Перечень рекомендуемой литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
БОТАНИКА
Методические указания и контрольные задания
Для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство
п. Правдинский
«Ботаника»
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство. М.: УМЦ, 2011
В данном учебном пособии представлены учебные задания по изучению дисциплины, список литературы и нормативной документации, методические указания по изучению каждой темы и выполнению контрольной работы. Даны вопросы для самоконтроля студентов и домашней контрольной работы. Приведен перечень практических заданий.
Методические указания составлены в соответствии с примерной программой по дисциплине «Ботаника» специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство.
Автор:
| Симакова Е.В.
| - преподаватель ФБОУ СПО «Муромцевский лесхоз-техникум»
|
Рецензент:
| Козырева Л.Г.
| - ФБОУ СПО «Апшеронский лесхоз-техникум»
|
Редактор:
| Нехайчук О.Г.
| - начальник отдела учебно-методического обеспечения
ФБУ «Учебно-методический центр»
|
ФБУ «Учебно-методический центр» 2011
Пояснительная записка
Целью изучения дисциплины «Ботаника» является профессиональная подготовка выпускников в области морфологии, анатомии, физиологии и систематики растений. Программой дисциплины предусматривается изучение теоретических положений биологии растений и приобретение практических умений определения основных видов лесных травянистых растений.
Ботанические знания необходимы специалисту лесного хозяйства для определения типов леса и лесорастительных условий, проектирования и выращивания лесных культур, проведения хозяйственных мероприятий в лесопарках и т.д. Для этого выпускник должен свободно ориентироваться в царстве растений, знать особенности взаимодействия лесных растений в естественных и трансформированных экосистемах, уметь описывать лесные ассоциации.
«Ботаника» входит в профессиональный цикл.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
уметь:
- определять основные виды споровых и травянистых растений;
- распознавать основные типы различных органов растений и их частей.
знать:
- основные вегетативные и генеративные органы растений;
- способы размножения, процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды;
- главнейших представителей травянистых растений, их роль в формировании напочвенного покрова;
- растения-индикаторы лесорастительных условий, лекарственные растения;
- редкие и исчезающие виды региона и мероприятия по их охране;
Дисциплина «Ботаника» изучается на первом курсе, выполняются две домашние контрольные работы в межсессионный период, а в период сессии лабораторно-практические работы.
Прежде чем приступить к выполнению контрольных работ, изучите программный материал в следующей последовательности:
2. Тематический план
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
| Содержание учебного материала
|
|
|
Введение
| Ботаника – наука о растениях. Роль растений в биосфере и жизни человека. Краткая история ботаники и эволюционной теории. Основные разделы ботаники. Ботаника, как теоретическая и практическая основа ряда общепрофессиональных и специальных лесохозяйственных дисциплин.
|
|
|
Раздел 1. Морфология растений
|
|
|
|
Тема 1.1. Общие положения морфологии растений
| Цели и задачи морфологии растений, её значение для лесоводства. Основные органы растений. Метаморфозы органов. Вегетативные и генеративные органы.
|
|
|
Тема 1.2. Основные вегетативные органы растений
| Стебель, его строение и функции. Побеги и его части. Почки, почкорасположение. Ветвление побегов. Метаморфозы побега, стебля.
Корень, его строение в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Типы корневых систем. Метаморфозы корня. Микориза и клубеньки на корнях, их значение.
Лист, его функции и особенности строения. Типы жилкования. Формы листовой пластинки, вершины, основания, края листа и рассечённость листовой пластинки. Простые и сложные листья. Метаморфозы листа.
Жизненные формы растений. Гомологичные и аналогичные органы.
|
|
|
Практические занятия.
Изучение строения удлинённого и укороченного побегов; видов почек и почкорасположения; типов ветвления; метаморфозов побегов.
