Современное состояние малых народов
Стр 1 из 6Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживают более 180 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Среди малых народов, населяющих Россию, особое место занимают те, кого в географии и этнографии называют "малочисленные (или малые) народы Севера Сибири и Дальнего Востока". Часть из них имеет автономные территориальные образования: эвенки (Эвенкийский автономный округ в Красноярском крае), ханты и манси (Ханты-Мансийский автономный округ), ненцы (Ненецкий автономный округ в Архангельской области), долганы (Таймырский, или Долгано-Ненецкий, автономный округ), чукчи (Чукотский автономный округ), коряки (Корякский автономный округ). Но у большинства этих народов национальных автономий нет. Среди больших и малых народов, населяющих Россию, особое место занимают те, кого в географии и этнографии называют «малочисленные (или малые)» народы Севера и Дальнего Востока. Они отличаются от больших не только численностью. Им труднее сохранить самобытность. Они сохраняют национальную самобытность, пока живут в поселках, занимаются традиционным хозяйством. Если же уезжают из родных мест, отрываются от собственного народа, то растворяются в другом и становятся русскими, якутами, бурятами – в зависимости от того, куда попадут и как сложится жизнь. Поэтому численность их почти не растет, хотя рождаемость достаточно высока. Чтобы не потерять национальную самобытность, нужно жить среди своего народа, в его исконной среде обитания. Чтобы сохранить малые народы, необходимо поддерживать традиционное хозяйство. В этом главная трудность. Оленьи пастбища из-за растущей добычи нефти и газа сокращаются, моря и реки загрязнены, поэтому не может развиваться рыболовство. Падает спрос на оленье мясо и пушнину. Интересы коренного населения и краевых властей, крупных компаний, просто местных браконьеров вступают в противоречие, и в таком конфликте сила не на стороне малых народов. В конце XX в. Руководство округов и республик (в особенности в Якутии, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах) стало уделять больше внимания проблемам сохранения национальной культуры. Стали регулярны фестивали культур малых народов, на которых выступают сказители, исполняются обряды, проводятся спортивные состязания.
В столице Ямало-Ненецкого округа в течение четырёх дней с 27 по 30 марта состоялся VII съезд коренных малочисленных народов России. Организаторами очередного VII Съезда являются Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (Президент Харючи Сергей Николаевич) и Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа. В мероприятии принимали участие порядка 600 человек, включая делегатов регионов, в которых проживают коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России, представителей федеральных и региональных органов власти. Прибыли иностранные гости, представляющие такие структуры как ООН, Арктический Совет, аборигенные организации других стран. Также участие в Съезде примали ученые, эксперты, общественные деятели и представители СМИ. Программа съезда весьма насыщена и разнообразна. Делегаты примали участие в различных семинарах-совещаниях, встречах в министерствах и ведомствах. Организацией Объединенных Наций в 2009 году было объявлено Второе Международное десятилетие коренных народов мира под девизом "Партнерство во имя действий и достоинства". Среди основных целей Съезда: подведение итогов работы, проделанной за четыре года, обсуждение вопросов жизнедеятельности коренных народов, выработка нового плана работы и стратегии направления деятельности на следующее четырехлетие, а также укрепление сотрудничества организаций коренных народов Севера со всеми заинтересованными сторонами.
На конференции выступило порядка 15 докладчиков по актуальными темам. Конференция приняла резолюцию по решению первостепенных задач, адресовав их правительству, Госкомитету по инновационной политике и науке, Министерству образования, культуры и духовного развития, Департаменту по делам народов, органам местного самоуправления, общественным организациям. Благополучие, уровень жизни, сохранность культуры малочисленных национальных меньшинств входят в визитную карточку страны, служат показателем ее прогрессивности. Поэтому значимость судеб малых народов Севера для России несоизмеримо больше по сравнению с их малой численностью, составляющей всего 0,1% населения страны. Предметом изучения и анализа в дипломной работе является история и этногеографическая характеристика малых народов севера России. Цель работы: изучить «малые народы севера». Задачи работы: - изучить историю расселения народов; - рассмотреть этногеографическую характеристику; - проследить динамику численности населения; - изучить проблемы малых народов в современной России При написании дипломной работы были использованы следующие методы: анализ статистических материалов; исторический анализа; картографический. Дипломная работа была написана на следующих источниках: материалы энциклопедии, статистическая информация, научные статьи. Дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения. Малочисленные народы севера. Основные понятия и проблемы Основные понятия и проблемы малых народов. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями [1].
