Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вместе с тем уже в стадии возбуждения дела признаки должны быть сопоставлены с элементами состава преступления, предусмотренного определенной уголовно-правовой нормой.




1. Объект преступления. Следует выявлять наличие преступных последствий, которые представляют собой общественно вредные изменения в объекте, охраняемом уголовным правом. Наряду с определением родового объекта должен быть установлен и непосредственный объект посягательства.

При разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела особое внимание следует обращать на отграничение объекта посягательства от общественных отношений, регулируемых иными отраслями права (гражданским, административным, трудовым и др.).

2. Объективная сторона преступления. Признаки, составляющие объективную сторону, должны свидетельствовать о противоправном преступном характере действия (бездействия) и о возможном наступлении уголовной ответственности.

Необходимая и достаточная точность в установлении обстоятельств, составляющих объективную сторону, зависит от характера преступления. Так, при совершении мошенничества в местах большого скопления народа в постановлении о возбуждении уголовного дела достаточно указать примерное место совершения деяния (например, юридический адрес рынка); если же произошло ДТП, сопряженное с причинением вреда здоровью, требуется указать максимально точные координаты места происшествия.

Следует отграничивать уголовно наказуемые деяния от действий, порождающих иные виды юридической ответственности.

Кроме того, установлению подлежит причинно-следственная связь между деянием и наступившими вредными последствиями. Иногда такая связь определяется предположительно, поскольку окончательный вывод может быть сделан только в результате следственных действий, большинство из которых производится только по ранее возбужденному делу.

Кроме того, нужно иметь в виду, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т. е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству (ч. 2 ст. 14 УК). При этом степень малозначительности должна быть такой, чтобы любая уголовная ответственность и наказание за деяние представлялись несоразмерными правонарушению. Если действия подпадают под иные виды ответственности, за их совершение может наступить применение административных, дисциплинарных и иных мер воздействия.

3. Субъект преступления. При возбуждении уголовного дела субъект можно считать установленным только в случаях, когда уже в данной стадии имеются сведения о том, что наступивший вред является следствием противоправного поведения конкретного лица. Эти сведения могут содержаться как в самом поводе, так и в материалах проверки.

Достоверное установление субъекта преступления происходит на последующих стадиях производства по делу. На момент возбуждения дела данные о лице должны быть установлены в обязательном порядке только в случае, когда в его действиях усматриваются признаки индивидуально-определенного преступления – злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК), побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК), дезертирство (ст. 338 УК) и др.

4. Субъективная сторона. Признаки, составляющие субъективную сторону преступления, могут быть достоверно установлены только в результате судебного рассмотрения уголовного дела. Когда на момент возбуждения дела лицо, совершившее деяние, не установлено, вопрос об определении субъективной стороны не возникает. Однако, если в поводе или проверочных материалах имеются сведения о лице, совершившем деяние, необходимо отграничивать целенаправленные действия человека от случайного стечения не зависящих от воли людей обстоятельств, причинивших сходные последствия.

Должностные лица при получении информации о преступлениях обязаны принять экстренные меры по их пресечению, устранению вредных последствий, а также по охране места происшествия и сохранению следов. Затем они связываются с ближайшим подразделением соответствующего органа и выполняют указания Дежурного.

При подаче заявления лицо может пользоваться как официальным языком судопроизводства, так и любым другим языком, которым оно владеет.

Поступившая информация подлежит обязательной и немедленной регистрации в учетной документации органа, в который поступил повод. Информация регистрируется без согласования с руководством. При этом на лицевой стороне заявлений, сообщений и иных документов проставляются специальный штамп учреждения, дата регистрации, порядковый номер поступившего документа и фамилия дежурного, принявшего информацию.

Информация о преступлениях и происшествиях, которая поступила в канцелярию правоохранительного органа по каналам связи, регистрируется в качестве входящей корреспонденции. Руководитель органа дает письменное указание о ее регистрации в журнале учета, после чего принимает решение о порядке ее проверки.

Передача такой информации для проверки и исполнения без регистрации в дежурной части категорически запрещена.

Если разрешение информации не входит в компетенцию органа, соответствующий повод после регистрации направляется по подследственности или в суд, о чем делается запись. Одновременно принимаются меры по пресечению или предупреждению преступления, а также по обеспечению сохранности следов на месте происшествия.

Информация о преступлениях, которая поступила из иных органов, подлежит обязательной регистрации. При этом срок ее разрешения исчисляется с момента последней записи в учетных документах.

Категорически запрещено списывать поступившие заявления и сообщения через секретариат соответствующего органа, а также принимать по ним какие-либо иные решения, кроме предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК (подробно об этом см. разд. 5.5).

Прокурор, осуществляющий надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК).

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Перед принятием решения должностное лицо проверяет повод на предмет его доброкачественности, достаточности содержащейся в нем информации для разрешения вопроса о возбуждении дела или вопроса о наличии оснований отказа в возбуждении уголовного дела (ст. 24 УПК).

Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя или дознавателя продлить срок принятия решения до 10 суток.