Изучение строения листа, типов жилкования; форм листовых пластинок, вершины, основания, края и рассечённости листьев; сложения и метаморфозов листьев. Изучение зон корня, типов корневых систем и метаморфозов корня.
|
|
|
Самостоятельная работа
Описать и зарисовать метаморфозы побега; метаморфозы корня и
метаморфозы листа.
|
|
|
Тема 1.3. Размножение растений
| Размножение растений, его типы и сущность. Вегетативное размножение, его виды и способы, значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
|
|
|
Самостоятельная работа
Презентация на тему: «Вегетативное размножение растений».
|
|
|
Тема 1.4. Генеративные органы растений
| Цветок, его строение и функции. Формулы и диаграммы цветка. Соцветия и их типы. Опыление, типы опыления и приспособления к ним у растений. Оплодотворение. Плоды, их строение. Классификация плодов. Строение семян и всходов. Партенокарпия и партеноспермия. Распространение семян и плодов.
|
|
|
Практическое занятие
Изучение строения цветка, составление формул и диаграмм цветка.
Определение типов соцветий. Изучение строения плодов, морфологического строения семян.
|
|
|
Самостоятельная работа
Опишите, приспособления у растений к опылению. Распространение плодов и семян и их роль в жизни растений.
|
|
|
Раздел 2.
Анатомия растений
|
|
|
|
Тема 2.1.
Общие положения анатомии растений
| Задачи и методы изучения анатомии растений. Клеточное строение живых организмов. Формы и размеры клеток.
|
|
|
Тема 2.2.
Растительная клетка
| Строение растительной клетки. Цитоплазма, её химический состав и физические свойства. Ядро, его строение и роль в жизни клетки. Пластиды, их виды. Митохондрии. Рибосомы. Запасные питательные вещества. Вакуоли и клеточный сок. Оболочка клетки, химический состав, структурная организация. Поры. Видоизменения клеточной оболочки.
Деление клеток: митоз и мейоз.
|
|
|
Самостоятельная работа
Опишите видоизменения клеточной оболочки
|
|
|
Тема 2.3. Ткани
| Ткани. Общее понятие. Классификация тканей.
Образовательные, покровные, механические, проводящие, основные и выделительные ткани.
|
|
|
Лабораторная работа.
Изучение особенностей анатомического строения различных видов растительных тканей.
|
|
|
Самостоятельная работа
Опишите и зарисуйте особенности строения сосудов, трахеид, ситовидных трубок; механизм работы устьиц, их значимость для растений.
|
|
|
Тема 2.4
Анатомия вегетативных органов растений
| Анатомическое строение стебля. Первичное пучковое строение стебля однодольных и двудольных растений. Переход от первичного пучкового ко вторичному беспучковому строению. Работа камбия и образование годичных колец древесины. Анатомическое строение ствола хвойных деревьев. Анатомическое строение ствола лиственных деревьев. Возрастные изменения древесины. Образование пороков древесины. Анатомическое строение корня. Анатомическое строение плоского листа и хвои.
|
|
|
Самостоятельная работа
Заполнить таблицы: «Сходство и различие в анатомическом строении стебля однодольных и двудольных травянистых растений»; «Сходство и различие в анатомическом строении ствола хвойных и лиственных пород»; «Сходство и различие в анатомическом строении плоского листа и хвои»
|
|
|
Лабораторные работы.
Изучение анатомического строения стеблей однодольных и двудольных растений.
Изучение строения ствола хвойных и лиственных пород.
Изучение особенностей анатомического строения корня, плоского листа и хвои.
|
|
|
| Контрольная работа.
|
|
|
Раздел 3 Физиология растений
|
|
|
|
Тема 3.1. Общие положения физиологии растений
| Физиология растений, её значение для лесоводства.
|
|
|
Тема 3.2. Основы физиологии растительной клетки
| Свойства живой материи. Проникновение веществ и воды в клетку. Сосущая сила клетки. Строение цитоплазмы, её избирательная проницаемость.
|
|
|
Тема 3.3.
