Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Физиология растений




Тема 3.1. Общие положения физиологии растений

Студент должен

иметь представление:

– об особенностях физиологии растений.

Физиология растений, ее значение для лесоводства.

Тема 3.2. Основы физиологии растительной клетки

Студент должен

знать:

– свойства живой материи;

– процессы проникновения веществ в клетку.

Свойства живой материи. Проникновение веществ и воды в клетку. Сосущая сила клетки. Строение цитоплазмы, ее избирательная проницаемость.

Литература

(1), с. 137-142

Методические указания

Физиология растений – это часть биологии – науки о живой материи. Важнейшая задача физиологии – изучение процессов обмена веществ (внешний обмен), а также транспорт и превращение веществ в организме (внутренний обмен).

Необходимо усвоить различия живой и неживой материи. Для живой материи характерны следующие свойства: питание, дыхание, раздражимость, подвижность, выделение, размножение, рост.

Лесоводу для решения практических вопросов по выращиванию высокопродуктивных насаждений нужны знания физиологических процессов, протекающих в растениях. Но для понимания физиологических процессов на уровне растительного организма надо хорошо знать основные функции живых клеток. Для этого необходимо вспомнить из предыдущего раздела (строение клетки), важнейшие её органеллы, их химический состав, физиологические свойства и функции. Одной из основных функций клетки будет поглощение и выделение воды и разнообразных веществ. Надо разобраться, как совершаются эти процессы для воды и различных веществ. Усвоить понятия об осмотических свойствах клетки, тургорном давлении, сосущей силе клетки.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает физиология растений?

2. Чем отличается живая материя от неживой?

3. Что такое сосущая сила клетки?

4. Чему равно осмотическое давление, когда клетка полностью насыщена водой?

5. Методы определения сосущей силы.

 

Тема 3.3. Водный режим растений. Устойчивость растений

К неблагоприятным условиям среды

Студент должен

знать:

– значение воды в жизни растений, водный баланс дерева;

– отношение растений к неблагоприятным условиям среды.

Значение воды в жизни растений. Поглощение воды из почвы, проведение ее по стволу и транспирация.

Засухоустойчивость, газоустойчивость растений. Морозоустойчивость растений и зимостойкость. Значение воды в жизни растений. Поглощение воды из почвы, проведение ее по стволу и транспирация.

Литература

(1), с. 142-159

Методические указания

Водообмен растений складывается из трёх взаимосвязанных процессов: поглощение воды корнями дерева, проведение по стволу к листьям и испарение ими в атмосферу. Изучая водный баланс дерева необходимо хорошо усвоить, как происходит поглощение воды растениями, благодаря каким силам вода движется вверх по стволу и особенности этого движения, от каких внутренних и внешних факторов зависит транспирация. Особо следует разобраться в практически важных вопросах влияния внешних условий на всасывание воды деревом и интенсивность транспирации.

Следует обратить внимание на физиологические основы устойчивости растений к тем или иным неблагоприятным условиям произрастания и практические мероприятия, которые надо выполнить для устранения или уменьшения ущерба, наносимого народному хозяйству.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое водный баланс?

2. Что такое транспирация? Какое значение она имеет в жизни растений?

3. Какие факторы влияют на транспирацию?

4. Какие силы заставляют воду двигаться вверх по стеблю?

5. Какие виды воды доступны для растений?

6. К чему приводит вытаптывание почвы под деревьями?

7. Какие особенности засухоустойчивых растений?

8. Назовите газоустойчивые, морозоустойчивые и зимостойкие растения Вашей местности.

 

Тема 3.4. Процессы ассимиляции и диссимиляции в растениях

Студент должен

знать:

– химическую и энергетическую сторону процессов фотосинтеза, дыхания и связь фотосинтеза с урожаем.

Сущность процесса фотосинтеза. Хлорофилл, его химическая природа, физические свойства и роль в фотосинтезе. Влияние внешних и внутренних факторов на фотосинтез. Связь фотосинтеза с урожаем.

Автотрофные и гетеротрофные растения.

Процесс дыхания и его значение для растений. Интенсивность дыхания.

Брожение, его виды. Химическая и энергетическая сторона процессов.

Литература:

(1), с. 159-174.

Методические указания

Необходимо изучить сущность процесса фотосинтеза и значение его для жизни планеты; структуру хлоропластов, в которых происходит фотосинтез и роль в этом процессе хлорофилла. Его химический состав, физические свойства и условия образования в растениях. К.А.Тимирязев писал: «… что бы ни производил сельский хозяин и лесовод, он, прежде всего, производит хлорофилл и через посредство хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.». Рассмотрите влияние окружающих условий на фотосинтез и урожай растений, дневной ход фотосинтеза, проблему светолюбия и теневыносливости древесных пород. Регулируя свет в лесу, лесовод может регулировать жизнь леса в желательном для себя направлении.

Особое внимание следует уделить передвижению органических веществ в растениях, их превращению и отложению в запас.

Дыхание и брожение служит источником энергии для многих физиологических процессов растения. Дыхание происходит во всех живых клетках постоянно. Изучите связь между фотосинтезом и дыханием, так как эти процессы лежат в основе жизни растительных организмов. Детально разберитесь в зависимости дыхания от внешних и внутренних условий, а также в методах учёта дыхания. Выясните, почему аэробное дыхание эффективнее анаэробного.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое фотосинтез?
  2. Как влияют внешние факторы на фотосинтез?
  3. Какие вы знаете светолюбивые и теневыносливые растения?
  4. В чём заключается физиологическая сущность дыхания?
  5. Что такое брожение?
  6. Какие минеральные элементы необходимы для нормального роста и развития дерева?
  7. Какие внешние условия влияют на рост растений?
  8. Почему высшие растения не могут продолжительное время поддерживать свою жизнь при помощи анаэробного дыхания?
  9. Почему влажные семена в зернохранилищах «горят»?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...