Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как укрепить свое сердце против искушений




Время от времени рассматривай, какие страсти преобладают в твоей душе. Когда ты это обнаружишь, старайся развивать в себе все противоположное им: в мыслях, в словах, в делах, в образе жизни. Например, если ты склонна к тщеславию, думай почаще о ничтожности человеческой жизни, как совестно тебе будет за твое тщеславие в день смерти, как это недостойно благородного сердца, как все это походит на пустую забаву и детские игрушки. Презирай тщеславие, говори о нем с презрением, и ты постепенно начнешь его ненавидеть. Приучай себя к делам смирения и к таким, которые считаются унизительными. Посте пенно твоя наклонность к тщеславию начнет ослабевать, и когда наступит час искушения, тебе легче будет с ним бороться.

 

Если у тебя есть склонность к скупости, думай чаще о безумии этого греха, который делает человека рабом того, что призвано ему служить, о том, что в час смерти все это будет тебе не нужно. Хвали презрение к земным благам, принуждай себя к милостыни и благотворительности, не упуская случаев к этому.

 

Если ты ищешь любви и забавляешься этим, поду май, как опасно это и для тебя и для других. Подумай, как недостойно осквернять лучшие чувства души, какое крайнее легкомыслие превращать их в забаву, во времяпрепровождение. Избегай всего этого, чаще думай о необходимости чистоты и простоты сердца.

 

Одним словом, во время мира, т.е. тогда, когда нет нападений и искушений со стороны того греха, которому ты более всего подвержена, упражняйся как можно энергичней в противоположных ему добродетелях, и если не представится случая, иди к нему навстречу, переходи в наступление. Таким образом, ты лучше всего укрепишь свое сердце против будущих искушений.

 

Глава XI

О ТРЕВОГЕ

Тревога - это не просто искушение, а такое искушение, благодаря которому и через которое приходит множество других.

 

Печаль - это скорбь души о том зле, которое наступило независимо от ее воли; это зло может быть внешним, как бедность, болезнь, презрение, оно может быть внутренним, как невежество, сухость, отвращение, искушение. Когда душа чувствует зло, которое ей неприятно, она испытывает печаль. В нетерпении она стремится освободиться от него так или иначе. Это происходит естественно, т.к. каждый стремится освободиться от того, что является для него злом. Если, стремясь освободиться от зла, душа руководствуется при этом любовью к Богу, она делает это со смирением, спокойствием, терпением и кротостью, ожидая освобождения больше от милосердия Божия, чем от собственных усилий, знаний и стараний; если же она исходит не из любви Божией, а из самолюбия, то она будет спешить и вдохновляться изысканием средств к устранению зла, как будто это больше зависит от нее, чем от Бога. Я не утверждаю, что она так думает, но поступает так, как если бы думала так. И если она скоро не достигнет желаемого, впадает в сильную тревогу и нетерпение. Это не устраняет зла, но, напротив, усиливает его власть, так как душа приходит в состояние неумеренной тоски и отчаяния, в силу чего она теряет силы и мужество, так что зло кажется ей безысходным.

 

И, вот, мы видим, что печаль, которая сама по себе законна, порождает тревогу, а тревога, в свою очередь, приводит к избытку печали, который чрезвычайно опасен. Это самое большое зло для души после греха. Подобно тому как внутренние смуты и мятежи ослабляют государство и делают его неспособным сопротивляться врагу, так же и наше сердце, будучи встревожено и беспокойно само в себе, не в состоянии поддерживать те добродетели, которые оно приобрело, и не в силах сопротивляться искушениям, почему враг и получает возможность, как говорят, ловить рыбу в мутной воде.

 

Тревожность происходит из неумеренного желания освободиться от зла, которое заставляет страдать, и получить добро, на которое надеются. И тем не менее ничто так не усугубляет силу зла, и не отдаляет добро, как поспешность и тревожность. Птичка потому и запутывается в силках, что она начинает метаться и делать беспорядочные движения для того, чтобы освободиться. Если ты хочешь достигнуть какой-нибудь цели, или освободиться от какого-нибудь зла, прежде всего приведи свой ум в состояние покоя, пусть твои суждения и твоя воля сидят на своих местах, и потом уже, не торопясь, выбери подходящие средства для своей цели, не смущаясь и не волнуясь, иначе ты испортишь все дело и окажешься в еще большем затруднении.

