Народы тунгусо - маньчжурской языковой группы
Тунгусо - маньчжурская языковая группа входит в состав Алтайской языковой семьи. К тунгусо - маньчжурской языковой группе относят нанайцев, негидальцев, ороков, орочей, тазов, удэгейцев, ульчей, эвенки, эвены. Нанайцы – коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура. Первая информация о расселении коренных народов бассейна Амура появилась в России в середине XVII в., во времена походов Хабарова и других землепроходцев. По некоторым данным дючеры, жившие в низовье Амура были нанайцами. Однако более общепринятым и по сей день остаётся высказывавшееся в XIX в. мнение, что дючеры были потомками или близкими родственниками чжурчжэней, а нанайцы вероятно были известны землепроходцам, и распространились в районы, прежде заселённые землепашцами-дючерами, лишь после эвакуации дючеров китайскими властями в глубину Маньчжурии во второй половине 1650-х годов. Большинство нанайцев России проживает вХабаровском крае. Нанайские деревни расположены по обоим берегам среднего Амура (примерно от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре) и на его притоках, а также на российском (восточном) берегу Уссури [17]. Негидальцы – малый народ, проживающий в Хабаровском крае, по рекам Амур и Амгунь. Предположительно негидальцы, расселившиеся по берегам р. Амгуни, смешались с ульчами и нивхами. Это была небольшая группа охотников, кочевавшая в эпоху раннего железа по территории Забайкалья. Позже она обособилась, достигнув Охотского побережья, осела, занялась рыбным промыслом, сохранив при этом свои хозяйственные и культурные традиции. Не потеряв родственных связей с эвенками, негидальцы вступили в контакт с аборигенами и к концу XVII - началу XVIII в. сформировались как этнос. С момента появления на р. Амгунь негидальцы постепенно стали заселять долину р. Амгунь и ее притоки, выходить к берегам крупных и мелких озер. Наиболее тесные контакты у негидальцев прослеживаются с нивхами, ульчами и нанайцами.
Характер расселения и большинство признаков указывают на значительную роль эвенкийского компонента в истории негидальцев. Наиболее явно это прослеживается в отношении верховской группы. У негидальцев в хозяйстве преобладают общеамурские компоненты: добыча проходной рыбы, экспедиционный способ промысла морского зверя на юге Охотского побережья, водный транспорт амурского типа, упряжное собаководство, широкое использование в одежде рыбьей кожи, наличие сезонных поселений и сходных с нивхами, ульчами и нанайцами жилых и хозяйственных построек [18]. Ороки – тунгусо - маньчжурский народ, один из коренных малочисленных народов Российской Федерации. Проживают в основном в Сахалинской области. По данным этнографии, к середине XIX в., а возможно, и много ранее, сформировались две территориальные группы ороков: одна из них, северная, заселяла срединную часть северного Сахалина, а другая, южная, включала 12 селений ороков, находившихся в южной части острова. В формировании культур обеих групп многое зависело от их контактов с другими аборигенными народами – нивхами, айнами, амурскими народами и др. Начиная с середины XIX в., для добычи уникального местного соболя на Сахалин ежегодно приезжали жители Нижнего Амура, поддерживавшие с ороками давние связи, вплоть до совместно организуемой охоты. Некоторые амурские охотники оставались на Сахалине, создавали с орокскими женщинами семьи. В тот же период северная группа переселилась на Амур, в район, где проживали ульчи. Попав на Сахалин, ороки не оказались в изоляции от других народов Приамурья. Наиболее тесные контакты (экономика, брачные связи) фиксировались с нивхами, а также ульчами, удэгейцами и орочами. С айнами Южного Сахалина ороки вели торговлю. Сильное влияние на ороков оказали русские переселенцы (экономика, христианизация, элементы материальной культуры).