Водный режим растений. Устойчивость растений к неблагоприятным условиям среды.
| Значение воды в жизни растений. Поглощение воды из почвы, проведение её по стволу и транспирация.
Засухоустойчивость, газоустойчивость растений. Морозоустойчивость растений и зимостойкость.
|
|
|
Самостоятельная работа
Отношение растений к неблагоприятным условиям среды.
|
|
|
Тема3.4. Процессы ассимиляции и диссимиляции в растениях
| Сущность процесса фотосинтеза. Хлорофилл, его химическая природа, физические свойства и роль в фотосинтезе. Влияние внешних и внутренних факторов на фотосинтез. Связь фотосинтеза с урожаем.
Автотрофные и гетеротрофные растения.
Процесс дыхания и его значение для растений. Интенсивность дыхания.
Брожение, его виды. Химическая и энергетическая сторона процессов.
|
|
|
Тема 3.5.
Почвенное
питание
| Усвоение зольных элементов и азота растениями из почвы. Значение макро и микроэлементов для растений. Понятия потребности и требовательности в почвенном питании. Особенности минерального питания деревьев в лесу. Азотное питание растений. Роль микоризы для лесных растений.
|
|
|
Самостоятельная работа
Опишите особенности почвенного питания дерева в лесу по сравнению с растением в поле.
|
|
|
Тема 3.6.
Рост и развитие растений
| Понятия о росте и развитии растений. Условия, влияющие на рост. Особенности периода покоя. Действие гормонов роста на растение. Тропизмы, настии.
Влияние внешних факторов на развитие растений.
|
|
|
Раздел 4 Систематика растений
|
|
|
|
Тема 4.1.
Общие положения
Систематики растений
| Задачи и методы систематики растений, её значение в лесоводстве. Краткая история развития систематики растений. Понятие вида и других систематических единиц. Низшие и высшие растения.
|
|
|
Тема 4.2.
Царство дробянки. Подцарство бактерии
| Бактерии, их строение, размножение, питание, роль в природе и жизни человека.
|
|
|
Самостоятельная работа
Роль бактерий в природе и жизни человека
|
|
|
Тема 4.3. Царство грибы
| Грибы, их строение, размножение, представители. Значение грибов.
|
|
|
Самостоятельная работа
Составить конспект: «Роль грибов в питании растений и лесном хозяйстве»
|
|
|
Тема 4.4.
Царство растения. Низшие растения
| Водоросли, их характеристика и классификация.
Отдел зелёные водоросли: строение, размножение, роль.
Отдел лишайники: строение, размножение и роль в природе. Представители лишайников в живом напочвенном покрове.
|
|
|
Практические занятия.
Определение представителей отдела лишайники, изучение их морфологических признаков.
|
|
|
Тема 4.5. Царство растения. Высшие споровые растения
| Отдел мохообразные: строение, цикл развития и классификация. Представители и роль в образовании растительного покрова различных мест произрастания.
Отделы папоротникообразные, плауновидные, хвощевидные: характеристика, строение, цикл развития.
Представители в напочвенном покрове леса.
|
|
|
Практические занятия.
Определение представителей отдела мохообразные изучение их морфологических признаков.
Определение представителей отделов папоротникообразные, плауновидные, хвощевидные. Изучение их морфологического строения.
|
|
|
Тема 4.6.
Царство растения.
Высшие семенные
Растения
| Отдел голосеменные: характеристика, цикл развития, представители, значение.
Отдел покрытосеменные: особенности строения и развития. Двойное оплодотворение. Эволюция покрытосеменных.
Классы двудольные и однодольные. Краткая характеристика семейств, составляющих травянисто-кустарниковый покров лесных фитоценозов. Редкие и исчезающие растения региона, их охрана.
|
|
|
Самостоятельная работа
Составить конспект: «Практическое применение растений класса однодольных и двудольных»
|
|
|
Практические занятия
Определение представителей семейств класса Двудольные. Семейство: Гвоздичные, Лютиковые, Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Кисличные, Зонтичные, Вересковые, Губоцветные, Сложноцветные.
