Проверка привязанностей нашей души
Рассматривай потихоньку, в каком состоянии находится сердце. Какие заметные для тебя ошибки ты сделала?
Для краткости сведи проверку на поиски твоих страстей.
Какими были мы за это время и как вели себя в от ношении к Богу, ближнему и самому себе? Как относились ко греху, который находили в себе, и к тем грехам, которые замечали в других? Ведь мы должны желать, чтобы были уничтожены и те и другие. Каковы были мы в отношении наших желаний, касающихся земных благ, удовольствий, почестей? Чего больше боялись - согрешить или потерять земные блага? Быть может, мы слишком много надежд возлагали на мир и тварь? Быть может, мы слишком сильно печалились или радовались тому, что относилось к вещам суетным, недостойным внимания? Какие страсти им обладают? Что больше всего вредит ему?
Состояние сердца лучше всего можно узнать, проверяя страсти одну за другой. Так игрок, настраивая скрипку, проверяет одну за другой все струны, отпуская или натягивая те из них, которые вносят диссонанс.
Так, проверив по очереди: любовь, ненависть, желания, страх, надежду, печаль и радость нашей души и, заметив, что которая нам нужна, т.е. славы Божией, мы можем их лучше настроить при помощи благодати Божией, и, воспользовавшись советами духовного отца.
Глава VIII ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ ПО ОКОНЧАНИИ ПРОВЕРКИ После того, как ты рассмотрела все и увидела, где ты находишься, благодари Бога за те улучшения, которые ты заметила, и признайся, что через них ты увидела милость Божию по отношению к тебе.
Смирись перед Богом, сознавая, что ты продвинулась слишком мало и что причиной тому твое собственное нерадение. Ты не выполняла верно, мужественно и постоянно того, что указал и внушал тебе Бог. Про си у Него прощения за свою неверность, умоляй Его сделать тебя верной. Отдай Ему твое сердце, чтобы Он был его господином. Призывай Божию Матерь, ангела хранителя и всех святых.
Глава IX СОВЕТЫ О ТОМ, КАК ВОЗОБНОВИТЬ СВОИ РЕШЕНИЯ После того, как ты проверила себя и посоветовалась с достойным руководителем о своих недостатках и борьбе с ними, возьми следующие указания за основу ежедневных размышлений тем же самым методом, какой был изложен в первой части книги.
Глава X РАЗМЫШЛЕНИЕ ПЕРВОЕ: О СОВЕРШЕНСТВЕ ДУШИ Подумай о благородстве и совершенстве души, которая может не только познавать видимый мир, но и знать о существовании рая и ангелов, которая знает, что есть Бог Всевышний, Милосердный и Неизреченный, что есть вечность, знает, что нужно для того, чтобы правильно жить в этом видимом мире, а в вечности соединиться с Богом и с ангелами.
Душа наша имеет волю, такую благородную, что она может любить Бога. И подобно тому, как пчела отдыхает только на цветах, так и душа может найти покой только в Боге, а не в каком-либо творении. По думай о занятиях и развлечениях, которые занимали тебя прежде, и скажи, не были ли они полны досадных тревог, мучительных мыслей и надоедливых за бот, среди которых твое бедное сердце чувствовало себя несчастным. Увы! Наше сердце стремится к тварям, оно спешит к ним, думая осуществить свои желания: но оно скоро убеждается в том, что ничто не может его удовлетворить. Богу угодно, чтобы сердце не находило себе покоя вне Его. Когда голубка вылетала из Ноева ковчега (Быт 8.9), она должна была вернуться к своему Богу. Какая природная красота есть в нашем сердце! Почему же мы заставляем его против его воли служить тварям? «О, моя прекрасная душа, - скажешь ты, -ты можешь желать и понимать Бога. Зачем же ты увлекаешься меньшим? Ты можешь при обретать Вечность, зачем же ты гонишься за мгновенным? Блудный сын мог наслаждаться в доме отца, но он собирал крохи вместе со скотами (Лк 15.16-17). О, душа моя, ты можешь познавать Бога! Зачем же ты удовлетворяешься столь ничтожным?» Напоминай своей душе, что она вечна и достойна вечности. Вдох ни в нее мужество и стремление к совершенству.
Глава XI РАЗМЫШЛЕНИЕ ВТОРОЕ: О СОВЕРШЕНСТВЕ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ Подумай о том, что только добродетель и благочестие могут дать душе удовлетворение в этом мире. По смотри как они прекрасны. Сравни добродетель с пороком, как с его противоположностью. Как прекрасно терпение по сравнению с мстительностью, кротость по сравнению со злобой, смирение с тщеславием, милосердная любовь с завистью, трезвенность с беспорядочностью. Добродетель дает душе радость и мир, порок оставляет ее бессильной и оскорбленной.
Тот, кто находится хоть немного во власти пороков, не может быть вполне доволен, а у кого большие по роки - тот всегда недоволен. Но добродетель, даже малая, приносит удовлетворение, которое усиливается по мере ее умножения.
Благочестивая жизнь так прекрасна, что тот, кто се познал, может вместе с самарянкой воскликнуть: «Господи, всегда подавай мне эту воду» (Ин4.15).
Глава XII ТРЕТЬЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ: ПРИМЕРЫ СВЯТЫХ Обратите внимание на святых: чего только они не делали, чтобы научиться любить Бога и посвятить себя Ему. Посмотрите на мучеников непобедимых в своей решимости - каких страданий они не испытывали! Но они охотнее соглашались претерпеть смерть, чем отказаться от Бога. Какую твердость проявляли слабые женщины и дети! Посмотрите на святых исповедников. Как сильно было их презрение к миру. Ни что не могло поколебать их. Через какую борьбу и страдание проходили они, чтобы остаться верными Богу. Вспомни, что говорит Августин о своей матери Монике, Иероним о Пауле. Они стремились к Тому же Богу, к тем же добродетелям. Почему в нашем положении мы не делаем того же?
Глава XIII
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|