Орочи – проживают в основном в Хабаровском крае. Ульчи и нанайцы издавна, а с XIX века и русские, именовали коренное население Амура орочами. Этот этноним был внесен в 1930-е гг. в официальные паспорта. Позднее было выявлено бытовавшее у них самоназвание нани — «здешние жители», как у нанайцев и ульчей, но этот этноним по их же утверждению «принесли» с Амура соплеменники, длительное время жившие среди амурских аборигенов. Формирование орочей происходило на склонах Сихотэ-Алиня. В этом длительном процессе принимали участие элементы различного этнического происхождения, как местного, так и эвенкийского и др. Орочи являются представителями байкальского антропологического типа с примесью амуро-сахалинского (нивхского) антропологического типа. Наряду с ороками, в антропологическом плане они близки к северным тунгусам (эвенкам). Орочи имеют смешанное происхождение: в их состав вошли не только местные, но и пришлые, главным образом тунгусские, элементы. Этноним орочи известен с конца 18 века. В границах первоначальной этнической территории, они соседствовали с ульчами и удэгейцами. Позже, в связи с переселением части орочей на реку Хунгари и выходом на Амур, усилились их контакты с нанайцами [19]. Тазы – народ, проживающий в Приморском крае. Народность тазов образовалась начиная с 1880-х годов в ходе постепенного перехода удэгейцев и нанайцев на китайский язык. В настоящее время тазы говорят на русском и на языке тазов языков. В 1880-х годах насчитывалось 1050 носителей языка тазов, однако на данный момент только пожилые тазы им владеют. Язык тазов — искаженный китайский с примесью удэгейских и нанайских слов. Эта этническая группа коренного населения Приморья имеет метисное происхождение и сформировалась в результате смешения удэгейцев и нанайцев с маньчжурами и китайцами. К началу 20 века тазы перешли к оседлости, они усвоили некоторые элементы культуры китайцев и маньчжуров. В советское время тазы в особую этническую группу не выделялись. В 1959 году их в качестве этнической группы включили в состав удэгейцев. В 2000 году тазы были выделены в качестве самостоятельного этноса группы коренных малочисленных народов Российской Федерации. Удэгейцы – один из коренных малочисленных народов Дальнего Востока. Территория компактного проживания удэгейцев издавна находится на северо-востоке Приморского края и юго-востоке Хабаровского края, в основном, в горах и предгорьях Сихотэ-Алиня. На протяжении своей истории они контактировали с нанайцами и эвенками, наиболее тесные связи были с орочами. До конца XIX века русские исследователи удэгейцев и орочей не разделяли, а считали одним народом. До прихода русских удэгейцы не знали письменности, основной религией был шаманизм. Русские принесли письменность, большое внимание уделялось обращению удэгейцев в христианство. Лишь в отдалённых районах сохранился шаманизм в чистом его виде. Однако, большинство удэгейцев, за исключением вождей и шаманов, продолжало жить в бедности, работая на русских промышленников. Лишь октябрьские события 1917 года повысили грамотность и благосостояние всех народов Севера, а удэгейцы стали полноправными гражданами страны [20]. Ульчи – первые известия русских об ульчах относятся к 17 веку. В «отписках» русских казаков-землепроходцев. Возвращение Приамурья в состав российского государства в середине 19 века сделал ульчей подданными России. Начинается активная колонизация бассейна Амура русскими казаками и крестьянами-переселенцами. На территории расселения ульчей возникают русские села. Контакты с русским земледельческим населением оказали большое влияние на культуру, экономику, социальное развитие ульчей. Их хозяйство активно вовлекается в сферу рыночных отношений. Правовое положение ульчей и других амурских народов несколько отличалось от положения народов, вошедших в состав России в 17-18 веках. Они были освобождены от уплаты налогов. В 1916 г. Министерство внутренних дел разработало «Положение об управлении инородцами Приамурского края», по которому большая часть народов юга Дальнего Востока приравнивалась к крестьянскому сословию.
Эвенки – сибирский малочисленный коренной народ, родственный маньчжурам и говорящий на языке тунгусо-маньчжурской группы. Эвенки сложились на основе смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, расселявшимися из Прибайкалья и Забайкалья с конца 1-го тысячелетия нашей эры. С XVII века Эвенки вытесняются якутами, русскими и бурятами со среднего Вилюя, Ангары. В IX веке Эвенки появились на нижнем Амуре и Сахалине, часть Эвенков с Енисея ушла на Таз и Обь. В процессе контактов Эвенки были частично ассимилированы русскими, якутами, монголами и бурятами [21].
Широкое расселения эвенков определяет деление языка на диалектные группы: северную, южную и восточную. К приходу русских в XVII в. Эвены являлись уже сформировавшимся этносом. Их территориальные группы были расселены к северу и северо-востоку от эвенков. Жили и продолжали жить в близком соседстве с якутами, чукчами, коряками и юкагирами. Происхождение эвенов неразрывно связано с этногенезом эвенков. Продвижение эвенов на восток, в северную часть Охотского моря, относится ко второй половине XVIII в. А на Камчатку они попали только в 40-х гг. XIX в. В пределах этих административных единиц, они контактируют с якутами, юкагирами, чукчами, коряками, ительменами, эвенками и русскими [22]. Рисунок 2.4 Динамика численности населения эвенов 1897 – 2010 гг. (составлен автором по материалам [9]).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|