 

«Душа моя в моих руках, Господи, - восклицал царь Давид, - и закона Твоего я не забыл» (Пс 118.109). Проверяй несколько раз в день, а особенно утром и вечером: в твоих ли руках твоя душа или ею овладела какая-нибудь страсть или тревога, которая похитила ее у тебя? Владеешь ли ты своим сердцем или оно находится во власти какого-нибудь аффекта: неправильной любви, ненависти, зависти, страха, вожделения. Если оно заблудилось, топрежде всего найди его, представь его пред лицо Божие. Приведи свои чувства и желания в послушание Его Божественной воле. Тот, кто боится потерять какую-нибудь ценную для него вещь, старается не выпускать ее из своих рук. Поэтому и мы должны, подражая псалмопевцу, говорить: «Была душа моя подвержена случайностям, поэтому я всегда держу ее в своих руках и таким образом не за бываю закона Твоего».

 

Не позволяй твоим желаниям беспокоить тебя, иначе сердце придет в смущение и беспорядок. Если ты почувствуешь тревогу, поручай себя Богу и реши не предпринимать ничего для исполнения своего желания, пока тревога не пройдет совершенно; если это будет дело, не допускающее отсрочки, и в этом случае постарайся кротким и спокойным усилием удержать свое желание, умеряя его насколько возможно, и тогда уже следуй больше разуму, чем желанию.

 

Если ты можешь открыть свою тревогу твоему руководителю, или по крайней мере верному другу, не сомневайся в том, что ты получишь поддержку, поде литься скорбью - значит получить облегчение, это лучшее из лекарств.

 

Глава XI

О ПЕЧАЛИ

«Печаль по Богу, говорит ап. Павел, - производит покаяние ко спасению, печаль мирская производит смерть» (2 Кор 7.10).

 

Печаль также может быть хорошей или дурной в зависимости от того, какое она влияние оказывает на нас. Доброе влияние может сказываться в двух вещах: милосердие и покаяние. Дурное в шести: лень, тревога, возмущение, ревность, зависть, нетерпение.

 

Печаль многих убивает (Сир 30.25). Только два ручейка, вытекающие из этого источника, добрые, шесть же других - дурные.

 

Враг пользуется печалью для усиления искушений, злым он пытается внушить удовлетворение от их грехов, добрым - разочарование в их добрых делах, а ведь нельзя иначе привлечь к злым делам, как делая их приятными, и нельзя иначе отвратить от добрых дел, как представляя их неприятными.

Лукавый радуется меланхолии и печали, потому что он сам печален, меланхоличен и будет вечно таким, и ему хочется, чтобы все были подобны ему. Дурная печаль расстраивает душу, вызывает неосновательный страх, отвлекает от молитвы, ослабляет и подавляет ум, лишает мужества и решимости, отнимает силы, она, как суровая зима, уничтожает красоту земли, и делает недвижимым все живое. Она отнимает все соки души, делает ее ни к чему не способной и бездеятельной. Если когда-нибудь подвергнешься этой дурной печали, Филотея, прибегай к следующим средствам: молитва (Иак 5.13) - высшее средство от печали, при этом надо выбирать те слова молитвы, которые больше всего говорят о любви и милости Божией.

 

Противься печали, не прекращай своих дел, хотя бы ты делала их печально и холодно. Враг, который хочет отвратить тебя от добрых дел, видя, что ты их не оставляешь, а делаешь с внутренним принуждением, перестает тебя печалить, и они приобретают еще большую ценность. Пой псалмы, песни духовные, они часто заставляют лукавого прекратить свое дело. Занимайся внешними делами, разнообразя их, чтобы очистить и согреть дух. так как печаль - страсть холодная и сухая.

 

Делай внешние дела с усердием, хотя бы и без удовольствия. Прижми к груди Распятие, подними глаза к небу со словами любви и доверия: «Кто меня отлучит от любви Божией?» (Рим 8.35) Чаще причащайся Святых Тайн. Это укрепляет сердце (Пс 103.15) и радует дух. Расскажи о всех своих печалях руководителям духовным и друзьям. И, наконец, предай себя в руки Божий, приготовившись терпеливо к перенесению печали, и не сомневайся, что испытав твое сердце, Бог пошлет тебе Свою помощь.

 

Глава XIII

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...