Согласно утверждённому Правительством Российской Федерации перечню коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к таким народам относятся: Алеуты, Алюторцы, Вепсы, Долганы, Ительмены, Камчадалы, Кереки, Кеты, Коряки, Кумандинцы, Манси, Нанайцы, Нганасаны, Негидальцы, Ненцы, Нивхи, Ороки, Орочи, Саамы, Селькупы, Сойоты, Тазы, Теленгиты, Телеуты, Тофалары, Тубалары, Тувинцы-тоджинцы, Удэгейцы, Ульчи, Ханты, Челканцы, Чуванцы, Чукчи, Эвенки, Эвены, Энцы, Эскимосы, Юкагиры [2]. Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации. Это культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов. Он крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове. Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся: · Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, овцеводство); · Переработка продукции животноводства; · Собаководство; · Рыболовство; · Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции; · Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка · Ценных в лекарственном отношении растений; · Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; · Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений); · Добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд; · Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов);
· Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности. Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение. Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом [3]. 1.2 Категория "коренные малочисленные народы Севера" и проблема статистического учета Согласно разным точкам зрения, в России можно насчитать сорок и больше малочисленных этнических сообществ, живущих в суровых условиях Севера. Какие-то из них принято именовать народами, иные – группами, национальностями и т. д. Суть, однако, не меняется и состоит в том, что в экстремальных экологических условиях, преодолевая массу трудностей, усилившихся за последние десятилетия, живут люди, чьи культура и образ жизни сохраняют свою самобытность и уникальность. В России действует закон, согласно которому малочисленным народом является группа численностью менее 50 тыс. человек, представители которой ведут традиционный образ жизни. Особый статус предоставляет северянам ряд государственных гарантий, и среди них такие немаловажные, как защита коллективных прав на природные ресурсы, традиционный образ жизни, культуру и среду обитания. Статус коренные малые народы Севера распространяется лишь на те группы, которые значатся в правительственном списке. В настоящее время список включает 40 этнических наименований. Могут ли материалы статистики способствовать сохранению уникальных культур – вопрос открытый. Устойчивое существование и развитие малочисленных групп в значительной степени зависит от политики государства. Важнейшим инструментом такой политики был и остается государственный статистический учет. Еще в 1925 году, до всеобщих статистических подсчетов, постановлением правительства был утвержден список "малых народов Севера". Получившим особый статус "малым народам" в ходе "ускоренного социалистического развития" предстояло в обозримые сроки достичь равенства с остальным населением СССР. Конечно, цель была утопичной, слишком значительной оказалась разница с "большой землей" по уровню жизни и экологическим условиям. Помимо всеобщего учета удалось провести специальную Приполярную перепись практически всех оленеводческих, охотничьих и других промысловых хозяйств (1926-1927). Тем самым было положено начало статистическому учету северных аборигенов. И он действует до сих пор. Однако статистический учет малых народов в межпереписной период, так называемый текущий учет, был налажен плохо.
