Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ум надо иметь справедливый и рассудительный




 

Мы называемся людьми потому, что имеем разум, но как редко можно однако встретить людей вполне разумных. Самолюбие обычно повреждает наш ум, приводя нас к множеству мелких, но опасных несправедливостей, которые, подобно маленьким лисичкам в Песне Песней, уничтожают виноградники (Песн 2.15), потому что пока они очень малы, на них не обращают внимания, но они могут многое уничтожить, потому что их несметное количество. Не так ли об стоит дело с несправедливостью и предрассудком?

 

Мы во многом обвиняем ближнего и многое прощаем себе. Мы хотим продать подороже, а купить подешевле. Мы хотим, чтобы нам оказывали справедливость, чтобы к нам были снисходительны, но не дела ем того же в отношении к другим.

 

Мы презираем все, что нам не по вкусу, и если на кого-нибудь имеем зуб, мы дурно принимаем все, что бы он ни сделал, но если нам кто-нибудь приятен, мы ему все прощаем. Иногда родители положительно не могут видеть какого-нибудь добродетельного ребенка из-за его физического недостатка, и есть дети с порочными наклонностями, которые являются любимцами из-за своей внешней привлекательности.

 

Мы предпочитаем богатых бедным, хотя они ни сколько не лучше.их, мы предпочитаем тех, кто лучше одет. Мы требуем, чтобы строго соблюдали наши права, но не всегда соблюдаем права других. Мы лег ко жалуемся на ближнего, но не хотим, чтобы кто-нибудь жаловался на нас. Если мы сделаем что-нибудь для другого, нам всегда кажется, что это много, то, что он делает для нас, кажется нам малым. Короче говоря, мы подобны куропаткам, у которых два сердца: одно сердце доброе, внимательное и заботливое по отношению к себе, другое строгое и суровое по отношению к нашим ближним. Мы имеем два веса: один, чтобы взвешивать свои преимущества, другой, чтобы взвешивать преимущества других.

 

«Лукавые уста имеют два сердца» (Пс 11.3),говорит Ансельм. Одно сильное, чтобы получать, и другое слабое, чтобы давать - перед Богом это ужасная вещь (Втор 25.13-16, Притч 20.10-23). Будь ровной и спра ведливой, Филотея. Всегда старайся поставить себя на место своего ближнего, а его на свое. Тогда ты хорошо рассудишь. Когда ты покупаешь, думай о продавце, а когда продаешь о покупателе. Живя справедливо и благородно, мы никогда ничего не теряем. Чаще испытывай свое сердце, Филотея, таково ли оно по отношению к ближним, какой бы ты была на их месте. Вот настоящая проверка. Траян, когда его обвинили в том, что слишком доступен подчиненным, сказал: «Я должен быть таким военначальником, какого бы я желал иметь, будучи сам подчиненным».

Глава XXXVII

О ЖЕЛАНИЯХ

 

Каждый знает, что надо остерегаться порочных желаний, что желание зла делает человека дурным. Но я скажу тебе больше, Филотея. Не желай ничего та кого, что опасно для души, как балы, игры и подобное времяпрепровождение, не желай ни почести, ни видения, ни экстаза, потому что большая опасность суетности и лукавства во всех этих вещах. Не желай вещей очень отдаленных во времени, т.к. это утомляет и ослабляет сердце напрасно и ставит его в опасность большой тревоги. Если молодой человек очень желает какой-нибудь должности, для которой еще не пришло время, какой смысл имеет это желание? Если замужняя женщина хочет идти в монастырь, для чего ей это желание? Если я хочу купить имение соседа прежде, чем он задумал его продавать, не теряю ли я только зря время? Если, будучи больным, я желаю посетить других больных или читать проповедь и делать все то, что делают здоровые, все эти желания будут несвоевременны и бесполезны. Заменим их полезными желаниями. Такими являются желание терпения, преданности воле Божией, кротости в перенесении страданий, т.е. всего того, чего Бог хочет от нас.

 

Мы подобны беременным женщинам, которые хотят свежих вишен зимой и свежего винограда весною.

