так как индивидуальный или групповой опыт слишком мал, чтобы дать такую возможность. В этой многогранности связей контента с отношениями в обществе — истоки разнообразия проблематики контент-аналитических исследований. Занимая такое центральное положение, контент с его характеристиками позволяет делать выводы о его создателях, вольно или невольно осуществляемой ими информационной политике; о предпосылках, которые имеются в нем, чтобы произвести определенный социальный эффект; о тех, кому он предназначен; о составляющих этот поток частях, которые свидетельствуют о реальной доле иных (кроме СМИ) институтов, распространяющих собственный контент через эти каналы (реклама, искусство, образование и др.), о реальной возможности для различных социальных слоев «быть отраженными», непосредственно участвовать в коммуникациях.
Исследования контента (текстов, содержания) могут быть качественными и количественными (см. 5.6.2). Специфически социологическим методом, вызванным потребностью изучать практику СМИ в ее повседневности, находить совокупные характеристики множества текстов как потока регулярно распространяемой информации, стал контент-анализ. Это количественный метод, позволяющий получать надежные данные о множествах текстов; выявлять статистические тенденции в их структуре и содержании. Методом контент-анализа могут быть проанализированы массивы разных документов. Так, изучая информационные каналы, связывающие органы управления и население города, сотрудники «Таганрогского проекта» подвергли анализу целый ряд документов, проходящих по таким каналам. С одной стороны, это была информация от «центра» -органов управления и СМИ, охватывающих население города (городская, областные, основные центральные газеты; общесоюзное и местное радио, областная и городская студии телевидения; система устной политической пропаганды и партийной учебы). С другой — это потоки информации в центр: от населения в органы управления и редакции СМИ. Включение в поле исследования всех этих потоков на базе общей программы исследования, с выделением сопоставимых характеристик, в частности, дало возможность выявить специфику функций СМИ на фоне других институтов. Сравним полученные характеристики текстов, проходящих по ряду каналов (табл. 24).
Таблица 24 Знак информации, переданной населением города в органы управления (в % от числа контактов в канале)48
В целом картина — однозначная: люди обращались наверх, когда «припирало», они были достаточно осторожны в беседах с «начальством». В нашем случае интересно обратить внимание на особенности положения дел в «Таганрогской правде»: как переворачивалось в газетных публикациях соотношение «положительное/отрицательное» по сравнению с письмами в газету; какой большой в этом случае оказывалась доля материалов типа «ни рыба ни мясо», с неявным отношением к описываемому — 21%. Отношение людей к происходящему, высказанное в письмах, подвергалось «ретуши», смазывалось (см. табл. 24). Характеристики контента проливают свет на иные особенности функционирования СМИ среди других социальных коммуникаций. Так, в упомянутом «Таганрогском проекте» выявлялись особенности таких коммуникаций, с точки зрения характера передаваемой информации (табл. 25). Несмотря на то что здесь характеристики передаваемой информации взяты в предельно общем виде (а может быть, как раз благодаря этому), явно видно, что СМИ притягивают к себе органично сбалансированный поток информации: равно о личных тяготах и об общественных делах. Такие данные хорошо согласуются с рядом исследований авторов писем редакционной почты, проведенных в разное время неоднократно упомянутыми отечествен- Таблица 25 Характер информации, передаваемой населением города в органы управления (в % от числа информационных контактов в каждом канале)
ными социологами А. И. Верховской, Г. Д. Токаровским, Н. В. Ефимовой. Они свидетельствуют о диалектической связи личного и общественного в отношениях аудитории со СМИ; о более богатой палитре мотивов, лежащих в основе контактов со СМИ, в отличие от органов управления. Контент-анализ как количественный метод возник приблизительно тогда же, когда и куда более известный метод массовых опросов. Еще в XIX в. на Западе был опыт применения подсчетов частоты появления материалов с теми или иными характеристиками49. Сложился целый ряд направлений количественного анализа с самыми разными целями. Так, American Broadcasting Company ведет многолетнее систематическое сравнительное изучение вечернего информационного вещания в трех радиосетях, чтобы отслеживать собственную деятельность в сопоставлении с конкурирующими вещателями. Американская общественная организация, объединяющая родителей и учителей, предлагает участвовать в самодеятельном (do-it-yourself) контент-анализе местного телевещания с целью наблюдения за уровнем жестокости передач (television violence levels). Весьма распространенными в наше время стали регулярные замеры упоминаний клиентов пиар-служб (персон и организаций). Иногда материалы СМИ анализируются с применением подхода, который условно называют парадигмальным. Речь идет о выявлении характеристик текста, отражающих различные структурные элементы повторяющихся ситуаций. Например, в целом ряде исследований изучались особенности отображения жизни героев и персонажей, принадлежащих к разным этносам, в журнальной и книжной беллетристике. В программах таких процедур определяются ключевые для ситуации аспекты: в каком социально-профессиональном качестве выступает герой/персонаж; каковы его
роль по отношению к герою/персонажу иной этнической принадлежности, его положение в фабуле рассказа/новеллы и т.п. Выводы, полученные в таких исследованиях в 1960-1980-е годы, послужили серьезным фактором в усилении внимания к так называемой политкорректности. Предметом контент-аналитического исследования могут быть способы освещения действительности в разных СМИ. Так, в одном из американских исследований было установлено путем подсчета появления соответствующих характеристик, что качественные издания чаще отражают противоречивые точки зрения, нежели массовые50. По целям направления зарубежные контент-аналитические исследований можно свести к следующему ряду: • описание контента в разных коммуникациях; • проверка гипотез о характеристиках, способах подачи сообщений; • сравнение медиаконтента с положением дел в действительнос • оценка образов определенных социальных групп (этнические • получение базовых сведений для изучения социальных эффек В нашей стране к первым опытам стоит отнести сравнительный анализ тематики американских и советских газет, проведенный пионером отечественных исследований общественного мнения В. Кузьми-чевым52. В 1960-е годы возрождение контент-анализа было особенно заметным в содружестве тартуской районно-городской газеты «Эдази» с коллективом Социологической лаборатории Тартуского университета™. Контент-анализ, как отмечено, был составной частью наиболее крупных комплексных проектов — «Общественное мнение» и «Районная газета в системе журналистики». В постсоветское время появился весьма ценный для практики и теории журналистики опыт сравнительного анализа контента СМИ из разных стран. Как уже отмечалось (см. гл. 4), ученые университетов Санкт-Петербурга и Стокгольма провели зондаж (исследование краткого периода) контента нескольких национальных и региональных изданий России и Швеции за одну неделю 1995 г. Это интересно прежде всего возможностью оценить тенденции в отечественной прессе. Подтвердилось, например, что пресса наша чрезвычайно внимательна к статусным персонам, особенно обладающим властно-распределительными полномочиями, а в шведской прессе основное внимание уделяется персонам и коллективам, не наделенным такими полномочиями (табл. 26). Это — повод для выводов о степени демократичности прессы разных стран.
Таблица 26
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|