Дополнительная проверка повода происходит в срок до 10 суток в случаях, когда в источнике информации отсутствуют достаточные данные, свидетельствующие о наличии признаков уголовно наказуемого деяния. Ходатайство должно содержать обоснование реальной необходимости продления срока, а также перечень проверочных действий, которые необходимо выполнить в течение дополнительного срока.

При проверке возможно производство процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, направленных на получение достаточной информации.

Основной формой проверки является получение объяснений от граждан и должностных лиц. Объяснение оформляется протоколом, содержащим следующие реквизиты: 1) место и время (дата, время начала и время окончания составления); 2) должность, звание, фамилия лица, составившего протокол; 3) информация, сообщенная лицом, у которого отбирается объяснение; 4) отметка о том, что протокол прочитан лицу вслух (или им лично) и с его слов записан правильно; 5) подписи гражданина и должностного лица, составившего протокол.

Перед дачей объяснения лицо не предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложные показания. С другой же стороны, ему необходимо разъяснить положение ч. 1 ст. 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определен в п. 4 ст. 5 УПК.

Объяснение следует составлять от первого лица и по возможности дословно. В ходе составления протокола должностное лицо может задавать уточняющие вопросы.

Назначение объяснения – установить обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии оснований для возбуждения дела. Поэтому при его получении основное внимание следует уделять установлению именно признаков преступления, а не полного объема обстоятельств, подлежащих доказыванию (см. ст. 73 УПК). При возбуждении уголовного дела данные обстоятельства будут устанавливаться в ходе допросов и иных следственных действий.

При отказе в возбуждении уголовного дела закрепленная в протоколе информация носит окончательный характер, так как следственные действия в дальнейшем производиться не будут.

Находясь на месте происшествия, следователь до возбуждения уголовного дела:

1) осуществляет руководство следственно-оперативной группой, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов, направленную на установление очевидцев, пострадавших и лиц, совершивших преступление, фиксацию и изъятие следов преступления, формирование доказательственной базы;

2) через дежурного привлекает к участию в осмотре специалистов различного профиля, а также лиц для оказания помощи при осмотре больших по площади территорий;

3) совместно с членами следственно-оперативной группы изучает первоначальные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства. На основе полученной информации планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления;

4) дает поручения и указания оперативным сотрудникам и работникам других служб о производстве розыскных и поисковых мероприятий;

5) несет персональную ответственность за качество, полноту и результативность осмотра, применения криминалистических средств и методов, сбор, упаковку и сохранность изъятых следов и иных вещественных доказательств;

6) по результатам осмотра места происшествия принимает решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;

7) при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, через начальника ОВД направляет материал в орган дознания для дополнительной проверки.

Когда для разрешения вопроса о возбуждении дела требуется установить факт причинения вреда здоровью субъекта, на данной стадии с участием специалиста может производиться осмотр трупа в рамках осмотра места происшествия, который в соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК в случаях, не терпящих отлагательства, может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

В соответствии с ФЗ от 12 августа 1995 г. (в ред. ФЗ от 20 марта 2001 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки РФ, Министерства юстиции РФ вправе представлять результаты ОРД для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела. Рапорт об обнаружении преступления служит поводом к возбуждению уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), а наличие в поводе и материалах проверки достаточных данных, указывающих на признаки преступления, – основанием для возбуждения такого дела (ч. 2 ст. 140 УПК).

В соответствии с п. 5 Инструкции от 13 мая 1998 г. «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно; сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о месте нахождения следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности (подробно об этом см. разд. 29).

К числу проверочных относятся также действия по оценке свойств и меры различных объектов. Например, это может быть экспресс-анализ вещества на предмет содержания в нем наркотических средств, определение его массы, оценка возможности применять определенные приспособления в качестве огнестрельного или холодного оружия и т. п.

К иным действиям, производство которых возможно на данной стадии, относится истребование материалов из учреждений, предприятий, организаций, а также от должностных и физических лиц. Материалы представляют собой официальные и неофициальные документы (справки, акты ревизий, характеристики, копии приказов, личная переписка и др.). Возможно назначение дополнительных ведомственных проверок, результаты которых также отражаются в документах.

Поскольку проверочные действия ограничены сроками, каждый раз следует определять оптимальное соотношение между достаточностью полученных данных и необходимостью своевременно начать производство по делу.

До возбуждения уголовного дела категорически запрещено производить допросы, выемки и иные следственные действия, не проставляя при этом дату и время их начала и окончания. Такие действия противоречат основному назначению данной стадии и придают ей характер предварительного расследования, незаконно производимого помимо возбужденного производства.

Недопустимо производство каких-либо следственные действий лицами, которые не имеют на то процессуальных полномочий, действуют до возбуждения уголовного дела и без поручений следователя. Например, если уголовное дело было возбуждено следователем ОВД, а допрос свидетеля был проведен участковым уполномоченным до возбуждения дела и в отсутствие поручения следователя, протокол допроса должен быть признан не имеющим юридической силы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...