Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тренинг по сказкотерапии. Предисловие. Подробнее о методе сказкотерапии можно прочитать в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии».




Тренинг по сказкотерапии

Знакомясь с нашими программами, вы увидите, что основная психологическая (или философская, быть может? ) работа происходит на ценностном уровне. Это — отличительная особенность сказкотерапевтической методологии. Сказки являются посредниками между вашим внутренним миром и душами воспитанников.

Нам будет приятно, если вы творчески подойдете к нашим программам: дополните их новыми играми, поворотами сюжета, идеями. И конечно, большим подарком для нас будет, если вы расскажете нам об этом.

Чтобы вам было удобнее творить в рамках наших программ, мы приводим три таблицы и схему, которые помогут вам в создании собственных игр и сказок (см. стр. 7-10).

Подробнее о методе сказкотерапии можно прочитать в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии».


Предисловие

Таблица 1 Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

Этап     Назначение     Содержание этапа
1. Ритуал «входа» в сказку 2. Повторение 3. Расширение 4. Закрепление 5. Интеграция 6. Резюмирование 7. Ритуал «выхода» из сказки Создать настрой на совместную работу Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Расширить представления ребенка о чем-либо Приобрести  новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка Связать новый опыт с реальной жизнью Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу, или передают друг другу мячик, или совершается иное «сплачивающее» действие Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия и превращения Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт Повторение ритуала «входа» в сказку с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

Тренинг по сказкотерапии

Таблица 2

Движущие силы сказочных игр

Движу- Принцип Проявление
щая сила    
Идеи Постепенность В составлении сказочно-игровых программ мы восстанавливаем естественную динамику онтогенеза: постепенно переходим от ощущений к высшим психическим функциям, от невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом мы постепенно наращиваем словарный запас и связываем «низшие» психические функции с «высшими»
  Обмен Получая что-либо в игре от кого-либо, ребенок что-то отдает. Таким образом поддерживается гармоничное равновесие. Приобретая что-либо в сказочной или фантастической стране, ребенок тоже делает символический подарок
Средства Оживотворение Наделение абстрактных или неодушевленных объектов свойствами живых существ
  Визуализация Мысленное наделение оживотворенного существа некой персоналией из арсенала знакомых образов растительного, животного, человеческого, сказочного, фантастического, предметного или иного знакомого мира
  Ограничение Для создания фабулы, интриги игры вводится либо антагонистический образ, либо «правило-ограничитель»
Объекты Внутренние Я; ощущения (5 модальностей), движения, чувства, желания; черты характера, мотивы, идеи, мысли и прочие «продукты» внутренней психической активности
  Внешние Предметы и объекты окружающего мира: живая и неживая природа, люди, взаимоотношения между ними

Предисловие

Таблица 3

Игровая матрица

 

Алгоритм

Адресность

СМР ЭВР ПР КР ТР кем ск
Постановка проблемы Выбор объекта Размышление Визуализация Придумывание действия Создание правил игры Продумывание тем обсуждения              

Условные обозначения и комментарий:

СМР — сенсомоторное развитие. Подразумевается сенсорно-перцептивное и психомоторное развитие. Развитие способности отслеживать свои ощущения (5 модальностей) и развитие представлений о многообразии движений.

ЭВР — эмоционально-волевое развитие. Подразумевается знакомство с чувствами, осознание их назначения и важность чувства меры. Разыгрывание ситуаций, когда чувства берут власть над Я, над центром личности.

ПР — познавательное развитие. Подразумевается развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно-следственных связей, способности к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, а также — исследование объектов окружающего мира, обучение.

КР — коммуникативное развитие. Подразумевается формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества.

ТР — творческое развитие. Подразумевается развитие творческих, созидающих возможностей личности с использованием творческих видов деятельности.

КСМ— конструктивное социальное моделирование. Подразумевается формирование творческого конструктивного подхода к действительности и ее изменению, формирование образа будущего, его разыгрывание. Разыгрывание проблемных ситуаций и их творческая коррекция (принцип психодрамы).

СК — ситуативная коррекция. Подразумевается отыгрывание проблемного поведения ребенка в актуальной ситуации, гибкое «игровое» реагирование на «незапланированные» реакцию и поведение.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...