Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.2. Растительная клетка




Студент должен

знать:

– особенности строения растительной клетки, ее оболочки, их химический состав и физические свойства;

– способы деления клеток.

Строение растительной клетки. Цитоплазма, ее химический состав и физические свойства. Ядро, его строение и роль в жизни клетки. Пластиды, их виды. Митохондрии. Рибосомы. Запасные питательные вещества. Вакуоли и клеточный сок. Оболочка клетки, химический состав, структурная организация. Поры. Видоизменения клеточной оболочки.

Деление клеток: митоз и мейоз.

Литература

(1), с. 82-94; (2), с. 5-40.

 

Методические указания

Мир растений очень разнообразен. Чтобы понять, как растения живут (растут, питаются, размножаются), необходимо изучить их внутреннее строение. Этим занимается анатомия растений. Начало анатомических исследований было положено открытием микроскопа в 17 веке, а изобретённый в 20 веке электронный микроскоп позволяет увеличить изображение в десятки и сотни тысяч раз. При изучении анатомии растений огромное значение имеет рисунок, который должен отражать все наиболее существенное, увиденное при изучении клетки, ткани или органа.

Надо знать, что у взрослой растительной клетки различают три основные части: оболочка, протопласт, вакуоль. Протопласт – живое содержимое клетки, включает в себя ядро и цитоплазму. Оболочка и вакуоль – неживые части клетки, продукты жизнедеятельности протопласта. Более подробно рассмотрено в указанной литературе.

При изучении данной темы следует хорошо запомнить строение, функции органелл клетки и продукты жизнедеятельности протопласта. Эти знания будут способствовать лучшему освоению материала по другим темам анатомии и при изучении физиологии растений. Особо обратите внимание на формирование клеточной оболочки и на процессы, происходящие в ней при видоизменениях.

Вопросы для самоконтроля

1. Как узнать живая или мертвая клетка?

2. Перечислите свойства цитоплазмы.

3. Какая роль митохондрий, рибосом, диктиосом?

4. Основные функции ядра.

5. Назовите физиологически активные вещества растительной клетки.

6. В каких частях растений происходит митоз, а в каких мейоз?

7. Сохраняется ли проницаемость клетки для воды при одревеснении, опробковении, кутинизации?

8. В чём отличие между клетками растений и животными?

9. Чем объяснить необыкновенную прочность растительного волокна?

 

Тема 2.3. Растительные ткани

Студент должен

знать:

– классификацию тканей, их функции и строение;

уметь:

– работать с микроскопом и изготавливать временные микропрепараты;

– различать под микроскопом различные виды тканей.

Ткани. Общее понятие. Классификация тканей.

Образовательные, покровные, механические, проводящие, основные и выделительные ткани.

Литература

(1), с. 100-104; с. 42-62.

 

Методические указания

Впервые термин «ткани» ввел в употребление Н. Грю в 17 веке в книге «Анатомия растений». Наука, которая изучает растительные ткани, называется гистологией. Растительными тканями называются группы клеток, одинаковых по происхождению, форме и выполняемым функциям.

Для изучения анатомического строения стебля, корня, листа необходимо знание тканей, клетки которых, взаимодействуя между собой, обеспечивают единство всего растения. В соответствии с формой, строением и характером соединения клеток ткани бывают паренхимные и прозенхимные, живые и мертвые, рыхлые и плотные, толсто- и тонкостенные, временные и постоянные. Временной является образовательная ткань (осуществляющая рост). А постоянными – покровная, механическая, проводящая, основная, выделительная. О каждой ткани надо знать: её происхождение, месторасположение, особенности строения и выполняемые функции.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое ткань? Какие группы тканей выделяют у растений?

2. Дайте классификацию образовательных тканей.

3. За счёт, какой меристемы происходит нарастание органов в длину и толщину?

4. Какие органы растений покрыты эпидермисом, перидермой, коркой?

5. Через какие приспособления в покровной ткани осуществляется связь с внешней средой?

6. В чём сходство и различие сосудов и трахеид?

7. Функция механической ткани.

8. В каких органах растения встречаются различные типы основной ткани?

9. Какие функции выполняют выделительные ткани в растениях?

10. Как люди используют склеренхиму?

11. Почему основные ткани получили такое название?

12. Как долго функционируют сосуды?

Лабораторное занятие №1

Растительные ткани.

 

Тема 2.4. Анатомия вегетативных органов растений

Студент должен

знать:

– анатомическое строение стебля однодольных и двудольных растений;

– процесс образования ствола деревьев;

– особенности строения ствола хвойных и лиственных деревьев;

– возрастные изменения и образование пороков древесины;

– особенности строения корня, плоского листа и хвои;

уметь различать:

– анатомическое строение стебля однодольных и двудольных растений;

– анатомическое строение ствола хвойных, лиственных рассеяннососудистых и кольцесосудистых пород;

– отличительные признаки плоского листа и хвои.

Анатомическое строения стебля. Первичное пучковое строение стебля однодольных и двудольных растений. Переход от первичного пучкового к вторичному беспучковому строению. Работа камбия и образование годичных колец древесины. Анатомическое строение ствола хвойных деревьев. Анатомическое строение ствола лиственных деревьев. Возрастные изменения древесины. Образование пороков древесины. Анатомическое строение корня. Анатомические строение плоского листа и хвои.

Литература

(1), с. 104-136; (2), с. 97-122.

 

Методические указания

При изучении анатомического строения стебля, корня. Листа надо исходить из того, что наличие и расположение тканей в этих органах связано с выполнением их функций. Одновременно с изучением текстового материала внимательно работайте с имеющимися в учебниках схемами и рисунками.

Все растения условно делят на травянистые и древесные. Стебли этих групп растений отличаются по морфологическим признакам и внутреннему строению. Стебли травянистых растений имеют пучковое строение, древесных – беспучковое. Строение стебля определяется размещением в нём проводящих тканей, которые представлены сосудисто – волокнистым пучком. У древесных растений проводящими являются древесина и луб, которые расположены сплошными кольцами. Надо хорошо знать строение сосудисто-волокнистых пучков, отличительные особенности стебля однодольного и двудольного травянистых растений, структуру годичного кольца, строение и тканевый состав древесины и коры хвойных и лиственных пород, возрастные изменения древесины и характер их проявления.

При изучении корня надо уяснить не только специфические особенности строения, но и общие черты с организацией стебля.

В связи с выполняемыми функциями в листе хорошо развиты ассимиляционные и проводящие ткани, а также покровные и механические. В некоторых листьях представлены выделительные ткани и защитные структуры. Обратите внимание на различие в анатомическом строении хвои и плоского листа, на особенности строения световых и теневых листьев.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какое строение имеет сосудисто – волокнистый пучок?

2. Назовите отличия между открытыми и закрытыми пучками.

3. По каким особенностям на анатомическом срезе можно узнать стебель двудольного травянистого растения?

4. У каких растений в стебле между древесиной и лубом находится камбий?

5. Как возникают годичные кольца?

6. От чего зависит ширина годичного кольца?

7. Какие ткани входят в состав древесины?

8. Чем рассеяннососудистая древесина отличается от кольцесосудистой?

9. Основные отличия древесного стебля от травянистого.

10. Какие различия корнем и стеблем древесного растения?

11. Назовите отличительные признаки плоского листа и хвои.

 

Лабораторные занятия №2, №3, №4

Изучение анатомического строения стебля однодольных и двудольных растений.

Изучение строения ствола хвойных и лиственных пород.

Изучение особенностей анатомического строения корня, плоского листа и хвои.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...