Текущий учет – это всевозможные регистрации (рождения, смерти, брака, смены места жительства). Надо ли говорить, что такой учет в условиях тайги и тундры не может быть полным. К тому же часть этнических групп, чье существование официально не признано, статистики вообще упускают из виду. Статистический учет коренных северян осуществляется не только по ограниченному списку, но и на ограниченных территориях, наделенных по закону особым "северным" статусом. В настоящее время такие учетные районы находятся в 27 субъектах РФ. Предполагается, что именно на слабозаселенных территориях люди сохраняют традиционный образ жизни и нуждаются в государственной защите. Возможно, так оно и есть. Именно на основе анализа учета сельского населения малых народов в период между переписями 1989 года и 2002 года и сложилось впечатление о том, что народы Севера значительно уменьшаются в численности и даже вымирают. Так или иначе, но только на статусных территориях, а не вообще по стране собираются демографические сведения о коренных малочисленных народах. При этом внимание статистики нацелено на сельских жителей. Поскольку примерно треть коренных северян – это жители городов и поселков городского типа и еще некоторая часть, хотя и небольшая, проживает в сельской местности за пределами статусных территорий, проблема статистического недоучета малочисленных народов Севера очевидна. Вывод возможен только один: текущая статистика устаревшего образца не в состоянии охватить малочисленных аборигенов и искаженно отражает их демографическое развитие [4]. Современное состояние малых народов Согласно государственной статистике, численность коренных малочисленных народов на протяжении 1990-х годов сокращалась. Хотя эти сведения относятся только к сельским жителям выборочных территорий, правительство склонно думать, что именно таким является демографическое положение. Следует подчеркнуть, что у разных народов Севера демографические процессы проходят по-разному, и демографическая ситуация у них различна. Если текущий учет отражает ежегодное демографическое сокращение численности аборигенов, то перепись показывает ее рост со времени предыдущей переписи. Следует иметь в виду, что численно увеличиваются не все группы коренного населения. Какие-то, наоборот, уменьшились. Общая картина изменений численности коренных малочисленных народов, по данным переписи, видится в более благоприятном свете, нежели демографическая ситуация по России в целом. Все сказанное означает, что в период между переписями государственные чиновники, равно как общественность и средства массовой информации, вынуждены использовать неполные и даже искаженные данные. Перепись 2002 года показала, что среди 26 малочисленных народов Севера, получивших особый статус еще в советские времена, заметное уменьшение демографической численности произошло только в шести случаях. А конкретно: уменьшилась численность орочей, алеутов, алюторцев, удэгейцев, кетов. Между тем не во всех случаях уменьшение происходит по демографическим причинам. Например, количество удэгейцев уменьшилось из-за того, что теперь отдельно подсчитывают тазов. Похожая ситуация с орочами. В предыдущих переписях часть народов были причислены к орочам, их назвали "ороками". Получается, что общее количество орочей вроде бы сильно сократилась, а численность ороков возросла. Некоторые группы уменьшились незначительно, с демографической точки зрения их следует отнести к группам со стабильной численностью. Это коряки, негидальцы, ульчи. Также к разряду численно стабильных следует относить группы, которые незначительно увеличились: эвены, долганы, чукчи, нанайцы. Значительно, на 20-30% и даже более возросла численность манси, юкагиров, ительменов, хантов, ненцев, энцев, эвенков. В ряде случаев численность увеличилась не только по демографическим причинам. Подсчитано, что в России неоднозначная этническая принадлежность характерна не менее чем для 10% населения, причем не только для жителей крупных городских агломераций, но и для малочисленных народов Севера. Приведем пример: среди жителей п-ова Камчатка – ительменов – широко распространены браки с русскими. Часть ительменов, давно перешедшая на русский язык, именует себя одновременно ительменами, русскими, камчадалами. Кто-то из них относит себя также к корякам. Тогда возникает вопрос: действительно ли цифра, полученная в результате переписи, отражает численность всех тех, кто относит себя к ительменам? По всей видимости, нет. Ситуация смены этнической атрибуции характерна также для селькупов, эвенков, юкагиров, кетов и большинства других малочисленных народов. Поскольку программа переписи не предусмотрен учет двойной или множественной этнической принадлежности, итоговые подсчеты могут заметно отличаться в разные годы. Эти колебания вызваны не только демографическими и ассимиляционными процессами, но и неспособностью переписи отразить сложность этнической ситуации [5].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|