Некоторые особенности контента материалов прессы России и Швеции
(в % от числа проанализированных материалов в газетах каждой из стран)54
Данные зондажа представляют картину, с одной стороны, пристрастной, явно выражающей оценочную позицию, но не очень внимательной к другим голосам, кроме собственного, российской прессы. А с другой — взвешенную, подкрепленную мнениями других людей и тяготеющую к строго фактическому представлению событий шведскую традицию. Интересно, что в исследовании, проведенном примерно в то же время (1997 г.), сотрудники факультета журналистики МГУ получили весьма близкие результаты по сопоставимым категориям анализа. Санкт-Петербургские коллеги обнаружили, что монологичность присуща 77% журналистских материалов в российских газетах, а московские — 70% (табл. 27)55. Таблица 27 Распределение материалов в зависимости от формы (в % от числа по каждому изданию)
К близким выводам привел в свое время и анализ новостных программ («Время») на Центральном телевидении СССР: выступления, монологи составляли 65% исследованных сюжетов, а диалоги с корреспондентами — 35%56.
Интересен опыт сравнительного контент-анализа, осуществленного в рамках учебного процесса. Иностранной магистранткой в 1998 г. была подготовлена курсовая работа по теме «Выражение общественного мнения в российской и китайской молодежной прессе» (на материалах «Московского комсомольца» и «Пекинской молодежной газеты»)57. Полученные данные показали, что китайская газета уделяет значительно большее внимания финансово-экономическим темам (31,2% против 3,5% — в российской), тогда как российская — личной жизни и массовой культуре. Что же касается субъектов мнений, выраженных в анализируемых материалах, то они распределились также весьма выразительным образом (табл. 28). Кумиры массовой культуры в их совокупности оказываются главными «вещателями» в московской газете, тогда как пекинская чаще дает высказаться и специалистам, и рядовому читателю. Она более внимательна к мнениям «внешних наблюдателей. Кстати, этот показательный факт совпадает с ранее известным: в 1980-е годы, открываясь внешнему миру, Китай заказал фирме Gallup International международный опрос, выявлявший образ этой страны в глазах граждан ряда других стран. Таблица 28 Доля материалов, в которых выражаются мнения представителей разных групп (в % от числа в каждой газете)
Контент-анализ берется на вооружение и разными немедийными организациями. Так, в содружестве с зарубежными общественными организациями сотрудники Фонда «Здоровая Россия» провели исследование освещения проблем рискованного поведения молодежи на телевидении, радио, в прессе, Интернете и в фильмах, вышедших в прокат. Как выяснилось, чаще всего такое поведение, опасное для здоровья, отражалось в фильмах и на ТВ, в том числе и в телерекламе58.
Контент-анализ может способствовать изучению положения дел на индустриальном уровне. Так, данные, собранные службой TNS «Gallup Media», по соотношению жанров (форматов, видов вещания) на телевидении в целом — по каналам, вещающим из Москвы, убедительно показывает его превращение в средство трансляции художественной культуры (о ее качестве — разговор особый). Собственно журналистские жанры — новости, социально-политические и гуманитарные программы в совокупности составляли в каждом из месяцев менее ]/6 объема вещания (табл. 29). Таблица 29 Жанровая структура телевещания в Москве (в абсолютном количестве часов и в % от объема вещания; 2002 г.)59
Второе место по объему занимают после самих материалов и передач в сфере СМИ — письма и иные обращения в редакции. Как отмечалось в разделе 6.1, это — документы, представляющие собой обратную связь (если речь идет только об откликах на опубликованное в печати, показанное, озвученное в электронных СМИ), а шире — способы участия аудитории в СМИ. Наиболее легкий случай для изучения — печать, куда в основном приходят письма в их традиционной форме. Однако сегодня все чаще все каналы СМИ используют для общения со своей аудиторией сайты Интернета. Таким образом, контент-анализ должен быть модифицирован для изучения новых форм бытования этого вида текстов: не только традиционных почтовых отправлений, но и
телефонных, пейджингових, SMS-, Web-сообщений. Проблематика же такого изучения известна по традиционным СМИ. Благодаря исследованиям, можно выявить реальные функции (иными словами — и реальные эффекты), которые выполняют СМИ для людей. Так, в одном из первых исследований писем в редакции было установлено, что их типы в почте «Комсомольская правда» (тогда одной из наиболее тиражных газет) представлены в общем объеме следующим образом (в %): § письма-отклики, прямо связанные с конкретными публикация § информационно-проблемные письма, содержащие информацию § письма с просьбами о помощи, жалобами — 35,2; § справочные письма с вопросами к газете, не касающимися ее дея- Как видим, для значительной части авторов письмо в редакцию было способом решения личных проблем: пресса воспринималась в ряду других властно-распорядительных органов. Недаром в редакционной почте тех лет часто попадались письма, написанные «под копирку», сразу в несколько инстанций: партийный комитет, Комитет народного контроля, Совет Министров и в том числе в редакцию газеты. Само письмо нередко оформлялось в духе традиционных жанров жалобы или заявления. Характерно, что в том же исследовании было установлено, что многие из авторов писем не способны были при опросе отвечать на вопросы о самой газете. Те, кто писал жалобы или обращался с просьбой о помощи, зачастую данной газеты не читали. Сейчас, в том числе благодаря стараниям самих СМИ, почта резко сократилась, а ее исследований не ведется. Можно лишь предположить, что ее характер сильно дифференцировался в зависимости от уровня (общероссийский, местный) и характера издания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|