 

Я не одобряю того, когда кто-нибудь желает того вида труда или отдыха, который не согласуется с вы полнением его долга, с его теперешним положением. Мне бы даже не хотелось, чтобы ты желала быть ум ной или остроумной, все это легкомысленные жела ния. Каждый должен развивать то, что у него есть. Не надо искать других средств служить Богу, чем те, которые тебе свойственны, надо добросовестно использовать те, которые ты имеешь. Все это относится к желаниям, которые услаждают сердце, что же касается простых желаний, они не вредны, если толь ко они не слишком часты.

 

Не желай креста, но переноси то, что тебе дается. Неправильно желать мученичества и не переносить обиды. Враг часто внушает нам сильное желание отсутствующих вещей, которые нам никогда не понадобятся, и отвлекает наш ум от предметов незначительных самих по себе, которые могут принести большую пользу. В воображении мы побеждаем африканских чудовищ, а в действительности даем себя победить не большой змее, которая встречается на нашем пути, из-за недостатка внимания. Не желай искушений. Это дерзость. Но мужественно встречай и защищайся, когда они наступают.

 

Разнообразие блюд (при их обилии) перегружает желудок и, если он слабый, его губит. Не наполняй свою душу большим количеством желаний - ни светских, они ее совсем испортят, ни даже духовных, они тебя будут смущать. Когда душа очищена, появляется большой духовный аппетит, и она начинает жаждать, как голодный, различных блюд: покаяния, смирения, любви, молитвы. Хорошо для здоровья иметь хороший аппетит, но переваришь литы, Филотея, столько блюд? Выбери же ПО совету духовного отца из всех желаний те, которые ты сможешь осуществить теперь же. Когда ты их осуществишь. Бог пошлет тебе другие, которые ты будешь также осуществлять в свое время, и ты не будешь тратить времени на бесполезные желания. Я не говорю, что не надо иметь добрых желаний, но и в этом должен быть порядок. Тс, которые есть, надо запереть в каком-нибудь уголке сердца до тех пор, пока придет время, и осуществлять те, для которых пришло время, и это относится не только к духовным, но и к светским желаниям, иначе мы будем жить постоянно в спешке и тревоге.

 

Глава XXXVIII

СОВЕТЫ ЖЕНАТЫМ ЛЮДЯМ

Брак - великое таинство (Еф 5.32), я говорю о христианском браке. Он почтен у всех (Евр 13.4), даже девственники должны его почитать со смирением. Он одинаково свят для бедных и богатых, так как его происхождение, цель, польза, формы и характер святы. Это рассадник христианства, который наполняет землю верными, чтобы пополнить число избранных на небе. Поэтому беседа о значении брака исключительно важна и для государства. Это его корень и источник всего полезного.

 

Богу было угодно, чтобы Его Возлюбленный Сын был приглашен на брак в Кане. Вино утешений и благословений никогда не оскудеет, но обычно бывает, что вместо Господа Иисуса Христа приходит в этих случаях Адонис и вместо Божией Матери Венера. Что бы получить красивых пестрых овец, в древности их собирали и показывали им красивые полоски разных цветов (Быт 30.38-39). Так и на свадьбах надо было бы представить во всем многообразии достоинство и святость этого таинства, а вместо этого мы слышим не скромные речи и видим непристойное времяпрепровождение. Не удивительно, что и результат получается соответствующий. Врачующимся, прежде всего, не обходима взаимная любовь, о которой Дух Святой говорит в Писании. Бессмысленно говорить: «любите друг друга естественной любовью» - это делают и два голубка, или «любите друг друга человеческой любо вью», потому что это делают и язычники. А я скажу вам, как сказал апостол: «Мужья, любите своих жен, как Христос Церковь, жены любите своих мужей, как Церковь своего Спасителя» (Еф 5.25). Сам Бог при вел Еву к Адаму, чтобы он взял ее себе в жены.

 

Сам Бог невидимой рукой связал узел освящения вашего брака и дал вас друг другу, любите друг друга любовью святой, божественной.

 

Первый результат такой любви - нерасторгаемый союз сердец. Господь Своею кровью связал мужа и жену, поэтому легче отделить душу от тела, чем мужа от жены. И это прежде всего не плотский союз, но союз сердец, союз любви.

 

Второй результат такой любви - ненарушимая верность. Обручальные кольца Церковь благословляет и передаст как печать прежде всего мужчине в свидетельство того, что в него никогда не войдет любовь к другой женщине, потом он передает кольцо невесте, чтобы любовь к мужчине не входила в се сердце, кроме того, кого Господь ей дал.