Определение представителей семейств класса Однодольные: Злаки, Осоковые, Ситниковые, Лилейные
|
|
|
| Дифференцированный зачёт
|
|
|
| Максимальная нагрузка,
В том числе:
|
|
|
Обязательная нагрузка
|
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
Настоящий тематический план учебной дисциплины «Ботаника» предусматривает подробное, самостоятельное изучение студентами-заочниками теоретического материала в межсессионный период. На установочном занятии в учебном заведении студентов консультируют по методике выполнения самостоятельной работы с литературой при изучении программного материала, домашних контрольных работ и сбору гербария.
При самостоятельной работе вначале следует изучить методические указания по теме, разделу, основной и дополнительной литературе. После изучения каждой темы, для самоконтроля, постарайтесь ответить на поставленные в методических указаниях вопросы, далее приступить к выполнению двух контрольных работ.
Одновременно с работой над разделом «Систематика растений» надо собирать и изучать лесные травянистые растения. Всего в систематическом гербарии должно быть не менее 60 видов, методические рекомендации изложены после четвертого раздела.
Результатом положительного освоения дисциплины «Ботаника» является дифференцированный зачёт.
Перечень рекомендуемой литературы
Основная:
1. Брынцев В.А., Коровин В.В. Ботаника. М.: ООО «ЭкоСервис»
2. Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 2001
3. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас – определитель Дикорастущие растения. М.: Дрофа, 2002
4. В.П. Викторов., М.А. Гуленкова., Л.Н. Дорохина и др. Практикум по анатомии и морфологии растений. М.: «Академия», 2001
5. Практикум по физиологии растений. И.В. Плотникова., Е.А. Живухина., О.Б. Михалевская и др. М.: «Академия», 2001
6. А.Г. Еленевский., М.П. Соловьева., Н.М. Ключникова и др. Практикум по систематике растений и грибов. М.: «Академия», 2001
7. Нейштадт М.Н. Определитель растений средней полосы европейской части СССР. М.:Учпедгис, 1963
Дополнительная:
8. Лесной кодекс РФ,04.12. 2006 № 200-ФЗ
9. Тихонов А.В. Красная книга России. – М.: ООО «Издательство» «Росмэнпресс», 2002
10.Долгачаева В.С. Ботаника. – М.: «Академия», 2003
11. Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. Растения луга. М.: Дрофа, 2004
Введение
Ботаника – наука о растениях. Роль растений в биосфере и жизни человека. Краткая история ботаники и эволюционной теории. Основные разделы ботаники. Ботаника как теоретическая и практическая основа ряда общепрофессиональных специальных лесохозяйственных дисциплин.
Литература
(1), с 8-9; (2), с 3-4
Методические указания
Ботаника всесторонне изучает все разнообразие растительного мира Земли, насчитывающего в настоящее время около 500 тыс. видов. В рекомендуемой основной литературе, на указанных страницах, материал об этом изложен довольно подробно. На современном этапе развития общества ботаника также решает одну из важнейших проблем современности – сохранение видового разнообразия растительного мира. Во всемирной стратегии охраны природы и природных ресурсов, принятой в 1980 г., отмечается, что должен быть сохранён каждый вид независимо от его экономического значения, так как он представляет ценность для природы и исчезновение любого из них необратимо. Перед ботаниками стоят две задачи: выявление редких и исчезающих видов, требующих первоочередной охраны; разработка и внедрение системы природоохранных мероприятий.
К настоящему времени в РФ, в отдельных её регионах существуют Красные книги, составляются списки редких и исчезающих растений. Сохранение растений, лишайников и грибов зависит от каждого человека, поэтому необходимо знать исчезающие виды.
Вопросы для самоконтроля
1. Основные задачи ботаники.
2. Какова роль растений в природе и жизни человека?
3. Какие виды растений находятся под охраной в вашем регионе?
Воспользуйтесь поиском по сайту: