Опрошенных — 1594 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях,
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 краях и республиках РФ)76
По ряду косвенных данных можно понять, что к большей и без того всегда, чем у центральных, аудитории местных изданий стали присоединяться те, кто раньше читал центральные. В исследованиях советского времени было установлено, что читающий издания центральные, скорее, прочтет и местные, чем наоборот78. Это объяснялось тем, что в целом в аудитории центральных изданий всегда было больше людей с высоким уровнем образования, квалификации, должностного статуса, в то время как в аудитории местных изданий преобладали люди с противоположными характеристиками. С переходом к рознице стала снижаться регулярность чтения. По данным 1968 г., в Таганроге читали газеты ежедневно 78% опрошенных, несколько раз в неделю 16, 1 раз в неделю 1, реже одно раза в неделю 1, не читали — 3%. На селе соответственно 39, 30, 4, 4, 24%79. В 1993 г. данные свидетельствовали об изменении тенденций, и виной тому на тех порах оказался переход к розничному приобретению (табл. 35). Таблица 35 Связь способа приобретения и регулярности чтения местных газет (в % от числа регулярных и нерегулярных читателей каждого вида газет)80
Характеристики каналов донесения контента приходится приспосабливать к указанным реалиям. Например, в печати поэтому в последние десятилетия наблюдался рост доли еженедельников, а не ежедневных газет. Настоятельно требуются эмпирические данные по охвату различными каналами телевидения и радио не только территориальных, но и социальных групп. Социальная доступность каналов, о равенстве которой заботятся в демократических обществах, начинается с обеспечения доступности технической. К сожалению, в нынешних исследованиях аудитории моментам, связанным с распространением массовой информации, сочетанием каналов в семейном потреблении (а значит, с ее каналами), уделяется явно недостаточное внимание. Требуется анализ на отраслевом уровне, с охватом всей индустрии массовой информации, а именно такие исследования крайне редко финансируются. Каналы, относящиеся к разным средствам передачи информации Данное направление эмпирических исследований — наименее развитое. В советское время это можно было скорее всего объяснить тем, что все три средства массовой информации: печать, телевидение и радио — рассматривались в основном как единая система, используемая партийным руководством для решения общих задач. В настоящее же время — преимущественным вниманием к практическим запросам, касающимся лишь отдельных каналов (конкретных изданий, вещатель-284 ных организаций), а не системы СМИ в целом, а также и недостаточным развитием коммуникативных наук до недавнего времени (см. 1.1.1). Исследования прошлых лет фиксировали лидирующее положение газеты среди других каналов массовой информации (табл. 36). Теперь оно перешло к телевидению81.
По имеющимся данным, за последние годы число не читающих газеты возросло до четверти населения, тогда как телепередачи не смот- рят всего несколько процентов. Таблица 36 Характеристики использования средств массовой информации (в % от числа опрошенных; взрослое население г. Таганрога И Шацкого района Рязанской области)
В отечественных исследованиях советского времени были такие «темы», как специфика и взаимодействие различных средств массовой информации — печати, телевидения и радио. Их актуальность, разумеется, определялась задачами повышения эффективности влияния на аудитории, а реальной базой для такого подхода было то обстоятельство, что все СМИ управлялись из единого центра — соответствующими структурами партийных комитетов. В 1960-1980-е годы в ряде социологических исследований особенности положения каналов выявлялись и в опросах аудитории. Так, в упомянутом не раз «Таганрогском проекте» у горожан выясняли особенности их отношения к трем средствам массовой информации. Данные того времени отражают, во-первых, ситуацию начального этапа внедрения телевидения в жизнь села и отчасти — незавершенную «телевизоризацию» го- рода, куда бытовое телевидение пришло в конце 50-х (см. табл. 36). Вместе с тем анализ данных о регулярности обращения к каждому из трех средств информации свидетельствует о том, что чтение газет было реально или в проявляющихся при опросах стереотипах сознания более облигатным (обязательным) занятием, чем обращение к радио (которое, казалось, было постоянным звучащим фоном), и тем более — к телевидению.
Выявление других граней отношения к средствам массовой информации свидетельствует о том же (табл. 37-38). Таблица 37 Ответы на вопросы: «Где полнее и обстоятельнее освещаются события — На страницах газет, в передачах радио или телевидения?» и «Где события Освещаются наиболее объективно и достоверно?» (в % от числа опрошенных в Таганроге; 1968 г.)
Примечательно, что распределение ответов, было примерно одинаковым, несмотря на разницу в регулярности чтения газет и обращения к телевидению и радио. Значит, независимо от индивидуального опыта общения с разными каналами у аудитории существовал некоторый обобщенный образ каждого из них. Газета рассматривалась как наиболее важный, заслуживающий доверия источник, к тому же наиболее влиятельный (табл. 37-38). Обращает на себя внимание то, что мало кто затруднился ответить на этот, казалось бы, не простой вопрос. При этом очень весомая доля опрашиваемых однозначно указывала на газеты как наиболее результативный канал (табл. 38). Анализ частоты появления таких ответов, в зависимости от регулярности чтения, опять-таки привел к выводу о том, что у опрашиваемых был не зависящий (или зависящий в малой степени) от регулярности образ социальной роли каждого из каналов. Таблица 38 Ответы на вопрос: «Кто успешнее всего добивается принятия мер,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|