 

Третий плод - это рождение и воспитание детей. Большая честь, которую вы получаете в браке, заключается в том, что Бог, желая умножить число душ, которые будут прославлять Его в вечности, сделал вас сотрудниками в этом достойном деле произведения на свет тел, в которых Он творит души, точно так же как Он сделал это, вдохнув бессмертную душу в тело первого человека. Сохраняйте же, мужья, нежную, постоянную и сердечную любовь к своим женам и вы, жены, любите своих мужей, уважайте их. Однако, умножая любовь, остерегайтесь ревности, которая приводит к шуму, нестроению, раздорам. Ревности нет места там, где дружба взаимно основана на истинной добродетели. Ее отсутствие показывает, что любовь не носит грубый чувственный характер. Она является там, где добродетель колеблется. Ревность - показатель грубости отношений, но не чистоты и совершенства, потому что совершенная дружба предполагает уверенность в добродетели любимого, а ревность предполагает неуверенность.

 

Если вы хотите, мужья, чтобы жены были верны вам, подавайте им в этом пример.

 

Григорий Назианзин говорит: «Как вы можете требовать чистоты от ваших жен, когда вы сами ведете нечистую жизнь? Как спросите вы с них то, чего вы им не дали? Если вы хотите, чтобы они были чисты, будьте чисты по отношению к ним». Как говорит ап. Павел: «Пусть каждый держит свой сосуд в чистоте» (1 Фес 4.4). Если же вы сами учите их неверности, нет ничего удивительного, что они бесчестят вас своим падением, а вы, женщины, жизнь которых неразрывно связана с чистотой и честностью, ревностью храните вашу славу и не позволяйте никакому разложению омрачить чистоту вашей репутации. Не позволяй те возле себя ничего легкомысленного. Если кто-нибудь хвалит вашу красоту и грацию, будьте осторожны. Тот, кто хвалит то, на что он не имеет права - имеет искушение его похитить. А если с похвалой вам соединяется неуважение к вашему мужу - это для вас великое оскорбление, не надо слушать слов нечистых. Душа отравляется через ухо, как тело через уста.

 

Любовь и верность, соединенные вместе, создают доверие. Св. Моника посвятила своего сына Богу еще раньше, чем он родился. Бог исполняет такие обеты. Много примеров: бл. Августин, Фома Аквинский, св. Андрей и много других. Мать св. Бернарда, достойная мать своего сына, как только рождались у нее дети, посвящала их Христу и затем относилась к ним как к чему-то священному, принадлежащему Богу, к тому, что Бог ей доверил. Все семеро стали впоследствии святыми. Когда дети родятся на свет и начинает развиваться их сознание, отцы и матери должны стремиться запечатлеть в их сердце страх Божий. Так, мать Людовика Святого часто говорила ему: «Мое до рогое дитя, мне легче было бы, если бы ты умер у меня на глазах, чем впал в смертный грех». Ее святой сын рассказывал, что эти слова так запечатлелись в его сердце, что за всю его жизнь не было дня, когда он их не вспоминал, изо всех сил стараясь их не нару шить. Не надо иметь много мирских благ, но не надо жалеть никаких сил на то, чтобы воспитать детей в страхе Божием и добродетели.

 

Св. Моника с таким усердием и постоянством боролась против дурных наклонностей Августина, что она следовала за ним на море и на суше и через обращение его души к Богу она снова родила его своими слезами, как прежде родила его своим телом. Муж и жена должны стараться о благочестии друг друга. Мужчина без благочестия грубое и жестокое животное, женщина без благочестия не стойка в добродетели и близка к падению. Ап. Павел говорит: один может привлечь другого к добродетели (1 Кор 7.14). Но какое благословение, когда муж и жена верные и посвящены друг другу в страхе Божием? Взаимная поддержка должна быть велика, чтобы не было ни расхождения, ни обоюдного падения. Св. Дух отходит от домов, где есть ссоры и несогласия. Св. Григорий Назианзин рассказывает, что в его время праздновалась каждая годовщина брака. Я одобряю этот обычай, лишь бы это не сводилось к светским развлечениям и чувственным удовольствиям, но муж и жена после исповеди и причастия в этот день более усердно, чем всегда, возобновляли бы посвящение своей совместной жизни Богу, получая от Него поддержку в трудностях своей жизни.

 

Глава XXXIX

О ЧИСТОТЕ В БРАКЕ

Брачное ложе должно быть непорочным, сказал апостол (Евр 13.4). Брак святой был установлен еще в раю, где нет ничего скверного и нечистого.

 

Проведу аналогию между физическим общением в браке и процессом питания, чтобы лучше разъяснить свою мысль: питание необходимо для жизни индивидуума, и постольку оно хорошо, свято и заповедано. Так же и физические отношения в браке святы постольку, поскольку они служат цели рождения детей и возрастанию взаимной любви.

 

Законным является и такое питание, которое, хотя и не служит непосредственно сохранению жизни, но нужно для взаимного умножения любви друг ко другу. В этом смысле супружеские отношения ап. Павел называет долгом (1 Кор 7,3), уклониться от которого можно лишь по взаимному соглашению (1 Кор 7.5).

 

Питание чрезмерное и нерегулярное всегда является пороком. Процесс питания определяется не только количеством, но и манерой, характером процесса принятия пищи. В этом отношении и мед, имеющий целебные свойства, может оказаться ядовитым и повлечь за собой болезни и даже смерть.

 

Брачная жизнь, которая может быть святой и праведной, необходимой для общества, тем не менее в от дельных случаях становится опасной и может привести к смертным грехам, от которых умирает душа. Это происходит в тех случаях, когда подлинная цель брака является затушеванной или извращенной, и чем дальше она отходит от законных форм, тем более становится отвратительной. Рождение детей - первая и основная цель брака; там, где она извращается, брак становится ужасным и отвратительным перед Богом.

 

И принятие пищи может получить отвратительный, извращенный характер, когда налицо «культ чрева», когда мысли и чувства человека до и после принятия пищи вращаются вокруг еды. Самое достойное из всех животных, которые живут на земле, это слон. Он ни когда не меняет самку и нежно заботится о ней всю жизнь. Спаривание происходит раз в три года в течение пяти дней и так незаметно, что никому не удава лось его наблюдать. Но на шестой день можно видеть, как слон идет прямо к реке, обмывает все тело и только тогда возвращается к своему стаду. Он чуждается каких-либо чувственных удовольствий. Так и человек должен омыть не только тело, но и очистить сердце от всякой привязанности и чувственности, и тогда со свободной душой заниматься более возвышенными делами. Прекрасно говорит об этом апостол Павел в послании к Коринфянам: «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть как не имеющие» (1 Кор 7.29). Это говорится о тех, поясняет св. Григорий, для кого физическое общение не является само довлеющим и не отвращает его от стремлений духовных. То, что говорится о муже, относится равным образом и к жене. «Пользующиеся миром», говорит апостол, «должны быть как не пользующиеся» (1 Кор 7.31), каждый сообразно своему положению, но так, чтобы не привязываться к нему и быть свободным для служения Богу, как если бы они не прикасались к нему. «Большое зло для человека, - говорит блаженный Августин, - состоит в том, что он видит наслаждение в том, чем он должен только пользоваться, и только пользуется тем, чем он должен наслаждаться». Мы должны наслаждаться духовным и пользоваться физическим, но если мы извращаем этот порядок, наша разумная душа превращается в душу грубую и звероподобную.

 

Я думаю, я сказал все, что я хотел сказать, и дал понять, не говоря об этом прямо, то, о чем я не хотел говорить.

 

Глава X

СОВЕТЫ ВДОВАМ

Апостол Павел обращался ко всем духовным лицам в послании к Тимофею: «Вдовиц почитай, истинных вдовиц» (1 Тим 5.3). Чтобы быть истинной вдовой, не обходимо следующее:

 

1. Быть вдовой не только телом, но и сердцем. Это значит, что она должна иметь твердое решение сохраниться в состоянии чистоты вдовства. Те вдовы, которые только ждут случая снова выйти замуж, не являются истинными вдовами. Еще лучше делает вдова, которая дает обет целомудрия, она не будет даже и помышлять о замужестве, т.к. препятствием между ее душой и всем, что противоречит ее решению, будет сознание, что, нарушив целомудрие, она лишается и Царства Небесного. Бл. Августин советует христианским вдовам давать такие обеты, а Ориген рекомендовал такие обеты и замужним женщинам на случай, если муж умрет раньше.

 

Давая обеты, мы отдаем Богу не только плоды (наши дела), но и дерево (нашу волю), из которого они произрастают. Сохраняя целомудрие, фактически мы посвящаем свое тело Богу, но оставляем возможность его нарушения. Давая обет, мы не оставляем этой возможности, но делаем себя всецело рабами Того, служение Которому лучше всякого царства.

 

Одобряя всецело советы этих святых, я хочу, что бы те, кто дает обеты, выполняли их твердо, свято и благоразумно, воодушевленные небесным вдохновением и посоветовавшись с мудрым и благочестивым руководителем, и тогда все это будет более плодотворно.

2. Кроме этого, мотивом для такого обета должна быть только любовь к Богу, а не опасение разорить детей в результате второго брака или другие мирские соображения. Перед Богом ценно только то, что делается ради Бога.

 

«Вдова сластолюбивая заживо умерла» (J Тим5.6), говорит ап. Павел. Если вдова любит наряжаться, посещать балы и празднества, быть предметом ухаживания - она вдова только по телу, но не по душе. Пусть она носит траур, хотя это также может быть делом тщеславия, так как черное на белом только делает ее более привлекательной, если она думает о том, что бы понравиться мужчинам. «Время отшествия настало, слышен голос горлицы на нашей земле», говорит Песня Песней.

 

Удаление от мирских излишеств необходимо для благочестивой жизни. Это верно для всех, а особенно для истинных вдов. Любить мужа пока он жив, не труд но, но любить его после смерти так, чтобы не желать другого - дело истинных вдов. Вдова, у которой есть дети, которые нуждаются в ее заботе и душевном внимании, не должна их оставлять. Ап. Павел говорит: тот, кто не заботится о своих близких, хуже неверно го (1 Тим 5.4), но если дети не нуждаются уже в руководстве, она должна всецело посвятить себя Богу. Если она уделяет внимание мирским делам, напр., судебным процессам, она часто открывает двери врагу целомудрия. Вдова должна постоянно находиться в молитве.

 

Полная скромность, забота о бедных и больных, утешение печальных, введение девушек в благочестивую жизнь - вот занятие истинной вдовы, она должна быть примером всех женских добродетелей.

 

Чистота и простота - украшение ее одежды, смирение и любовь - ее дел, честность и добродушие - ее языка, скромность - ее глаз, а Распятый Христос -единственная любовь ее сердца. Истинная вдова в Церкви как маленькая фиалка в марте, распространяет аромат благочестия и почти всегда укрыта большими листьями унижения. Она не торопится вступить в мирские разговоры, т.к. хочет сохранить свежесть сердца от мира, который может обдать ее жаром желания имущества, почета и любви. Она блаженна (1 Кор 7.40). если сохраняется таким образом. Истинная вдова не должна осуждать тех, кто вступает во второй, третий и даже четвертый брак. В некоторых случаях, и это нужно для славы Божией, надо всегда помнить, что ни вдовство, ни девство не дают места на не бесах, но оно дается тем, кто его заслужил смирением.

 

Глава XLI

СЛОВО К ДЕВИЦАМ

О, девицы, если вы думаете выйти замуж, берегите ревниво ваше первое чувство для первого мужа. Большая ошибка отдавать, вместо цельного и искреннего сердца, сердце, уже изношенное и потревоженное любовью. Но если ваше сердце зовет вас к чистой и девственной духовной свадьбе и вы готовы сохранить девственность, храните вашу любовь для Небесного Жениха (Песн 2.16), не любите ничего, кроме чисто ты и Того,Кому должны быть отданы первые из всех вещей, и особенно первая любовь. Письма блаженно го Иеронима дадут вам необходимые советы, и так как ваше положение требует послушания, выберите себе руководителя, под руководством которого вы сможете безбоязненно и свято посвятить свое сердце и свое тело Богу друга, но их легко отличить, т.к. лицемерие быстро обнаруживает себя и его внешняя привлекательность исчезает, как дым, в то время как подлинная добродетель всегда остается твердой и неизменной. То, как мы принимаем похвалу или клевету, является пробным камнем нашей добродетели.

Мы распяты для мира, и мир должен быть распят (Гал 6.14) для нас. Он считает нас глупыми, будем считать его безумным.

 

Глава II

О МУЖЕСТВЕ

Хотя свет сам по себе прекрасен и желателен для глаз, тем не менее он ослепляет, если человек в течение долгого времени находился в темноте. Когда ты твердо решишь порвать со всеми глупыми занятиями, страстями и увлечениями, которые ты допускала до сих пор, то при таком изменении жизни внутри тебя вначале неизбежно поднимется некоторый протест; ты ощутишь даже печаль и уныние. Если это случится, прошу тебя, имей немного терпения, это только удивление от новизны и непривычности. Это пройдет, и ты получишь десятки тысяч утешений. Возможно, что тебе будет неприятно потерять ту славу, которую ты может быть имела среди соучастников твоих суетных дел, но неужели ты предпочтешь ее - вечной славе, которую может дать только Бог. Суетные развлечения и времяпрепровождение, которые ты разрешала себе в прошлые годы, будут вновь вставать в твоем воображении, для того чтобы прельстить твое сердце и привлечь его на свою сторону. Но неужели ты согласишься отказаться от вечного блаженства ради этих легкомысленных и обманчивых удовольствий? Поверь мне, если ты будешь тверда, ты очень скоро по лучишь столько глубоких и отрадных сердечных утешений, по сравнению с которыми мирские удовольствия будут являться тем, чем является желчь, если сравнить ее с медом, и ты поймешь, что один день истинно благочестивой жизни стоит больше, чем тысячи лет (Пс 83.11) мирских наслаждений.

 

Но ты видишь, как высока гора христианского совершенства и восклицаешь: «Боже мой, как же я сумею подняться!» Смелей, Филотея! Когда личинки пчел только что начинают принимать форму пчелы, они не могут еще летать по цветам, по соседним холмам и горам, чтобы собирать мед. Но мало-помалу, питаясь медом, который заготовили для них матери, они подрастают, крылья укрепляются и они делаются в состоянии летать повсюду в поисках меда.

 

Действительно, в отношении благочестия мы являемся еще такими маленькими пчелками - мы не умеем выполнить своего назначения, т.е. подняться на вер шину христианского совершенства, но по мере того, как наши желания и решения начинают оформляться - у нас начинают расти крылья и мы надеемся, что по степенно они вырастут и мы полетим. А пока они еще не выросли, будем жить по указаниям тех, кто прежде нас вырастил крылья и умел подниматься на вершину. Будем просить Бога, чтобы Он помог нам вырастить крылья для того, чтобы мы могли летать в настоящей жизни и отдыхать (Пс 54.7) в вечности, в жизни буду щей.

 

Глава III

О ПРИРОДЕ ИСКУШЕНИЙ

О природе искушений и о разнице, которая существует между тем, чтобы чувствовать искушение и соглашаться на него.

Представь себе, дорогая Филотея, юную принцессу, которая горячо любима своим женихом. Злой чело век имеет по отношению к ней дурные намерения. Что происходит?

Злой человек посылает к ней своего посла, который передает ей его предложение.

Она может принять или не принять его.

Она может согласиться на его предложения или отказать ему. Точно так же диавол, мир и плоть, видя, что душа хочет стать невестой Христовой, искушает ее своими предложениями и советами: а/ Грех предложен, б/ Предложения ей нравятся или не нравятся, в/ Она принимает их или отказывается от них.

 

Вот основные ступени, ведущие ко греху: 1. Искушение. 2. Услаждение. 3. Согласие.

 

Пусть искушение в отношении какого-либо греха длится всю жизнь. Если оно не становится для нас привлекательным и мы на него не соглашаемся - греха нет. Наличие искушения в этом случае не приводит к действию, но лишь к страданию. И. поскольку, оно не привлекает нас, мы не становимся его соучастниками. Многие святые имели плотское искушение, но они не соглашались с ним и предпочитали терпеть всякие мучения и, таким образом, не только не теряли благо дать Божию, но умножали ее.

 

Надо быть мужественной во время искушений и помнить, что ты не побеждена ими, если они тебе не нравятся. При этом мы можем их чувствовать, но ни в коем случае не должны им сочувствовать. А сочувствовать мы можем только тому, что нам понравилось. Поэтому только удовольствие влечет за собой согласие. Пока враги нашего спасения не представляют нам то, что есть в них заманчивого и очаровательного, они остаются за порогом нашегосердца, сколько бы предложений они нам ни делали. До тех пор, пока мы тверды и не прельщаемся ими, мы ничем не можем оскорбить Бога, так же как и принцесса, не прельстившись предложением злого человека, ничем не оскорбит принца. Разница только в том, что принцесса может совсем прогнать от себя посланца, а душа наша не всегда может уничтожить самое искушение, но всегда в ее власти не соглашаться с ним. Вот почему, как бы долго ни продолжалось искушение, оно никогда не повредит нам, пока оно для нас неприятно, Что же касается до привлекательности искушения, то она возможна потому, что в нашей душе есть низшая и высшая часть, и вот в тех случаях, когда низшая часть не следует за высшей, она может прельститься искушением, вопреки требованию высшей. Происходит та великая битва, в которой, как говорит ап. Павел, «плоть восстает на Дух» (Тал 5.17) и «один закон в членах, а другой в душе» (Рим 7.23).

 

Видела литы когда-нибудь, Филотея, большой кос тер, покрытый пеплом? Если придешь к костру 10-12 часов спустя после того как он погас, там трудно бывает найти хоть один горящий уголек. Однако он несомненно есть, и с его помощью можно зажечь и другие угли, уже погасшие. То же происходит и в нашей душе во время больших и сильных искушений. Потому что искушение становится заманчивым для низшей части души, покрывает всю душу пеплом, и в ней труд но бывает найти хотя бы искорку любви к Богу. Тем не менее в действительности, хотя тело и душа в смятении, мы можем еще не согласиться ни на грех, пи на искушение, и то, что кажется заманчивым для нашего внешнего человека, будет противно внутреннему, и хотя искушение будет окружать нашу волю, но воля еще не в нем, тогда эта заманчивость окажется непроизвольной и тогда нет нашего произволения на грех, тогда она не становится грехом.

 

Глава IV

ДВА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ПРИМЕРА

Блаженный Иероиим рассказывает о молодом человеке, которого тиран не мог победить мучениями и который избрал для этого наслаждения, как наиболее сильное средство. Его привязали тонкими шелковы ми нитями к его ложу и около него поместили женщину, которая должна была всячески искушать его. Переживая бурю искушений, которые обещали ему наслаждения, он остался тверд сердцем и волею и, будучи не в силах подняться, отрезал зубами свой язык и выплюнул его в лицо своей искусительнице.

 

Замечателен рассказ о борьбе с искушениями св. Екатерины Сиенской. Ей пришлось перенести целую бурю искушений, которые проникали через все органы чувств, но сердце ее оставалось непоколебимым. После длительного времени, когда святая измучилась от искушений, ей явился Господь. Святая спросила: «Где Ты был все это время, когда я страдала среди грязи и мрака?» «Я был в твоем сердце», - ответил Господь. «Как же Ты мог быть там, когда столько отвратительного и беззаконного тревожило мое сердце?» «Скажи мне, - сказал Господь, - все это доставляло тебе удовольствие или скорбь?» «Крайнюю скорбь и печаль»,-отвечала святая. «А кто же внушил тебе эту скорбь и печаль, если бы Я не был в глубине твоей души? Если бы этого не было, все то, что окружало тебя, проникло бы в глубину сердца и ты приняла бы это с удовольствием и это послужило бы к погибели твоей души. Но Я вкладывал в твое сердце это неудовольствие, это сопротивление, так что оно отказывалось от всех искушений, испытывая ненависть и к ним и к самому себе. Эта борьба и эти страдания укрепляли твою добродетель и увеличивали твою силу».

 

Ты видишь, Филотея, костер был покрыт пеплом, искушения и услаждения стремились войти внутрь сердца, окружили волю, которая с помощью Спасите ля сопротивлялась огорчением, недовольством, презрением ко злу, которое ее пыталось прельстить, не соглашаясь на грех, который ее окружал. О, Боже, какая скорбь для души, любящей Бога, не знать, с ней ли Бог и не погасла ли в ней искра любви Божией, за которую она борется!

 

Но в этом и заключается совершенство небесной любви, что любящий должен страдать и бороться, не зная даже, имеет ли он в себе эту любовь, с помощью которой и ради которой он борется.

 

Глава V

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...